Применение элементов системы ИСУД при подготовке к ЕГЭ. Вавилина Н.А.
статья по биологии по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotrtovki_k_gia_i_ege.docx976.59 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  элементов  системы ИСУД

( индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся)

 при подготовке к ЕГЭ.

                                                                                     

                                                                                         Учитель биологии и экологии

                                                                                         МОУ « СОШ № 76» г.Саратова

                                                                                         Вавилина Нина Алексеевна

 Подготовка к ЕГЭ – процесс специфический ,т.к единый государственный  экзамен имеет массу особенностей. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Анализ работ ЕГЭ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию.

 Поэтому встаёт  проблема, как  усовершенствовать ,улучшить качество подготовки  выпускников.

 На  уроке  не  все  учащиеся  оказываются в одинаково   комфортных   условиях .  Есть  дети,  которым  легче  построить  таблицу,  чем  её  проанализировать  и  наоборот. У  каждого  ученика    свои  психолого – педагогические особенности , индивидуальные свойства памяти и внимания и    мотивация  на  уроке.

 Мы   хотим познакомить  вас  с педагогической технологией личностно-ориентированного образования «ИСУД»(индивидуальный стиль учебной деятельности),которую используем преподавая элективный курс «Решение биологических задач  при подготовке к ЕГЭ» .

 Технология  ИСУД позволяет:  1) создать  обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников

 2)обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности ,т.е. ведет к учебному успеху.

В   пространстве  учебного  успеха  ученика   встречаются  «ученик»  и  «учебные  формы  работы»,  технология  ИСУД   позволяет  реализовать  встречу  этих  направлений.

Ресурсы учебного успеха ученика

4 составляющих учебного успеха: знаю, умею, хочу. И основные параметры успеха . 

Ресурсы учебного успеха ученика параметры ИСУД

Параметры  ИСУД

Критерии оценки

объем и качество знаний/знаю

Обучаемость-уровень самостоятельности ученика в учебной деятельности

Репродуктивный  уровень

Прикладной уровень

Творческий уровень

оценка по предмету

предметные навыки/умею

Навыки: коммуникативные,информационные, мыслительные

минимум, максимум

саморазвитие, познание/могу

внимание, память модальность( использование определенного канала приёма и переработки информации)

максимум, минимум

аудиал, визуал, кинестет

интерес, мотивация/

хочу

развитие потребностей

познавательный, социально-духовный

ОБУЧАЕМОСТЬ. – это уровень самостоятельности ученика в учебной деятельности.

  1. Первый – репродуктивный , (способность учеников понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму)

Второй – прикладной , ( способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации

  1. Третий уровень обучаемости – творческий, (способность самостоятельно инегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений)

Под модальностью мы понимаем  преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации.: визуальный, аудиальный или кинестетический (строго говоря, люди различаются не только по способу  приема, но  и по способу переработки и выдачи информации)

Типы обучающихся с учетом модальности:

Ведущая модальность

Результаты наблюдения за учеником

Визуальная

Когда учитель рассказывает, ученик часто смотрит вверх, будто представляет себе то, что слышит. Когда учитель читает из учебника, всегда следит за ним по тексту.При написании диктанта может пропустить два-три слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости в виде схем, рисунков, видеофрагментов. На уроках обычно ведет себя спокойно, в возникающие конфликты включается редко.

Аудиальная

Читая текст , для лучшего понимания проговаривает его про себя..  Хороший имитатор, может слово в слово повторить то, что  говорил учитель, даже, если кажется не слушал. Затрудняется вычислять в уме. Чтобы осознать вопрос, проговаривает его вслух. Лучше расскажет, чем напишет.

Кинестетическая

Постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу.  Хорошо работает  с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов. Всегда проявляет готовность включиться в игру, правила или законы которой осваиваются через движение, осязание

Важный, параметр, который должен учитывать учитель. Т.к. он определяет способ подачи материала и  формы самостоятельной работы ученика

Если развивается и растет уровень любого из параметров ИСУД ученика, то увеличивается общий уровень учебно-познавательных возможностей, что выражается в росте уровня знаний, самооценки, мотивации к учению.

 Но индивидуализацию  учебного  процесса   можно  развивать  только  благодаря  дидактическому  материалу,  который   подбирает  и  составляет  педагог  индивидуально  ученикам.

