Транспорт веществ у животных.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Мартынова Анна Николаевна

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина в технологии развития критического мышления. Включает конспект занятия, презентацию, электронное домашнее задание для дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx148.94 КБ
Файл edz.docx198.93 КБ
Файл tzh.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Передвижение веществ в организме животного.

Цель: сформировать знания об особенностях переноса веществ в организме одноклеточных и многоклеточных животных.

Задачи:

Образовательные: повторить особенности переноса веществ в организме растений, выявить значение переноса веществ и кислорода в жизни животных, изучить особенности строения кровеносной системы, состав крови.

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рисунки учебника, компьютер, интерактивная доска, ЦОР

Ход урока

     Проверка знаний учащихся.

Решение биологических задач:

  1. Почему у томатов и винограда рекомендуется обрезать боковые побеги? Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждений грызунами? Как их защищают?
  2. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол “кольцом”. Какое дерево может погибнуть? Почему?
  3. У Эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что этому способствует?

Выполнение тестовых заданий по вариантам (5 минут).

Вызов.

Транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Каково его значение?

Как  он происходит у одноклеточных и многоклеточных животных?

Почему эпиграфом урока являются слова Розенблата «Эликсиром жизни» является кровь»?

С древних времён интерес к крови не случаен. Значительные кровопотери, при ранении была причиной потери сознания или человека. Кровь боготворили, кровью клялись в дружбе, любви, кровью смывали позор и оскорбления. А у всех ли организмов она есть? Как возникла? Где находится в организме?

Осмысление.

Рассмотрим особенности транспорта веществ у одноклеточных животных на примере амебы. Отнеситесь с уважением к этому одноклеточному организму. Примерно так выглядели когда-то наши далекие предки.

У амебы – в результате ее движения, цитоплазма перетекает из одной части в другую. Содержащиеся вещества в ней перемешиваются и разносятся по всей клетке.

Механизмы переноса веществ сходны с таковыми у растений, однако кроме пассивного транспорта, появляется еще и активный (видео). Почему пино- и фагоцитоз возможны только в животной клетке? Морская среда – колыбель, в которой зародилась жизнь, долго служила своим детям транспортным средством, доставлявшим к их клеткам все необходимое. Но животные, развиваясь, усложнялись. И тут совершилось замечательное превращение (конечно не сразу, а за миллионы лет) организмы заключили часть окружавшей их воды внутрь тела, создав собственный «водопровод». Постепенно захваченная «в плен» морская ввода изменялась, и превратилась в удивительную жидкость, циркулирующую по кровеносной системе, Так мир обзавелся кровью.

Даже под микроскопом ничего не видно в крови, только густо-красная пелена. Но если кровь развести раз в двести и потом капнуть на предметное стекло микроскопа, то взору откроется картина, которая привела в восторг голландца Левенгука.

Работа со схемой «Строение крови». Просмотр видеофрагмента «Строение крови».

Ученики находят в учебнике на стр. 80 функции клеток крови и плазмы, записывают в тетрадь.

Без гемоглобина кровь растворяет в 70 раз меньше кислорода. Как клетки могут уничтожить микробов?

Что собой представляет кровь? Сформулируйте определение.

Ученики рассматривают под микроскопом препараты крови лягушки и человека, предлагают гипотезы о причинах различий количества и размеров эритроцитов.

Есть в мире животные – цветом крови чистые аристократы. Это скорпионы, пауки и спруты. Вместо гемоглобина у них пигмент, содержащий не железо, а медь.

Да и кровь их не совсем кровь, а гемолимфа.

Запись термина в тетрадь.

Почему у насекомых гемолимфа не участвует в переносе газов?

Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

О биении сердца и движении крови было известно еще древнему человеку, но изучены эти процессы

были только в XVI—XVII вв.

Почти двадцать веков в науке господствовало ошибочное представление Аристотеля о том, что кровь и теплота образуются в сердце. Впервые объяснил циркуляцию крови по кровеносной системе английский врач Уильям Гарвей, и это было настоящим подвигом, революцией в науке. Тернистый путь был пройден, прежде чем стали известны факты, знакомые сейчас каждому школьнику. Перечислите эти факты, не повторяясь.

Знакомство со строением кровеносной системы. Ученики определяют различия между сосудами с помощью текста учебника на стр. 81 и записывают определения в тетрадь.

У позвоночных кровеносная система устроена по единому “плану”. У всех замкнутая кровеносная система, кровь, сосуды и сердце.

В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращение последних выталкивает ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

А у насекомых, ракообразных, моллюсков кровеносная система состоит из сосудов и сердца. По ним течет гемолимфа. Которая, так же как и кровь переносит питательные вещества и кислород. Но в отличие от системы дождевых червей, у данных животных гемолимфа из сосудов изливается в промежутки между органами – полости тела. Затем снова поступает в сосуды и к сердцу. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Видеофрагмент «Кровеносная система ракообразных». Работа с рисунками (определение типа кровеносной системы различных животных).

