Рабочая программа по биологии 10-11 классы
рабочая программа (биология) на тему

Раецкая Анжела Павловна

Рабочая программа по биологии 10-11 классы, календарно-тематическое планирование рассчитано на 17 часов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_biologii_10-11_klassy.docx68.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Утверждена        

На заседании

 педагогического   совета

протокол №___ от ___.08. 2012г.

                                                                     

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ О. Д. Буриличев

Приказ от ___________ № _____

Рабочая программа

по предмету

«Биология»  в 10-11 классах

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

Учитель:

  Раецкая Анжела Павловна

Рассмотрена на заседании

ШМО естественнонаучных дисциплин

                                                                                                      протокол №__ от __.08. 2012г.

Рассмотрена на    

  методическом совете                                                                                        протокол №__ от __.08.2012г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Буриличева Н. О./

Заместитель директора                                                                                                        по УВР: ______   /Барышникова О. В./

г.Тула

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по предмету «Биология» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации  от 09.03.2004г.), обязательного минимума содержания основных образовательных программ, примерной программы среднего (полного)  общего образования по биологии, базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы программы по биологии (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под  руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с.)

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных  планов  для  организации образовательного процесса  для  детей, нуждающихся в обучении на дому,  временно по состоянию здоровья не посещающих   общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» биология изучается с 10 по 11 класс. Общее число часов – 34:

10 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

11 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Содержание школьного курса биологии в 10-11 классах.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Предмет биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа содержит сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

Структура школьного курса биологии в 10-11 классах.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса биологии по классам располагается следующим образом: в 10 классе изучаются темы «Клетка – единица живого», «Размножение и развитие организмов» и «Основы генетики и селекции»; в 11 классе – «Эволюция» и «Основы экологии». Первоначальные сведения об общих биологических закономерностях вводятся в 9 классе, что позволяет организовать работу над овладением учебно-познавательными  и ценностно-смысловыми компетенциями учащихся.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.

Одно из направлений преподавания биологии – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий школьников на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.

Подростковый кризис связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности, Для школьников актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемый учащимися при написании обучающих, проверочных и контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой, поиском необходимой информации в сети Интернет.

Уменьшение количества часов по предмету при дистанционной форме обучения предполагает самостоятельное изучение большого объема материала учащимися, поэтому задача учителя состоит в формировании у школьников умений  работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Основными  видами  деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области биологии являются:

  1. овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  2. анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;
  3. изложение содержания прочитанного текста;
  4. овладение умениями и навыками постановки простейших биологических экспериментов, объяснения и грамотное оформление их результатов;
  5. сравнение биологических объектов,
  6. умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  7. решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах;
  8. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  9. описание особей видов по морфологическому критерию.

Межпредметные связи на уроках биологии.

        При изучении биологии осуществляются связи со следующими предметами:

  1. химией (при изучении тем «Химический состав клетки», «Обеспечение клеток энергией»);
  2. географией  (при изучении тем «Человеческие расы», «Возникновение жизни на Земле», «Экосистемы», «Биосфера»);
  3. обществознанием (при изучении темы «Общество и окружающая среда»).

        Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по биологии.

        

Для достижения поставленных целей планируется использование  образовательных технологий:

  1. информационно-коммуникационная технология;
  2. технология проблемного обучения;
  3. развивающая технология;
  4. тестовая технология,

а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование, устные и письменные задания, творческие задания).

В программу авторов внесены некоторые изменения:

В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных  планов  для  организации образовательного процесса  для  детей, нуждающихся в обучении на дому,  временно по состоянию здоровья не посещающих   общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» биология изучается с 10 по 11 класс. Общее число часов – 34:

10 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

11 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).

