Медикоспортивные аспекты преподавания биологии.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Вишневская Тамара Николаевна

Тема «Сенсорные системы.  Органы чувств».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medikosportivnye_aspekty_prepodavaniya_biologii_gotovaya.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 ‹КОЛЛЕДЖ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1›

Медикоспортивные аспекты преподавания биологии

Преподаватель биологии – Вишневская Т.Н.

2012год


         Приказом Министерства образования и науки РФ утверждены Федеральные требования (от28.12.10, №2106) к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся. Этот документ гласит, что образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие укрепление здоровья обучающихся.

 Курс биологии в 8-ом классе включает в себя анатомия как науку о формах и строении человеческого тела и составляющих его органах и тканях во взаимодействии с  их функциями, в процессе происхождения и развития организма.

В процессе преподавания необходимо формирование основных медицинских и гигиенических понятий, важных для сохранения физического здоровья. Здоровье – важная предпосылка правильного формирования характера. На уроках биологии важное  значение имеет и формирование направленности в выборе профессии, при анкетировании учащихся колледжа  большинство планируют связать свою будущую профессию со спортом, выбор велик – тренер, спортивный врач , спортивный психолог. К задачам  учителя биологии, среди прочих, относится: показать важность спортивного опыта, умение контактировать с людьми, умение организовать, пропагандировать здоровый образ жизни, дать четкое представление о возможных заболеваниях и методах их предупреждения.

       Основные темы по которым целесообразно вводить дополнительный материал медицинской и спортивной направленности : «Гуморальная регуляция», «Анализаторы. Органы чувств»,«Витамины», «Пищеварительная система», «Органы дыхания».Являясь одновременно учителем ОБЖ в 8-х классах, считаю, что по темам, которые перекликаются с темами курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - «Виды травм», «Первая помощь при кровотечениях», «Основы здорового образа жизни» и другие детальное изучение материала лучше проводить на уроках ОБЖ. Уроки анатомии дают основу для отработки практических манипуляций на уроках ОБЖ. При изучении этих тем важно указывать связь между четкими анатомическими знаниями и методикой отработки приемов реанимации , а также необходимость правильно использовать знания анатомии  в спортивной деятельности (разминка перед занятиями и соревнованиями), укреплять опорно – двигательный аппарат, повышать свое техническое мастерство  спортсмена в целях профилактики различных видов травм.

        Тема «Сенсорные системы.  Органы чувств» имеет значение для адаптации   организма к внешним и внутренним раздражителям, помогает осуществлять анализ и синтез информации о явлениях  в окружающей среде и в самом организме. У спортсменов при регулярной тренировке в видах спорта с нагрузкой на зрительный анализатор (спортивные игры, фехтование и др.) расширяется поле  зрения , и улучшаются глазодвигательные  функции, идет укрепление функций вестибулярного аппарата.

Сенсорная система. Органы чувств

Анализаторы.

Заболевания органов зрения

Заболевания органов слуха

Близорукость (миопия)

Отит

Дальнозоркость

Травмы(острыми, тупыми предметами)

Катаракта

Врожденная глухота

Глаукома

Приобретенные формы тугоухости

Косоглазие

Травмы (острыми предметами, ожоги)

Дальтонизм

Конъюктивит

Число подростков с пониженным зрением -2-3%

Профилактика:

1.Коррекция с помощью оптики (очки)

2.Оперативно

3.Гигиена зрения

4.Питание (витамин А)

5.Ограничение работы с компьютером

Профилактика:

1.Эффективное лечение ОРЗ, ОРВ

2.Оперативно

3.Контроль применения антибиотиков

4.Гигиена слуха

     На уроках по данной теме учащиеся с большим интересом и желанием выполняют компьютерные презентации и сообщения на предлагаемые темы:

1. Причины заболевания конъюктивитом у учащихся на отделении плавания.

2. Характер наследования дальтонизма.

3. Современные  методы коррекции зрения.

4. Влияние современных технических средств  на остроту слуха

5. Влияние состояния зрения и слуха на выбор профессии.

6. Роль витаминов в сохранении остроты зрения.

        В  условиях спортивной деятельности к аппарату органов дыхания предъявляются  особые требования: обеспечение усиленных дыхательных движений, активизация вентиляции легких .При выполнении большинства спортивных упражнений  дыхание осуществляется через рот, что приводит   часто к развитию воспалительных заболеваний дыхательных путей. В связи с этим, учащиеся должны четко  представлять возможные пути заражения заболеваниями органов дыхания и пути профилактики.

Заболевания органов дыхания

1.Острые заболевания ОД (ларингит, ринит, бронхит, пневмония)

2.Хронические заболевания ОД (бронхиальная астма, туберкулез)

3.Грипп

   Профилактика:

1.Следить за колебанием воздуха и пищи.

2.Гигиена одежды (соответственно климатическим колебаниям).

3.Не напрягать голосовой аппарат.

4.Правильное дыхание.

5.Изоляция в период эпидемии.

6.Отказ от вредных привычек.

        Изучение темы «Пищеварение» предусматривает изучение системы пищеварения, включая в себя полость рта, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы. Состояние органов  пищеварения имеет значение для оценки состояния здоровья спортсменов. При медицинских обследования часто выявляется кариес, гастрит, учащиеся жалуются на отсутствие аппетита. В результате интенсивных тренировок нарушается режим питания, употребляется непривычная пища, что неблагоприятно влияет на состояние здоровья спортсменов.

Заболевания органов пищеварения

1.Гастриты

2.Аллергия на определенные продукты

3.Язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

4.Заболевания желчевыводящих путей ( дискенизии, холециститы)

5.Инфекционные заболевания (дизентерия, холера, сальмонеллез)

6.Гельминтозы (энтеробиоз, аскаридоз, тениидозы)

Профилактика:

1.Рациональный режим питания

2.Предупреждение нарушения качества пищи, термическая обработка

3. Ограничение потребления цитрусовых, яиц, шоколада.

4.Ограничение жирной, жареной пищи.

5.Не допускать анорексии.

6.Спокойная, доброжелательная обстановка во время приема пищи

      В подготовке к практической работе :

«Калорийность суточного рациона спортсмена»

           Необходимо  указать значение проблемы питания в современной системе подготовки спортсмена, отметить , что рационально организованное питание приводит к укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, ускоряет процессы восстановления и адаптации организма. Осваивать знания по здоровому питанию лучше с раннего возраста, переучивать всегда сложнее

Пищевой рацион спортсмена должен отличаться как в количественном , так и в качественном отношении. По окончанию практической работы надо сделать вывод о слишком высокой (низкой) калорийности пищи и возможных путях изменения калорийности суточного рациона.

 Вспоминая выражение : «Человек есть то, что он ест», надо понимать, что часто от организации питания будущего олимпийского чемпиона зависит уровень его спортивного мастерства в дальнейшем.

К практической работе представляются многочисленные таблицы по калорийности, примерные меню с указанием калорийности пищевых продуктов. Надо отметить интерес учащихся к данной работе, всегда делаются четкие выводы о значении витаминов, необходимости коррекции своего рациона питания, введении в рацион большего количества фруктов, овощей.

Средняя калорийность суточного пищевого рациона спортсмена

Вид спорта

Ккал на 1кг тела

юноши

девушки

Акробатика

67-70

65-67

Гимнастика (спортивная)

65-68

63-65

Гребля

65-70

63-65

Легкая атлетика

А) бег на короткие дистанции

65-70

63-65

Б) бег на средние дистанции

68-72

65-68

В) многоборье

70-75

68-70

Г) марафон, спортивная ходьба

80-85

75-80

Лыжный спорт (прыжки с трамплина)

68-72

65-68

Плавание

67-70

65-67

Современное пятиборье

75-80

70-75

Спортивные игры

А) футбол

70-75

65-68                

Б) баскетбол, волейбол, настольный  теннис

65-68

63-65

Стрелковый спорт

70-75

63-68

Тяжелая атлетика

67-72

                           

Фехтование

65-70

63-65

Практическая  работа

Тема : «Калорийность суточного пищевого рациона спортсмена»

Цель : выявить особенности питания спортсмена в связи с энергетическими затратами на спортивную деятельность и обучение, зависимость калорийности питания от вида спорта, особенностей тренировки, пола, возраста , обнаружение повышение или понижение веса, сделать вывод о высокой (низкой) калорийности пищи.

