Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Бутырина Елена Ивановна

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_sostav_rasteniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Химический состав растений

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения     состава семян;

- выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семенах;

-

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный этап.

          1. Приветствие.

          2. Проверка подготовленности к учебному занятию.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

          1. Сообщение темы урока: «Химический состав растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

          2. Формулировка целей урока: цель нашего урока не просто узнать какие вещества входят в состав растений, но и доказать  это опытным путём.

          Полученные знания на уроке пригодятся вам при использовании веществ, входящих в состав растений, а также использовать растения по своему назначению.

III. Изучение нового материала.

          Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

          Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу:


п/п

Что брали

Что делали

Что получили

1.

Пшеница в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

2.

Семена в тигле

Нагревали на огне

Семена обуглились, осталась зола.

3.

Тесто в марле

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

4.

Стакан с мутной водой

Срез клубня

Капнули йод


Капнули йод

Вода посинела


Клубень на срезе посинел

5.

Семянка подсолнечника

Раздавили на белом листе бумаги

Жирное пятно

Демонстрация опыта № 1

          Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.

          Какие ещё вещества содержатся в семенах?

Демонстрация опыта № 2

          Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

          Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

(приглашаю ученика для поведения опыта)

          Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

          Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

          Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта)

          Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: вода посинела.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

          Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

          У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

          Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

          Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

          - Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ  на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.

          В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

          Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

          Содержание минеральных веществ:

- в семенах – 3 %

- в корнях и стеблях – 5 %

- в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Ответ: органических.

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.  

          Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Семена

Углеводы

Жиры

Белки

Пшеница

69 %

2 %

13 %

Подсолнечник

16 %

44 %

26 %

          Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

        Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

        Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

        Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

IV. Закрепление изученного материала.

          Выполнение задания № 102 в рабочей тетради.

          Проверка заполнения таблицы.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. § 32, задание № 3 на стр. 157, повторить § 20 (зоны корня)

VII. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тму: "Состав крови"

Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без цветков

Материал к открытому уроки биологии для учащихся 6 класса по теме "Организм растения, как единое целое"...