Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука
видеоурок по биологии (7 класс) на тему

Штефанова Татьяна Георгиевна

Семинар-практикум  "Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука" дает возможность не только повторения изученного материалла, но и практическое применение полученных знаний. Предварительной подготовкой даноого урока является сбор жуков, их стерилизация и правильное высушивание. 

   Урок состоит из двух частей: теоретической - устное повторение материалла с использованием плакатов, ИАД, и практической - расчленение жука и определение составных частей с использованием инструктивной карточки. Отвечая на вопросы учителя, используя записи в тетрадях, учащиеся готовятся к новой форме работы - работе с натуральным материаллом.

   В качестве закрепления учащимся предлагается творческое задание, при грамотном выполнении которого можно поставить дополнительную оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование: «Внешнее строение майского жука»

Дата проведения:                  Работу выполнил:_______________

 

Тип _____________________________

Класс____________________________

Представитель____________________

Задание:  внимательно рассмотрите жука с помощью лупы. Проведите соответствующий анализ и заполните таблицу. С помощью препаровальной иглы осторожно расчлените жука. Поместите соответствующие части на указание рисунка. Определите и подпишите то, что вы поместили на рисунок.

Особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Признаки

Особенности

Покров

Величина тела

Отделы тела

Органы:                головы

груди

брюшка

Познавательная задача : Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир? (Свой ответ обоснуйте).

Оценка работы на семинаре:______________/Т.Г.Штефанова/



Предварительный просмотр:

                    Пояснительная записка к уроку-исследованию 

                            «Особенности внешнего строения насекомых».

     К сожалению, являясь гимназией гуманитарного направления (углубленное изучение иностранных языков), возможность расширения и углубления знаний по предметам естественнонаучного цикла в основной школе реализуется только за счёт широкого спектра внеклассной работы. Руководители учреждения и комитетов по образованию разного уровня требуют участия обучающихся нашей гимназии в различных мероприятиях, связанных с охраной окружающей среды, викторинах, олимпиадах. Для решения основных задач, поставленных перед современным отечественным образованием в области биологии и экологии, мной разработана линия непрерывного биолого- экологического образования для основной и старшей школы.  Одним из основных этапов реализации данного направления является система проведения уроков –семинаров разного направления и уровня сложности.

 Программа курса биологии «Животные » (авторы В.В.Латюшин и В.А.Шапкин) предлагает проведение небольших лабораторных работ на уроке. Но, на самом деле, времени для их проведения недостаточно. Оптимальным решением проблемы является пересмотр отдельных тем курса, вынесение ряда тем на самостоятельное изучение с целью выделения время на проведение комплексного исследования в рамках урока.  Такая форма семинара – практикума  очень удобна как в среднем, так и старшем звене. Работая с живым раздаточным материалом, учащиеся не только имеют возможность закрепления теоретической базы, но и возможность увидеть и подержать материал в руках, рассмотреть особенности строения не по рисунку, а

« вживую». Для многих ребят это ещё и возможность пересилить своё психологическое отношение к некоторым представителям насекомых.

      Данный семинар требует предварительной подготовки учителя: во-первых, сбор насекомых, выдержка в спиртовом и солевом растворах, грамотная сушка препаратов (при пересушивании  насекомые становятся хрупкими и быстро ломаются); во-вторых, данный семинар, кроме исследовательской части, является обобщением и систематизацией знаний, а  само исследование на уроке – часть работы по закреплению. Следовательно, для успешного проведения семинара необходимо грамотно инструктировать ребят по порядку выполнения работы. В-третьих, учителю необходимо предусмотреть психологический момент индивидуальной работы с выданными препаратами (не все дети смогут взять объект в руки). В таких случаях следует  заменить объект на хороший цветной рисунок, при этом указав ребёнку на возможность идентичной работы в другом формате (оценка при этом не снижается).

      Проведение семинаров – практикумов – одна из составных частей приобщения обучающихся к самостоятельному анализу, систематизации материала, возможность применения знаний на практике.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Особенности внешнего строения насекомых».

Цель: расширить и углубить знания о типе членистоногих путём изучения строения насекомых.

        Оборудование: натуральный раздаточный материал (различные виды жуков), таблицы  «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», лупы, препаровальные иглы, чашки Петри, лист контроля и инструктивные карточки (на парту), линейки.

Ход урока

Учитель: Мы закончили теоретическое обоснование  темы «Тип Членистоногие, класс Насекомые» и сегодня нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему, чтобы подготовиться к контрольной работе. Но не только. Знания о представителях типа членистоногих в дальнейшем помогут вам осознать этапы эволюции жизни на Земле, ведь именно членистоногие (ракоскорпионы) были одними из первых животных, которые вышли на сушу. Но перед тем как приступить к выполнению заданий, вспомним общие особенности представителей этого типа.