Оснащение урока:

Учебник «Гигиена»  Я.М. Богданов, уч. «Биология»  8кл., таблицы энергетической ценности продуктов питания

Справка:

 Калория – единица энергии, которая выделяется во время переваривания пищи, во время усвоения белков-жиров-углеводов. Потребности человека составляют от1500 до 3000 калорий в сутки. 1грамм углеводов – 3,75 калорий, белков – 4 калории, жиров – 9 калорий

Ход работы:

Подсчет калорийности суточного рациона норма

Использовать таб.15 , стр.86  - уч. Гигиена

Свой вес  х  на ккал на 1 кг веса (по таблице находим свой вид спорта и    пол, берем минимальные показатели)

Составляем  примерное меню за предыдущий день

   Указываем перечень продуктов потребляемых на завтрак, обед, ужин.      По таблицам энергетической ценности продуктов, подставляем калорийности каждого продукта

Подсчитываем итоговую калорийность потребленных за сутки продуктов питания

Вывод.

Сравниваем расчетную калорийность суточного рациона норма и практическую калорийность, подсчитанную за предыдущий день. Анализируем вероятную  возможность коррекции  суточного рациона.

          Тема «Витамины» тесно связана с темой «Пищеварение». Учителю необходимо отметить содержание витаминов в продуктах питания, роль витаминов как биологических катализаторов – ферментов, ускоряющих химические процессы в организме, указать  связь авитаминозов с неполноценным питанием

Витамины. Значение – образование ферментов, биоактиваторы

Ж

И

Р
О

Р

А

С
Т

В
О

Р

И
М

Ы

Е

Витамин К –

филлохинол

Н

Е
Д

О

С
Т

А

Т
О
К

В
И
Т
А
М
И
Н
О
В

В
Ы
З

Ы

В

А

Е

Т

Кровоизлияния, антигеморрагический

Томаты,

Рябина, крапива

С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е

В

П

И

Щ

Е

Витамин Е –

токоферол

Нарушение функций размножения, рассасывания эмбрионов

Салат, петрушка, кукуруза, овсяная мука

Витамин Д -

кальциферол

Нарушение обмена Са, Р, костная ткань становится рыхлой

АВИТАМИНОЗ –

РАХИТ

Печень, яйца, рыбий жир

Витамин А

ретинол

Интенсивное ороговение кожи, слущивание эпителия, снижение остроты зрения

АВИТАМИНОЗ –

КСЕРОФТАЛЬМИЯ-

КУРИНАЯ СЛЕПОТА

Рыбий жир, печень, икра рыб, морковь

В

О

Д

О

Р
А

С

Т

В

О

Р

И

М

Ы

Е

Витамин В12

цианокабаламин

Функции кроветворения

Злаки, бобовые

Витамин В6

пиридоксин

Потеря аппетита, слабость, тошнота

Злаки, бобовые

Витамин В1 –

тиамин

Расстройство нервной системы, нарушение чувствительности. параличи конечностей

АВИТАМИНОЗ

БЕРИ-БЕРИ

Злаки, бобовые

Витамин В2

рибофлавин

Поражение кожи и роговицы глаз

Злаки, бобовые

Витамин С

Аскорбиновая кислота

Снижение иммунитета, кровоточивость десен

АВИТАМИНОЗ

ЦИНГА

Лук, капуста, шиповник, цитрусовые

Витамин РР

Никотиновая кислота

Дерматит, понос, нарушение психики

АВИТАМИНОЗ

ПЕЛЛАГРА

Дрожжи, почки, пиво

         