Как реализуется технология ИСУД на практике?

Несколько примеров   биологических  задач из составленного нами методического пособия для преподавания Элективного  учебного предмета «Решение биологических задач при подготовке к ЕГЭ»

Примеры заданий

1.Собрать модель

первичной,вторичной, четвертичной  структуры белка из подручного материала. КИНЕСТ./РЕПОД.

2.  Найти место в учебнике, где описывается процесс, представленный в видеофрагменте (денатурация белка).ВИЗУАЛ./ПРИКЛ.

Какой процесс является противоположным данному процессу?

3        . Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия (устно).

Сравните белки с двигательной функцией с белками-ферментами, найдите отличия.

4.Решить задачу на выдвижение гипотез и их защиту ТВОРЧ./КИН,виз.

  1. Имеются 3 вида аминокислот -А,В,С. Сколько вариантов полипептидных цепей , состоящих из пяти аминокислот, можно построить  из этих аминокислот? Укажите эти варианты. Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и структурами? Почему?
  2.  При окислении 1 г белков  выделяется столько же энергии,  сколько при окислении 1 г углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях? Творч./аудиал.

5.Сравнить между собой схемы, найти общее и отличия.ПРИКЛ/визуал

(схема молекулы АТФ и адениловый нуклеотид РНК),

ДНК и РНК,

АТФ и РНК.

       

6.Буквенный диктант (на слух)

  1. Гласная буква в названии белка — катализатора.
  2. Буква, занимающая в алфавите такое же место, какое в списке аминокислот занимает глицин.
  3. Сколько функций у ДНК?
  4. Полисахарид, являющийся основным запасным веществом в растениях.
  5. Предшественница микроскопа.

Ответ: 4-5-1-3-4-2 (Клетка)АУД/ПРИКЛ

7.Работа с электронными  тренажерами РЕПР/КИН, ВИЗ

(1С: Образование 9 класс)

  1. Собери нуклеотид
  2. Составление молекулы ДНК по принципу комплементарности

 Тема  «Индивидуальное развитие организмов»

  1. Извлечь информацию из представленного объекта

  1. «Восстановить цепочку»: расположить  рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин

  1. Найти соответствие фактов и понятий:

Подберите названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Название органов:

лёгкие,

 позвоночник,

 спинной мозг,

орган зрения,

 яичники,

кишечник,

скелет.

Название зародышевого листка:

 энтодерма,

эктодерма,

мезодерма.

        

  1. Сравнить объекты, найти общее, различия

Сравните две яйцеклетки – оплодотворённую и неоплодотворённую,  выявите различия, установите сходство.

  1. Составить интеллект-карту«Эмбрионального развития организмов».

  1. Сравнить между собой рисунки, найти общее и отличия

  1. Извлечь всю информацию из представленного объекта

  1. Проанализируйте данные таблицы и дополнительной информации и сделайте вывод

Таблица 1. Зависимость здоровья детей от пьянства родителей

Судьба детей

В семьях пьющих родителей

В непьющих семьях

Умерли в первые месяцы
Оказались недоразвитыми и больными
Здоровы

43,9 %
38,6 %
17,5 %

8,2 %
9,8 %
82 %

Дополнительная информация

Курение беременной женщины приводит к тому, что никотин из крови матери попадает в кровь плода. Сужая кровеносные сосуды, никотин резко ухудшает его питание, что приводит к хроническому кислородному голоданию плода и более чем на 50 % увеличивает смертность новорождённых. Печень плода не может ещё обезвреживать токсические продукты, и зарождающийся организм работает как аккумулятор ядов табака, которые поставляет ему курящая мать. На этой почве развивается тяжёлое заболевание – эклампсия, часты случаи умственной, физической отсталости новорождённого, недоразвития его внутренних органов: сердца, мозга, печени, лёгких и др., а также различные уродства.

  1. Решить задачу на выдвижение гипотез и их защиту

  1. Зародыши всех позвоночных животных и человека в процессе дифференцировки

проходят стадию образования сначала двух, а затем трёх зародышевых листков. Назовите эти листки.

  1. На электронограмме представлены мужские и женские половые клетки. Как по составу органелл можно отличить сперматозоид от яйцеклетки?

