Урок биологии
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок биологии в 7 классе по теме "Теплокровность птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_-_urok_izucheniya_novogo_materiala_-_pticy.doc990.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМА:  Причина и значение теплокровности птиц.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:  1)Рассмотреть внутреннее строение птиц, выявить те особенности строения, которые связаны с полетом; 2)Показать взаимосвязь всех систем органов организма птиц и участие их в  поддержании постоянной температуры тела; 3)Сформировать у учащихся новое для них понятие, как теплокровность.
  2. Развивающая: Развивать самостоятельные навыки учащихся в работе с учебником, развивать познавательную активность учащихся,  продолжить развитие интеллектуальных умений учащихся (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, выводы).
  3. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе и всем ее обитателям.

       Содержание и структура урока

Методы и приемы

время

  1. Проверка д./з.

Мы начали изучать класс птицы. Какой образ жизни они ведут? Назовите особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры птиц, связанные и полетом:

  1. Обтекаемая форма тела
  2. Хвост (руль)
  3. Передние конечности-крылья
  4. Перьевой покров (контурные и пуховые перья)
  5. Кости полые – легкие
  6. Срастание костей – уменьшение массы и прочность скелета
  7. Киль – место прикрепления мышц, опускающих крылья (большие грудные мышцы)
  8. Подключичные мышцы – поднимают крылья
  9. Межреберные мышцы – изменяют объем грудной клетки при дыхании

Учащиеся называют и получают жетоны за правильные ответы

  1. Изучение нового материала

   Сегодня мы продолжим изучать класс ПТИЦ, но прежде чем сформулировать тему и цели урока, давайте проанализируем таблицы, которые лежат у вас на столе:

- №1 – расстояния, преодолеваемые при перелетах;

-№2 – S пов-ти  крыльев и нагрузка на них;

-№3 – частота взмахов крыльев;

-№4 – максимальная скорость полета

- Какие выводы вы можете сделать?

Вывод : 1. Птицы пролетают большие расстояния.

2.Развивают большую скорость

3.Испытывают большую нагрузку на крылья

Проблема – Так за счет чего же двигаются организмы? Что им для этого необходимо?

 1)- За счет чего двигается автомобиль? (бензин-энергия)

- А откуда же берется энергия у птиц?

- Причем им ее нужно очень много

    Вы наверное заметили, что не все птицы улетают на юг и в отличие от пресмыкающихся они живут зимой. А зимой много снега и холодно.

2) – Что же согревает тело птицы?

-Так на какие же вопросы мы должны ответить?

-1.Откуда птицы берут энергию для полета?

-2.Что согревает тело птицы?

-3.Как они могут поддерживать  постоянную температуру те6ла в отличие от пресмыкающихся?

Итак ТЕМА: ПРИЧИНА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕПЛОКРОВНОСТИ ПТИЦ

Ребята, как вы думаете, что мы должны еще узнать про птиц, чтобы ответить на эти вопросы? (внутреннее строение)

Цель: Выявить особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом и в связи с этим объяснить причины их теплокровности в отличии от пресмыкающихся

   Дифференцированная работа

1 уровень: Запишите в таблицу внутренние органы птиц для различных систем.

2 уровень:  Найдите и выпишите отличительные особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.

3 уровень: Заполните таблицы: сравнительная характеристика внутреннего строения птиц и пресмыкающихся.

1.Пищеварительная система:

  Полет птиц связан с затратой большего количества Q. Например, голубь, летящий со скоростью 70 км/ч, расходует в 27 раз больше Q, чем в покое

- Что же является основным источником пополнения Q (пища)

     Птицы потребляют много разнообразного корма. Причем чем меньше птица, тем больше пищи ей требуется, т.к. мелкие животные теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают больше корма, равное 20-30 %  их собственной массы, а крупные -2-5%. Синица может за день съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а колибри выпить количество нектара, в 4-6 раз превышающее собственную массу – едят много. Мелкие совы переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут-за 3 часа, сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8-10 минут.

-Так какие же особенности строения пищеварительной системы позволяют им так быстро переваривать пищу (2-3 часа) в отличие от пресмыкающихся?

2.Дыхательная система

  В покое голубь совершает 26 дыханий в 1 минуту, а в полете 400. Назовите особенности строения дыхательной системы, которые способствуют такому интенсивному газообмену?

А зачем нужен О2?(для окисления веществ)

3.Кровеносная система

   Анализ таблицы №5

Вывод: быстрое продвижение крови.

- Почему сердце так быстро перекачивает кровь, и все вещества доставляются клеткам тела?

4.Выделительная система

Быстрое и частое удаление из организма продуктов распада.

5.Нервная система

  А почему все системы органов работают так быстро и согласованно? Какую систему органов, самую главную мы забыли рассмотреть?

Схема какого процесса у нас получилась на доске? (обмена веществ) См. приложение.

Выводы:

  1. Так откуда же птицы берут Q для полета, и что их согревает? (при окислении питательных веществ образуется Q, которое переходит в тепло)
  2. Почему у них постоянная температура тела в отличии от пресмыкающихся?

Изменения в строении всех систем органов птицы – высокоорганизованно устроены. Отсюда высокий уровень обмена веществ. Отсюда образуется много  Q, отсюда постоянная температура тела, отсюда теплокровность птицы не боятся морозов, остаются активными при низкой температуре окружающей среды. Однако недостаток корма зимой вынуждает их мигрировать на юг.

3.Домашнее задание: заполнить до конца таблицы и составить по ним рассказ о внутренним строении птиц.

Анализ таблиц

Дети делают выводы

Запись ответов уч-ся на доску

Запись темы в тетрадь

Дети каждого уровня получают задание

Заполнение схемы обмена веществ

Заполнение схемы

10-12 мин

Приложение

                                    СХЕМА ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1.ПОСТУПЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

Питание

(пищеварительная система)

Быстрое расщепление питательных  веществ и пищи:

- зоб

- железистый и мускульный отделы желудка

- кишечник (печень и поджелудочная железа)

Дыхание

(дыхательная система)

Губчатые легкие + воздушные мешки

охлаждение воздуха, двойное дыхание

                Питательные вещества                                О2 (кислород)

   Кровь не смешанная  - быстро разносит питательные вещества и О2

  2.ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ                                                          

К

Л

Е

Т

К

А

Пит. вещества + О2 = СО2 + H2O + Q (энергия  -  тепло)

Q  расходуется на

 Обогрев организма,             рост             движение                работу органов

поддержание постоянной

температуры тела (42 С)

3.УДАЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

В кровь поступают продукты распада, которые быстро удаляются

                                          ЧЕРЕЗ

        Легкие  (СО2)                                     Почки

Регулирует нервная система (хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга, мозжечок и большие полушария переднего мозга)                            

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...