Биотические связи в природе
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

УУрок разработан по программе Сонина Н И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bioticheskie_svyazi_v_prirode.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Биотические связи в природе.

Цель:  познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов.

 Организационный момент.

 Проверка домашнего задания.

Объясните понятия «жизненная форма» и «экологическая  группа». В чем их различие?

Какие свойства тела у белого медведя и пингвина позволяют им переносить без ущерба 50о-ные морозы?

Почему в приполярных районах Земли мало холоднокровных животных?

Для остальных учащихся – тест (2 варианта)

 Изучение нового материала. 

Связи между разными организмами называются биотическими 

                                                   прямыми                                                  косвенными. 

                                                  Хищничество                                            Конкуренция

                                                  Собиратели                                               Мутуализм

                                                  Пастьба.                                                     Симбиоз

                                                  Паразитизм                                               Комменсализм

                                                                                                                       Нейтрализм

По ходу объяснения учителем нового материала, учащиеся в рабочих тетрадях заполняют таблицу (кроме последней графы):

                            Типы  взаимоотношений  организмов в  биоценозах

Тип взаимоотношений

Характер взаимодействия

Пример

Хищничество

– способ добывания пищи и питания животных

Волки поедают зайцев, пауки- мух.

Собиратели

– способ питания мелкой многочисленной добычей, не способной убегать или оказывать сопротивление,

 Пастьба.                                                     

захват больших количеств пищи и её усвоение

коровы на лугу

Паразитизм

способ питания за счет питательных веществ другого организма

Гриб- трутовик.

Конкуренция

совместно живущие виды сообща используют одни и те же ресурсы, количество которых ограничено

Мутуализм

взаимополезные обязательные или случайные связи между организмами

рак-отшельник и актиния, акация и муравьи).

Симбиоз

Взаимовыгодные отношения в природе

лишайник, микориза, бактерии кишечного тракта

Комменсализм

полезные одному из партнеров и безразличные для другого

Рыбы- прилипалы и акулы.

Нейтрализм

Виды не влияют друг на друга

Волк и майский жук.

 

Закрепление знаний. Задание:   Определить, о каком типе взаимоотношений идет речь.

  1.  «Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи»
  1. Белки и лоси, проживая в одном лесу практически не контактируют друг с другом».
  1.  «Уже  у одноклеточных  животных  встречается поедание одного вида другим видом, например, хищные инфузории нападают на инфузорию-туфельку»
  1.  «В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»
  1.  «…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли. »
  1.  «Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома.  Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».
  1.  «Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков».

Домашнее задание. Выучить § 53, подготовить ответы на вопросы после параграфа. Закончить заполнение таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биотические связи в природе

1.      Цель  урока: познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов9. Задачи:- обучающие:...

Б-9_Проверочная работа по теме "Биотические связи в природе"

Проверочная работа по биологии по теме "Биотические связи в природе" позволяет определить уровень понимания данной темы у учащихся 9 класса. Ответы могу выслать по электронке:)...

Урок биологии в 9 классе "Биотические связи в природе" по учебнику Пономарёвой И.Н.

Предлагаемый методический материал направлен на достижение современных целей образования. Элементы современных технологий - развития критического мышления, игровой, ИКТ, а также деятельностный подход ...

Урок биологии по теме "Биотические связи в природе", 9 класс

Разработка урока по биологии для 9 класса по теме:  "Биотические связи в природе"...

Разработка открытого урока в 9 классе: "Биотические связи в природе"

Разработка открытого урока по биологии в 9 классе с элементами подготовки к итоговой аттестации: "Биотические связи в природе"....

Презентация к уроку биологии в 9 классе: "Биотические связи в природе"

Презентация к уроку биологии в 9 классе: "Биотические связи в природе". Содержит элементы для подготовки к итоговой аттестации....

Презентация "Биотические связи в природе"

Презентация "Биотические связи в природе" может быть использована, как на уроках биологии, так и на занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....