Дидактическая игра «Магический квадрат»
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме

Ларионова Ирина Михайловна

Дидактическая игра «Магический квадрат» проводится для учащихся 6-7 классов с целью обобщения и повторения изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magicheskiy_kvadrat.rar2.95 МБ
Microsoft Office document icon magicheskiy_kvadrat.doc137 КБ

Подписи к слайдам:

 
Дидактическая игра «Магический квадрат»
Автор: Ларионова Ирина Михайловна,учитель биологии и экологииМОУ «Медновская СОШ»Тверская область2012
Цель игры:
1.Проверить эрудицию. 2.Проверитьинформированность. 3.Проверить знания учащихся.
Правила игры
Для проведения игры необходимо начертить квадрат и разбить его на 16 клеток (4х4). В клетках проставить буквы в алфавитном порядке построчно, слева направо, как показано на рисунке.Данные буквы – от «А» до «Р» соответствуют 16 вопросам, ответы на которые пронумерованы числами от 1 до 16. В ходе игры эти числа необходимо вписывать в клеточки с буквами, обозначающими соответствующий вопрос. При правильном заполнении сумма чисел в каждом из горизонтальных и вертикальных рядов квадрата будет составлять одно и то же число – 34.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
Дидактическая игра «Магический квадрат»
Флора
Вопросы А. Этот фрукт родом из Китая, но по ошибке многие считали его родиной страну, которая теперь называется Иран. Поэтому и назвали так.Б. Этому растению в Румынии поставили памятник, а в Брюсселе открыли музей.В. Дерево, латинское название которого означает «красавец».Г. Царский желудь. Что это?Д. Дерево, древесина которого не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые; поджечь его тоже очень трудно.Е. Биологические омонимы: бобовое растение и … птица.Ж. Пифагор называл его «царем приправ», а в Испании в его честь до сих пор проводятся ежегодные фестивали.З. Это дерево обычно очень дуплистое, так как его очень мягкая пористая древесина легко загнивает.И. Это растение Карл Линней назвал «пищей богов».К. Желто красную краску хну получают из корней некоторых видов именно этого растения.Л. Этот смертельно ядовитый гриб американцы назвали «ангелом-разрушителем».М. Среди злаков он считается самым сладким.Н. Садоводы зовут этот кустарник черноплодной рябиной, а ученые … .О. Растение, образующие настолько одинаковые семена, что они весят всегда ровно 0,2 грамма. В качестве гирь ими пользовались ювелиры, назвав меру веса «каратом».П. Считается, что викинги перед сражением для храбрости ели грибы. Какие?Р. Карл Линней отмстил своему оппоненту, назвав его именем весьма ядовитое растение. Какое?   
Ответы
1
Чечевица
9
Бюффонил
2
Грецкий орех
10
Персик
3
Арония
11
Баобаб
4
Дикий бальзамин
12
Сахарный тростник
5
Какао
13
Бледная поганка
6
Чеснок
14
Цератония
7
Дуб
15
Картофель
8
Мухомор
16
Секвойя
Правильный «Магический квадрат»
ВопросыА. Однородный участок суши (воды), заселенный живыми существами.Б. Наука о биогеоценозах.В. Атмосфера + почва …Г. Признак устойчивости сообществ.Д. Тип растительного сообщества, где преобладает растение – ель.Е. Ромашка – это растение природного сообщества.Ж. Сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природаЗ. Исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, населяющих биотоп.И. Растительное сообщество.К. Разлагатели органического вещества.Л. Цепь выедания.М. Любая цепь начинается с ….Н. Растения по способу питания.О. Продуценты.П. Создатель биогеоценологии.Р. Консументы.   
Структура и флора природного сообщества
Ответы
1
Потребители
9
Фитоценоз
2
Экотоп
10
Луга
3
Биоценология
11
Биогеоценоз
4
Автотрофы
12
С растений
5
Еловый лес
13
Видовое Разнообразие
6
Редуценты (деструкторы)
14
Сукачев
7
Пастбищная
15
Производители
8
Биоценоз
16
Биотоп
Правильный «Магический квадрат»
Повторим ботанику по темам: «Семя», и «Корень»
ВопросыА. Корень растет…Б. Семя снаружи покрыто ….В. Запас питательных веществ у двудольных растений находится в ….Г. Основной вегетативный орган растений.Д. Запас питательных веществ у однодольных растений содержится в ….Е. Четко виден главный корень – это корневая система называется ….Ж. Отрастают от главного корня.З. Главный корень есть, но заметен мало.И. Отрастают от нижней части стебля.К. Растения, содержащие 2 семядоли в зародыше.Л. Растения, содержащие 1 семядолю в зародыше.М. Главный корень появляется из ….Н. Главный, боковые, придаточные …О. Клетки деления корня защищены.П. Вода с минеральными веществами всасывается с помощью.Р. Свойства или качества, по которым один организм отличается от другого.  
Ответы
1
Корневым чехликом
9
Мочковатая корневая система (МКС)
2
Корень
10
Верхушкой
3
Эндосперме
11
Признаки
4
Двудольные
12
Зародыш корешка
5
Придаточные
13
Однодольные
6
Корневых волосков
14
Стержневая корневая система (СКС)
7
Семядолях
15
Кожурой
8
Боковые
16
Виды корней
Правильный «Магический квадрат»
Список литературы и Интернет-ресурсы:
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: детская литература, 2004.Тюрикова И.В. и др. Своя игра. 3-я и 8-я книги для умных. – М.: Терра-книжный клуб, 2006.Тарасов А.А. Ботаника. Зоология. Химия. – Смоленск: Русич, 1999.Акимушкин И. Мир животных. Птицы. – М.: Мысль, 2005.Пономарева И.П. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. – М.: Вентана-граф, 2004.http://pda.delphimaster.net/?id=1303971325&n=3http://blogs.mail.ru/mail/med-sestr/58D565240944568F.htmlhttp://www.tulatalker.ru/?act=Print&client=html&f=88&t=58842http://900igr.net/kartinki/geometrija/Kvadrat/012-V-ejo-pravom-verkhnem-uglu-razmeschjon-magicheskij-kvadrat-4-porjadka.htmlhttp://www.oracle-today.ru/articles/24833/


