Антропогенные факторы и их воздействие
творческая работа учащихся по биологии (9 класс) по теме

Ковалева Галина Евгеньевна

Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antropogennyy_faktor.doc51 КБ
Файл prezentaciya_uchenicheskaya.pptx1.56 МБ
Office presentation icon prezentaciya_uchitelskaya.ppt505.5 КБ
Microsoft Office document icon cep_pitaniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антропогенные факторы и их воздействие

Определение рекреационной нагрузки

Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптанная трава – значит, резко уменьшилось количество насекомых. Если на лесной поляне появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3 – 4 раза по сравнению с нетоптаным (нетронутым) лесом. Когда же она уплотняется в 6 раз (это уплотнение грунтовой дороги), не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах их занимают самые жизнеспособные: подорожник, лапчатка – гусиная лапка, птичья гречишка. Это всё, что осталось от бесконечного многообразия травянистых растений. Из лесных сообществ наиболее ранимы сосняки лишайниковые, ельники. Более устойчивы березняки и осинники.

Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки, называемых рекреационной регрессией.

  1. Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколько – нибудь существенных изменений.(0 – 2 балла)
  2. Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.(3 – 4 балла)
  3. Тропиночная сеть уже сравнительно гуще, светолюбивые виды преобладают в травяном покрове, начинаются появляться луговых травы, мощность подстилки уменьшается.(5 – 6 баллов)
  4. Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове количество видов незначительно. Молодого подростка (до 5 – 7 лет) практически нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.(7 – 8 баллов)
  5. Полное отсутствие подстилки. На плотной вытоптанной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных и однолетних трав. На наклонных участках формы линейной эрозии – борозды, овраги. На лёгких (супесчаных почвах) меньше поддающихся уплотнению  по сравнению с тяжёлыми почвами (суглинистыми и глинистыми), в результате плоскостной эрозии смывается верхний слой – перегной.(9 – 10 баллов)


Признаки

рекреационной нагрузки

Характеристика (баллы)

0

1

2

Тропиночная сеть

Редкая

Средняя

Густая

Луговые травы

Отсутствуют

Мало

Много

Состояние лесной подстилки

Не нарушена

У стволов деревьев

Отсутствует

Уплотнение почвы

Отсутствует

Незначительная

Значительная

Эрозия почвы

Отсутствует

Наблюдается

Ярко  выражена

Наличие на исследуемой территории белого гриба, подберёзовика обыкновенного, подосиновика и груздя говорит о невысокой рекреационной нагрузке. Индикатором увеличения рекреационной нагрузки может служить увеличение видового разнообразия сыроежек (например, с 4 до 17 видов в одном из районов Подмосковья), а также зонтика пёстрого.

Исследуя приведённые данные, определите стадию рекреационной дегрессии Панского леса города Мичуринска.

Закончите схему

Структура экосистемы

Экосистема

Биоценоз

(живые организмы)

Абиотическая среда

Микро-

организмы

Горные породы

Воздух


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поглядишь, как несмешно разрастается зло – Слава богу, мы смертны, не увидим всего. Поглядишь, как несмелы табунки васильков – Слава богу, мы смертны, не испортим всего .

Слайд 2

Тема И властелин и тварь земная

Слайд 3

Гипотеза “ Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли. ” В.И.Вернадский

Слайд 4

Цель работы Определить стадию рекреационной дегрессии Панского леса города Мичуринска

Слайд 5

Ход исследования Изучили особенности расположения леса Проанализировали растительное сообщество Нашли информацию о стадиях перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки Определили рекреационную дегрессию леса

Слайд 6

Результаты исследования Панский лес находится на окраине города Мичуринска на берегу реки Лесной Воронеж. В любое время года это место отдыха большинства горожан, не имеющих возможность выехать за город. Особенно там многолюдно в тёплый период. Привет тебе, приют покоя и свободы, Родного города неприхотливый лес! Ты полон свежести, и всё в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес!

Слайд 7

Результаты исследования Это типичная дубрава. Возраст около 60 лет. Здесь господствует дуб со своими спутниками : липа, ясень обыкновенный, клён остролистный. Подлесок густой из лещины, бересклета бородавчатого, жимолости лесной, шиповника коричного. Напочвенный покров густой и высокий, из следующих растений : сныть, звездчатка дубравная, будра плющелистная, ландыш майский, медуница неясная, майник двулистный, копытень европейский, пролеска лесная.

Слайд 8

Результаты исследования Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптанная трава – значит, резко уменьшилось количество насекомых. Если на лесной поляне появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3 – 4 раза по сравнению с нетоптаным (нетронутым) лесом. Когда же она уплотняется в 6 раз (это уплотнение грунтовой дороги), не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах их занимают самые жизнеспособные : подорожник, лапчатка – гусиная лапка, птичья гречишка. Это всё, что осталось от бесконечного многообразия травянистых растений .

Слайд 9

Результаты исследования Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки, называемых рекреационной регрессией. Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколько – нибудь существенных изменений.(0 – 2 балла) Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.(3 – 4 балла) Тропиночная сеть уже сравнительно гуще, светолюбивые виды преобладают в травяном покрове, начинаются появляться луговых травы, мощность подстилки уменьшается.(5 – 6 баллов) Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове количество видов незначительно. Молодого подростка (до 5 – 7 лет) практически нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.(7 – 8 баллов) Полное отсутствие подстилки. На плотной вытоптанной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных и однолетних трав. На наклонных участках формы линейной эрозии – борозды, овраги. На лёгких (супесчаных почвах) меньше поддающихся уплотнению по сравнению с тяжёлыми почвами (суглинистыми и глинистыми), в результате плоскостной эрозии смывается верхний слой – перегной.(9 – 10 баллов)

Слайд 10

Результаты исследования Признаки рекреа -ционной нагрузки Характеристика (баллы) 0 1 2 Тропи - ночная сеть Редкая Средняя Густая Луговые травы Отсутст – вуют Мало Много Состоя - ние лесной подстил – ки Не нарушена У стволов деревьев Отсутст-вует Уплотне - ние почвы Отсутст – вует Незначи– тельная Значи-тельная Эрозия почвы Отсутст – вует Наблю – дается Ярко выраже-на

Слайд 11

Результаты исследования В ходе исследования установлено, что Панский лес города Мичуринска находится на третьей стадии рекреационной дегрессии.

Слайд 12

Результаты исследования

Слайд 13

Гипотеза подтвердилась Антропогенный фактор оказывает прямое воздействие на окружающую среду и живые организмы.

Слайд 14

Вывод “ Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни ” . А.Гумбольдт. Природа – это и среда обитания людей, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и мастерская, в которой они трудятся, и источник здоровья и вдохновения. Не вредить, а дружить надо с природой! Не брать сколько хочешь, а сколько она может дать! Убьёшь природу, убьёшь себя!

Слайд 15

Информационные ресурсы Попова Т.А. Экология в школе : Мониторинг природной среды : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2005. Кузьмина М.Н., Рыжков И.Н.Типы городской застройки // Биология в школе. 1995.№2. И.Ф.Ишкина. – Волгоград : Учитель – АСТ,2003. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология.10 – 11 классы : Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина “ Общая биология ” / Под ред. В.Б.Захарова. – М. : Дрофа, 2001. Общая биология : учеб. Для 10 – 11 кл.общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др., Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимоотношения организма и среды Творческое название : Автор : Ковалёва Г.Е., учитель биологии МОУ СОШ №4 ; Мичуринск 2007 невидимые нити природы

Слайд 2

Основополагающий вопрос Почему природа едина?

Слайд 3

Аннотация Данный проект рассчитан на учащихся 11 класса. На изучение темы отводится 20 часов. Область исследования – биология и экология. Эта тема является актуальной, так как в современном обществе всё больше возрастает роль антропогенного фактора. А для того чтобы природу использовать, необходимо её знать.

Слайд 4

Цель : формирование компетентности в сфере экологических знаний

Слайд 5

Задачи : Развитие умений и навыков анализировать и сопоставлять информацию в ходе исследования Уметь делать обобщения и выводы, проводить исследовательскую работу Содействовать развитию навыков работы с дополнительной литературой Способствовать развитию мышления и расширению кругозора Раскрыть значение экологических знаний в повседневной жизни человека

Слайд 6

Проблемные вопросы Каковы компоненты биосферы Как осуществляется круговорот веществ в природе Области жизни на Земле Естественные и искусственные биоценозы Экологические факторы Цепи питания Формы взаимоотношений между организмами Антропогенные факторы и их воздействие

Слайд 7

Творческие темы Живая оболочка Земли Карусель жизни Жизнь бурлит повсюду Творения природы и человека Секреты природы Голод не тётка Сосед моего соседа – мой сосед И властелин и тварь земная

Слайд 8

Предполагаемые результаты Презентация исследовательских работ учащихся Публикация буклетов Дидактический материал: А) антропогенный фактор, Б) цепи питания.

Слайд 9

Этапы и сроки реализации 1 – 2 урок : знакомство с темой проекта, формирование основных вопросов исследования 3 – 9 урок : работа с литературой 10 – 14 урок : проведение эксперимента, формирование выводов 15 – 17 урок : оформление результатов 18 – 20 урок : защита результатов

Слайд 10

Информационные ресурсы Анаставова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Пособие для учителей. М., “ Просвещение ” , 1978. Попова Т.А. Экология в школе : Мониторинг природной среды : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2005. Бобылева Л.Д, Практика экологического воспитания школьников // Биология в школе. 1994.№3. Кузьмина М.Н., Рыжков И.Н.Типы городской застройки // Биология в школе. 1995.№2. Ишкина И.Ф.Биология.11 кл. Поурочные планы по учебнику “ Общая биология ” по редакцией Д.К.Беляева, А.О.Рувинского / сост. И.Ф.Ишкина. – Волгоград : Учитель – АСТ,2003. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология.10 – 11 классы : Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина “ Общая биология ” / Под ред. В.Б.Захарова. – М. : Дрофа, 2001. Общая биология : учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват.учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др., Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2003. Пономарёва И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии.М.,1982.



Предварительный просмотр:

Цепи питания

Заполните схему

Распределите организмы из перечисленного перечня по соответствующим компонентам биоценоза (запишите на линиях рядом с точками названия организмов).

Берёза, непарный шелкопряд, дятел, личинка майского жука, сосна, землеройка, ушастая сова, почвенные бактерии, лось, ястреб перепелятник.

        Производители (продуценты)

Первичные потребители (консументы Ι порядка)

Вторичные потребители (консументы ΙΙ и ΙΙΙ порядка)

Разрушители (редуценты)


Исправьте цепи питания

  1. Трава → лягушка → кузнечик → уж → сокол
  2. Бактерии → орехи → белка → куница
  3. Дерево → дятел → личинки жуков короедов → бактерии
  4. Коршун → скворец→ бабочка → нектар
  5. Бабочка → иволга → нектар → коршун

Проведите исследование

Известно, что ёрш чрезмерно прожорлив и плодовит, но даёт маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных.

Ознакомьтесь со схемой возможных пищевых связей ерша с другими видами. Объясните, почему учёные относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб.

Случайное потребление

Редкое потребление

Потребление в небольшом количестве

Потребление в большом количестве

Биоценоз

ёрш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....

Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека

В настоящее время доказано, что неблагоприятная экологическая обстановка может явиться непосредственной причиной нарушения состояния здоровья человека. Наиболее изучено в этом плане воздействие химиче...

Экология и антропогенные факторы

урок в 7 классе. Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования....

Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса

Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...

ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ  ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЫ...

Исследовательская работа на тему: «Влияние антропогенного фактора на распространение рода Xylocopa» Секция: экология

  Целью данной работы было привлечение внимания к проблеме сокращения численности реликтовых пчелиных рода Xyloсopa. Научная классификация:·       Царств...