методическое пособие для решения задач по генетики при подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

данны генетические задачи с приложением , рекомендации по решению задач для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_resheniya_zadach_po_genetike.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Методика   решения  задач по  генетике  .                                                                                                                                                                                                Правильное  решение  задач  по  генетике  начинается с оформления условия задачи , для этого используется  особый принцип записи в виде  схем с использованием определенных обозначений и символов.                                                                                                                                                                                                 В левой части листа        составляется  схема  «ГЕН-ПРИЗНАК»     в  которую                                   вносятся буквенные  обозначения  генов  и  соответствующие  им  признаки. Если ген  доминирует не полностью , то над его буквенным обозначением ставят горизонтальную черту , например «А – серповидная  форма  эритроцитов. Если признак сцеплен с полом , указывают хромосому , в которой локализован ген , определяющий данный признак «Х – гемофилия». В правой части листа записывается схематическое решение задачи с пояснениями , если они необходимы. В генетических схемах генотипы родительских форм обозначают буквой «P » (лат. Parentes – родители), генотипы потомства, особей первого поколения –«F»,особей второго поколения  - «F» (лат.filii дети). Для обозначения гамет можно использовать букву «C» или писать слово «гаметы». Генотипическую формулу (генотип) материнской особи записывают первой, обозначая ее символом «Q» (зеркало Венеры), затем ставят знак скрещивания «х»  и записывают генотип отцовской особи ,обозначая ее символом «Q» (копье и щит Марса). Под генотипами родительских форм и потомства можно указать соответствующие им фенотипы. При оформлении задач на наследование признаков в семьях вместо знака скрещивания этичнее использовать другой символ « ←», направленную от мужского генотипа к женскому. В случае, когда особь обладает доминантным признаком, но не ясен ее генотип ( гомо – или гетерозигота ) вместо неизвестного гена  в генотинической формуле ставят точку, над которой после анализа условия задачи, пишут буквенное обозначение соответствующего гена, например: Аили  Аа.. В первой строке пишут генотипы родителей , во второй – типы их гамет, в третьей – генотипы потомков. Если в потомстве ожидается больше четырех вариантов генотипов , то для их определения следует использовать построение решетки Пеннета.

        Ниже таблицы « ген-признак» вопросительным знаком обозначают то, что необходимо определить по условию задачи, например, генотипы потомства: -F-? . В конце решения пишется ответ , в котором, в зависимости от условия задачи, указывают генотипы , фенотипы , их соотношения или вероятности появления , выраженные в процентах или частях.

                      Примеры решения некоторых типов задач.

 1.Скрещивание 2-х морских свинок с вихрастой шерстью между собой дало 12 потомков с вихрастой и 4 с гладкой шерстью. Какой признак является доминантным и сколько вихрастных потомков должны оказаться гомозиготными по этому признаку?

                                        Пояснение к решению.

   При скрещивании морских свинок с вихрастой  шерстью часть потомства оказалось с гладкой шерстью, следовательно, этот признак рецессивный , а скрещиваемые особи были гетерозиготны, что подтверждается и характером расщепления 12:4(3:1),которое наблюдается ,согласно второму закону Менделя ,при скрещивании гетерозиготных особей. На основании выше изложенного составляем таблицу «ген-признак» и решаем задачу. Так как в условии задачи не было прямого указания на то, что скрещиваемые особи гетерозиготны , рецессивный ген в их генотипах напишем над точкой.

ген

признак

Решение

G A,a        A, a

F1 AA;  Aa; Aa; aa

FAA

А

а

Вихрастая шерсть

Гладкая шерсть

F AA - ?

Ответ: вихрастая шерсть доминирует над гладкой, гомозиготивных вихрастых потомков  часть от общего количества вихрастых, что составляет 4 особи.

2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х- хромосомой признак. Мужчина , больной гемофилией , вступает в брак с нормальной женщиной , отец который страдал гемофилией . Определить вероятность рождения в этой семье здоровых детей.

ген

признак

Пояснения к решению.

В брак вступает больной мужчина (генотип ХhY) с женщино,не страдающей болезнью , следовательно у нее один ген обязательно (норма)-Хh.но второй ген из этой пары должен быть геном генофилии-Хh, так как отец этой женщины страдал генофилией , а женщина получает всегда одну Х- хромосому от матери ,вторую – от отца. Генотип XнXh.

ХН

Хh

норма

гемофилия ХН

Хh

F ХН  Х ХН

Хh?

Решение.

Рo  ,  ХНY h. ←Q ХНY

Go    ХНY   ,  ХНY

F   XH   Xh      ХНY; Хh

Хh       Xh  Y.

Ответ . Вероятность рождения здоровых детей равна  ½ или 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая статья "Решение задач по генетике"

Статья сообщает о решении основных типов генетических задач, которые содержаться в КИМах ЕГЭ. К статье прилагается краткая мультимедийная презентация....

Методическое пособие по решению задач по дисциплине "Анализ деятельности банков"

В данном пособии рассмотрены основные теоретические вопросы и приведены примеры решения  типовых задач по дисциплине "Анализ деятельности банков"....

Методические рекомендации "Решение задач по генетике"

Настоящая разработка посвящена решению генетических задач, предусмотренных программой дисциплины "Биология". Включает в себя алгоритм оформления задач, примеры решения по темам "Моногибридное ск...

Методическая разработка урока "Решение задач по генетике"

Урок по разделу Генетика направлен на отработку умений при решении задач....

Учебно-методическое пособие: "Алгоритм решения задач по теме "Закон сохранения импульса".

В пособии рассмотрен алгоритм решения задач по теме "Закон сохранения импульса" в системе из двух тел....

Методическое пособие по решению задач. ИНФОРМАТИКА ЕГЭ ЗАДАНИЯ №15, №19-21, №24, №25, №26, №27

В пособии содержатся теоретические сведения по основным разделам информатики, приводятся решения прототипов задач ЕГЭ и задания для самостоятельного решения с ответами. Пособие является продуктом рабо...