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Магический квадрат».

для 6-7 классов

Автор: Ларионова Ирина Михайловна,

учитель биологии и экологии

МОУ «Медновская СОШ»

Тверская область

2012

Цели:

  1. активизация познавательной деятельности,
  2. формирование широких познавательных интересов у школьников,
  3. выявление эрудитов среди учащихся.

Задачи:

  1. обобщить и углубить знания учащихся по пройденной теме
  2. расширить знания школьников по предмету;
  3. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету.

Сценарий игры

 

Дидактическая игра «Магический квадрат» проводится для учащихся 6-7 классов с целью обобщения и повторения изученного материала.

  1. Правила игры

Для проведения игры необходимо начертить квадрат и разбить его на 16 клеток (4х4). В клетках проставить буквы в алфавитном порядке построчно, слева направо, как показано на рисунке.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Данные буквы – от «А» до «Р» соответствуют 16 вопросам, ответы на которые пронумерованы числами  от 1 до 16. В ходе игры эти числа необходимо вписывать в клеточки с буквами, обозначающими соответствующий вопрос. При правильном заполнении сумма чисел в каждом из горизонтальных и вертикальных рядов квадрата будет составлять одно и то же число – 34.

  1. Ход игры

Класс делится на 4 команды по 4 человека. Каждая команда внимательно слушают вопросы и работают с «магическим квадратом». Победителем считается та команда, которая правильно ответит на вопросы и заполнит квадраты с суммой чисел – 34 по вертикали и горизонтали.

  1. Флора

Вопросы

А. Этот фрукт родом из Китая, но по ошибке многие считали его родиной страну, которая теперь называется Иран. Поэтому и назвали так.

Б. Этому растению в Румынии поставили памятник, а в Брюсселе открыли музей.

В. Дерево, латинское название которого означает «красавец».

Г. Царский желудь. Что это?

Д. Дерево, древесина которого не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые; поджечь его тоже очень трудно.

Е. Биологические омонимы: бобовое растение и … птица.

Ж. Пифагор называл его «царем приправ», а в Испании в его честь до сих пор проводятся ежегодные фестивали.

З. Это дерево обычно очень дуплистое, так как его очень мягкая пористая древесина легко загнивает.

И. Это растение Карл Линней назвал «пищей богов».

К. Желто красную краску хну получают из корней некоторых видов именно этого растения.

Л. Этот смертельно ядовитый гриб американцы назвали «ангелом-разрушителем».

М. Среди злаков он считается самым сладким.

Н. Садоводы зовут этот кустарник черноплодной рябиной, а ученые … .

О. Растение, образующие настолько одинаковые семена, что они весят всегда ровно 0,2 грамма. В качестве гирь ими пользовались ювелиры, назвав меру веса «каратом».

П. Считается, что викинги перед сражением для храбрости ели грибы. Какие?

Р. Карл Линней отмстил своему оппоненту, назвав его именем весьма ядовитое растение. Какое?

Ответы

1

Чечевица

9

Бюффонил

2

Грецкий орех

10

Персик

3

Арония

11

Баобаб

4

Дикий бальзамин

12

Сахарный тростник

5

Какао

13

Бледная поганка

6

Чеснок

14

Цератония

7

Дуб

15

Картофель

8

Мухомор

16

Секвойя

Так выглядит правильно заполненный «Магический квадрат»

А

10

Б

15

В

7

Г

2

Д

16

Е

1

Ж

6

З

11

И

5

К

4

Л

13

М

12

Н

3

О

14

П

8

Р

9

  1. Структура и флора природного сообщества

Вопросы

А. Однородный участок суши (воды), заселенный живыми существами.

Б.  Наука о биогеоценозах.

В.  Атмосфера + почва …        

Г.  Признак устойчивости сообществ.

Д. Тип растительного сообщества, где преобладает растение – ель.

          Е.  Ромашка – это растение природного сообщества.

Ж. Сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природа

З.  Исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, населяющих биотоп.

И. Растительное сообщество.

К. Разлагатели органического вещества.

Л. Цепь выедания.

М. Любая цепь начинается с ….

Н. Растения по способу питания.

О. Продуценты.

П. Создатель биогеоценологии.

Р. Консументы.

Ответы

1

Потребители

9

Фитоценоз

2

Экотоп

10

Луга

3

Биоценология

11

Биогеоценоз

4

Автотрофы

12

С растений

5

Еловый лес

13

Видовое

Разнообразие

6

Редуценты

(деструкторы)

14

Сукачев

7

Пастбищная

15

Производители

8

Биоценоз

16

Биотоп

Так выглядит правильно заполненный «Магический квадрат»

А

16

Б

3

В

2

Г

13

Д

5

Е

10

Ж

11

З

8

И

9

К

6

Л

7

М

12

Н

4

О

15

П

14

Р

1

  1. Повторим ботанику по темам: «Семя», и «Корень»

Вопросы

А. Корень растет…

Б. Семя снаружи покрыто ….

В. Запас питательных веществ у двудольных растений находится в ….

Г. Основной вегетативный орган растений.

Д. Запас питательных веществ у однодольных растений содержится в ….

Е. Четко виден главный корень – это корневая система называется ….

Ж. Отрастают от главного корня.

З. Главный корень есть, но заметен мало.

И. Отрастают от нижней части стебля.

К. Растения, содержащие 2 семядоли в зародыше.

Л. Растения, содержащие 1 семядолю в зародыше.

М. Главный корень появляется из ….

Н. Главный, боковые, придаточные …

О. Клетки деления корня защищены.

П. Вода с минеральными веществами всасывается с помощью.

Р. Свойства или качества, по которым один организм отличается от другого.

Ответы

1

Корневым чехликом

9

Мочковатая корневая система (МКС)

2

Корень

10

Верхушкой

3

Эндосперме

11

Признаки

4

Двудольные

12

Зародыш корешка

5

Придаточные

13

Однодольные

6

Корневых волосков

14

Стержневая корневая система (СКС)

7

Семядолях

15

Кожурой

8

Боковые

16

Виды корней

Так выглядит правильно заполненный «Магический квадрат»

А

10

Б

15

В

7

Г

2

Д

3

Е

14

Ж

8

З

9

И

5

К

4

Л

13

М

12

Н

16

О

1

П

6

Р

11

  1. Кое-что из досье пернатых»

Вопросы

А.  Это одна из самых маленьких птичек в нашей стране.

Б.  В Древнем Египте эта птица символизировала Тота – бога Луны и письменности, покровителя всех наук и искусств. В честь нее возводили храмы, ей служили жрецы, а после смерти тела птиц мумифицировали и хоронили со всяческими почестями.

В. Середина марта в средней полосе России… Пожалуй, никто. Кроме этих птиц, не рискует прилететь «из теплых стран» в такую рань.

Г. Птицы-символы: у Марса – петух и дятел, у Венеры – голубь и лебедь, у Афины – сова и петух, у Зевса ….

Д. Недаром эту довольно крупную птицу в народе называют бухалом и бугаем (быком). В брачный период крик самца действительно напоминает рев быка. А вот увидеть ее очень трудно – такая у нее отличная маскировка.

Е. В Англии этих птиц оберегают и чтят, отдавая дань традициям, - легенда гласит, что когда погибнет последний из этих «служащих Тауэра», погибнет и вся страна.