        В связи с этим уменьшено время на изучение тем. Основное содержание учебного курса «Биология» в 10 и 11 классах полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Разделы

Количество часов, предусмотренное авторами программы

Количество часов, предусмотренное рабочей программой

Биология как наука. Методы научного познания

4

2

Клетка

10

5

Организм

19

10

Вид

20

10

Экосистемы

12

7

Итого:

65+5

34

Основными формами контроля являются:

  1. тестирование, проверяющее сформированность биологических знаний;
  2. изложение содержания прочитанного или прослушанного текста, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно и на слух.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ»

10 класс (17 часов)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. (2 часа).  Объект изучения биологии – живая природа[1]. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. 

КЛЕТКА. (5 часов).

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека.  Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом.

Вирусы - неклеточные формы

ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

 ОРГАНИЗМ. (10 часов).

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА.

В результате изучения биологии на базовом уровне  в 10 классе ученик должен

знать /понимать

  1. основные положения клеточной теории; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  3. выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  4. сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  5. анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  2. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

11 класс (17 часов).

ВИД. (10 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

ЭКОСИСТЕМЫ. (7 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности;  исследование  изменений  в  экосистемах  на  биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 11 КЛАССА.

В результате изучения биологии на базовом уровне  в 11 классе ученик должен

знать /понимать

  1. основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; учение В.И.Вернадского о биосфере;
  2. строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  3. сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  3. описывать особей видов по морфологическому критерию;
  4. выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  5. сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
  6. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
  7. изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  8. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  2. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под  руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с.
  2. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность обучающихся/авт.-сост. М.В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ авт.-сост.: Р.А. Петросова, – ФИПИ – М.: Эксмо, 2009.
  4. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др.; под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень) - М.: Дрофа, 2010.
  5. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  6. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010/ авт.- сост. Г.Н. Панина, Г.Н. Павлова – М.: Просвещение, 2010.
  7. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся/авт.-сост.: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  8. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008.
  9. Кузнецова Н.М. Обобщение и проверка знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ. // Биология в школе – 2008 – №1.
  10. Оценка качества образовательных достижений выпускников основной школы». Биология. Химия/ ГОУ ЯО «Центр оценки и контроля качества знаний», – Ярославль, 2006.
  11. Панина Г.Н., Павлова Г.Н. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы – М.: Просвещение, 2009.
  12. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии. Пособие для обучающихся, 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ авт.-сост.: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова, – ФИПИ – М.: Астрель, 2009.
  14. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
  15. Сдаем единый государственный экзамен. Биология/ авт.-сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева.-20-е изд., стериотип. – М.:Дрофа,2008.

Адреса сайтов в Интернете:

  1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»         
  2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
  1. www.km.ru/education -Учебные материалы и         словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  2. Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
  3. Федеральный центр тестирования
  4. ФИПИ. Банк тестовых заданий
  5. Российский общеобразовательный портал

Приложение №1

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_______________ Н. О. Буриличева

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

по предмету «Биология» в 10 классе,

 утвержденной приказом №___ от ___.08.2012г.

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

Количество часов в неделю 0,5

Годовое количество часов  17

 

Учитель:

 Раецкая Анжела Павловна

Рассмотрено на

заседании ШМО

                                                                                                       протокол №___ от _.08. 2012 г.

Рассмотрено на

методическом совете

                                                                                                       протокол №___ от _.08. 2012г.

г.Тула, 2012

1. Перечень учебно-методического обеспечения:

А) методические и учебные пособия:

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под  руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с.
  2. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность обучающихся/авт.-сост. М.В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ авт.-сост.: Р.А. Петросова, – ФИПИ – М.: Эксмо, 2009.
  4. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др.; под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень) - М.: Дрофа, 2010.
  5. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  6. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010/ авт.- сост. Г.Н. Панина, Г.Н. Павлова – М.: Просвещение, 2010.
  7. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся/авт.-сост.: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  8. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008.
  9. Кузнецова Н.М. Обобщение и проверка знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ. // Биология в школе – 2008 – №1.
  10. Оценка качества образовательных достижений выпускников основной школы». Биология. Химия/ ГОУ ЯО «Центр оценки и контроля качества знаний», – Ярославль, 2006.
  11. Панина Г.Н., Павлова Г.Н. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы – М.: Просвещение, 2009.
  12. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии. Пособие для обучающихся, 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ авт.-сост.: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова, – ФИПИ – М.: Астрель, 2009.
  14. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
  15. Сдаем единый государственный экзамен. Биология/ авт.-сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева.-20-е изд., стериотип. – М.:Дрофа,2008.