        У человека и многих других животных в транспорте веществ участвует также и лимфатическая система.

        Лимфа, циркулирующая в ней содержит белые клетки крови и продукты жизнедеятельности клеток, отфильтрованные из межклеточного вещества. Лимфатическая система откачивает из тканей избыток воды и возвращает ее в кровь.

Инструктаж по выполнению домашнего задания: стр. 80-81 в учебнике, термины выучить наизусть.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вас удивило?

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?

Выполнение тестового задания в тетрадях.



Предварительный просмотр:

Передвижение веществ в организме животного.

  1. Изучи статью учебника на стр. 80-81 и презентацию о транспорте веществ в организме животного.
  2. Выпиши в тетрадь и выучи наизусть  определения терминов: фагоцитоз, пиноцитоз, кровь, гемолимфа, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желудочек сердца, замкнутая кровеносная система, незамкнутая кровеносная система.
  3. Заполни в тетради схемы:

           

                       функция:       функция:        функция:       функция:

                      ________       ________      _________     __________

Кровеносная система

сердце

сосуды

предсердие

  1. Реши кроссворд по теме «Транспорт веществ в организме животного»:

1. Вещество, которое придает крови красный цвет.
2. Сосуды, несущие кровь от сердца.
3. Из чего состоит кровеносная система?
4. Мельчайшие сосуды.
5. Что циркулирует по сосудам?
6. Как называется кровь у насекомых и моллюсков?
7. Отдел сердца.
8. Кровеносная система, в которой кровь течет только по сосудам.

Задача «Экспертиза»

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка знаний по теме «Передвижение веществ в растении» Вариант -1 Опишите передвижение неорганических веществ в растении по плану: 1. Какие вещества, относятся к неорганическим? 2. Как появляются в растении? 3. По какой ткани происходит транспорт неорганических веществ? 4. Где эта ткань располагается? 5. Как называются ее клетки? Вариант -2 Опишите передвижение органических веществ в растении по плану: 1. Какие вещества, относятся к органическим? 2. Как появляются в растении? 3. По какой ткани происходит транспорт органических веществ? 4. Где эта ткань располагается? 5. Как называются ее клетки?

Слайд 2

Передвижение веществ в организме животных “Эликсиром жизни” является кровь. В. В. Розенблат .

Слайд 3

Транспорт веществ в организме одноклеточных животных 1) Пассивный: диффузия, осмос, фильтрация – удаление из раствора воды и некоторых веществ. Амеба обыкновенная 2) Активный: ф агоцитоз – поглощение клеткой твердых частиц; п иноцитоз – поглощение клеткой капелек жидкости.

Слайд 4

Кровь Венозная – насыщенная углекислым газом Артериальная – насыщенная кислородом Транспорт веществ в организме многоклеточных животных

Слайд 5

Состав и функции крови Кровь кровяные пластинки клетки крови плазма (межклеточное вещество) красные (эритроциты) белые (лейкоциты) (тромбоциты)

Слайд 7

Гемолимфа (от г реч . « гема » - кровь и лат. «лимфа» - чистая вода) – жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови. Бесцветная Голубая Желтая Зеленая Фиолетовая Красная

Слайд 8

Уи́льям Га́рвей (1578- 1657гг.) английский медик, описавший строение и функции кровеносной системы, процесс кровообращения

Слайд 9

Строение кровеносной системы Кровеносная система сердце сосуды предсердие желудочек артерии вены капилляры

Слайд 10

Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца. Вены – это сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды.

Слайд 11

Типы кровеносных систем Амеба обыкновенная Замкнутая Незамкнутая

Слайд 12

стр. 80-81 в учебнике, записи в тетради выучить наизусть. Домашнее задание:

Слайд 13

1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ: а) пищеварительная; б) кровеносная; в) дыхательная. 2. Состав крови: а) только плазма; б) плазма и клетки крови; в) только клетки крови. 3. Защитную функцию выполняют: а) красные клетки крови; б) плазма; в) белые клетки крови. 4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются: а) вены; б) артерии; в) капилляры. 5. Сердце птиц и млекопитающих: а) трехкамерное ; б) двухкамерное; в) четырехкамерное. 6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в: а) венах; б) капиллярах; в) артериях. 7. У моллюсков и насекомых кровеносная система: а) отсутствует; б) замкнутая; в) незамкнутая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспорт веществ в организме растений.

Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....

Транспорт веществ в живом организме

презентация сопровождение урока биологии в 11 профильном классе по программе Пономаревой...

Транспорт веществ у животных. 6 класс ( линия Н.И.Сонина)

Урок разработам для интерактивной доски. На слайдах представлены особенности транспорта веществ в животных одноклеточных. многоклеточных. Рассматриваютс особенности строения кровенносной системы живот...

Транспорт веществ у позвоночных животных

Разработка плана урока по теме "Транспорт веществ у позвоночных животных", 6 класс....

Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"

Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...