Ж. Один из участников экспедиции Магеллана, итальянец Антониио Пигафетта, описывал этих птиц, живущих в холодных южных широтах, как «странных гусей… очень жирных…»

З. У этих куликов самцы и самки «поменялись ролями» - самки токуют. Завлекают кавалеров, защищают выбранный участок от соперниц, а самцы насиживают яйца и ухаживают за птенцами. В соответствии с таким необычным разделением труда подобран и наряд птиц. Самки – модницы, щеголяют «полосками» и «пятнами», а самцы серенькие, невзрачные.

И. В Японии этих птиц после специальной дрессировки используют как помощников для рыбной ловли.

К. Этих птиц Альфред Брем неласково называл «захребетниками». Тем не менее, в 60-е гг. XIX в. их завезли в Америку для борьбы с гусеницами-вредителями.

Л. Считается, что только эта птица способна летать «задним ходом».

М. В африканских саваннах эти птицы пасутся вместе со стадами антилоп и зебр. К таким группам хищнику трудно подобраться незамеченным – у копытных хорошее чутье, а у пернатых – слух и зрение. Глаза у них особенные: около 5 см в диаметре и оба весят почти вдвое больше мозга.

Н. Эта южноамериканская птица питается в основном древесными листьями. Извлечь из нее количество питательных веществ ей помогает огромный зоб с мускулистыми стенками. Но такой зов на горле не поместится! Он располагается на груди, «занимая место» летательной мускулатуры. Поэтому летун из этой птицы никакой – она способна только перепархивать с дерева на дерево.

О. Одни называют ее «огненной птицей»; другие – «птицей утренней зори». А профессор Н.А. Гладков писал о ней так: «… Если говорить о соотносительных размерах… по праву можно считать самой длинноногой.

П. Считается, что эти птицы приносят счастье в дом, на котором они совьют свое гнездо. А если его разрушишь – жди пожара. Связано с ними и много других красивых легенд…

Р. Этой птицы Карл Линней дал имя Parus major. «Майор» по-латыни – «страшный, большой». Как называется эта птица по-русски?

Ответы

1

Ибис

9

Страус

2

Плавунчики

10

Выпь

3

Бакланы

11

Орел

4

Фламинго

12

Большая синица

5

Гоацин

13

Аисты

6

Грачи

14

Воробьи

7

Пингвины

15

Вороны

8

Колибри

16

Королек

Так выглядит правильно заполненный «Магический квадрат»

А

5

Б

4

В

13

Г

12

Д

3

Е

14

Ж

8

З

9

И

10

К

15

Л

7

М

2

Н

16

О

1

П

6

Р

11

  1. Подведение итогов игры.

Список литературы и Интернет-ресурсы:

  1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: детская литература, 2004.
  2. Тюрикова И.В. и др. Своя игра. 3-я и 8-я книги для умных. – М.: Терра-книжный клуб, 2006.
  3. Тарасов А.А. Ботаника. Зоология. Химия. – Смоленск: Русич, 1999.
  4. Акимушкин И. Мир животных. Птицы. – М.: Мысль, 2005.
  5. Пономарева И.П. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. – М.: Вентана-граф, 2004.
  6. http://pda.delphimaster.net/?id=1303971325&n=3
  7. http://blogs.mail.ru/mail/med-sestr/58D565240944568F.html
  8. http://www.tulatalker.ru/?act=Print&client=html&f=88&t=58842
  9. http://900igr.net/kartinki/geometrija/Kvadrat/012-V-ejo-pravom-verkhnem-uglu-razmeschjon-magicheskij-kvadrat-4-porjadka.html
  10. http://www.oracle-today.ru/articles/24833/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магический квадрат

Однажды в мои руки попала газета, в которой была напечатана популярная игра Судоку. И у меня появилось большое желание попробовать самой составить такой квадрат. Поначалу я долго мучалась в его ...

Bahnhof магический квадрат

"Путешествие по германии" 8 класс...

Berufe магический квадрат

"Выбор профессии" 9 класс...

Schulsystem магический квадрат

"Школьная сичтема в Германии" 8 класс...

Дидактическая игра "Волшебный квадрат"

Игра позволяет педагогу добиваться от младших школьников и учащихся 5 -6 классов прочного усвоения навыка грамотного письма, оперативно делать диагностику зун-ов, осуществлять индивидуальную корррекци...

«Питание животных». Дидактическая игра «Магический квадрат»

Цели:1.       активизация познавательной деятельности,2.       формирование широких познавательных интересов у школьников,3....

Игра"Магические квадраты"

Решение магических квадратов способствует формированию вычислительных навыков, развитию мышления,умения планировать и контролировать свою деятельность....