  1. Даны два зародыша одного вида животных. Один находится в стадии двух бластомеров, другой на стадии морулы. Какой зародыш больше по массе?

  1. В эксперименте на стадии бластулы введено вещество, блокирующее перемещение клеток. Развитие какого этапа эмбриогенеза будет блокировано?
  2. В эксперименте в зародыше амфибии на стадии гаструлы с помощью сплошной

пластинки изолировали хордальный вырост от эктодермы. Какие нарушения в

развитии зародыша вызовет это воздействие?

  1. Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

  1. Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите своё мнение.

  1. В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

  1. Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребёнка в крупном промышленном городе?

  1. Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?

  1. Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?

  1. До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите своё мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

  1. Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите своё мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.
  2. Напишите сочинение на тему:
  1. «Страницы из дневника головастика»
  2. «Автобиография лягушки» (бабочки, стрекозы, лисы, воробья и др.)
  1. Почему тип размножения хламидомонады и гидры определяется условиями обитания в водоёме?
  2. У бабочки тутового шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счёт, каких источников энергии она живёт и даже размножается?
  3. Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появление взрослого насекомого из куколки весной.
  1. Тест «Индивидуальное развитие организмов»

1.       Онтогенез — процесс...

а) исторического развития организмов;

б) индивидуального развития организма;

в) эмбрионального развития организмов.

2.      Рост организма происходит в результате:

а) мейоза

б) митоза

в) образования гамет.

3.      Семя формируется:

а) из пестика

б) из зародышевого мешка

в) из семяпочки.

4.      Стадию двухслойного зародыша называют гаструлой, так как:

а) похожа на желудок;

б) имеет кишечную полость;   .

в) имеет желудок.

5.      В   процессе   дробления   зиготы   формируется   сферическое   обра зование с полостью внутри, называемое

 а) гаструлой

  б) нейрулой

   в) бластулой        

6.     Вид деления клеток при дроблении зиготы:

а) митоз        в) мейоз.

б) амитоз

        7.      Стадия развития осевого комплекса:

а) бластула

б) гаструла

в) нейрула.

8.      Явление эмбриональной индукции доказывает:

а) влияние нервной трубки на развитие других тканей;

б) влияние хорды на развитие других тканей;

в) сходство зародышей.

9.      Способ, не относящийся к процессу гаструляции:

а) инвагинация

б) иммиграция

в) бластуляция.

10.    Стадия бластулы:

а) бластопор

б) бластодерма

в) энтодерма.

  1. Кроссворд «Онтогенез»

1. Оплодотворённая яйцеклетка.

2. Система в организме, образованная из эктодермы.

3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными.

4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов.

5. Новый организм, который развивается из оплодотворённой яйцеклетки.

6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы.

7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии.

8. Индивидуальное развитие особи.

9. Первичная полость тела.

10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости.

11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь.

12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек.

14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции.

15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой.

17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития.

18. Набор хромосом в стадии дробления.

19. Однослойный многоклеточный зародыш.

В данных заданиях заложен развивающий потенциал, т.к. решая биологические задачи, у учащихся развиваются  еще и недостающие каналы приема информации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

ИСУД-технология и применение элементов данной технологии в курсе биологии

Материал содержит презентацию и тезисы. Был с успехом использован на педагогических чтениях!...

Методическая записка "Практика применения элементов сценического движения в обучении музыканта-любителя в системе дополнительного образования детей".

Краткое изложение некоторых оригинальных педагогических приёмов из личного многолетнего опыта работы с детьми и подростками....

Применение элементов методики УДЕ в обучении учащихся со слабой математической подготовкой.

Применение элементов методики УДЕ в обучении учащихся со слабой математической подготовкой. Уч еникам со средними способностями и ниже средних геометрия наиболее трудна для восприятия. Методика УДЕ пр...

Применение элементов методики УДЕ в обучении учащихся со слабой математической подготовкой.

Применение элементов методики УДЕ в обучении учащихся со слабой математической подготовкой. Уч еникам со средними способностями и ниже средних геометрия наиболее трудна для восприятия. Методика УДЕ пр...

Доклад "Применение элементов дистанционного обучения при подготовке обучающихся предметным олимпиадам"

Доклад "Применение элементов дистанционного обучения при подготовке обучающихся предметным олимпиадам"...

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...