Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».
методическая разработка по биологии по теме

 

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариант ЭОР) в том числе и для уроков биологии.  Разные разработчики данных ЭОР создают непохожие интерфейсы. Зачастую для того, чтобы самостоятельно разобраться в тонкостях работы с каждым вариантом ППС учитель затрачивает большое количество времени.

Данное учебно – методическое пособие создано для учителей биологии с целью показать различные варианты применения ППС (на примере комплекса ППС одной фирмы), а также алгоритмы работы с ними при разработке разноплановых заданий, как для осуществления внеурочной деятельности, так и для работы на уроке биологии.

Примечания:

1.     В тексте работы приведены различные варианты применения ППС, а алгоритмы работы (в том числе скриншоты) более подробно представлены в презентациях

2.     Данную разработку в 2009 году мне довелось представлять на районном и городском турах в рамках VФестиваля: «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Итог: Iместо и в районе, и в городе. Поэтому, надеюсь, что это пособие будет полезно для специалистов.

3.     Варианты применения ППС рассмотрены на примере внеурочного мероприятия игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии». Возможно, учителям биологии будет интересен и сценарий самого мероприятия.

С уважением Смирнова Г.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Цель данного пособия: показать различные варианты применения ППС (ЭОР), а также алгоритмы работы с ними при разработке разноплановых заданий как для осуществления внеурочной деятельности, так и для работы на уроке биологии.

Тема занятия: игра по станциям для учащихся 7-8 классов «Добро пожаловать в мир биологии»

Название ППС: 1С: школа. Биология. Образовательный комплекс.

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс (2006)
  2. Животные 7 класс (2006)
  3. Человек 8 класс (2007)

Фирма разработчик:

ЗАО «1С»,

ООО «1С-Паблишинг»

СПб 2012г


Описание разработки занятия:

Внеурочная работа по биологии (7-8 класс).

Игра по станциям для учащихся 7-8 классов «Добро пожаловать в мир биологии» (с применением ППС)

Цель игры: в игровой форме способствовать углублению знаний уча щихся по биологии и экологии

Задачи игры:

  1. Углубить знания по биологии и экологии
  2. Развивать:
  1.   системное мышление,
  2.   наблюдательность,
  3.   умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды,
  4.   умение применять ИКТ
  1. Пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, к предмету.

Описание игры (правила):

  1. Каждая команда проходит 7 станций (в соответствии со своим маршрутом);
  2. Первая станция  - представление: в ней одновременно участвуют все команды (название, эмблема, девиз);
  3. На каждую последующую станцию отводится 7 минут (в это время включено: переход от станции к станции, непосредственная работа).
  4. На каждой станции команда получает определенное количество баллов*, которые будут записаны в маршрутный лист.

*Если команда дает не полный ответ, то она получат половину от максимально возможного балла за этот вопрос.

За нарушения дисциплины с команды – нарушителя снимается 2 балла.

Данная игра была разработана и проведена в рамках недели биологии 2008/2009. В игре участвовали команды 7 «А», 7 «Б», 8 «Б» классов. В роли ассистентов выступали учащиеся 9 «А» класса.

Применяемые ППС:

Образовательные комплексы:

  1. «1С:Школа. Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Дополнительно:

  1. «1С:Школа. Биология, 7 кл. Животные»
  2. «1С:Школа. Биология, 8 кл. Человек»

Применение электронных учебников позволяет расширить поле деятельности каждого ученика, существенно дополнить школьный учебник, работать в собственном темпе, самостоятельно при поддержке учителя осваивать знания.

Характеристика ППС: 

  1. Данный образовательный комплекс «1С:Школа. Биология» создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой.
  2. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного мате риала школьного курса биологии 6-8-го класса
  3. В составе образовательного комплекса богатый фактический материал, схемы, таблицы, анимационные и интерактивные рисунки. Эти материалы полезны как учителю при проведении урока, так и учащимся при подготовке домашних заданий, рефератов, презентаций, слайд-шоу и пр.
  4. Анимации и интерактивные рисунки, отражающие процессы, которые протекают на молекулярном и клеточном уровне, могут помочь ученику в понимании и запоминании сложного материала.
  5. При помощи тренажеров и проверочных работ учитель сможет организовать проверку знаний на уроке, а учащийся самостоятельно проверить результаты своей работы на основе объективной автоматизированной оценки.

Необходимо отметить, что преподавание биологии в нашей школе ведется по авторской линии Н.И. Сонина (существенно отличающейся от структуры предлагаемого курса). Однако, приведенные характеристики позволяют использовать данное ППС как во время учебного процесса, так и во внеклассной работе. Содержащаяся на дисках дополнительная информация по предмету и тесты повышенного уровня сложности позволяют применять их:

  1. для подготовки увлеченных учащихся к олимпиадам;
  2. для проведения различных игр по биологии и экологии и т.д.

Более подробно мы рассмотрим различные способы использования данного ППС во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Условно можно выделить три этапа этого мероприятия, на каждом из которых можно применить прикладные программные средства:

  1. Подготовка к игре;
  2. Проведение игры;
  3. Подведение итогов.

На этапе подготовки к игре и учитель, и учащиеся могут использовать все возможности данного ППС (разделы: Курсы, Галерея (иллюстрации), Справочник).

  1. Учитель: с целью подготовки материалов к игре
  2. Учащиеся: с целью повторения материала (особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значения в природе и для человека бактерий, грибов, растений, животных).

Раздел «Курсы» включает в себя:

  1. Текст учебника – электронное переложение учебника
  2. Это интересно – дополнительный материал по данной теме. Необязателен для запоминания, но позволяет расширить или углубить знания.
  3. Вопросы к тексту – завершают каждый параграф для самоконтроля.
  4. Тренажер – после каждого параграфа не менее 5 вопросов, отвечая на которые, ученик может проверить свои знания. В случае затруднения можно посмотреть правильное решение.
  5. Дополнительные материалы – для иллюстрации текста параграфа.
  6. Проверочные работы – вопросы, которые случайным образом выбираются из всех тренажеров по данной теме.
  7. Итоговая проверочная работа – 20 вопросов из тренажеров по всем темам учебника.

Данный раздел позволяет учащимся повторить теоретический материал и проверить качество своих знаний. Блок «Это интересно» помимо всего прочего может помочь учителю в составлении необычных вопросов к игре.

Повторению теоретического материала способствует и раздел «Справочник», включающий в себя:

  1. Словарь – в алфавитном порядке кратко и очень доступно сформулирован смысл основных терминов и понятий, встречающихся в курсе биологии для 8 класса.
  2. Биографии ученых – портреты и сведения о жизни и деятельности ученых, внесших огромный вклад в развитие биологии.
  3. Лекарственные растения – включает фотографии и краткое описание растений, применяемых при лечении;
  4. Справочные таблицы – содержат различные данные о жизнедеятельности человека (например, послеродовой период развития человека).

Раздел «Галерея» способствует визуализации предлагаемых материалов. Он включает в себя блоки: 

  1. Анимации  - представлены роликами, дающими аудио- и визуальные представления о явлениях, как правило, не доступных для непосредственного наблюдения учащимися.
  2. Видеоальбом с  озвученными видеофрагментами.
  3. Интерактивные рисунки – объекты, отражающие строение различных организмов. Работать с ними можно в двух режимах: демонстрационном и тестовом. Первый направлен на помощь в изучении нового материала, при помощи второго можно проверить усвоение нового материала.
  4. Рисунки – увеличенные рисунки из учебника, так же из Дополнительных материалов к параграфам.
  5. Интерактивные схемы – схемы, которые систематизируют новую информацию, полученную в ходе изучения новых понятий.
  6. Таблицы – статичные объекты.
  7. Фотоальбом 

На этапе проведения игры применять ППС можно различными способами, в зависимости от задания на каждой станции. Мы приведем несколько различных вариантов. Однако во время данного мероприятия использовать все возможности не получается. В основном это связано с тем, что санитарные нормы ограничивают длительность работы детей с компьютером. Учащиеся 7-8–х классов по нормам установленным СанПиН, могут работать за компьютером не более 20 минут за весь учебный день. Т.о. применение ППС на протяжении всей игры невозможно (т.к. за время игры учащиеся должны пройти 7 станций, каждая по 7 минут).

Применение ППС на различных станциях игры:

  1. Представление: на этом этапе учащиеся должны представить свою команду (название, эмблема, девиз) и выбрать путем жеребьевки дальнейший маршрут;
  2. Мозговой штурм: на этой станции учащимся предлагается за 7 минут выполнить как можно большее количество тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.

В зависимости от того, какой ответ (правильный или неправильный) выбирают учащиеся, на экране высвечивается соответствующая надпись:

Если выбран неправильный ответ, учащиеся могут посмотреть «Решение», однако они должны понимать, что это займет время.