 

Фронтальная беседа

Ключевые тезисы, которые должны быть сформулированы учащимися:

Членистоногие имеют билатерально-симметричное сегментированное тело и членистые конечности;

Тело покрыто плотной хитинизированной кутикулой (наружный скелет, его роль);

Сегменты разных частей тела членистоногих имеют разное строение: различают головной, грудной и брюшной отделы, которые в разных комбинациях сливаются друг с другом. Так, голова образована головной лопастью и четырьмя первыми отделами тела. Число сегментов груди и брюшка сильно варьирует. Конечности могут преобразовываться в ротовые части, ходильные ноги, органы плавания, жабры, присоски, паутинные бородавки;

Дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;

Нервная система членистоногих представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Многие представители типа имеют хорошо развитые органы чувств: сложные фасеточные глаза, механорецепторы и хеморецепторы, органы слуха;

Подавляющее большинство членистоногих – раздельнополые животные, развитие часто проходит с метаморфозом;

 Рост возможен только путём периодических линек;

 Кровеносная система незамкнутая, с метамерным сердцем над кишечником.

Осуществив повторение материала, учитель предлагает выполнить лабораторную работу в малых группах, т.е. парами.

Выполнение заданий

        Лабораторная работа  «Внешнее строение майского жука»

(выбор объекта для лабораторной работы зависит от материальной базы кабинета биологии)

На рабочий стол учащимся вместе с лабораторным оборудованием выдаётся инструктивная карточка и лист контроля. Учитель предлагает ознакомиться с  содержанием карточки, задать вопросы, выяснить непонятные элементы порядка выполнения работы и, если всё понятно, приступить к самостоятельным действиям.

        Инструктивная карточка

Возьмите в руки жука и осторожно потрогайте его покров; убедитесь, что он плотный. Из чего он состоит?

Определите приблизительную величину тела жука. Для этого используйте обычную линейку.

Найдите три отдела тела жука: голову, грудь, брюшко. Осторожно, с помощью пинцета и препаровальной иглы, расчлените тело на отделы. Поместите их на лист контроля, строго на рисунки.

Найдите по бокам головы два сложных глаза, а впереди них – одну пару усиков, рассмотрите их на рисунке учебника. В тексте параграфа найдите ответ на вопрос: какое значение имеют эти органы в жизни жука?

Рассмотрите грудной отдел жука с внутренней стороны, сосчитайте, сколько пар конечностей к нему прикрепляются, определите характер их строения.

Найдите на спинной стороне жука плотные надкрылья, которые являются первой парой крыльев. Вторую пару составляют перепончатые крылья. Определите, к какому отделу тела они прикрепляются. Осторожно расчлените данный фрагмент на составные части и поместите их на лист контроля.

Рассмотрите третий отдел тела жука – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Пользуясь рисунком учебника, найдите на брюшке дыхальца – небольшие отверстия, имеющие важное значение в дыхании жука.

Поместите все расчленённые части тела жука на лист контроля, строго на рисунки, сделайте соответствующие подписи.

Предложите преподавателю или консультанту проверить правильность расположения объекта на листе контроля. При условии правильного выполнения практической части, приступайте к выполнению задания в таблице.

Внимательно рассмотрите записи в таблице, подчеркните одной чертой признаки класса насекомых, двумя – признаки типа членистоногих.

Особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Признаки

Особенности

Покров

Величина тела

Отделы тела

Органы:

                головы

                груди

                брюшка

Хитиновый, плотный

2 – 2,5 см

Голова, грудь, брюшко

Одна пара усиков, грызущие ротовые органы, щупики, одна пара сложных глаз

Три пары членистых ног; крылья: первая пара – надкрылья, вторая пара – перепончатая

Брюшко из 8 члеников, на каждом из них имеются отверстия-дыхальца

В заключение урока учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечают особенности класса насекомых и типа членистоногих во внешнем строении майского жука.

Если после окончания работы и приведения в порядок рабочего места у учащихся остаётся несколько минут свободного времени, учитель предлагает им решить биологическую задачу с записью ответа на листе контроля ( за неё будет выставлена отдельная оценка).

 Биологическая задача.

Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?

(Ответ: Так как у насекомых трахейное дыхание, то смоченную в эфире вату нужно подносить не ко рту, а обмотать ею брюшко.)

III   Подведение итогов урока.

Учитель благодарит учащихся за грамотное сотрудничество, соблюдение правил техники безопасности, умелое взаимодействие в группах. Разъясняется порядок проверки работы и её оценка: лабораторная работа - оценка, заполнение таблицы -оценка, решение биологической задачи - оценка. Если ученик получит все результаты «отлично», он освобождается от тестового контроля на контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешнее строение насекомых.

Класс Насекомые самый многочисленный из всех животных. Данная презентация позволяет познакомить учащихся с многообразием ротовых аппаратов, конечностей насекомых. Выявить причину этого многообразхия. ...

насекомые,особенности внешнего строения Божья коровка

Знакомство с разными видами Божьих коровок,особенностями строения,средой обитания,насекомых...

Внешнее строение насекомых

Задачи урока:Образовательные – создать условия для усвоения образовательного стандартаОбеспечить в ходе урока усвоения знаний об образе жизни и особенностях внешнего строения насекомых; закрепление сл...

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....

Методическая разработка по Биологии 7 класс Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых

Биология 7 классТема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых.Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых.Задачи урока:Образовательная: поз...