Урок Живые якоря
презентация к уроку (биология, 6 класс) по теме

Урок "Живые якоря" относится к теме "Корень. Типы корневых систем" 6 класс по УМК "Биология. Растения. 6 класс" автор В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhivye_yakorya_2.ppt1.39 МБ
Microsoft Office document icon urok_zhivye_yakorya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Живые якоря»

Слайд 4

Цель урока : сформировать представление о корне растений. Задачи : дать понятие корню и видам корней. охарактеризовать корневые системы, выработать умение их распознавать. познакомить с функциями корня формирование умения делать выводы.

Слайд 5

Маршрут урока виды корней корневая система видоизменения корней функции корня строение корня

Слайд 7

КРОНА корень

Слайд 10

Зоны корня корневой чехлик зона деления зона роста зона всасывания зона проведения

Слайд 11

Корневой чехлик Корневой чехлик защищает кончик корня от повреждений. Под ним располагается зона деления, обеспечивающая рост корня в длину. зона деления

Слайд 12

Зоны корня зона роста зона всасывания

Слайд 13

Поглощение минеральных веществ через зону всасывания Зона всасывания содержит корневые волоски, через которые осуществляется поглощение воды с растворенными в ней минеральными веществами.

Слайд 14

Корень – орган минерального питания 13 элементов поглощаются корнями: N – азот, К – калий, Р – фосфор, Mg – магний и S - сера – макроэлементы. К микроэлементам относят: Мо – молибден, В – бор, М n – марганец, Zn – цинк, Cu – медь, Fe – железо, С l - хлор .

Слайд 15

Видоизменения корней

Слайд 16

К О Р Н Е П Л О Д Это утолщенный видоизмененный корень. В нем запасаются: вода; минеральные вещества; органические вещества; витамины.

Слайд 17

Поглощение минеральных веществ через зону всасывания 1- кора 2 – пробка 3 – камбий 4 – древесина 5 – сердцевина (сосуды) 1 2 3 4 5

Слайд 18

М И КО Р И З А На корнях растений сем . Бобовые образуются вздутия, в которых развиваются азотфиксирующие бактерии. Они вступают в симбиоз (взаимовыгодное сожительство) с корнями, обеспечивая растение азотом.

Слайд 19

Функции корня усваивают азот N 2 участвуют в дыхании фиксация в почве корни-подпорки симбиоз запасающая воздушные корни

Слайд 20

Домашнее задание: параграфы 19, 20, 21; вопросы в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

«Живые якоря»

вводный урок по теме: «Корень. Виды корней,  типы корневых систем».

Цель:  

  1. Провести вводное ознакомление с корнем  как  функциональной структурой.
  2. Дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению.
  3. Показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит  в поглощении неорганических веществ.

Оборудование: Презентация «Живые якоря» (Приложение 2), гербарий «Корень», «Типы корневых систем», рабочая карта урока (Приложение 1).

План урока:

1. Активизация познавательной деятельности.(постановка проблемы)

2. Корень и виды корней.

3. Корневые системы, типы корневых систем.

4. Видоизменения корня.

5. Функции корня.

6. Закрепление материала.

Приложение 1

Приложение 2

Учитель:

     Попробуйте в ветреную погоду пройти с раскрытым зонтом, что произойдет?

 (Слайд 1)

     Конечно же, его либо сломает, либо вырвет у вас из рук. А как же быть растениям, у которых широкая крона? (Слайд 2)

-  Что позволяет им удерживаться в земле? (Слайд 3) 

  Это корни. И их мы назовем якорями, которые удерживают растения. Это одна из функций корня. (Слайд 4)

     Как устроены эти якоря, какую роль еще они могут выполнять, какими могут быть мы сегодня с вами и познакомимся. (Слайд 5)

     Взгляните на маршрут урока. Обратите внимание, мы начинаем с функций корня наш путь и вернемся к ним в конце урока. (Слайд 6)

  Действительно, корни это своеобразные якоря, которые удерживают крону растений. (Слайд 7)

И только, если приложить усилия можно вытянуть некоторые растения с корнем.

 Вспомните русскую народную сказку «Репка». Вот о подобных якорях и не только пойдет речь сегодня. (Слайд 8)

    Корень - это подземный орган растения.

Взгляните, вот такими мы видим корни растений. Как же они появляются?

Ученики:

- При прорастании семян появляются корни.

Учитель: 

- Правильно. И первый корень, который появляется у растений,  называется зародышевый. Из него появится – главный корень. (Рисунок 1)

 Но корни могут отходить от стебля, они называются – придаточные.

От придаточных корней и главного отходят – боковые корни. 

Все корни одного растения составляют корневую систему. (Рисунок 2)

Если главный корень ярко выражен, развит, она называется стержневая. Она характерна для большинства растений. У некоторых растений главный корень невозможно отличить от придаточных и боковых корней. Они имеют мочковатую корневую систему.

Работа с гербарием.

Вам предлагается рассмотреть гербарий растений, имеющих разные типы корневых систем.  

Распределите растения на две группы и заполните таблицу. 

Таблица 1

Тип корневой системы

Примеры

1.Мочковатая

2. Стержневая

Учитель:

-  Благодаря такому внешнему строению корни достаточно прочно удерживают растения в почве. (Слайд 9)

У корня можно выделить определенные зоны, или участки. Исходя из их названий, можно сказать еще какие функции выполняет корень. (Учащиеся обсуждают новый материал и заполняют таблицу).

Таблица 2

Название зоны корня

Функция

1. Корневой чехлик

2. Зона деления

3. Зона роста

4. Зона всасывания

5. Зона проведения

(Слайд 10) Обратите внимание на зону корневого чехлика и зону деления, они необходимо важны для растений. (Слайд 11).  

 А зона всасывания имеет особое строение, поэтому мы рассмотрим ее строение на поперечном срезе. (Слайд 12) Благодаря такому строению,  корень называют органом минерального питания. (Слайд 13)

 Такое строение имеют большинство корней. Но корни некоторых растений растут в особых условиях, поэтому видоизменяются. Учащиеся заполняют схему.

 Схема 1

Видоизменения корня

корнеплод

 

Дыхательные корни

Корни-присоски

Корни-подпорки

Воздушные корни

   Обратите внимание на корнеплод – это утолщенный видоизмененный главный корень. (Слайд 14)

    Благодаря особому строению он является местом запасания питательных веществ.

Помимо этого, такой массивный корень является надежным фиксатором растения в почве. (Слайд 15)

    Но чтобы запасти вещества их нужно получить, а корень их всасывает через корневые волоски и продвигает дальше. Этому способствует особое внутреннее строение. У корня как не удивительно тоже есть кора, древесина и сердцевина. Кора защищает корень от повреждений, а древесина и сердцевина продвигают воду с минеральными веществами вверх от корня и органические вещества вниз к корню. (Слайд 16)

   Особого внимания требует тот факт, что на корнях Бобовых растений образуются вздутия. В них поселяются азотфиксирующие растения, они усваивают атмосферный азот,  переводя его в состояние, доступное для растений. Тем самым, корни растений могут вступать во взаимовыгодное сожительство с бактериями – микориза.

     Такой тип отношений характерен для грибов и корней деревьев (например, осина и подосиновик).

Беседа о роли гриба и корня растения в таких отношениях.

Функции корня.

(Слайд 17)

    Исходя из выше сказанного, мы можем сформулировать основные функции корня.

Дети перечисляют функции, которые уже узнали, записывают в тетради.  Закрепление материала.

Мини-блиц  «Корень»

-  Что появляется из зародышевого корешка? (Главный корень)

-  Взаимовыгодное сожительство корня и других организмов. (Микориза)

-  Корень является органом … питания? (Минерального)

-  Корень слабо выражен у … корневой системы. (Мочковатой)

-  Назовите растения,  для которых характерна стержневая корневая система.

-  Назовите растения,  для которых характерна мочковатая корневая система.

-  Как вы думаете,  почему у верблюжьей колючки такой длинный корень?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: "Вредные привычки. Курение". Тема урока: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю...

урок-исследование. Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка".

Урок- исследование по рассказу В. П. Астафьева "Ангел-хранитель" для учащихся 5-6 классов способствует процессу духовного развития детей, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывает люб...

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

урок "Живые клетки"

изучение темы "живые клетки" в 5 классе (природоведение)...

урок "Живые клетки"

конспект урока содержит краткую историческую справку развития увеличительных приборов, строение микроскопа и живых клеток....

урок "Живые клетки"

конспект урока содержит краткую историческую справку развития увеличительных приборов, строение микроскопа и живых клеток....

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....