В) компьютерные программы:

- skype;

- текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word;

- графические редакторы: Paint;

- презентации - MS PowerPoint;

- число и MS Excel;

- аудио и видео: Windows Media Player;

-  Adobe FlashPlayer;

- Почтовые программы, web-броузеры и плагины, Web 2.0, сервисы и виджеты.

Г) учебно-методическое оборудование:

- Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов. DigitalBlue, QX5;

- Комплект цифрового учебного оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений в домашних условиях:

Датчик рН-метр – DT016;

Датчик освещенности – DT009-4;

Датчик температуры – DT029;

Датчик дыхания – DT037;

Датчик частоты сокращения сердца – DT155A;

Датчик влажности – DT014;

Датчик расстояния – DT020-1;

Датчик давления – DT015-1;

 Регистратор данных – USBlink.

Приложение №2

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_______________ Н. О. Буриличева

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

по предмету «Биология» в 11 классе,

 утвержденной приказом №___ от ___.08.2012г.

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

Количество часов в неделю 0,5

Годовое количество часов  17

 

Учитель:

 Раецкая Анжела Павловна

Рассмотрено на

заседании ШМО

                                                                                                       протокол №___ от _.08. 2012 г.

Рассмотрено на

методическом совете

                                                                                                       протокол №___ от _.08. 2012г.

г.Тула, 2012

1. Перечень учебно-методического обеспечения:

А) методические и учебные пособия:

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под  руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с.
  2. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность обучающихся/авт.-сост. М.В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ авт.-сост.: Р.А. Петросова, – ФИПИ – М.: Эксмо, 2009.
  4. Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др.; под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень) - М.: Дрофа, 2010.
  5. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  6. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010/ авт.- сост. Г.Н. Панина, Г.Н. Павлова – М.: Просвещение, 2010.
  7. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки обучающихся/авт.-сост.: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  8. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008.
  9. Кузнецова Н.М. Обобщение и проверка знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ. // Биология в школе – 2008 – №1.
  10. Оценка качества образовательных достижений выпускников основной школы». Биология. Химия/ ГОУ ЯО «Центр оценки и контроля качества знаний», – Ярославль, 2006.
  11. Панина Г.Н., Павлова Г.Н. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы – М.: Просвещение, 2009.
  12. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии. Пособие для обучающихся, 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ авт.-сост.: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова, – ФИПИ – М.: Астрель, 2009.
  14. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
  15. Сдаем единый государственный экзамен. Биология/ авт.-сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева.-20-е изд., стериотип. – М.:Дрофа,2008.

В) компьютерные программы:

- skype;

- текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word;

- графические редакторы: Paint;

- презентации - MS PowerPoint;

- число и MS Excel;

- аудио и видео: Windows Media Player;

-  Adobe FlashPlayer;

- Почтовые программы, web-броузеры и плагины, Web 2.0, сервисы и виджеты.

Г) учебно-методическое оборудование:

- Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов. DigitalBlue, QX5;

- Комплект цифрового учебного оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений в домашних условиях:

Датчик рН-метр – DT016;

Датчик освещенности – DT009-4;

Датчик температуры – DT029;

Датчик дыхания – DT037;

Датчик частоты сокращения сердца – DT155A;

Датчик влажности – DT014;

Датчик расстояния – DT020-1;

Датчик давления – DT015-1;

 Регистратор данных – USBlink.


Календарно-тематическое планирование, 10 класс


п./п

Дата

Наименование разделов и тем

Проведение простых биологических исследований:

Обеспеченность мультимедиа

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Таблицы

Видеофрагмент

Презентации

Флеш -анимация

1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

История развития биологии

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем)

2

Методы познания живой природы. Основные уровни организации живой природы.

