Профильное обучение биологии в МБОУ «СОШ №10»
статья по биологии на тему

Галда Елена Николаевна

доклад на МС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnoe_obuchenie_po_biologii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№10»

Профильное обучение  биологии в МОУ «СОШ №10»

                                                                                                  Подготовила учитель биологии

                                                                         МОУ «СОШ №10» Галда Е.Н.

                                              с. Бурлацкое, 2011г

   Профилизация обучения - одно из приоритетных направлений образования, которое было заявлено в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

   Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков, требуют развития у детей черт творческой деятельности, обеспечивающих их познавательную самостоятельность, формирующих творческий склад ума. Для этого необходимо еще на школьной скамье учить школьников самостоятельно устанавливать факты, объяснять их, находить закономерности, которым они подчиняются, давать им оценку, то есть уметь решать проблемы, возникающие в процессе познавательной деятельности.  Ведь молодым людям после окончания школы необходимо не только самостоятельно применять полученные знания, но и овладевать новыми, постоянно их совершенствовать, так как бурный рост науки и техники требует от каждого работника непрерывного пополнения своих знаний. Эти задачи можно успешно решить с помощью профильного обучения.

   Традиционные формы и методы обучения, ведущие ученика к обобщенному, стандартному единому для всех образовательному пути, располагают его к пассивному усвоению нужных и ненужных знаний, требуя от него, прежде всего усидчивости, убивая тем самым в нем стремление к активности и самореализации. Поэтому переход к биолого-географическому профилю в нашей школе обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению учащихся в образовательном процессе, обеспечивая становление его личных достижений. Нынешние старшеклассники потенциально готовы к активной жизненной позиции при условии привития им чувства уверенности в собственных силах. Очень важно организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрыли бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигли успеха и чувствовали себя комфортно. Профильное обучение основано на следующих принципах:

    -индивидуальном, дифференцированном подходе к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

    -использовании индивидуального учебного плана при биолого-географическом профиле;

    -вариативности программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

    -качественное обучение, развитие и воспитание учащихся должно быть реализовано без ущерба для детского здоровья, сохраняя здоровье педагогов и воспитывая культуру здоровья у школьников.

   Мною используется  учебник «Биология. Общая биология 10-11кл», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Дрофа – 2008г;

  2. Программа для общеобразовательных учреждений «Общая биология. 10-11кл. Профильный уровень.»,В.В.Пасечник, Дрофа – 2007г.

   А также элективный курс «Клетки и ткани», предназначенный  для учащихся 10-11 классов. Основная концепция курса заключается в следующем.

   -Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного).

   -Сравнительно-эволюционная направленность курса (формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы).

   -Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных.

   -Историко-патриотический акцент при изучении биологии.

   -Экологическая направленность курса.

    Такие организация и учебно-методическое обеспечение позволяют мне реализовать принципы профильного обучения, а также продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ. Кроме того, наличие спаренных уроков (урок + спецкурс) дает мне возможность применять такие формы обучения, как лекция, семинар, элементы модульного обучения. Достаточное количество часов позволяет более углубленно или расширено изучать некоторые темы, останавливаться на особо трудных, плохо понимаемых учащимися.

   Качество результата зависит не только от содержания образования, структуры, но и от эффективного использования образовательных ресурсов: кадрового потенциала, использования новых педагогических технологий, материально-технических ресурсов. Вот здесь и возникают трудности, т.к. материально-техническая база нашей школы, а в частности кабинета биологии, не позволяют в полной мере реализовать весь потенциал профильного обучения.

    Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе профильного обучения существенно меняются его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний ученика (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта школьников по отношению к излагаемому учителем содержанию, которое не всегда оказывается личностно-значимым для ученика. Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание, имея различные ценностные ориентации и жизненный опыт. Необходимо их согласование, своеобразное «окультуривание» субъектного опыта школьников. Именно такую задачу должен решать учитель с помощью всего класса.

   В этих условиях меняется режиссура урока. Ученики не просто слушают учителя или друг друга, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии или дебатов, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. В ходе такой организации урока учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает с позиций научного знания.

   Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

   Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

  Однако на данный момент пока еще нет в программе ни стандартов, ни времени на реализацию проектной деятельности учащимися и учителем. Поэтому я мало использую проектную деятельность в обучении школьников. Новые стандарты и программы обещают выделить достаточное количество часов и сформулировать требования для осуществления проектной технологии.

   В своей недолгой практике работы в профильном классе я столкнулась с таким явлением, как неготовность (моральная, умственная и мотивационная) некоторых учащихся к обучению по такой программе. Они физически не в состоянии усвоить материал, а ведь при профильном обучении это далеко не базовый уровень. Поэтому я считаю, что переход на профильное обучение нужно осуществлять при наличии, параллели классов, дабы обеспечить таким ученикам альтернативу в виде общего профиля.  

   В заключении хочу отметить, что современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующего предмета или элективного курса, а также должной материально-технической базы.

Литература:

1.Учебник «Биология. Общая биология 10-11кл», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Дрофа – 2008г;

  2. Программа для общеобразовательных учреждений «Общая биология. 10-11кл. Профильный уровень.»,В.В.Пасечник, Дрофа – 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Создание профильного (языкового) летнего лагеря на примере МБОУ «Солнечная СОШ №1»

Английский язык – это международное средство общения и государственный язык многих стран, он прочно вошел в нашу жизнь. Его знание позволяет читать в оригинале произведения зарубежных писателей, смотр...

Профильное обучение в МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода путём создания модели учебного плана, который должен реализовать следующие цели:- обеспечить углубленное использование о...

Анапа Архитектурная студия МБОУ гимназия "Эврика" 22 года профильной подготовки старшеклассников

laquo;Архитектурная студия гимназии «Эврика» – это старейшее детское архитектурно-художественное учебное заведение края, участвующее в смотре-конкурсе «Дни архитектуры 2018&ra...

Буклет "Профильное обучение в МБОУ "СШ№10""

Буклет "Профильное обучение в МБОУ "СШ№10""...

Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Вначале было слово…»

В летние каникулы ребята получают уникальную получить дополнительное образование наряду с закреплением урочного материала и устранением пробелов. Поэтому ведущие направления содержания деятельности, в...

Программа профильной смены «Темп» лагеря дневного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 127» «Путешествие в мир англо-американской литературы»

Рабочая программа «Путешествие в мир англо-язычной литературы» ориентирована на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей; на применения полученных знаний и умений ...