Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по экологии для 10класса | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Наглядные пособия и технические средства | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Приме чание |
ВВЕДЕНИЕ (2часа) | |||||||||||
1 | Предмет экологии. Ее разделы. | 1 | УОНМ | Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии. | таблицы, слайды «Методы и уровни развития жизни» Схема: «Иерархия природных систем» (по А.Горелову) | Стр.4-9 Презентация ученых экологов | 6.09 | |||
2 | История развития экологии как науки. Значение экологического образования в настоящее время. | 1 | КУ | Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы. | тестирование | Портреты ученых Презентации учащихся об ученых | 13.09 | |||
ТЕМА №1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов) | |||||||||||
1 | Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | УОНМ | Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. | Знать: понятие «потенциальная возможность размножения организмов»; о зависимости видов от окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности | Решение экологических задач | схемы роста численности видов ; кривые выживаемости различных организмов (акулы, рыбы-луны); Раздаточный материал: плоды с семена ми растений ; Этоинтерес но! (из Книги рекордов Гиннеса); Таблицы «Плодовитость рыб»«Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты». | Пар.1, задание 1 письменно | 20.09 | ||
2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | КУ | Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека | Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов; | Работа в группах. Решение задач стр. 21 | таблицы по охране природы, графики,слайды; Комнатные растения, гербарные или живые экземпляры растений светолюбивых и теневыносли вых,теплолюби вых и холодо стой ких,и животных | Параграф 2, Эссе вопрос 1, стр22 | 27.09 | ||
3 | Основные пути приспособления организмов к среде. | 1 | КУ | Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза в практике. | Знать: об основных путях приспособления организмов к среде. Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде. | Составление опорного конспекта. Проблемный вопрос : «Реален ли с биологической точки зрения анабиоз у человека?» | таблицы «Приспособ ления организмов к среде» (спячка, миграции, и.т.д.) | Пар.3, | 4.10 | ||
4 | Основные среды жизни. | 1 | КУ | Основные среды жизни. | Знать: основные среды жизни.Уметь: доказывать, что условия среды обитания«диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов, ее населяющих. | Работа в группах .Заполнить таблицу «Среды жизни» | таблицы «Основные среды жизни» Аквариум с рыбками, слайды с изображением животных, населяющих различные среды обитания. | Пар.4 | |||
5 |
Пути воздействия организмов на среду обитания | 1 | КУ Л/р №1Почвен ные обита те ли и их средооб разующая деятельность | Газовый и водный обмен, Пищевая активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности. | Знать: пути воздействия организмов на среду обитания. Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей. | Работа в парах. Отчет по Л/р | Рисунки, фото кротовин, сурчиных нор, бобровых хаток. | Пар.5 сочинение-рассуждение (вопрос №2 с.45) | |||
6 | Приспособительные формы организмов. | 1 | КУ.Л/р №2 Жизненные формы животных. | Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. | Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция. | Отчет по Л/р | фото, рисунков, слайдов. Жизненные формы растений и животных, карта природных зон. | Пар .6, вопросы | |||
7 | Приспособительные ритмы жизни. | 1 | КУ | Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика. | Знать: о приспособительных ритмах жизни. Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов понятие сигнального фактора (фотопериода). | Тест, Индивидуальная работа по карточкам | Таблица многообразие приспособлений У растений и животных | Параграф 7 | |||
8 | Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда» | 1 | УПЗУ | Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Решение задач | Слайды с задачами «Организм и среда» | Подготовить 10 вопросов викторины по пар.5-7 | |||
9 | Обобщение по теме «Организм и среда» | 1 | УО |
Геометрическая прогрессия размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов,. их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Работа в группах: Составить кроссворд по теме | таблицы «Приспособ ления организмов к среде» «Основные среды жизни» фото, рисунки, слайды | Стр 51-52 прочитать | |||
10 | Урок контроля и коррекции по теме «Организм и среда» | 1 | К | Геометрическая прогрессия размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Административная Контрольная работа | Тесты, решение экологических задач по вариантам | Не задано | |||
ТЕМА №2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов) | |||||||||||
1 | Типы взаимодействия организмов. | 1 | УОНМ | Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей. | Знать: типы взаимодействия организмов. Уметь: характеризовать биотические связи (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние). | Ролевая игра «Биотические связи» | Фото, слайды, таблицы «Типы взаимодействия организмов» | Пар .8, письм задания на стр 65 | |||
2 | Законы и следствия пищевых отношений. | 1 | КУ | Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболов ства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. | Знать: законы и следствия пищевых отношений Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе.. | Работа в группах: Заполнить таблицу пищевых связей. Экологический диктант | Таблицы, рисунки, фото, слайды«Типы пищевых отношений»; Таблица «Зависимость численности хищника от численности жертв» | Пар. 9 подготовить презентацию о Г.Ф.Гаузе | |||
3 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | КУ | Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия. | Знать: законы конкурентных отношений в природе. Уметь: объяснять понятие конкуренция и ее роль в природе.
| Работа в парах Составить кроссворд | Таблица «Виды конкуренции» | Пар 10. | |||
4 | Популяции. | 1 | КУ | Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека. | Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности. Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения. | Фронтальный опрос | Таблица «Популяции» | Пар.11,,задания стр.85 | |||
5 | Демографическая структура популяций. | 1 | КУ | Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций. | Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности. | Решение экологических задач. Индивидуальная работа . | Возрастные пирамиды различных видов организмов | Пар.12 Эссе по вопросам на стр.91 | |||
6 | Рост численности и плотность популяций. | 1 | КУ | Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе | Знать: как регулируется численность в природе. Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего. | Практическая работа. Построение графиков и схем | Графики разных типов популяционной динамики. Коллекции насекомых вредителей сельского и лесного хозяйства. Рисунки с изображением полевки обыкновенной, и летучей мыши | Пар.13 | |||
7 | Численность популяций и ее регуляция в природе | 1 | УПЗУ | Фронтальный опрос |
| Пар 14,Задание на стр.98 письменно №2 | |||||
8 |
Промежуточный контроль знаний «Сообщества и популяции» | 1 | УПКЗ | Контрольная работа | Не задано | ||||||
9 | Биоценоз и его устойчивость | 1 | КУ | Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сооб ществ. Последствия нарушения структуры природных био ценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ. | Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия. | Самостоятельная работа | Схема ярусного расположения растений в смешанном и еловом лесах; таблицы «Биоценоз Дубравы», «Биоценоз пруда». | Пар.!5 | |||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС
Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....
Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерал...
Рабочая программа 11 класс (68 часов) по учебнику Семакина И.Г. и Хеннера Е.К.
Рабочая программа «Информатика» 11 класс предназначена для работы в общеобразовательной средней школе по учебнику И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, учебник для 11 класса общеобразовательных учрежде...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018-2019 гг. для 7 класса под редакцией А. В. Торкунова
Рабочая программа по Истории России для 7 кл. составлена на основе ФГОС к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я Токаревой...
• Рабочая программа курса «История России» на 2018 - 2019 гг. для 8 класса под редакцией А. В. Торкунова
Рабочая программа по Истории России для 8 класса составлена на основе ФГОС к учебнику История России, авторы Н. М. Арсентьев, А. А.Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева...