Творческая работа "Информационные технологии на уроках биологии"
статья по биологии по теме

Мехова Ольга Александровна

Рассматриваются теоетические возможности использования ИКТ на уроках, а так же реальное использование на моих уроках. Результативность данной технологии обучения, ее положительные и отрицательные стороны. Проводится анализ имеющихся цифровых ресурсов для использования на уроках биологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение  ………………………………………………… 3

Глава 1. Информатизация в школе ……………………… 6

Средства информатизации ………………………………. 8

Программное обеспечение ………………………………17

Анализ цифровых ресурсов ……………………………..  25

Глава 2. Методики использования цифровых ресурсов .. 31

Заключение  ………………………………………………  38

Список литературы ……………………………………….. 43

Приложения ……………………………………………….  44

Введение.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я пойму.

(древняя китайская мудрость)

В настоящее время обновляется содержание образования, разрабатываются новые учебники, программы учебных курсов, пособия, использование которых направленно на повышения эффективности образовательного процесса.

Часто  успешное решение образовательных задач  в школе не всегда приводит к успешной реализации человека в жизни. Можно предположить, что методы  обучения в школе  отстают от постоянно меняющегося мира, который требует от человека не столько знаний, сколько умения мыслить. Для  того чтобы хоть как то сократить разрыв между обучением  и  жизнью, необходимо вводить в школе не только новое содержание, но и новые методы и средства обучения

Одним из таких средств обучения является использование информационно-коммуникационных технологий. Они предоставляют определенные преимущества, как ученику, так и учителю. Ученик получает возможность самостоятельно обучаться, при этом идет активное усвоение знаний, формируется умение принимать решение, доступен новый уровень наглядности. Учитель же может предать компьютеру часть функций контроля, при этом больше времени будет уделено творческой части урока.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе отражено в Федеральной программе экономического развития РФ, Федеральной программе развития образования РФ, Федеральной программе «Развитие единой образовательной среды».
Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности биологии.

Молодежь уже не оторвать от компьютера: эту тягу надо не пересекать, а использовать. Нужно учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте физических моделей, математических преобразований, химических превращений, биологических закономерностей, поощрять любые попытки самостоятельных аналитических исследований компьютерных образовательных ресурсов.

Особенностью преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при предъявлении звуковой и зрительной информации  вместе эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.[1]

Познакомившись с материалами о возможностях использования информационных технологий в преподавании,  решили  проверить это на практике, и в 2007 году была выбрана тема для самообразования   «Информационные  технологии на уроках биологии». Целью  работы является:

  1. Проанализировать возможности использования информационных технологий как средства обучения
  2. Подведение  итогов проделанной работы
  3. Выявить направления работы на будущее.        

Глава 1.  Информатизация в школе.

Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Она основана на  использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде.

Без развития информационных технологий дистанционного обучения не будет кардинальных изменений в доступности образования по выбору.

Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Использование новых информационных технологий в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность.

Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:

  1. обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса и взаимодействие всех его компонентов,
  2. способствует дифференциации и индивидуализации обучения,
  3. мотивирует учебную деятельность учащихся,
  4. освобождает от субъективных оценок,
  5. способствует развитию самообразования,
  6. делает учебный материал более доступным,
  7. облегчает решение многих дидактических задач.

Сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями применения информационных ресурсов при обучении и воспитании.

Философия, состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку.

1.1.Средства информатизации

В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются “программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации”. [2]

  1.   Компьютер

Компьютер основной технический компонент современных информационных технологий. Именно он многократно усиливает интеллектуальные деятельность человека, помогает обучать и учиться, выполнять привычные действия с новыми эффектами и невиданными раннее возможностями. Наконец компьютер превращает работу в наслаждение

Возможны два направления его использования. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютер является мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово:

  1. как обучающее устройство
  2. как тренажер, репетитор
  3.  в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций
  4.  как средство аудио и визуальной наглядности
  5.  как типография, для создания раздаточного материала.
    Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:
  6.  индивидуализация и дифференциация обучения;
  7. мотивация обучения;
  8. избежание трудностей при работе с печатными пособиями;
  9. дефицит времени;
  10. активизация самостоятельной работы учащихся.
    С помощью компьютера значительно облегчается работа преподавателя и при создании УМК, методических пособий и дидактического материала.
    Причем компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, автоматизации навыка, который отрабатывается.

Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач

Однако для того, чтобы  компьютер стал поистине незаменимым средством работы с информацией, необходимо программное обеспечение, управляющее потоками информации и периферийным оборудованием.

В числе оборудования, напрямую адресованного учителю биологии, на первом месте оказываются «глаза» и «уши» компьютера – различные устройства, позволяющие фиксировать живые объекты и наблюдать происходящие с ними процессы и явления. Это такие цифровые устройства, как микроскоп, фотокамера, видеокамера, сканер. И, конечно же, веб-камера. Особое внимание уделено тому факту, что применение перечисленных компьютерных устройств сохраняет жизнь исследуемым объектам.

1.1.2. Проектор

Проектор — световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объёме. Проекторы сегодня являются в основном оптическо-цифровыми приборами, позволяющими при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность, расположенную вне прибора — экран. Название «цифровой проектор» связано прежде всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий обработки информации и формирования изображения.

