Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Данный урок способствует развитию структурно-логичскому мышлению, развитию умения решать пролемы, сравнивать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenie_ch.darvina_o_estestvennom_otbore.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе.

1 вариант

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Цель: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции

 Задачи: 

обучающая: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора борьбу за существование и её виды;

развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетради;

воспитательная: воспитывать умение работать в разных группах.

Тип урока:  комбинированный

Методы: репродуктивные, частично – поисковые

                                                          Природа хочет жить, и потому она

                                                          мильоны зёрен скармливает птицам.

                                                          Но из мильона птиц к светилам и зарницам        

                                                          едва ли вырвется одна.

                                                                                                  Н.  Заболоцкий

                                                                Ход урока

Беседа по д/з

     - Эволюция?  

     - Биологическая эволюция?

     - Как разрешил Ч.Дарвин вопрос о предках домашних животных?

     - В чем состоит основной метод выведения новых сортов и пород?

     - Как меняется строение и поведение домашних животных в процессе     одомашнивания? Приведите примеры.

II. Изучение нового материала

1.      - Как понимаете слова Н. Заболоцкого? Почему так происходит?

-Дать определение естественного отбора

-Что является исходным материалом для отбора искусственного и ЕО? (индивидуальные  признаки)

 - Отбирающий фактор?      Искусственный отбор – человек           ЕО – природа

- Характер действия            Творческий – направленное            Творческий – отбор                          накопление признаков                     приспособительных при-

                                         на пользу человеку                          знаков на пользу особи,

                                                                                                   популяции, вида, приводя-

                                                                                                   щий к возникновению новых форм

- Формы отбора                 Массовый, индивидуальный,       Движущий, поддерживающий

                                          бессознательный и                        уклонения в изменяющихся методический                                условиях среды и стабилизи-            

                                                                                                  рующий. Поддерживающий

                                                                                                  постоянство средней нормы

                                                                         

- Путь изменений            Отбираются,  становятся            Остаются, накапливаются,   производительными.                    передаются по наследству

                                  Отбираются,уничтожаются          Уничтожаются в БЗС

- Результат отбора         Новые сорта, породы                    Новые виды

                                   и штаммы        

2. Давайте пройдем с Ч.Дарвиным путь, который привел его к научному открытию о направляющем факторе эволюции        

                                                         ЗАДАЧА № 1

            Наблюдение 1                                                                     Наблюдение №2

В природе любой вид растений и животных      Число особей каждого вида остается          

стремится к размножению в геометрической     относительно постоянным

 прогрессии

                                                  ?  Предложение

                                               

                                                               Вывод

Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе проходит БЗС

                                                       ЗАДАЧА №2

Предположение   ЕО может служить механизмом эволюции

Наблюдение  (картинки)   Организмы обладают                          изменчивостью

 - Приведите примеры возможных наблюдений Ч.Дарвина о размножении растений и животных в геометрической прогрессии

Примеры учителя: (Слайды с картинками представителей) 

     - Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление?

   - Луна – рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное  время? Используйте для объяснения определенные положения эволюции-онной теории.                   

     - Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит? При объяснении опирайтесь на основные положения эволюционной теории.

    - В каждой шишке ели  более 100 семян. Вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит 50 – 60 лет. Почему же людям приходится постоянно заботиться об искусственных  насаждениях ели?

Учитель: - Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?

                -   Что может быть причиной их гибели?

                -  Какой вывод делает из сопоставления этих фактов Ч. Дарвин

      Формулировка понятия  БЗС и запись в тетрадь

                  - Опишите проявление изменчивости, которое мог наблюдать Ч.Дарвин

Примеры: Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте, но иногда можно найти кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему? 

  -  У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: 12 ос. – самый маленький хоботок, 10 –наиболее длинный, а 78 – имели хоботки средних размеров. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?

  - Гориллы обычно имеют темный цвет шерсти. В Барселонском зоопарке содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были схожи с собратьями. Какими положениями эволюционного учения можете объяснить это явление?

  - Голландский ботаник Г. де Фриз выращивал энотеру  (ослинник) и обнаруживал постоянно среди потомства до 0,5% особей, резко отличающихся от нормальных растений по высоте стебля, форме и окраске листьев. Интересно то, что эти изменения передавались по наследству. Может ли такое явление иметь практическое значение?

  -  У северных оленей размеры рогов всегда различны, редко встречаются животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение доля жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство? 

Вопросы:   - Какие виды изменчивости являются материалом для эволюционного процесса?

                    - Какую гипотезу выдвигает Ч.Дарвин на основе наблюдений изменчивости?

