Коспект урока по теме "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Киселёва Светлана Николаевна

Данная разработка поможет в проведении урока по теме "Вирусы" в 10 классе. Учащиеся заранее готовят материал к уроку в виде презентаций и сообщений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии Киселева С.Н.

«Вирусы»

Цели урока:

Образовательная:

  1. Обеспечить условия для изучения  особенности строения вирусов, механизма  их взаимодействия с клеткой.
  2. Создать условия для расширения  и углубления  знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах;
  3. развивать умение работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять материал в виде ОК,
  4. Развивающая:
  1. создать условия для расширения кругозора учащихся, углубления знаний об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, их роли как возбудителей различных заболеваний, в т.ч., таких как СПИД, гепатит С и др.
  2. продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

  1. Развитие  ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
  2. Развитие условий формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;
  3. Развитие  условий для формирования навыков работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал  (алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме), учебник "Общая биология" для 10-11 классов под редакцией Г.В.Дымшица, учебник "Общая биология" под редакцией А.О. Рувинского,  компьтер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вирусы» для демонстрации.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка к активному восприятию новой темы.

Вступительное слово учителя, формулирование цели урока.

План урока: 1. Общие сведения о вирусах

                      2. История открытия вирусов

                      3. Строение вирусов и их биологические особенности          на доске

                      4. Репродукция вирусов

                      5. Вирусные инфекции и их профилактика.

3.  Изучение нового материала.

  1. Общие сведения о вирусах (сообщение ученик с использование подготовленной презентацией,  во время которого учащиеся класса делают краткие записи в тетрадях в виде ОК).
  1. Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать  

          клетки живых организмов

  1. Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу
  2. Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)
  3. Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной    

     клетки, и  именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по  

     производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное,  как  плохая новость в  белковой оболочке.

  1. Вирусы являются самой распространенной формой существования органической  материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из  самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат  колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на  миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).
  2. Согласно последним  исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит  из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.
  1. Особенности вирусов.
    Вирусы особые существа, но иногда, кажется, что это вещества.
    А) Отличие от неживой материи.
    -способность воспроизводить себе подобные формы;
    -наследственность и изменчивость.
    Б) Отличие от живых организмов.
    -не имеют клеточного строения;
    -вирусы облигатные (обязательные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии;
    - не применимо к ним понятие - обмен веществ;
    - не растут;
    - не делятся, не размножаются половым путем;
    - стратегия жизни вирусов – безудержное размножение.
       Учитель: Какова история открытия вирусов?
  2. «История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году  голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес,  и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение).  Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

 … Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологии…                                        У. Стэнли

Учитель: Спасибо. Сейчас  вы будете работать в группах. Цель работы: изучить строение вирусов их биологические особенности, а также репродукцию виусов.

Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов  разбираются учащимися в ходе  самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.

Первая группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы. Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы – самозванные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах. На работу вам отводится 10 минут, можете приступать.

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Внимательно изучите текст по учебнику "Общая биология" под редакцией А.О. Рувинского на стр., 106.  Ответьте на вопросы:

  1. Что такое вирусы?
  2. Какие группы вирусов известны?
  3. Какие виды инфекций различают?
  4. Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

 Задание для 2 группы. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»

В одной из работ (автор В.З. Солоухин) можно прочесть о том, что на планете есть три природных очага сосредоточения возбудителей гриппа - это биоценоз, водоплавающие птицы, млекопитающие, а также кровососущие насекомые северных морей и тундры, водоемов умеренного и тропического поясов.

Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки?

Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.Б. Захарова, стр.183 о взаимодействии вирусов с клеткой, изучите рис., 5.5.

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся. Ключ для проверки группы № 1: на слайде  рисунок строения вируса, схема «Группы вирусов», схема «Виды инфекций». Ключ для проверки группы №2: на слайде этапы проникновения вируса в клетку.

Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм  начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но... В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку  и прекращает свое действие до тех пор,  пока не ослабнет иммунитет  человека. Обратимся к словам японского писателя Акутагава Рюноскэ.

"Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

В 2002 году в экваториальном районе Республики Конго от эпидемии гриппа скончались почти 500 человек из 4000 заболевших. Инфекция уносит жизни не только в слаборазвитых странах. Например, в США за прошедшие 25 эпидемиологических сезонов смертность от гриппа и вызванных им пневмоний составляет в среднем 20-21 тысячу человек ежегодно. Вирусных  заболеваний  человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит,  бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит,  грипп, ВИЧ - инфекция. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники, во время их рассказа вы должны  самостоятельно вписать в таблицу название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути  проникновения вируса

Профилактика заболеваний

СПИД        

Половой способ, через кровь, материнское молоко        

Здоровый образ жизни, личная  гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Грипп        

Воздушно-капельный        

Гепатит

через кровь

Учащиеся заслушивают сообщения и заполняют таблицу.

Проверка таблицы.

  1. Закрепление Тестовая работа

 Мы постарались осветили все вопросы, которые планировали. И теперь,  я думаю, вы сможете ответить на главный вопрос, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

4. Домашнее задание по выбору:

  1. Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в  виде  

презентации.

  1. Написать памятки учащимся о профилактике различных видах  вирусных заболеваний.
  2.  Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?
  1. Рефлексия

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …        

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

Всем спасибо! Вы хорошо работали! Я благодарю вас и желаю вам здоровья и успехов!

Тестовая работа по биологии 10 класса на тему «Вирусы».

 

Задания уровня А.

 

1.Основоположником  учения  о вирусах  является?

А) Т.Морган 

Б)Д.Ивановский 

В)В.Вернадский 

Г)Н.Вавилов

 

2.Особей  вируса,  находящихся  в  состоянии  покоя, называют:

А)Фагами 

Б)Вибрион 

В)Паразит        

Г)Тромбоцит

 

3.Бактериофаг-это  вирус, паразитирующий  в клетках:

А)Растений 

Б)Бактерий

В)Животных

Г)Грибов

 

4.Путь   прохождение  вируса  в клетку  хозяина  называют?

А)Фагоцитоз 

Б)Эндоцитоз  

В)Пиноцитоз 

Г)Фотосинтез

 

5.Что  используется  для  лечения  и профилактики  вирусных  заболеваний?

А)Ферменты 

Б)Гормоны 

В)Витамины 

Г)Антитела

 

6.Вирусы  могут  размножаться.

А) Только  в клетке  хозяина

Б) Путем  простого  деления

В)Только     бесполым   путем   

Г)Только  половым  путем.

 

7.В каком  году  были  открыты  вирусы?

А)1896г. 

Б)1982 г.

 В)1892г.

Г)1839г.       

 

8.Причина  болезни  Дауна.

А) Модификационная  изменчивость 

Б)Генная  мутация

В)Изменения числа  хромосом 

 

9.Какой  вирус  нарушает  работу  иммунной  системы  человека?

А) Полиомелита 

Б)Оспы 

В)Гриппа 

Г)ВИЧ

 

10.Какие  организмы относятся  к   клеточным    доядерным?

А)Вирусы

 Б)Животные 

В)Растения 

Г) Бактерии

 

Задание уровня В № 1:

Из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы. Имейте в виду, что ответ на каждый вопрос может содержать несколько вариантов в отличие от задания уровня А. Например, I: 2,3,4,5 (безусловно, в качестве примера указаны неверные ответы).

1.       Алкоголизм

2.       Бешенство.

3.       Малярия.

4.       Ангина.

5.       Грипп.

6.       Туберкулез.

7.       Скарлатина.

8.       Наркомания.

9.       Фагоцитоз.

10.   СПИД.

11.   Сифилис.

12.   Рак печени

13.   Чума.

14.   Энцефалит.

15.   Прививки.

16.   Образование антител

17.   Иммунитет.

 

Вопросы:

I.Какие болезни заразны и вызываются вирусами ?

 

II.Какие болезни заразны и вызываются бактериями или одноклеточными животными?

 

II.Какие болезни неизлечимы?

 

IV.Вирусы какой болезни передаются через кровь матери?

 

V.Какие инфекционные болезни передаются через половой контакт?

 

VI.Какая смертельно опасная болезнь не передается через бытовые приборы и кожу?

 

VI.Какие инфекции передаются через животных?

 

VIII.Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?

 

IX.Какие болезни опасны не только для самого больного . но и для общества?

 

X.Способ создания искусственного иммунитета?

 

XI.Заболевания, приводящие к полному разрушению иммунной системы в организме?

 

 

Тестовая промежуточная работа по теме «Вирусы. ВИЧ».

1.       В каком году был открыт ВИЧ? А) 1981, Б) 1882, В) 1983, Г) 1984.

2.       Какие клетки в основном заражает ВИЧ? А) половые клетки, Б) эритроциты, В) Т-лимфоциты, Г) эпителиальные.

3.       Кто из учёных получил нобелевскую премию за открытие ВИЧ? А) Роберт Галл, Б) Люк Монтанье, В) Вольфганг Хюбнер, Г) Левий Берг.

4.       К какому семейству вирусов относится ВИЧ? А) ретровирусам, Б) ДНК-содержащим вирусам, В) вирионам, Г)бактериофагам.

5.       Какая нуклеиновая кислота входит в состав вируса ВИЧ? А) ДНК, Б) РНК, В) тРНК, Г) рРНК.

6.       Каким образом вирус подчиняет клетку хозяина, заставляя её работать на себя? А) путём внедрения РНК в ядро клетки, Б) путём синтеза ДНК с помощью вирусной РНК, В) путём разрушения ядерной оболочки белками вируса, Г) путём создания комплекса вирусной РНК и рибосомы клетки хозяина.

7.       Какой из разновидностей ВИЧ является самым распространённым? А) ВИЧ-1, Б) ВИЧ-2, 3) ВИЧ-3, 4) ВИЧ-4.

8.       Какой из данных ферментов не входит в состав ВИЧ? А) обратная транскриптаза, Б) протеаза, В) интеграза, Г) ДНК-полимераза.

9.       Какое количество белков кодируется в геноме ВИЧ-1, если его составляют всего 9 генов? А) 20, Б) 15, В) 10, Г) 5.

10.   Что является важным показателем развития инфекционного процесса при заражении ВИЧ? А) снижение уровня эритроцитов, Б) снижение уровня лимфоцитов, В) снижение уровня тромбоцитов, Г) снижение уровня гемоглобина.

11.   С чем связано проникновение вируса ВИЧ в иммунную клетку? А) с ослаблением её защитных механизмов, Б) с наличием особого белка-рецептора на её поверхности, В) с наличием сильной поражающей способностью ВИЧ, Г) способностью обманывать лимфоциты.

12.   С какой мутацией связана невосприимчивость некоторых людей к ВИЧ? А) с утратой, Б) с дупликацией, В) с инверсией, Г) с делецией.

13.   Что означает латентный период в развитии инфекционного процесса, связанного с ВИЧ? А) бурное развитие заболевание, сопровождающееся сильными приступами, Б) слабое, незаметное, скрытое развитие заболевания, В) самая начальная стадия заражения ВИЧ, Г) конечная стадия в развитии заболевания.

14.   Что делает РНК вируса ВИЧ после процесса её образования в ядре клетки, происходившего в результате внедрения вирусной ДНК в геном клетки-хозяина? А) синтезирует новые молекулы вирусной ДНК, Б) разрушает геном клетки хозяина, В) направляется в цитоплазму для надстраивания белковой оболочки, Г) разрушает ядерную оболочку клетки хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока по ритмической гимнастике для девушек 10-11 класса

Конспект с графическим изображением комплеса....

коспект урока по геометрии 9 класс

Здесь представлен урок по геометрии в 9 классе "Длина окружности". Урок усвоения новых знаний, предложены карточки с дифференцированными заданиями....

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Коспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и в жизни человека"

На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Коспект урока

Конспект урока по теме "Логарифмы и их свойства"....

План-коспект урока "Уэльс и Уэльсцы"

План-конспект по английскому языку в 9 классе (5-й год обучения) на тему «Уэльс и Уэльсцы»  (урок знакомства с культурой и традициями Уэльса)...

План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."

План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....