Возможности данного ППС:

  1. Тест на базе диска составляется с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» - «Тест». При составлении теста можно использовать готовые вопросы или составить собственные вопросы на базе диска.
  2. Можно установить ограничение по времени
  3. Учащиеся могут прекратить выполнение теста в любое время.
  4. Облегчен подсчет результатов:
  1. Кто есть кто: на этой станции учащимся предлагается по мере демонстрации слайдов узнать и назвать как можно большее количество живых организмов. Возможности данного ППС:
  1. Составление презентации на базе диска с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» - «Презентация».

При составлении презентации можно использовать фотографии из галереи этого диска и из других источников.Рис.14

  1. Так же презентацию можно составить и вне диска (с применением фотоматериалов приведенных на нем):
  1. Конструктор на этой станции учащимся предлагается за 7 минут подписать названия органов у предложенных живых организмов.

Если все ответы подобраны правильно, на экране высвечивается соответствующая надпись: «Верно».

Если ребята совершили ошибку, на экране появляется надпись «Неверно». Возможности данного ППС:

  1. Иллюстрации к вопросам можно найти в разделе ППС «Галерея» → «Интерактивные рисунки».
  2. ППС позволяет скомпоновать иллюстрации с разных дисков 1С на одном из них
  3. Облегчен подсчет результатов (на экране сразу видно количество правильных и неправильных ответов).
  1. Почемучка: на этой станции учащимся предлагается за 7 минут ответить на вопросы об особенностях жизнедеятельности живых организмов

Возможности данного ППС:

  1. Интересные вопросы можно составить используя дополнительные материалы раздела ППС «Курсы» → «Это интересно».
  2. Иллюстрации к вопросам можно найти в разделе ППС «Галерея» → «Анимации», «Видео фрагменты», «Интерактивные рисунки». 

Рассмотрим на примере применения анимации.

Можно показать учащимся фрагмент, на котором показано нормальное положение корня и побега растения и, предложить выдвинуть версию того, что произойдет с этими органами через четыре дня, если положить цветочный горшок на бок. После того, как выдвинуто предположение, мы, показывая следующий фрагмент, подтверждаем или опровергаем предложенную версию и просим объяснить причину произошедших изменений.

Оценивается ответ, в соответствии с правилами игры (См. выше).

  1. Все связано со всем на этой станции командам предлагается проанализировать различные экологические ситуации, выявить причинно-следственные связи, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций. Возможности данного ППС:
  1. Интересные вопросы можно составить используя дополнительные материалы раздела ППС «Галерея» → «Интерактивные рисунки».
  2. Подсчет результатов осуществляется сразу, по мере выполнения задания
  1. Угадай-ка: на этой станции учащимся предлагается разгадать как можно больше загадок. Возможности данного ППС:

Как и для станции «Мозговой штурм», здесь можно самостоятельно составить тест с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» - «Тест». Но в параметрах выбрать вариант: «ввод по шаблону», а не «выбор одного ответа».

В этом случае учащимся придется самостоятельно ввести правильный ответ.

Результаты подсчитываются так же, как и на станции «Мозговой штурм».

После того, как все команды пройдут по своему маршруту (каждая по 7 станций), подводятся итоги. При применении  ППС подсчет результатов облегчается, т.к. по мере выполнения каждой командой заданий результаты фиксируются на электронном носителе.

Подводя итог всему приведенному выше можно отметить, что существуют различные способы применения ППС как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Конечно, компьютер не может заменить живого учителя. Зато помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие. В целом компьютерные технологии позволяют:

  1. выиграть время для более интенсивного обучения;
  2. сделать занятие более интересным, разнообразным и наглядным;
  3. вовлечь всех детей в учебный процесс;
  4. вводить новое через компьютерные технологии;
  5. развивать творчество и  самостоятельность школьников.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.          

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для учителей "Словарные слова 5 класс"

Пояснительная записка.Данная учебно- методическая разработка предназначена для учителей ,работающих в пятых классах Общеобразовательных школ, создана  на основе федерального компонента госу...

Учебно-методическое пособие по Общей биологии, тема "Вирусы", 9-ый класс

Данное учебно-методическое пособие разработано в форме презентации, рекомендовано при изучении темы "Вирусы" в 9 - 10-ых классах....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителя и подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социально-политическая история Красноярского края».Пособие содержит поурочны...

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)

Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)Клонина Татьяна ВладимировнаучительМодернизация отечественной системы образования, способствует актуализации проблемы форм...