Сам. работа с учебником:

III  Закрепление

- Слушаем внимательно: «…Состязание будет всегда ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма будут обнаруживать стремление к вымиранию…»

Вопросы:          - О каком состязании говорится в тексте Ч. Дарвина?

                          -  Какая форма БЗС является наиболее напряженной и почему?

Рефлексия.

Выставление оценок

Д/з стр. 32 – 40, заполнить таблицу, составить опорный конспект или схемы

Формы БЗС

Определение

Примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции

                                             Учитель биологии:           Беркетова С.С.

9 класс.

2 вариант

Тема  «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

Конспект урока в № 3 «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе»

Методическая цель: развитие информационной и коммуникативной компе-  тенции, формирование творческого мышления с использованием ИКТ, развитие интереса обучения, расширение опыта исследовательской деятельности на основе имеющихся знаний.

Задачи: 

обучающая: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора, борьбу за существование и её виды;

развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, с ЭОР, учебником, слайдами,  таблицами, делать выводы и фиксировать записи в тетради;

воспитательная: воспитывать интерес к урокам биологии, бережное отно-шение к природе, умение работать в разных группах.

Тип урока:   урок – поиск (овладение учащимися новыми знаниями)      

Методы: словесные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, самостоятельной работы,

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки, таблица

Образовательные технологии: структурно-логические, тестовые, НИТ, диалоговые

Используемая литература:

Астахова В.Г. Дубровский Е.В. Мир вокруг нас. М.Политиздат, 1976

Яблоков А.В. Мир Эволюции. Научно-популярная литература. М.:

                            Дет. Лит,1985

Акимушкин И.И.Невидимые нити природы.М.: «Мысль» 1985

                                                          Природа хочет жить, и потому она

                                                          мильоны зёрен скармливает птицам.

                                                          Но из мильона птиц к светилам и зарницам        

                                                          едва ли вырвется одна.

                                                                                                  Н.  Заболоцкий

Этап урока

Метод. приемы

Деятельность учителя

Деятельность

   ученика

Вре-мя

Орг. мо-мент

Организационные

Довести до обучающихся цель урока

Слушают, записывают тему в тетрадь

2 мин

Актуал  Знаний

Логичес-кие,   проб-лемные

Фронтально: Эволюция? Сорт? Порода? Систематика

Отвечают, анализи-руют, делают выво--ды

3 ми







Ознакомление с новым материалом

 

Логичес-кин, проб-

лемные

Как понимаете слова поэта?

Почему так происходит?

Дать определение ЕО

Осмысливают, вы-сказывают свои ре-шения проблемы.

Делают вывод.Запи

сывают определе-ние  в тетрадь

32

мин

Работа в парах, с таблицей

Заполнить табл. 3 кол

Обсуждают,  заполня -ют таблицу

5мин

Решение логических задач. Портрет Ч.Дарвина

Предлагаю задачи 1, 2. Решая подобные задачи природы,

 Ч. Дарвин пришел к выводу

Осмысливают, предлагают свои решения

5 мин

Слайды1-9

Логичес-кие



Поиско-вый

Что значит БЗС?

Какие формы БЗС выделил Ч. Дарвин?

Составьте схему.   Сделайте вывод

Приведите свои примеры

Смотрят презентацию, составляют схему, делают вывод.



Приводят свои примеры

22 мин

Закрепление изучен.

м-ла

Аналитический

Читаю отрывки из текстов. Определить формы БЗС и роль ЕО

Выделяют формы БЗС и делают вывод: ЕО- направляющий фактор эволюции

5 мин

Дом. Зад.

Табл. на доске

Стр. 32-40, заполнить табл.

Записывают зад. в дневник, переносят табл. в тетрадь

1 мин

Рефлексия

- Выполнили ли цель урока?

-Что главное узнали?

- Что было трудно?

Выставление оценок

Отвечают на вопросы

2 мин

Учитель биологии:              Беркетова С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест - викторина к уроку: "Эволюционное учение Ч.Дарвина"

Тест - викторина предназначена для закрепления и обобщения полученных знаний. Игровые приемы помогают раскрепостить, заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.Использовани...

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"

Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина

Развитие эволюционного учения (Аристотель, К. Линней, Ж.БЛамарк), Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина...

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе 9 класс Презентация

Презентация к уроку 9 класс "Учение Ч. Дарвина об естесвенном отборе"....

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Цель урока заключалась в изучении сущности учения об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе. Где систематизировались знания учащихся о причинах многообразия сортов растен...