Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"
статья по биологии (10 класс) по теме

Сидоренко Елена Григорьевна

Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использование Интернета помогаетбыстрее получить информацию, обеспечить более глубокое понимание изучаемого. Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point. В ходе урока устанавливается взаимосвязь строения частей клетки с выполняемыми функциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (биология + информатика) в 9 классе по теме:

«Строение клетки».

Продолжительность урока 2 часа.

Цели:

        - сформировать знания о строении клетки, на основе раскрытия мембранного принципа;

        - объяснить особенности мембранных и немембранных органоидов клетки;

        - расширить знания учащихся о взаимосвязи строения и функций главных компонентов и органоидов клетки;

        - развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении различных клеток;

        - способствовать развитию познавательной деятельности и мотивации учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

        - воспитывать в учащихся творческую личность.

Средства обучения:

        - таблица «Общая схема строения растительных и животных клеток»;

        - разборная модель «Строение эукариотической клетки»;

        - электронные уроки и тесты «Биология в школе».

Оборудование:

        - компьютерный класс;

        - видеопроектор;

        - экран.

Ход урока.

I. Проверка знаний учащихся о строении, функциях белков и нуклеиновых кислот в клетке.

        

        1. Тестирование всех учащихся проводится с использованием информационных технологий.

        I вариант.

        1. В состав ферментов входят:

                а) нуклеиновые кислоты; б) белки; в) АТФ; г) углеводы.

        2. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК:

                а) ионная; б) пептидная; в) водородная; г) ковалентная полярная.

        3. С помощью молекул и РНК осуществляется передача наследственной информации:

                а) из ядра к митохондриям; б) из одной клетки в другую;

                в) из ядра к рибосоме; г) от родителей к потомству.

        4. Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание:

                а) аденин; б) гуанин; в) урацил; г) цитозин.

        5. Мономером ДНК является:

                а) нуклеотид; б) нуклеотидтрифосфат; в) азотистое основание; г) рибоза.

        6. Ферменты – это:

                а) другое название гормонов; б) биологические катализаторы химических реакций;

                в) конечные продукты обмена веществ; г) углеводы.

        7. Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки:

                а) видоспецифичен; б) одинаков для всех видов живых организмов;

                в) зависит от питания организма; г) зависит от образа жизни организма.

        8. Белок распадается на аминокислоты при разрушении его:

                а) первичной структуры; б) вторичной структуры;

                в) третичной структуры; г) четвертичной структуры.

        9. Полимерами не являются:

                а) гликоген; б) крахмал; в) целлюлоза; г) глюкоза.

        10. Первичная структура белка – это:

                а) укладка полипептидной цепи в форме спирали;

                б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы;

                в) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи;

                г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни.

        11. Установите соответствие между мономерами и полимерами.

                Мономеры:                                        Полимеры:

                1. Нуклеотиды;                                А – белки;

                2. Простые сахара;                                 Б – полисахариды;

                3. Аминокислоты.                                 В – нуклеиновые кислоты.

        12.  Выберите три признака, характерные для молекулы ДНК.

                1) Состоит из одной цепи; 2) Состоит из двух цепей;

                3) Мономерами являются аминокислоты; 4) Молекула не способна к репликации;

                5) Мономерами являются нуклеотиды; 6) Молекула способна к репликации.

                Запишите цифры в порядке возрастания.

        II вариант.

        1. Неизменяемыми частями аминокислот являются:

                а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) только радикал;

                в) только карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа.

        2. Кислород у слона в крови транспортируется:

                а) коллагеном; б) альбумином; в) гемоглобином; г) фибриногеном.

        3. Связи, которые удерживают первичную структуру молекулы белка, называются:

                а) водородными; б) пептидными; в) гидрофобными; г) дисульфидными.

        4. Гемоглобин человека отличается от гемоглобина собаки:

                а) названием мономеров; б) функциями; в) вторичной структурой;

                г) небольшими отличиями в последовательности аминокислот.

        5. Из аминокислот не построена молекула:

                а) гемоглобина; б) инсулина; в) гликогена; г) альбумина.

        6. Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет:

                а) вторичную структуру белка; б) первичную структуру белка;

                в) четвертичную структуру белка; г) третичную структуру белка.

        7. Ферменты, участвующие в химических реакциях, при повышении температуры:

                а) ускоряют их, и сами при этом не изменяются;

                б) ускоряют их, изменяясь в результате реакции;

                в) замедляют их, не изменяясь в результате реакции;

                г) замедляют их, изменяясь в результате реакции.

        8. Информационная РНК выполняет следующую функцию:

                а) перенос аминокислот на рибосомы; б) снятие и перенос информации с ДНК;

                в) формирование рибосом; г) синтез второй цепи ДНК.

        

        9. Разрушение природной структуры белка называется:

                а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией.

        10. Какую из функций не выполняет РНК?

                а) хранение информации; б) передача информации;

                в) транспорт аминокислот; г) определение структуры рибосом.

        11. Выберите три верных ответа из шести. Нуклеотид РНК состоит из:

                1) аминокислоты; 2) азотистого основания; 3) рибозы; 4) дезоксирибозы;

                5) остатка фосфорной кислоты; 6) остатка серной кислоты.

                Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

        12. Выберите три функции, которые белки выполняют в клетке.

                1) каталитическая; 2) кроветворная; 3) защитная; 4) транспортная;

                5) рефлекторная; 6) фотосинтетическая.

                Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Бланк ответов.

I вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

II вариант. Фамилия, имя учащегося _______________________. Класс ______.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2. Ответ по карточке у доски.

Задание: напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведённой ниже:

ТТЦГАААЦТГЦ.

II. Постановка познавательной задачи.

 

        Учащимся предлагается, опираясь на ранее полученные знания найти в Интернете краткие биографические сведения об ученых, внесших вклад в изучение строения клетки.

        По окончании работы на экран проецируются портреты Р.Гука, А.Левенгука, Р.Броуна, Т.Шванна и М.Шлейдена и заслушиваются краткие сообщения учащихся.

            Делается вывод: «Клетка - структурная и функциональная единица живого».

III. Изучение нового материала проводится с одновременным заполнением таблицы: «Строение животной клетки»:

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.


        Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point.

        <Приложение 1>

        На экране схема «Строение животной клетки».

        1. Понятие о плане строения клетки: цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды и включения. (Беседа с элементами объяснения).

        Органоиды (органеллы) - постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.

        Включения - непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе ее жизнедеятельности.

        2. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований.  (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием схемы).

        3. Строение и функции плазматической мембраны. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.

Цитоплазматическая мембрана.

Состоит из двойного слоя липидов, между молекулами которых располагаются белки; с липидами и белками могут быть связаны молекулы углеводов.

1. Ограничительная.

2. Защитная.

3. Избирательный транспорт веществ в клетку и из неё.

4. Межклеточные взаимодействия.

5. Сохранение формы клетки.

        4. Особенности строения и функции цитоплазмы. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.

Цитоплазма

Внутренняя среда клетки, содержащая воду, органоиды, биомолекулы, витамины, ионы, соли, растворенные газы.

1. Транспорт биомолекул и органоидов внутри клетки.

2. Среда, в которой осуществляются биохимические реакции.

        5. Мембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС):

А. Шероховатая.

Б. Гладкая.

Система мембран, связанных с ядерной мембраной:

А. Содержит рибосомы.

Б. Не содержит рибосомы.



1. Синтез белков (А).

2. Синтез липидов и других органических веществ (Б).

3. Транспорт веществ.

Комплекс Гольджи.

Сложенные стопкой уплощенные цистерны, связанные с эндоплазматической сетью.

1. Накопление продуктов клеточного синтеза и распада веществ.

2. Транспорт веществ.

3. Секреция – выведение веществ из клетки.

4. Образование лизосом.

5. Детоксикация ядов.

Лизосомы

Мембранные пузырьки, заполненные ферментами.

1. Переваривание питательных веществ.

2. Разрушение компонентов клетки.

Митохондрии

Структуры, окруженные оболочкой из двух мембран, внутренняя мембрана образует складки - кристы; во внутренней среде матриксе содержатся ДНК, РНК и рибосомы. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрии.

1. Источник энергии, место синтеза

АТФ – универсального биологического аккумулятора энергии.

2.Окисление глюкозы.

.

        6. Немембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.

Рибосомы

Органоиды, состоящие из двух субъединиц, большой и малой, построены из белка и р-РНК, образуются в ядрышке.

1. Синтез белка.

Клеточный центр

Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Белковая структура.

1. Регуляция расхождения хромосом при делении.

2. Образование микротрубочек.

Микротрубочки

Полые цилиндрические белковые структуры.

1.Цитоскелет (сохранение формы клетки).

2. Внутриклеточный транспорт веществ.

        7. Ядро как важное звено управления процессами, происходящими в клетке. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Части и органоиды клетки.

Особенности строения.

Функции, выполняемые в клетке.

Ядро

Двухслойная ядерная мембрана, содержащая крупные поры; ядерный сок – кариоплазма; хромосомы; ядрышко, состоящее из РНК.

1. Носитель и хранитель  наследственной информации (хромосомы).

2. Регуляция клеточной активности.

3. Образование хромосом (ядрышко).

4. Управление процессами жизнедеятельности.

        Прокариоты – клетки,  не имеющие оформленного ядра. Молекула ДНК образует кольцо.

        Эукариоты – клетки, имеющие ядро.

        8. Сравнение животной и растительной клетки. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и схемами растительной и животной клеток, спроецированными на экран).

        Учащиеся отмечают, что в растительной клетке имеются дополнительные структуры:

        1) Пластиды – мембранные органоиды:

                - хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, состоят из наружной и внутренней мембран, гран тилакоидов, стромы, осуществляют синтез органических веществ путем преобразования энергии солнечного света (фотосинтез), обеспечивают автотрофный тип питания;

                - лейкопласты осуществляют накопление веществ;

                - хромопласты содержат красящие вещества, обеспечивают окраску растений,  привлекая животных для опыления цветков и распространения семян.

        2) Клеточная стенка состоит из углевода целлюлозы, расположена снаружи плазматической мембраны, выполняет защитную, опорную и транспортную функции.

        3) Вакуоли содержат клеточный сок – концентрированный раствор минеральных солей, сахаров, пигментов, органических кислот и ферментов; выполняют функцию накопления конечных продуктов обмена веществ.

        4) Запасные питательные вещества находятся в виде крахмальных зерен.

        В растительной клетке отсутствует клеточный центр.

        Черты сходства растительной и животной клеток:

        1. Сходный химический состав;

        2. Одинаковы по основным проявлениям жизнедеятельности;

        3. Имеют единый принцип организации.

        9. Учащимся предлагается заполнить схему и таблицу на компьютере. (Самостоятельная работа с учебником).

        Задание 1.

        <Рисунок 1>

        Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной схемы.

        Задание 2: Заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).

Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Признаки

Ядро

ДНК

Клеточная

мембрана

Мито-хонд-рии

Лизо-

сомы

ЭПС

Рибо-сомы

Комплекс

Гольджи

Реснички

и

жгутики

Прокариоты

Эукариоты

        Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной таблицы.

        Вопрос 1. Чем отличается строение клеток прокариот и эукариот?

        Вопрос 2. О чем свидетельствует сходство строения клеток прокариот и эукариот?

        IV. Закрепление знаний. Выполнение тренировочных тестов 1, 2 и 3, перенесенных на компьютеры учащихся с диска «Электронные уроки и тесты. Биология в школе».

        V. Домашнее задание:

        1 . Изучить текст параграфов 7 и 8.

        2. Объяснить, в чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки. (Письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....

Конспект урока по теме "Строение растительной клетки" 5 класс

Конспект выполнен на основе программы Пономаревой по теме Строение клетки. Ткани. 5 класс...

Урок по теме "Строение растительной клетки" по ФГОС 5 класс

Представленная разработка урока составлена для учебника линии Пасечника, 5 класс. Это первый урок по данной теме. Имеется презентация к уроку...