Характеризовать содержание клеточной теории. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории.

3

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Наблюдение  клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Фотографии и рисунки растительных и животных клеток

История развития науки о клетке

Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад ученых – исследователей клетки в развитие биологической науки.

4

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека.

Химический состав клетки

Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты.

5

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом.

Сравнение  строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Фотографии и рисунки органоидов клетки

Строение клетки

Выделять существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток. Уметь пользоваться цитологической терминологией.

6

Вирусы - неклеточные формы

Фотографии и рисунки вирусов

Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать ее

7

ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

ДНК

Репликация ДНК

Выделять существенные признаки процесса деления клетки.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов, используя знания о геноме.

8

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Ген

Структура хромосом

Генетика пола

Выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.

9

Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.

Бесполое размножение

Митоз

Мейоз

Мейоз

Выделять существенные признаки процессов размножения и оплодотворения.

Сравнивать половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения.

10

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Выявление  признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Фотографии и рисунки развития эмбриона

Эмбриональное развитие

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов.

Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье. Обосновывать меры профилактики вредных привычек.

11

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.

Фотография Менделя

Дигибридное скрещивание

Моногибридное скрещивание

Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественнонаучной картины мира.

12

Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений генетики.

13

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г.Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости.

14

Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач.

Составление  простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач.

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Решать элементарные генетические задачи. Составлять элементарные схемы скрещивания.

15

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Наследственные болезни

Объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, ненаследственных заболеваний, мутаций. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

16

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Фотография Вавилова

Агроценозы Современные методы селекции

Характеризовать вклад Н.И.Вавилова в развитие биологической науки. Выделять существенные признаки процесса искусственного отбора.

17

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Анализ  и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.

Календарно-тематическое планирование, 11 класс


п./п

Дата

Наименование разделов и тем

Проведение простых биологических исследований:

Обеспеченность мультимедиа

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Таблицы

Видеофрагмент

Презентации

Флеш -анимация

1

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.

 

Фотографии Линнея. Ламарка и Дарвина

Дарвинизм

Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина в развитие биологической науки.

2

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Теория эволюции

Характеризовать содержание эволюционной теории Ч.Дарвина

3

Вид, его критерии.

Описание  особей вида по морфологическому критерию.

Фотографии и рисунки особей разных видов

Видообразование

Выделять существенные признаки вида, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов.

4

Вид, его критерии.

Выявление  приспособлений организмов к среде обитания.

Фотографии и рисунки особей разных видов

Критерии вида

Объяснять причины эволюции, изменяемости видов. Описывать особей вида по морфологическому критерию.

5

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Фотографии и рисунки особей разных видов

Популяция

Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов.

6

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Естественный отбор

Направления эволюции

Сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

7

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни.

8

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Происхождение человека

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности  и происхождения жизни.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать ее.

9

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Анализ  и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Находить информацию о происхождении человека в разных источниках и оценивать ее.

10

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Уметь пользоваться биологической терминологией и символикой.

11

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Выявление  антропогенных изменений в экосистемах своей местности;  решение экологических задач.

Экологические факторы

Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязей организмов и окружающей среды.

Выявлять приспособления у организмов к влиянию различных экологических факторов.

12

Видовая и пространственная структура экосистем.

Сравнительная  характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Выделять существенные признаки экосистем.

13

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Составление  схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Фотографии и рисунки участников пищевых цепей

Пищевые цепи

Выделять существенные признаки процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере.

Приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

14

Причины устойчивости и смены экосистем.

Исследование   изменений  в  экосистемах  на  биологических моделях (аквариум).

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

15

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

Фотография Вернадского

Биосфера

Характеризовать содержание учения В.И.Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.

16

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Анализ  и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности, изменения в экосистемах на биологических моделях. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде.

Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем.

17

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Анализ  и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Фотографии загрязненной местности

Сравнивать природные экосистемы и агросистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах.

Обосновывать правила поведения в природной среде.


[1]         Курсивом в тексте выделен материал обязательного минимума содержания основных образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...