Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Бондаренко Зинаида Федоровна

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол.

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Наглядные

пособия и технические

средства

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

Приме

чание

                                                                         ВВЕДЕНИЕ (2часа)

1

Предмет экологии. Ее разделы.

1

УОНМ

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии.

таблицы, слайды

«Методы

 и уровни развития

жизни»

Схема:

«Иерархия

природных

систем» (по

А.Горелову)

Стр.4-9

Презентация ученых экологов

6.09

2

История развития экологии как науки.

Значение экологического

образования в настоящее

время.

1

КУ

Экология как

теоретическая основа

деятельности человека

в природе.

 Роль экологии в жизни

современного общества.

Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы.

тестирование

Портреты ученых Презентации учащихся об ученых

13.09

                                                                                                   

                                                                                                    ТЕМА №1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов)  

1

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

УОНМ

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их

ресурсами и факторами

среды.

 Практическое значение

потенциала

размножения

организмов.

Знать: понятие

«потенциальная

возможность размножения

организмов»;

о зависимости видов от окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности

Решение экологических задач

схемы роста

численности

 видов ;

 кривые

выживаемости

различных организмов (акулы, рыбы-луны); Раздаточный материал: плоды с семена

ми растений ; Этоинтерес

но! (из Книги рекордов Гиннеса); Таблицы «Плодовитость рыб»«Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты».

Пар.1,

задание 1 письменно

20.09

2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

КУ

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон

ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека

Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов;

Работа в группах. Решение задач стр. 21

таблицы по

охране природы,

графики,слайды;

Комнатные

 растения,

гербарные

или живые

экземпляры

растений

светолюбивых и теневыносли

вых,теплолюби

 вых и холодо

стой ких,и животных

Параграф 2,

Эссе вопрос 1, стр22

27.09

3

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

КУ

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза в практике.

Знать: об основных путях приспособления организмов к среде.

Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде.

Составление опорного конспекта. Проблемный вопрос :  «Реален ли с биологической точки зрения

анабиоз у человека?»

таблицы «Приспособ ления организмов к среде» (спячка, миграции, и.т.д.)

Пар.3,

4.10

4

Основные среды жизни.

1

КУ

Основные среды жизни.

Знать: основные среды

жизни.Уметь: доказывать, что условия среды обитания«диктуют» наличие определенных

экологических

приспособлений у

 организмов, ее населяющих.

Работа в группах

.Заполнить таблицу «Среды жизни»

таблицы «Основные среды жизни»

Аквариум с рыбками, слайды с изображением животных, населяющих различные среды обитания.

Пар.4

5

        

Пути воздействия организмов на среду обитания

1

КУ

Л/р №1Почвен

ные обита

те ли и их

средооб

разующая

деятельность

Газовый и водный обмен, Пищевая

активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Знать: пути воздействия организмов на среду

обитания.

 Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений

жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей.

 Работа в парах. Отчет по Л/р

Рисунки, фото кротовин, сурчиных нор, бобровых хаток.

Пар.5 сочинение-рассуждение (вопрос №2 с.45)

6

Приспособительные формы организмов.

1

КУ.Л/р №2

Жизненные

формы

животных.

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция.

Отчет  по Л/р

фото, рисунков, слайдов. Жизненные формы растений и животных, карта природных зон.

Пар .6, вопросы

7

Приспособительные ритмы жизни.

1

КУ

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

Знать: о приспособительных ритмах жизни.

Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов понятие сигнального фактора (фотопериода).