           В теме «Эндокринная система» изучаются железы внутренней секреции, участвующие в регуляции функций организма. Гормоны, выделяемые эндокринными  железами совместно с нервными импульсами осуществляют нервную регуляцию. Необходимо отметить, физическая  нагрузка требует изменения интенсивности обменных процессов не только в сердце , мышцах . но и во всем организме. У спортсменов повышение уровня адреналина  и норадреналина может наблюдаться в предстартовый период, и во время физических нагрузок. Содержание гормонов в зависимости от нагрузки может колебаться, поэтому важно следить за их содержанием в крови, учащимся необходимо давать информацию о наиболее часто встречающихся эндокринных болезнях их проявлениях у спортсменов

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА

ЖЕЛЕЗЫ

Внешней секреции

Имеют протоки,выделяют большое кол-во секрета-слюнные железы , потовые железы,железы желудка и кишечника

Смешанной секреции

Имеют признаки внешней и внутренней секреции-поджелудочная, половые железы

Внутренней секреции

Не имеют протоков, гормонов выделяют немного, непосредственно в кровь – гипофиз, щитовидная железа, надпочечники.

Название

желез

Название гормонов.

Биологическое действие

Гипо- или

гиперфункции

Гипофиз

1.Соматотрофный гормон

2.Гормоны , регулирующие работу эндокринных желез

Гипо -  карликовость Гипер - гигантизм

Щитовидная

железа

Тироксин

Трийодтиронин-окислительные  процессы,рост, развитие интеллекта

Гипо  - микседема, кретинизм

Гипер - базедова болезнь, эндемический зоб

Околощитовидная железа

4 тельца позади щитовидной железы М-0,25 гр.-0,5гр.

Паратгормон

Обмен Са и Р в  крови

Гипо – тетания – приступы судорог

Гипер – отложение солей Са – аорта, сосуды, почки

Тимус

Вилочковая железа-выше рукоятки  грудины М – 15гр.

Тимозин- нервно- мышечная активность, углеводный обмен, обмен Са , стимулирует  иммунитет

Поджелудочная  железа

Гликагон , инсулин

Углеводный  обмен, перераспределение  гликогена  в  организме

Гипо – сахарный  диабет

до 5% глюкозы

Надпочечники

Глюкокортизоиды –кортизон-обмен углеводов, жиров

Минералкортизоиды – обмен натрия, калия

Половые – андрогены, эстрогены, прогестерон – вторичные половые признаки

Адреналин, норадреналин – сердечно-сосудистая система

Гипо - бронзовая, эддисонова  болезнь

Половые  железы

Женские – эстрадиол, прогестерон

Мужские – тестостерон

Вторичные  половые  признаки

           Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что современные общеобразовательные  учреждения – Колледж Олимпийского резерва идеальное место для проведения последовательного обучения культуре здоровья и первичной профилактике заболеваний. Задача педагога -  в результате тесного взаимодействия с тренерским и воспитательским коллективом, сформировать у учащихся правильное отношение к здоровью, нацелить на ведение здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Литература:

1.        А.В.Чаклин. Сохранить здоровье смолоду. «Педагогика».

2.        Э.Р. Агаев. Гигиена с основами организации здравоохранения.»Медицина».

3.        Н.И. Обреимова. Основы анатомии, физиологии и гигиены подростков. «Москва».

4.        Н.Д.Гольдберг. Питание юных спортсменов. «Москва»

5.        Я.М. Богданов. Гигиена. «Физкультура и спорт»

6.        Г.И. Косицкий. Резервы нашего организма. «Просвещение»

7.        В.Л. Карпман. Спортивная медицина. «Физкультура и спорт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин

О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы  связано   прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"

В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения  факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...

Методическая разработка "Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы"

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личностис высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература ру...

Культурологический аспект преподавания литературы в школе.

О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....

Краеведческий аспект преподавания биологии

Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...

Статья «Исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии»

Рассматривая исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии,   необходимо сделать акцент на предмете естествознание и предмете ботаники, так как е...