Урок в 7 классе "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Бондаренко Зинаида Федоровна

Данный урок проведен с примененим технологии УУД. Учащиеся, под контролем учителя,   изучали  новый материал и составляли опорный писуночный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx491.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока в 7 классе

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие.

         

                                                                                          Урок подготовила и провела

учитель биологии

 1 квалификационной категории

МКОУ «Александровская СОШ»

Быковского муниципального района

Бондаренко Зинаида Фёдоровна

                            Быково 2012-2013

Конспект урока в 7 классе

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие.(применение УУД)

Цели урока:

Образовательные: 

 Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков;

рассмотреть причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток;

показать особенности строения систем органов в связи с их выполняемой функцией

 Развивающие:

Развитие  умений внимательно слушать и анализировать информацию;  работать с рисунками, схемами и таблицами  ;

способствовать развитию  познавательного интереса к животному миру.

 Воспитательные:

Продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе;

 способствовать воспитанию коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Цели для учащихся:   знать отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей.

 Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и в хозяйственной деятельности человека

Тип урока:  изучение нового материала

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4.Домашнее задание

5.Закрепление

6.Рефлексия

Оборудование:

Компьютер, презентация «Тип Моллюски»

Плакаты «Тип круглые черви. Дождевой червь», «Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик»

Раздаточный материал - аквариумные улитки ,  лупа ручная

Ход  урока:

1.Организационный момент: (Проверить готовность учащихся к уроку. Самоопределение к деятельности.).

2. Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами начали изучение  следующего  типа из царства Животные – Моллюски.  И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Вам необходимо вспомнить и записать в тетради как можно больше признаков, характеризующих Тип  Моллюски. 

Сверим ваши записи   (Слайд №3)  
Общая характеристика типа Моллюски:

1.включает более 100 тысяч видов, преимущественно водные формы;

2. тело покрыто раковиной, состоящей из 3 слоев: наружный- роговой, средний- известковый, внутренний- перламутровый;

3. тело подразделено на 3 отдела: голову, туловище, ногу. Туловище покрыто складкой кожи - мантией, которая выделяет вещества, необходимые для построения раковины;

4. пищеварительная система состоит из переднего, среднего и заднего отделов. В средний отдел открываются протоки пищеварительной железы печени.

5. кровеносная система незамкнутая;

6. нервная система разбросанно – узловая;

7.размножение половое:  раздельнополые( класс двустворчатые и головоногие.) и гермафродиты (класс брюхоногие)

 Мотивация урока .  Учитель:   А теперь я хочу загадать вам загадки и вы сможете угадать, какой  класс из типа моллюсков   нам сегодня предстоит изучить.

1. Медленно ползёт в траве,

 Тащит ношу на спине:

 Дом тащить такая пытка,

 И зовут её  (улитка)

2.Кто она, ответьте мне?

 Возит домик на спине,

 А вот ползает не прытко.

 Называется    (улитка)

3.Вижу - домик у дороги.

 Не хочу его я трогать.

 Ох, и странный, посмотри!

 Только, кто же там, внутри?

 Кто свой дом с собой несёт?

 Где же в нём калитка?

 Кто в том домике живёт? -

 Там живёт ...! (Улитка)

 

Учитель: Молодцы, ребята.  Сегодня мы будем изучать с вами Класс Брюхоногие, к которому относятся все улитки - их около 90 000 видов. (Записать тему урока на доске «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие »Показать Слайд презентации с различными представителями Класса Брюхоногие.)

 Цели  нашего урока : Познакомиться   с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков и   научиться  устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток

В течении урока,   вам необходимо   заполнить  таблицу  самостоятельно (Таблица нарисована на доске заблаговременно. Последняя графа заполняется в ходе изучения нового материала)

Пункты сравнения

Тип моллюски

Класс брюхоногие

(заполняют учащиеся)

части тела

голова, туловище, нога        

                 +

пищеварительная система

рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие

                 +

органы выделения

почки

                 1

органы чувств

зрения, равновесия, осязания

                 +

тип кровеносной системы

незамкнутая

                 +

органы дыхания

внешние жабры либо лёгкие

Лёгкое (одно)

        

3.Этап изучения нового материала:

Учитель: Чтобы вам было интереснее изучать новую тему,  я приготовила сюрприз. (каждому на парту ставят стакан с водой, улиткой и увеличительной лупой)  

Откройте ваши учебники и    тетради и мы приступим к изучению класса Брюхоногие. При этом, чтобы вам было интереснее , мы создадим с вами рисуночный опорный конспект (Слайд  презентации №6) . Внешнее строение (рис.99 стр.72,   объяснение с одновременным показом на плакате).

 Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками : на озерах, прудах, заводях – большой прудовик, в  лесной подстилке, лугах, садах  и огородах – голый слизень.(Рисуем  схематическое изображение воды и суши) Но, не смотря на большое разнообразие, можно выделить общие черты:

(Ученики ищут ответ в учебнике, называют признаки и записывают и рисуют  в    тетради) (ответ учащихся: Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже. Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? (ассиметричное строение.). Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий- устье. Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие? (голова, нога и мешковидное туловище) Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи -мантией.  (Рисуем раковину, голову, щупальца на голове,ногу. Сделаем запись на туловище: мантия, мантийная складка)  

Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать?

(ответ детей: Внутреннее строение)

Учитель: Сейчас мы рассмотрим внутреннее строение брюхоногого моллюска,  и дополним наш рисунок строением систем органов.

а) Пищеварительная система (слайд №7 ,рис 73 стр 101)-  учащиеся читают самостоятельно, выделяя главное, учитель  рисует и пишет на опорном конспекте  органы пищеварительной системы: Растение -   рот-  глотка-язык-терка – пищевод – желудок – кишечник -анальное отверстие. Рисуем печень и соединяем с желудком. ). Новые термины: радула, печень (значение).Возьмите увеличительное стекло и вы сможете увидеть язык с  теркой (радулой).

б) Дыхательная система.

Учитель: Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость = мантийная полость + сеть капилляров).Понаблюдайте, через какой период времени улитка поднимается на поверхность, чтобы сделать вдох? (Подсказка: 6-7 раз за 1 час поднимается улитка на поверхность из воды ) Запись на рисунке : 1левое легкое, атмосферный О2, обмен газов.

Динамическая пауза    Физминутка.

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться

в) Кровеносная система (стр.101 рис.74) незамкнутая. А что это означает?

( Ответ учащихся: это означает, что кровь из сосудов поступает в полость тела)

Сердце

(20-40 сокращений в минуту)

                                                                              Кровеносные сосуды

2 камеры: 1 предсердие и 1 желудочек

                                                                   

Аорта, артерии, вены

 (рассказ о движении крови по сосудам Рис.74) Записать  на рисунке: Незамкнутая, 2-х камерное сердце и сосуды, кровь   –бесцветная.  

Учитель: А  вы знаете сколько камер сердца у  человека ? (ответ: Четыре)

И сколько раз в минуту сокращается  наше сердце? (ответ: 60-70ударов в минуту)

г) Выделительная система .

Зачем нужна такая система ? (ответ детей: Для выведения «удаления» вредных веществ  «продуктов обмена» из организма), как называется орган выделения? (ответ: Почки) А если тело ассиметричное, то сколько их? (ответ: Одна. Левая.)Так и запишем на рисунке:- 1 почка.

Рассказ учителя о работе почек: В связи с ассиметрией тела у Брюхоногих только одна левая почка. Одним концом эта почка сообщается с околосердечной сумкой, где собираются продукты обмена веществ, а другим открывается в мантийную полость сбоку от анального отверстия.

Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?( Ответ детей : моллюски берут начало от предков, общих с кольчатыми червями)

д) Нервная система. (  Работа в парах. Задание на отдельном листке)

Учитель:Вставьте пропущенные слова в тексте и вы узнаете строение нервной системы:

«Не имеет принципиальных отличий, то есть состоит из……,……, имеет органы чувств:  ……..(вставить  :из нескольких (3 парных) крупных нервных узлов, соединенных между собой нервными перемычками и многочисленных нервов; осязания, обоняния, равновесия)  Запишем в опорном конспекте: Н.С.- 3 пары н.узлов, нервы.

е) Размножение и развитие (стр. 102, рис 75 )

Учитель: Эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка (парусник)- взрослое).Сделаем последнюю запись в нашем рисуночном конспекте: гермафродиты, значки обоеполых особей, указываем перекрестное оплодотворение, яйца на подводных растениях.

  Учитель: Посмотрите на улиток и скажите:  Какое значение они могут иметь в природе и в жизни человека? (слайд № 8 )(ответ детей : Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет), по раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека

( Слайд №34 -41)

Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система? (ответ детей: дыхательная, выделительная, пищеварительная системы). Какая система регулирует деятельность всего организма?( ответ детей: нервная система.)Почему улитка является промежуточным хозяином для паразитов человека?(ответ: в теле прудовика происходит бесполое размножение личинок печеночного сосальщика)

4.Этап домашнего задания :

Учитель: Хочу задать на дом задачу:  « Бабушка улитки живет в домике, построенном на вершине столба. Высота столба - 10 метров. Улитка собралась в гости к бабушке. Скорость улитки такова, что за день она проползает вверх 2 метра. Вечером улитка засыпает и во сне за ночь сползает на 1 метр вниз.

Вопрос. За сколько дней улитка доползет до вершины столба? (ответ: В итоге 8,5)

Параграф 21

- Знать: строение систем органов в связи с выполняемой функцией;

- Уметь: показывать системы на рисунке, объяснять значение систем органов

5.Этап закрепления:

Как самостоятельный не выделяется, проходит в ходе урока, сопровождаясь ответами учащихся на поставленные вопросы (диалог учитель- ученик) и многократным проговариванием учебного материала. Резервом является:

- обозначить стрелками к какой системе органов относится определённый орган

Орган

Система

Сердце

Выделительная

Лёгочная полость

Нервная

Почка

Пищеварительная

Орган равновесия

Дыхательная

Желудок

Кровеносная

Окологлоточное нервное кольцо

6.Рефлексивный этап: Я благодарю вас за  урок. У вас на партах есть  цветные смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению , полученному на уроке и давайте вместе оценим нашу совместную работу

 ( проводится по фамильно по вопросам): - Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная  учителем оценка.

Литература:

В.М Константинов,, В.Г Бабенко, , В.С.Кучменко учебник Биология .Животные. 7 класс . Изд. Центр «Вентана-Граф»

С.В.Суматохин , В.С.Кучменко  Биология .Животные  7 класс. Рабочая тетрадь №1

В.Г.Авилова. Биология для самостоятельной подготовки.  Волгоград, изд. «Учитель»

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс брюхоногие моллюски

Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса....

Класс брюхоногие моллюски или улитки

Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека...

Презентация по теме "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие"

В данной презентации дана разработка урока. В презентации представлена система заданий для работы учащихся при изучении новой темы. Данная тема составлена по учебнику В.М. Константинов "Биология. Живо...

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски".

Презентацию можно использовать при изучении Моллюсков....

Урок биологии "Тип Моллюски. Класс Двустворчатые" (для учащихся 7 класса)

Урок рекомедован для учащихся 7 класса. К технологической карте урока прилагается рабочий лист для самостоятельной работы при изучении нового материала и лист оцениваня  работы учащихся....

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски"

Презентация к уроку биологии на тему "Класс Брюхоногие моллюски"...