БИОЛОГИЯ. 5класс.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Рыбина Наталья Александровна

 

АННОТАЦИЯ

 

     Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

     Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса.                                                                                                                                                                   

     В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 5класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических  работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем,  основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне.

     Рабочая программа курса «Биология.5 класс» составлена для учащихся 5-х классов ориентированных на углубленное изучение естественных наук. Курс рассчитан на 35учебных часа (1час в неделю).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

     Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

     Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса.                                                                                                                                                                    

     В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 5класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических  работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем,  основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне.

     Рабочая программа курса «Биология.5 класс» составлена для учащихся 5-х классов ориентированных на углубленное изучение естественных наук. Курс рассчитан на 35учебных часа (1час в неделю).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.  Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.      5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.

Учебник:  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

В основу Рабочей программы положена «Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы» авторов Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Данной Программой изучение биологии предполагается с 6 класса. Так как по новому ФГОС курс биологии начинается с 5 класса, Программа под ред. Трайтака Д.И. переработана таким образом, что информация о внутреннем и внешнем строении растений, процессах жизнедеятельности составила содержание настоящей Рабочей программы.  Кроме этого, сведения о строении цветка, опылении и оплодотворении перенесены из раздела  «Размножение и развитие растений» в 5-й класс, а сведения о вегетативном размножении оставлены на изучение в 6-м классе. Данная перестановка тем произведена в соответствии с содержанием 1-й части учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы»: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил. Сведения о систематике растений так же  вынесены на изучение в 6 класс.

В связи с тем, что на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1час в неделю), распределение учебных часов, запланированное в базовой Программе (70 часов 2 раза в неделю) претерпело следующие изменения :  

                                                                                                                                                                                         

Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по Рабочей программе

1

Разнообразие растительного мира

4

1+3

2

Клеточное строение растений

6

4

3

Семя

2

4

4

Корень

4

6

5

Побег

13+1

5.1

Строение побега

-

5

5.2

Лист. Связь растения с внешней средой.

-

6

6

Размножение и развитие растений

9

4

7

Заключение

-

1

всего

39 часов

34часа

Резерв

1часа

     Практическая часть, в соответствии с требованиями ФГОС, так же изменена. Часть лабораторных работ запланированных в базовой Программе (70 часов 2 раза в неделю), запланирована как исследовательские работы; 2 работы ( «Фенологические наблюдения за растениями» и «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений» ) выполняются в течение всего учебного года и поэтому не получают порядкового номера; 2 работы («Подготовка цветочно-декоративных растений к зиме» и «Обрезка плодовых деревьев  и ягодных кустарников») вообще выведены из группы лабораторных работ, т.к. необходимые навыки должны нарабатываться в процессе непосредственной работы на пришкольном участке.

    В соответствии с требованиями ФГОС, преподавание уроков биологии в 5-м классе должно проводиться на деятельностной основе, т.е. теоретические выводы должны вытекать из практической деятельности. В связи с этим часть лабораторных работ (8) являются обучающими и, поэтому, оцениваются выборочно. Остальные лабораторные, исследовательские и проектные работы оцениваются у всего класса (обозначены *).

Планирование практической части:

Учебная тема

Практикум по базовой программе

Практикум по рабочей программе

Возможная коррекция

Лабораторные работы

Исследовательская деятельность

Проектные работы

Практическая работа, выполняемая в течение учебного года

№ л.раб

Название работы

Разнообразие растительного

 мира

(4часа)

Состав почвы

1

Обучающая Лаб.раб.

 «Состав почвы»

Приемы засушивания растений и составления гербария сорных растений своей местности

Перенесено в тему «Размножение и развитие растений» с последующим заданием на лето

Составление паспорта растений

*

 *    Практич.раб. №1

«Составление паспорта растений» -  ( домашняя.)

Подготовка цветочно-декоративных растений к зиме

Работа  уч-ся на цветнике около школы в осенний период

Фенологические наблюдения за растениями

*«Фенологические наблюдения за растениями» (заполнение таблицы в конце рабочей тетради)

Экскурсия «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений»

Экскурсия №1  

  на пришкольный участок «Осенние явления в жизни растений. Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы »

Клеточное строение растений

(4часа)

Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа

2

Обучающая Лаб.раб.

«Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы»,

Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы

Приготовление микропрепарата и рассматривание его с помощью микроскопа

3

Обучающая   Лаб.раб. «Приготовление микропрепарата кожицы луковицы лука и его рассматривание под микроскопом»,

Строение клеток кожицы луковицы лука

Семя-орган голосемянных и цветковых растений

(4часа)

Строение и состав семени.

4

Обучающая    Лаб.раб.  «Строение семян однодольных и двудольных растений»

5

Обучающая   Лаб.раб.   «Обнаружение крахмала, клейковины, жира в семенах»

Прорастание семян

 

*

*   Практ.раб.№2 (домашняя) «Влияние температуры, влажности, света на прорастание семян»

*Индивидуальные проектные работы №1,2,3 (см. содержание программы)

Корень. Связь растения с почвой

(6 часов)

Типы корневых систем

6 *

 «Типы  корневых систем растений»

Рост корня

*Индивид. исследовательские работы: №1 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем», №2 «Наблюдение за ростом корня»

Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»,

7 *

 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»,

*Индивидуальные проектные работы №4 «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы», №5 «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»

Побег

 (5 часов)

«Строение почек»

8

Обучающая   Лаб.раб. «Строение почек»

Рост и разнообразие побегов

*Индивид.  и.р.№3 «Особен-ти прорастан. почек на клубне картофеля», *№4«Наблюдения за прорастанием луковиц»

*Индивидуальная проектная работа №6 «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений»

«Внутреннее строение стебля

9

Обучающая  Лаб.раб

«Внутреннее строение стебля»

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

*Индивидуальная и.р. №5 «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ»

Обрезка плодовых деревьев  и ягодных кустарников

Проводится как демонстрация в теме «Ветвление побегов». Закрепление умений- на декоративных культурах в процессе отработки летней практики на пришкольном участке

10 *

 «Определение возраста дерева по спилу»,

Видоизмененные подземные побеги

11 *

 «Строение клубня картофеля»

Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений

*Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений (заполнение таблицы в конце рабочей тетради)

Лист. Связь растения с внешней средой

   (6часов)

Клеточное строение листа

12

Обучающая

 Лаб.раб.№9 «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Коллективная и.р.№6 «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях раст.»

*Индивидуальная и.р.№7

«Значение солнечного света для зеленых растений»

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»

Размножение и развитие растений

(4часа)

Главные части цветка

13 *

 «Строение цветка»

Простые и сложные соцветия

14 *

Простые и сложные соцветия

15 *

 «Изучение формы пыльцы цветков разных растений»

Внешнее и внутреннее строение сухих плодов

16 *

 «Изучение и определение плодов»

Прорастание семян

Проводятся в теме «Семя» в виде практической работы и индивидуальных пректных работ

Опыты по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла, увлажнения

Всего: 18 лабораторных и практических

                 работ  

Из них: 10-контрольных

               8 -обучающих

Всего: 13 исследовательских и проектных работ

    .  Изучение  биологии  в  5 классе    направлено  на  достижение  учащимися  следующих  целей:

Обучающие цели:

  1. Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  2. Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  3. Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  4. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;
  5. Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

 Воспитательные цели:

  1. Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  2. Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  3. Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

     Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Естествознание», географии, а в 6-м классе-химии. Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Естествознание», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. Данный курс получит свое продолжение в 6-м классе, когда учащиеся познакомятся с основными группами растений, изменениями в жизни растений, жизненными формами растений, растительными сообществами, закономерностями их развития, с вопросами охраны растительного мира.

     В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую -ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную -опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую - овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Разделы

Компетенции

1.«Введение.  Ботаника - наука  о  растениях»

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная. Общекультурная

2.«Разнообразие  растительного  мира»

Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная

3.«Клеточное  строение  растений»

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

4.«Семя – орган  голосеменных  и  цветковых  растений»

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная.

5.«Корень.  Связь  растения  с  почвой»

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная. Социально-трудовая

6.«Побег»

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная. Социально-трудовая

7.«Лист. Связь  растения  с  внешней  средой»

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная. Социально-трудовая

8 Размножение и развитие растений

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная, личностного самосовершенствования

Программа рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Количество часов по рабочему плану

Всего – 35  часа; в неделю – 1 час.

Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам

            итоговой аттестации – итоговое тестирование (мини-экзамен по курсу 5 класса).

Требования к результатам обучения

   

       Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы,  на системно-деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили  овладение учащимися системой знаний, предметными,  общими  учебными умениями, универсальными учебными действиями и  способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов  и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных  в ходе исследований результатов.

      Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися  универсальными учебными действиями  и способами деятельности, которые позволят учащимся  разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

     Формы организации познавательной  деятельности учащихся  подбираются в соответствии с целями , содержанием, методами обучения, учебными возможностями  и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам   работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

     Система контроля и оценки знаний учащихся  разрабатывается на основе  ФГОС.

В соответствии с ФГОС ООО требования  к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:

в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса научатся:

  1. Характеризовать признаки растительных организмов
  2. характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие  исследовательской и  проектной деятельности при изучении растительных организмов;
  3. различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
  4. характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
  5. различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
  6. регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
  7. различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
  8. определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
  9. улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
  10. находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  1. основам рефлексивного чтения биологической литературы;
  2.  ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  3. под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
  4. выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;
  5.  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  6. правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
  7. используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
  8. выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;

      В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и      способами деятельности  на личностном, метапредметном и предметном уровне.

  1. Личностные результаты

учащиеся 5 класса должны

  1. Знать основные принципы отношения к живой природе;
  2. Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
  1. Метапредметные результаты

учащиеся 5 класса должны

  1. овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  2. Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  3. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
  1. Предметные результаты

В познавательной сфере  учащиеся 5 класса должны

  1. Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
  2. Различать жизненные формы растений;
  3. Знать строение и процесс деления клетки;
  4. Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
  5. Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
  6. Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
  7. Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
  8. Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
  9. Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  1. Знать основные правила поведения в природе.
  2. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  1. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
  2. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  1. Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
  2. Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  1.  Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
  2. Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

     

     Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  1. включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  2. взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;
  3. содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  4. публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

      Для проведения  оценивания на каждом этапе обучения  разработаны соответствующие    критерии. Эти критерии  открыты для учащихся и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

     

Список методической литературы по предмету

  1. Учебник:  Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
  2. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2011.
  3. С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
  4. Интернет –ресурсы: bio.1september.runew.school-collection.edu.ruschool-collection.iv-edu.ru

Список литературы для учащихся:

  1. С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
  2. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).
  3. «Растения». Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор  Трайтак Д.И.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1час)

Растения как составная часть живой природы.  Ботаника-наука о растениях.

Разнообразие растительного мира (3часа)

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Демонстрации: натуральные объекты - светолюбивые и теневыносливые растения; представители различных жизненных форм растений;  типы почв;                                                                                                                                                                                                   фрагмент уч. Фильма «Растения разных экологических групп».

Лаб раб №1  (обучающая) «Состав почвы»

Практич.раб.№1  (домашняя) «Составление паспорта растений» -  

Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»

Клеточное строение растений (4часа)

Клетка-основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их функции.

Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани растений»

Лабораторная работа №2 (обучающая) «Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами»

Лабораторная работа №3  (обучающая) «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом

Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)

Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений; результат эксперимента по изучению дыхания семян.

Лабораторная работа №4  (обучающая)  «Строение семян однодольных и двудольных растений»

Лабораторная работа №5 «Обнаружение крахмала, клейковины, жира в семенах»

Практическая работа  №2(домашняя) «Влияние температуры, влажности и света на  прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа№1  «Влияние глубины заделки семян на прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа №2  «Влияние электромагнитного излучения на прорастание семян»

Индивидуальная проектная работа №3  «Влияние музыки различных стилей на прорастание семян»

Корень. Связь растения с почвой (6часов)

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Демонстрации: гербарные и натуральные корневые  системы; результат эксперимента по поглощению воды корнем; видеоматериалы: «Типы корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по корню».

Лабораторная работа № 6 «Типы корневой системы растения»

Лабораторная работа №7 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»

Индивидуальная исследовательская работа №1 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем».

Индивидуальная исследовательская работа №2 «Наблюдение за ростом корня»

Индивидуальная проектная работа №4  «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы»

Индивидуальная проектная работа  №5  «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»

Побег (5часов)

Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Стебель-осевая часть побега. Рост стебля.видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю.

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений; таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки», «Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Лабораторная работа №8(обучающая)   «Строение почек»

Лабораторная работа №10«Определение возраста дерева по спилу»

Лабораторная работа №9 «Внутреннее строение стебля»

 Лабораторная работа №11 «Строение клубня картофеля»

Индивидуальная исследовательская работа №3«Особенности прорастания почек на клубне картофеля»

Индивидуальная исследовательская работа №4«Передвижение по стеблю воды, минеральных веществ»

Индивидуальная исследовательская работа №5 «Наблюдение за прорастанием луковицы»

Индивидуальная исследовательская работа «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений» (в течение года)

Индивидуальная проектная работа  №6  «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений»

Лист. Связь растения с внешней средой (6 часов)

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

 Демонстрации: гербарные  и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение», «Фотосинтез», «Дыхание растений»; демонстрация результатов опыта по доказательству выделения кислорода в процессе фотосинтеза (с элодеей)

Лабораторная работа №11 (обучающая) «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Индивидуальная проектная работа №7   - Составление коллекции   «Различные формы листовой пластинки»

Коллективная исследовательская работа №6  «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях растений»

Индивидуальная исследовательская работа №7 «Значение солнечного света для зеленых растений»

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»

Размножение и развитие растений (4часа)

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения

Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов

Лабораторная работа №13 «Строение цветка»

Лабораторная работа №14«Изучение формы пыльцы цветков разных растений»

Лабораторная работа №15 «Простые и сложные соцветия»

Лабораторная работа №16 «Изучение и определение плодов»

Коллективная проектная работа №8 «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника»

Заключение   мини-экзамен  (тестовая форма) – 1 час

Всего 34 часа+ 1 час резервный

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

 Тема  урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Формы организации познават-й деятельности

Организация самостоят. деятельности

Формы контроля

Наглядности ИКТ

Домашнее задание

Знать

Уметь

Введение. (1час)

Личностные результаты обучения            * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы

                                                                         

Метопредметные результаты обучения   *овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений)

                                                                           *формирование приемов работы с информацией

                                                                           *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации

1

Техника безопасности при работе в кабинете биологии.

Растения как составная часть живой природы.  Ботаника-наука о растениях.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Правила техники безопасности при работе в каб. Биологии. Определения ключевых понятий,

основные царства живых организмов

Приводить примеры значения биологических знаний

Инструктаж по технике безопасности пр работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности.

Эвристическая беседа

Запись основных положений темы в тетради

Оценка устных ответов

Таблицы: «Царства живой природы»,  «Дикорастущие и культурные растения», комнатные растения, гербарные образцы растений

§1

Разнообразие растительного мира (3часа)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

2

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

понятия

Растительность. Типы растительности. Растительный покров. Приспособления растений к условиям обитания.

Процессы

Приспособления растений к условиям обитания

Характеризовать разные типы растительности

 Приводить примеры растений, обитающих в разных условиях, их приспособлений  

Находить информацию о растениях разных районов Земли  

Эвристическая беседа с демонстрацией гербарного и натурального растительного материала

Работа с терминами по учебнику, работа с географической картой

Оценка устных ответов

Комнатные растения, аквариумные растения, гербарные образцы растений, растения пришкольного участка, географическая карта «Природных зон России»

Подготовить сообщение о растениях-паразитах

§2,3

Практич.раб.№1  (домашняя) «Составление паспорта растений» -  

3

Среда обитания растений. Почва, как среда жизни растений Комбинированный урок.

1

сущность понятия

Среда обитания растений.

Знать типы сред обитания растений

Давать определения ключевым понятиям

обучающая Лаб раб №1 «Состав почвы»

Работа с рисунками в учебнике, оформление лаборатор. исследования почвы, сообщение о растениях-паразитах

Выборочная проверка тетрадей. Оценка устных ответов

Комнатные растения, аквариумные растения, гербарные образцы растений. Лабораторное оборудование. Фрагмент фильма «Растения разных экологических групп»

§4,5

4

 Жизненные формы и продолжительность жизни растений . Растения, растущие в окрестностях школы

 Комбинированный урок.

1

понятия

жизненные формы растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры растений разных жизненных форм 

Экскурсия  №1 на пришкольный участок «Осенние явления в жизни растений»

Оформление наблюдений за жизненными формами растений пришкольного участка и осенними изменениями у растений

Отчет по экскурсии

Таблицы: «Жизненные формы растений», «Цветковое растение и его органы», гербарные образцы растений

§6, отчет по экскурсии, подготовиться к лаб.раб.

 Стр.27, 28

Клеточное строение растений (4часа)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

5-6

Клетка-основная единица живого

Строение клетки.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

2

понятия

Растительная клетка. Оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты, хлорофилл, хромопласты, вакуоль

Ключевые понятия

Обмен веществ. Движение цитоплазмы.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть клеточные структуры и их функции

Описывать клетки кожицы лука.

Сравнивать клетки кожицы лука и мякоти листа

Обучающая Лаб.раб. №2

«Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами»,

Обучающая Лаб.раб.№3 «Приготовление микропрепарата кожицы луковицы лука и его рссматривание под микроскопом», демонстрация фильма «Растительная клетка»

Запись в тетради ключевых понятий, освоение правил работы с микроскопом. Приготовление микропрепарата , рассматривание под микроскопом, зарисовка изображения в тетради, сопоставление с табличным изображением клетки

Оценка устных ответов, выборочная проверка тетрадей

Таблица «Строение растительной клетки», «Устройство микроскопа», фильм «Растительная клетка»;

Лабораторное оборудование, лук репчатый

§7, зарисовать в рабочей тетради растительную клетку

7

Деление клеток. Комбинированный урок

1

Хромосомы. Молодая и старая клетки 

ЯвленияНаследственность

Процессы.

Деление клетки. Обмен веществ.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции хромосом в жизни клетки.

Описывать процесс деления клетки.

Сравнивать старую и молодую клетки.

Мини-лекция с демонстрацией фильма «Деление клетки», микропрепаратов с делящимися клетками кончика корня

Запись ключевых положений темы, ответы на вопросы по материалам фильма и результатам рассматривания микропрепаратов

Мини-тест по теме «Строение клетки» с взаимопроверкой, первичная оценка знаний по теме «Деление клетки»

Таблица «Жизнедеятельность клетки», модель-аппликация «Деление клетки»

фильм «Деление клетки»,

Фильм «Деление клетки»,

§8 стр.29-30, зарисовать в тетради этапы деления растительной клетки

8

Растительные ткани, их функции. Комбинированный урок

1

Виды тканей:покровные, механические, проводящие, основные. Функции тканей

Приводить примеры разных видов тканей.

Распознавать и описыватьразные виды тканей растений.

Демонстрация фильма «Ткани растений», микропрепаратов с тканями растений, натуральных растительных объектов , эвристическая беседа

Ответы на вопросы к фильму, обсуждение результатов исследования микропрепаратов и натуральных объектов

Выборочная проверка тетрадей, тест по темам «Строение клетки» и «Деление клетки» с самопроверкой, оценка устных ответов

Таблицы: «Покровная ткань растений», «Проводящая ткань растений (флоэма)», «Основная ткань растений», «Механическая ткань растений», «Проводящая ткань растений (ксилема)», «Образовательная ткань растений».

§8    стр.29-33

Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

9

Многообразие семян.

 Строение семян.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Понятия:

Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений.  

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части семян

Выделять признаки семян однодольных и двудольных растений

Распознавать и описывать семена разных растений

Сравнивать строение семян разных типов.

Приводить примеры растений, имеющих разные типы семян

Обучающая Лаб.раб. №4

«Строение семян однодольных и двудольных растений»

Запись основных положений темы, просмотр фильма «Строение семян», изучение строения натуральных семян, запись наблюдений в тетради

Мини-тест «Растительные ткани» со взаимопроверкой по образцу, выборочная проверка тетрадей

 Таблицы: «Генеративные органы растений», “Семена однодольных растений”, “Семена двудольных растений”, коллекции «Семена», микроскопы, микропрепарат “Зерновка пшеницы”

Фильм «Строение семян»,

§9, Практ.раб.№ 2 (домашняя) «Влияние температуры, влажности, света на прорастание семян»

Индивидуальные проектные работы №1,2,3 (см. содержание программы)

10

Состав семян.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

.  какие в-ва входят в состав семени. Различие семян по составу. Знать биологическую роль веществ семени; Использование человеком веществ семян разных растений.

Процессы:

Накопление органических веществ в семени

Проводить простейшие исследования

Называть вещества, находящиеся в семенах.

Определять их биологическую роль в жизни растения, значение в хозяйственной деятельности человека.

Распознавать вещества семян

Сравнивать состав семян разных растений.

Приводить примеры растений, семена которых содержат белки, жиры, крахмал.

Лаб.раб.№5 «Обнаружение крахмала, клейковины, жира в семенах»

Закладка опыта «Дыхание семян»

Визуальный диктант по теме «Строение семян», Выполнение лабораторной работы, составление отчета

Отчет по лабораторной работе, оценка результатов диктанта

Лабораторное оборудование, тесто, химические реактивы, семена подсолнечника, фасоли

§9 повт.

11-12

Дыхание семян. Покой и прорастание семян.

Комбинированный урок

2

Понятия:

Дыхание семян, покой семян. Прорастание семян. Условия прорастания. Правила посева семян. Жизнеспособность семян.

Процессы:

Прорастание семян. Дыхание семян. Рост и питание проростков

Давать определения ключевым понятиям 

Называть процессы жизнедеятельности семян.

Определять условия прорастания семян  

Сравнивать условия прорастания семян разных растений.

Объяснять значение условий, необходимых для прорастания семян.

Обосновывать правила посева семян, с\х приёмы, ускоряющие прорастание семян

Проводить простейшие исследования

Фронтальный опрос по теме «Строение и состав семян», обсуждения результата опыта «Дыхание семян», демонстрация фрагмента  фильма «Прорастание семян»

Обсуждение результатов домашней Практич. раб.№2, Сообщения по индивидуальным проектам №1,2,3

Отчет по домашней Практич. раб. №1, отчеты по индивидуальным проектам

Колбы с сухими и прорастающими семенами, накрытые стеклом, термометры, лучинки, спички, модели молекул глюкозы, кислорода, воды и углекислого газа

фрагмента  фильма «Прорастание семян»

§10, 11 Индивид. исследовательские работы: №1 «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем», №2 «Наблюдение за ростом корня» (закладка опыта)

Корень. Связь растения с почвой (6 часов)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

13

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней.

 Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Ключевые понятия

Функции корня, корневые системы, главный, боковые, придаточные корни. Стержневая, мочковатая системы.

Процессы

Развитие корневых систем

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции корня

Объяснять явление положительного геотропизма

Тестирование по теме «Дыхание и прорастание семян», фронтальная беседа по новой теме, распределение индивидуальных проектов по теме

Выполнение теста по индивидуальным карточкам, работа с терминами  по учебнику

Оценка тестовых работ

Таблицы: «Вегетативные органы растения», “Корневые системы и условия обитания”, гербарий растений с разными типами корневых систем, муляжи корнеплодов моркови, свёклы, репы.

§12 Индивидуальные проектные работы№4 «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы», №5 «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»

14

Образование корневых систем. Регенерация корней

Комбинированный урок

1

Понятия: корневая система; стержневой, мочковатый корень; пикировка, прищипывание; окучивание.

 Сущность процесса регенерации корней

Распознавать и описывать типы корневых систем, виды корней

Приводить примеры растений с разными типами корневых систем

Проводить простейшие исследования

обсуждение результата индивидуальн. исследовательской работы №1

демонстрация видеоролика «Типы корневых систем», Лаб.раб №6 «Типы  корневых систем растений»

Отчет по исслед. раб №1, выполнение коллективного исследования типов корневых систем с использованием гербарных и натуральных объектов, заполнение таблицы на стр. 49 учебника

Оценка устных ответов, результата индивид. Исследоват.работы, Отчеты по лаб. Работе №5

Гербарные и живые образцы корневых систем, лабораторное оборудование, видеоролик «Типы корневых систем»

§13 домашняя

15

Строение и рост корня.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия:

Зоны корня. Ткани, образующие корень: покровная, основная, проводящая, образовательная. Корневое давление

Процессы

Дифференцировка клеток при формировании корня

Закономерности, взаимосвязь строения клеток с выполняемыми функциями.

Факторы, влияющие на рост корня.

Процессы

Деление клеток. Рост корня и развитие корневых систем

Давать определения ключевым понятиям 

Называть зоны и ткани корня

Распознавать и описывать зоны корня и ткани, составляющие их.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями зон корня

Уметь пользоваться увеличительными приборами

Проводить простейшие исследования

Называть факторы, влияющие на рост корня

Распознавать и описывать корни растений разных условий обитания

Устанавливать взаимосвязь между ростом и развитием корневых систем и условиями обитания

Лабораторная работа №7 «Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»,

демонстрация видеоролика «Строение корня, его рост»

обсуждение результата индивидуальн. исследовательской работы №2    

Работа с учебником, фиксация ответов на вопросы к видеоролику, коллективное оценивание проделанной исследоват. работы

Индивидуальная оценка работы по фильму, оценка исследоват работы №2

Таблицы: «Рост растений»,  «Корень и его зоны. Строение молодого корня»,

Корневое давление

фрагмента  фильма «Прорастание семян»

§14

16

Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия:

Минеральное питание растений; удобрения, подкормка ; гидропоника; макро- и микроэлементы.

Процессы

Поглощение воды корнем

Закономерности

Взаимосвязь строения клеток корня с функциями поглощения и проведения воды

Давать определения ключевым понятиям 

Называть этапы поглощения воды и минеральных солей

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток и функциями зон всасывании и проведения

Объяснять причины движения воды по корню

Постановка проблемных вопросов, просмотр фильма «Передвижение воды и минеральных в-в по корню» Анализ проектных работ №4,5

Поиск ответов на проблемные вопросы в процессе просмотра фильма, фиксация результатов выполненных индивидуальных проектов №4,5

Оценка устных ответов, коллективная оценка индивид. проектных работ

Таблица “Передвижение веществ по растению», гербарные образцы растений и иллюстрации с растениями, испытывающими недостаток тех или иных веществ,  коллекции минеральных удобрений, торф, сосуд с водой, тонкая стеклянная трубка, орудия рыхления, модель гидропоники.

Фильм  «Передвижение воды и минеральных в-в по корню»

 §15,16   выполнить исследование «Влияние избытка солей на растение» стр.60 учебник, сообщения с презентациями о видоизменениях корней                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

17

Видоизменения корней.

Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Значение корней для растений.

Урок первичного закрепления знаний

1

Ключевые понятия: поземные, подводные, воздушные, запасающие типы корней; корнеплоды, корневые клубни, дыхательные корни; ходульные, столбовидные корни

Условия нормального развития корневых систем; приспособления растений для выживания в неблагоприятных условиях

Объяснять значение различных видоизменений корней; роль клубеньковых бактерий в жизни растений;

Устанавливать взаимосвязь между условиями обитания растения и видоизменениями его корней

Определять оптимальный температурный интервал для развития растений;

Объяснять значение основных экологических факторов для роста и развития растений

Беседа по теме с демонстрацией видоизменений корней,

Демонстрация презентаций по теме, работа с терминами по учебнику

Оценка индивидуальных презентаций, обучающая проверочная работа по теме

Таблицы: “Корневые системы и условия обитания”, “Видоизменения корней”, иллюстрации растений с различными видоизменениями корней, муляжи корнеплодов моркови, свёклы, репы

§17, повторить

§7-16

18

Обобщающий урок по темам «Клеточное строение растений. Семя. Корень»

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Тестирование по индивидуальным карточкам

Оценка тестовых работ

индивидуальная исследоват.работа№3 «Особенности прорастания почек на клубне картофеля»

Коллектив. исследоват.работа№3 «Особен-ти прорастан. почек на клубне картофеля», №4«Наблюдения за прорастанием луковиц» (закладка опыта)

Побег (5 часов)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

19

Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Ключевые понятия

Побег. Узлы, междоузлия, боковые, верхушечная, вегетативная и генеративная почки. Конус нарастания.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части побега, типы почек  и элементы почки

Распознавать и описывать части побега, виды почек

Проводить простейшие исследования

Объяснять, что почка – зачаточный побег

Обучающая Лаб.раб.№8 «Строение почек», анализ результатов

Индивидуальной исследоват. работы№3, №4 

Выполнение лабораторных работ, составление отчетов

Отчет по лабораторной работе, исследовательским работам №3,5

Таблицы: «Вегетативные органы растений», “Строение почек”, “Листорасположение»

§19

Индивидуальная проектная работа №6 «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений»

20

Стебель-осевая часть побега. Рост стебля. Видоизменения  побегов.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Функции стебля. Разнообразие стеблей: вьющиеся, прямостоячие, цепляющиеся, ползучие. Верхушечный рост, вставочный рост стебля

Процессы

Верхушечный и вставочный рост

Закономерности

Взаимосвязь внешнего строения стебля с функциями.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть виды стебля по направлению роста

Распознавать и описывать виды стебля по направлению роста; видоизменения стеблей

Устанавливать взаимосвязьмежду внешнем строением и функциями  стебля

Объяснять процессы верхушечного и вставочного роста стебля.

Сравнивать верхушечный и вставочный рост стебля

Проводить простейшие исследования, размножать растения видоизмененными побегами

Обучающая Лаб.раб.№9 «Внутреннее строение стебля» 

Лаб.раб.№10 «Определение возраста дерева по спилу»,

Выполнение лабораторных работ, составление отчетов

Отчет по лабораторным работам

Таблицы: «Вегетативные органы растений», «Внутреннее строение стебля липы», гербарные экземпляры и живые растения с разными видами побегов по их расположению в пространстве. Таблицы: “Разнообразие побегов”, “Вегетативное размножение клубнями и луковицами”, гербарные экземпляры пырея ползучего, кочан капусты

§20, 23

Индивидуальная исследовательская работа №5 «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ»

21-22

Внутреннее строение стебля. Передвижение в-в по стеблю.

Комбинированный урок

2

Ключевые понятия

Камбий, его функции. Годичные кольца

Рост стебля в толщину. Влияние факторов среды на рост стебля в толщину 

Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные, механические, проводящие, основные, образовательная ткани

Процессы

Одревеснения оболочек клеток

Закономерности

Взаимосвязь внутреннего строения стебля с функциями

Давать определения               ключевым понятиям 

Определять роль камбия в росте стебля в толщину.

Объяснять процессы роста стебля в толщину, образования годичных колец.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями годичных колец и условиями их формирования

Сравнивать годичные кольца растений разных природных зон

Называть участки и ткани стебля

Распознавать и описывать участки и ткани стебля

Устанавливать взаимосвязь между внутренним строением и функциями  стебля

Проводить простейшие исследования

Мини-лекция, демонстрация фрагмента фильма «Строение стебля», Лаб.раб.№11 «Строение клубня картофеля»

Анализ результатов Индивидуальной исследоват. работы №5

Работа с вопросами к фильму, обсуждение и оценка результатов исследовательской работы

Выборочная проверка тетрадей, оценка исследования

Таблицы: «Вегетативные органы растений», «Внутреннее строение стебля липы»,

передвижение по стеблю органических веществ

Фрагмента   фильма «Строение стебля»

§22

23

Ветвление побегов.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия: ветвление, обрезка растений, значение обрезки, кущение

Объяснять причину ветвления побегов; сущность формирующей обрезки.

Проводить прищипку и обрезку у комнатных декоративных растений.

Эвристическая беседа, демонстрация способов обрезки побегов, Анализ результатов проектной работы №6 

Приобретение навыков обрезки побегов, фиксация результатов проектной работы, запись выводов

Коллективная оценка результатов проектной работы №6

Таблицы: «Вегетативные органы растений», «Развитие побега»

§21

Лист. Связь растения с внешней средой (6часов)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

24

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Ключевые понятия

Функции листа. Разнообразие форм листа. Простые и сложные листья. Листорасположение. Жилкование листа

Закономерности

Взаимосвязь внешнего строения листа с функциями.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть функции листа

Определять виды листьев, типы листорасположения, жилкования листа.

Приводить примеры растений, имеющих простые и сложные листья, разные формы листа, типы жилкования.

Устанавливать взаимосвязь между строением листа и его функциями

Сравнивать простые и сложные листья, типы жилкования.

Проводить простейшие исследования.

Фронтальная беседа с демонстрацией гербарных и живых объектов, слайдов «Видоизменения листьев», распределение индивидуального проекта №7

Мини-тест по теме «Побег» со взаимопроверкой по образцу,Работа с терминами по учебнику стр.83-89,  зарисовка внешнего строения листа в тетрадь

Оценка тестовых работ

Таблица “Простые и сложные листья”, живые и гербарные экземпляры растений

Слайды «Видоизменения листьев»,

§24, 26

Индивидуальная проектная работа №7

составление коллекции «Формы листовой пластинки»

25

Внутреннее строение листа.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Клеточное строение листа: покровная ткань, устьица, основная ткань (столбчатая, губчатая паренхима), сосудисто-волокнистые пучки.

Процессы

Работа устьичного аппарата

Закономерности

Взаимосвязь внутреннего строения листа с функциями.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть части и ткани листа

Определять типы тканей листа и их функции

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток листа и их функциями

Сравнивать столбчатую и губчатую ткани листа

Уметь пользоваться оптическими приборами.

Проводить простейшие исследования.

Беседа по теме с опорой на рисунок в учебнике стр.90

 Обучающая Лаб.раб.№12«Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Выполнение лаб.работы, составление отчета, распределение индивидуальной исследовательской работы

Отчет по лабораторной работе

Таблицы: “Микроскопическое строение листа”, “Устьице”, микроскопы, микропрепарат, «Поперечный разрез листа камелии”, модели “Устьице”, «Лист».

Лабораторное оборудование

§25

Индивидуальная исследовательская работа №7 »Значение солнечного света для зеленых растений»

(закладка опыта)

26

Фотосинтез.

Дыхание растений.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Фотосинтез. Космическая роль растений. Локализация процессов фотосинтеза. Условия, необходимые для фотосинтеза. Светолюбивые, теневыносливые растения.

Закономерности

Расход и накопление энергии в растении.

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм фотосинтеза

Определять роль листьев растения в фотосинтезе.

Устанавливать взаимосвязь между строением клеток листа и их участием в фотосинтезе.

Объяснять космическую роль растений.

Беседа по основным вопросам темы Коллективная исследоват раб.№6 «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях растений», Демонстрация опыта «Доказательство выделения  кислорода в процессе фотосинтеза»

Отчет по исследовательской работе №6

Отчет по Индивидуальной исследовательской работе №7»

Лабораторное оборудование, растения Герань, Элодея

Таблицы: “Микроскопическое строение листа”, «Основная ткань растений«,

образование органических веществ и кислорода при фотосинтезе

оборудование для опыта по демонстрации фотосинтеза

§27

27

Дыхание растений. Испарение воды листьями.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Газообмен. Значение дыхание. Приспособления листьев к процессу дыхания.

Процессы

Дыхание. Работа устьичного аппарата

Закономерности

Расход и накопление энергии в растении. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Ключевые понятия

Транспирация. Значение испарения воды листьями. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Процессы

Испарение воды листьями

Закономерности

Взаимосвязь строения листа с функциями.

Описывать механизм газообмена

Выделять приспособления листьев для дыхания

Определять роль листьев растения в газообмене и испарении воды

Объяснять результаты опытов по дыханию растений и испарению воды

Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

Устанавливать взаимосвязьмежду процессами фотосинтеза и дыхания.

Эвристическая беседа, демонстрация опытов «Дыхание зеленого растения», «Испарение воды листьями»

Работа с учебником на стр.101

Фиксация в тетрадях результатов опытов,

Оценка устных ответов по теме «Фотосинтез, дыхание растений»

Таблицы: «Покровная ткань растений», “Микроскопическое строение листа”,

дыхание листьев,

заранее заложенные опыты по дыханию растений и испарению воды листьями

§28

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»

28

Роль листопада в жизни растений.

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Листопад, значение его в жизни растений.

Процессы

Накопление продуктов распада. Транспирация.

Закономерности

Взаимосвязь строения вегетативных органов с их функциями

Оперировать основными понятиями;

Объяснять роль листопада в жизни растения

Фронтальная беседа с демонстрацией слайдов, анализ домашней экскурсии

Обсуждение самостоятельных наблюдений сделанных на экскурсии

Отчет по экскурсии №2

Таблицы: «Покровная ткань растений», “Микроскопическое строение листа”, «Листопад»

§29

29

Обобщение по темам «Побег», «Лист»

Урок контроля и коррекции ЗУН

1

Тестовая работа по индивидуальным карточкам

§повт. 9-11

Размножение и развитие растений (4часа)

Личностные результаты обучения  :        * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других

                                                                           естественных наук.

Метопредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной

                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

30

Цветение как биологическое явление.

Строение цветка

Урок изучения и первичного закрепления знаний

1

Ключевые понятия

Семенное размножение. Биологическое значение семенного размножения. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветков. Обоеполые, раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения.

Процессы

Цветение. Размножение

Давать определения ключевым понятиям 

Распознавать и описывать строение цветка, типы цветков

Сравнивать строение разных типов цветков

Приводить примеры растений, имеющих разные типы строения цветков

Проводить простейшие исследования

Фронтальная беседа с демонстрацией натуральных объектов, Лабораторная работа №13 «Строение цветка»

Выполнение Лабор. раб.№13

Отчеты по лабор.работам

Таблицы: “Строение цветка”, “Разнообразие цветков”, модели цветков, гербарные экземпляры и живые цветущие растения, микроскопы, микропрепараты “Завязь и семяпочка”, “Пыльник”

§30-31

31

Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений

Комбинированный урок

1

Ключевые понятия

Соцветия, их биологическое значение. Простые и сложные соцветия

Процессы

Образование соцветий.

Ключевые понятия

Опыление. Типы опыления. Значение опыления. Искусственное опыление. Опыление у северных растений.

Процессы

Опыление

Закономерности

Взаимосвязь строения растения и способом опыления.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть типы соцветий.

Распознавать и описывать разные типы соцветий.

Сравнивать строение простых и сложных соцветий

Приводить примеры растений, имеющих разные типы соцветий

Проводить простейшие исследования.

Называть типы опылений.

Выделять признаки ветро- и насекомоопыляемых растений

Распознавать и описывать приспособления растений к разным способам опыления.

Сравнивать строение цветков с разными способами опыления

Приводить примеры насекомо- и ветроопыляемых растений.

Устанавливать взаимосвязь между строением растений и способами опыления.

Проводить простейшее опыление растений

Демонстрация фрагментов фильмов «Строение цветка», «Виды опыления растений» 

Лабораторная работа №14«Изучение формы пыльцы цветков разных растений»

Работа с вопросами к фрагментам фильма; с терминам на стр.113-118

Оценка заданий по индивидуальным карточкам по теме «Строение цветка»

Таблицы: “Простые соцветия”, “Сложные соцветия”, гербарные экземпляры и живые цветущие растения

Таблица «Опыление», приемы искусственного опыления

Фрагменты фильмов «Строение цветка», «Виды опыления растений»

§32_33

Коллективная проектная работа

№8 «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника»

32-33

Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов.

Урок первичного контроля знаний по теме «Цветок»

2

Ключевые понятия

Двойное оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена. Условия образования плодов и семян

Процессы

Оплодотворение, образование плодов, семян

Давать определения ключевым понятиям 

Называть условия, необходимые для оплодотворения и образования плодов и семян 

Определять значение плодов и семян в жизни растения

Объяснять механизм двойного оплодотворения растений

Мини-лекция 

Лабораторная работа №15 «Простые и сложные соцветия»

Лабораторная работа №16 «Изучение и определение плодов»

Приемы засушивания растений и составления гербария сорных растений своей местности

(задание на лето)

Составление схемы двойного оплодотворения у растений, выполнение лабораторной работы, оформление отчета

Отчет по лабор. Работе,  тест с коллективной проверкой по теме «цветок»

Таблица “Оплодотворение у цветковых растений”, модель-аппликация «Двойное оплодотворение» (самодельная)

Таблицы: «Генеративные органы растений»,  “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, муляжи плодов, коллекции семян и плодов

§34,35

Заключение (1час)

Мини-экзамен по изученным темам  (в тестовой форме)

Всего 34 часа + резервное время 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....

Тематическое планирование по биологии 5класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс(ФГОС)...

Итоговый тест по биологии 5класс ФГОС

Итоговый тест по биологии 5класс ФГОС ...

Проверочная работа по биологии 5класс. Введение

Проверяет знания о свойствах живого, какие методы исследования есть в биологии, разделы биологии, среды обитания живых организмов....

Проверочная работа по биологии 5класс по теме "Водоросли"

В работе проверяются знания по теме "Водоросли". Первое задание укахать верные и неверные предложения.Второе задание свободный ответ - значение водорослей ....

«Свойства живого» урок биологии 5класс

Презентация урока по биологии в 5 классе. УМК Пономарева И.Н...

Рабочие программы по биологии 5класс.

Рабочая программа по биологии для 5 класса. В программе указаны темы, поурочное планирование, указаны лабораторные работы, номера приказов по мерам охраны техники безопасности....


 

Комментарии

a