 Тест,

Индивидуальная работа по карточкам

Таблица   многообразие  приспособлений

У растений и животных

Параграф 7

8

Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда»

1

УПЗУ

Геометрическая прогрессия

 размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Решение задач

Слайды с задачами

 «Организм и среда»

Подготовить 10 вопросов викторины по пар.5-7

9

Обобщение по теме «Организм и среда»

1

УО

         

 Геометрическая прогрессия

 размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов,. их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Работа в группах: Составить кроссворд по теме

таблицы «Приспособ ления организмов к среде»

 «Основные среды жизни»

 фото, рисунки, слайды

Стр 51-52

прочитать

10

Урок контроля и коррекции по теме «Организм и среда»

1

К

Геометрическая прогрессия

 размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

 Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Административная  Контрольная  работа

Тесты, решение экологических задач по  вариантам

Не задано

ТЕМА №2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов)

1

Типы взаимодействия организмов.

1

УОНМ

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений.

 Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Знать: типы взаимодействия

 организмов.

Уметь: характеризовать

 биотические связи (прямые,

 косвенные, односторонние,

двусторонние).

Ролевая игра

«Биотические связи»

Фото, слайды, таблицы «Типы взаимодействия организмов»

Пар .8, письм задания  на стр 65

2

Законы и следствия пищевых отношений.

1

КУ

Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболов

ства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Знать: законы и следствия пищевых отношений

Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе..

Работа в группах:

Заполнить таблицу  пищевых связей.

Экологический диктант

Таблицы, рисунки, фото, слайды«Типы пищевых отношений»;

 Таблица

 «Зависимость

численности

хищника от

численности

жертв»

Пар. 9 подготовить презентацию о Г.Ф.Гаузе

3

Законы конкурентных отношений в природе.

1

КУ

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная

практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные

отношения и

экологическая инженерия.

Знать: законы

конкурентных отношений в

природе.

Уметь: объяснять понятие

 конкуренция и ее роль в природе.

 

 Работа в парах Составить кроссворд

Таблица

 «Виды

конкуренции»

Пар 10.

4

Популяции.

1

КУ

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности.

Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.

Фронтальный опрос

Таблица «Популяции»

Пар.11,,задания стр.85

5

Демографическая структура популяций.

1

КУ

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание

оптимальной структуры природных популяций.

Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности.

Решение экологических задач. Индивидуальная работа

.

Возрастные пирамиды различных видов организмов

Пар.12

Эссе по вопросам на стр.91

6

Рост численности и плотность популяций.

1

КУ

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе

 Знать: как регулируется численность в природе. Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь  отличать двустороннее

взаимодействие от одностороннего.

Практическая работа. Построение графиков и схем

Графики разных

типов

популяционной

 динамики.

Коллекции

 насекомых

вредителей

 сельского и

лесного хозяйства.

Рисунки с

изображением

полевки

обыкновенной,

и летучей мыши

Пар.13

7

 Численность популяций и ее регуляция в природе

1

УПЗУ

Фронтальный опрос

 

Пар 14,Задание на стр.98 письменно №2

8

        

 Промежуточный контроль знаний «Сообщества и популяции»

1

УПКЗ

Контрольная работа

Не задано

9

Биоценоз и его устойчивость

1

КУ

Видовой состав биоценозов.

 Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов  Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сооб

ществ. Последствия нарушения структуры

природных био

ценозов. Принципы

конструирования

искусственных

сообществ.

Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия.

Самостоятельная работа

Схема ярусного расположения растений в смешанном и еловом лесах; таблицы «Биоценоз Дубравы», «Биоценоз пруда».

Пар.!5

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС

Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника   «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....

Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ма­тематике, федерал...

Рабочая программа 11 класс (68 часов) по учебнику Семакина И.Г. и Хеннера Е.К.

Рабочая программа «Информатика» 11 класс предназначена для работы в общеобразовательной средней школе по учебнику И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, учебник для 11 класса общеобразовательных учрежде...

• Рабочая программа курса «История России» на 2018-2019 гг. для 7 класса под редакцией А. В. Торкунова

Рабочая программа по Истории России для 7 кл. составлена на основе ФГОС к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я Токаревой...

• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг. для 8 класса под редакцией А. В. Торкунова

Рабочая программа по Истории России для 8 класса составлена на основе ФГОС к учебнику История России, авторы Н. М. Арсентьев, А. А.Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева...