Использование электронных учебных модулей как повышение успеваемости часто болеющих обучающихся
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Медникова Мария Анатольевна

Статья для публикации в сборнике методических разработок ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных учебных

модулей как повышение успеваемости

часто болеющих обучающихся.

М.А. Медникова, учитель биологии ГБОУ СОШ №1213

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь.

Китайская пословица

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Есть причины объективные, независящие от самого учащегося – например, большое количество пропусков по болезни.

Но слабое здоровье не всегда приводит к переходу на домашнее обучение или индивидуальный план работы по каждому предмету. Тем не менее, большое количество пропусков влечет за собой неполное или поверхностное усвоение материала, приводящее к общему отставанию по предмету.

Как правило, ученик, пропустивший занятия обязан самостоятельно изучить учебный материал, а в случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией. Такая практика обычна, хотя и нерезультативна.

Как пример, рассмотрим уроки биологии. По программе 7-го класса на изучение типа Моллюски отводится 4 урока. Если ученик проболел 2 недели, то эта тема останется неохваченной. Но на одном из следующих уроков обучающимся будет предложено сравнить системы органов представителей Моллюсков и Членистоногих, что невозможно без тщательного разбора предыдущей темы. Отсюда низкие оценки и закрепление неуспеваемости по биологии, которая, как снежный ком, будет нарастать с каждым пропуском.

Сам учащийся не всегда достаточно сознателен, чтобы в период выздоровления организовать системные самостоятельные занятия с учебником и рабочей тетрадью. Родители же обычно контролируют только выполнение заданий по так называемым «основным» предметам: русский язык, математика, английский. Так накапливаются пробелы, итог которых – неудовлетворительные оценки.

Здесь на помощь педагогу приходят интерактивные системы обучения: уроки онлайн, интерактивные учебники и электронные учебные модули (ЭУМ). Но информация из интернета часто не совпадает с материалами учебной программы. А ЭУМ, разработанные для разных вариантов УМК, к тому же они доступны, компактны и разнообразны.

Существует три типа ЭУМ: информационные, практические и контрольные. Каждый учебный модуль соответствует  тематическим элементам учебных предметов и дисциплин, автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Информационный ЭУМ – это текст, который не только написан, но и с выражением проговаривается, это фотографии, которые можно увеличить и рассмотреть, это схемы, которые двигаются, это фрагменты видеофильмов, которые можно пересматривать, это ссылки на дополнительную информацию и ресурсы.

Практический ЭУМ – это и лабораторные опыты, и занимательные задания, и интерактивные кроссворды и ребусы. Контрольный ЭУМ – это разнообразные проверочные работы, тесты и логические задачи.

В своей работе я использую ЭУМ, разработанные РГПУ им. А.И.Герцена.

Это фактически интерактивный урок, то есть ученик, находясь вне школы, с помощью ПК, ноутбука или планшета, может изучить параграф, самостоятельно управляя процессом своего обучения. Но одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Важна структура модуля. В начале каждого ЭУМ ставится проблемный вопрос, озвучиваются цели и задачи урока, в конце – предлагаются выводы.

С помощью ЭУМ я стараюсь решать вопрос неуспеваемости часто болеющих учеников: после каждого урока через электронный дневник я отправляю информационный или практический ЭУМ по пройденной теме всем отсутствующим учащимся для самостоятельного обучения. Теперь ученикам предстоит работа за компьютером, что само по себе дает позитивный настрой, а при наличии ноутбука или планшета можно создать комфортные условия для занятий. ЭУМ не ограничен по времени, что особенно важно в период выздоровления, когда длительные занятия утомительны. Модуль можно проходить неоднократно, причем не начинать каждый раз сначала, а переключаться между разделами. Кроме того, аудиовизуальное изложение материала охватывает все зоны памяти.

Практический модуль исполняет роль домашнего задания. Можно рекомендовать выполнить как все работы подряд, так и выборочно.

Контрольные модули я даю, когда учащийся возвращается в школу во избежание сомнений в персонализации результатов. Задания полностью соответствуют изученному материалу, оценку выставляет компьютер, причем с учетом времени, затраченного на прохождение ЭУМ.

И самый важный для меня аспект – я могу изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно и таким образом, шаг за шагом выстроить свой вариант учебного курса, в зависимости от программы, от уровня подготовленности или способностей учащихся. Я могу добавлять и убирать информационные разделы, фотографии и рекомендации по выполнению заданий.

Я работаю со слабоуспевающими учащимися таким образом недавно, и говорить об объективных результатах пока рано. Но все реже я слышу от своих учеников заявления о болезни, как о причине неудовлетворительной оценки, что дает мне возможность рекомендовать использование ЭУМ в качестве инструмента повышения успеваемости часто болеющих учащихся.