Преимуществом использования проекторов в учебной деятельности заключается в том, что изображение может видеть каждый учащийся. Это эффективно при просмотре видеофильмов, показе презентаций, когда кабинет оснащен только одним компьютером. А также его можно применять для оформления внеклассных мероприятий

1.1.3. Интерактивная доска

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере. Запись на интерактивной доске ведется специальным маркером. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. Доска снабжена лотком с четырьмя маркерами разного цвета и ластиком. ИД автоматически реагирует, маркер какого цвета взят из лотка.

 Интерактивная доска является удобным средством повышения учебной мотивации и позволяет педагогу качественно изменить уровень преподавания. Учитель получает полный контроль над компьютером прямо с поверхности доски, может запускать любое приложение, делать собственные комментарии, демонстрировать аудио, видео и анимационные фрагменты, графические изображения. Доска усиливает подачу материала, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Интерактивная доска позволяет применять на занятии абсолютно любые педагогические технологии и существенно упрощает процесс формирования культуры выступления перед аудиторией. Все происходящее во время занятия фиксируется в памяти компьютера и может быть использовано для осуществления работы над ошибками, при разговоре учителя с учеником и его родителями, в качестве материала для следующих занятий.

Интерактивные доски влияют на образовательный процесс комплексно. Они существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулируют его интерес и вызывают желание учиться.

Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть все присутствующие в кабинете, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Использовать интерактивную доску целесообразно на любых типах уроках для эффективного вовлечения учащихся в образовательный процесс.

Ученики с энтузиазмом относятся к возможности учиться с помощью интерактивной доски. ИД поддерживает в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывает дискуссии - это существенно помогает при изучении нового материала.

Использование электронной интерактивной доски делает образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие.

1.1.4.  Цифровой микроскоп

Микроскопы представляют собой оптические приборы, используемые для многократного увеличения рассматриваемых объектов. С помощью этих приборов определяются размеры, форма и строение мельчайших частиц, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Микроскопы – незаменимое оптическое оборудование для проведения уроков биологии и исследовательских работ по предмету

Цифровой микроскоп, к которому можно подсоединять фото- или видеокамеру посредством адаптера, позволяет анализировать полученные изображения на компьютере, сохранять и передавать результаты, а также исследовать объекты как в микроскоп, так и непосредственно на экране монитора, что очень удобно, если нет возможности поставить на каждую парту микроскоп. Кроме того цифровой микроскоп дает возможность показать непосредственно перед проведением лабораторной работы на что они должны обратить внимание при рассматривании  микропрепаратов.

1.1.5.  Цифровая  фото и видеокамера

Применение фото и видео материалов. Для создания материалов используются авторские фото и видеоматериалы, которые помогают реально оценивать возможности современной науки. Ярко демонстрируют учащимся физиологические процессы, морфологическое и анатомическое строение. Конечно, вне всякого сомнения, никто не отменяет экскурсий в природу, в музеи, в заповедники, но в связи с тем, что количество часов на изучение биологии с каждым годом снижается, то целесообразным является применение в обучении интерактивных экскурсий, знакомство с некоторыми растениями, видами редких живых организмов. Для данной работы требуются цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъемки, или же видеокамера

Как выше было указано, для создания поддерживающего цифрового материала, необходимы цифровой фотоаппарат с возможностью качественной видеосъемки, а также видеокамера. Рекомендуется не приобретать фотоаппарат менее чем с матрицей в 6 мегапикселей и возможностью видеосъемки 25-30 кадров в секунду

1.1.6.  Сканер

Сканер – это специальное устройство, которое дает возможность вводить в компьютер различные изображения, как монохромные, так и цветные. С их помощью можно считывать графическую, а также текстовую информацию. Сканер пользователи часто используют тогда, когда нужно ввести в компьютер текст, а также графическую информацию из документа-оригинала. Затем текст или изображение подвергаются обработке, например, редактированию. Программным обеспечением, которое используется для обработки отсканированной информации, является такая программа, как FineReader. После обработки данные сохраняются в текстовом или же графическом файле.

Основных типы сканеров: ручной  и настольный, комбинированные устройства, которые сочетают в себе возможности настольных и ручных сканеров.

Ручные сканеры

Для того чтобы ввести в компьютер какой-либо документ при помощи этого устройства, надо без резких движений провести сканирующей головкой по соответствующему изображению. Ширина вводимого изображения для ручных сканеров не превышает обычно 4 дюймов (10 см). К основным достоинствам такого вида сканеров относятся небольшие габаритные размеры и сравнительно низкая цена.

Настольные сканеры

Настольные сканеры называют и страничными, и планшетными, и даже авто сканерами. Такие сканеры позволяют вводить изображения размерами 8,5 на 11 или 8,5 на 14 дюймов. Существуют три разновидности настольных сканеров: планшетные, рулонные и проекционные.

Основным отличием планшетных сканеров является то, что сканирующая головка перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя. Для сканирования изображения  необходимо открыть крышку сканера, положить сканируемый  лист на стеклянную пластину изображением вниз, после чего закрыть крышку. Все дальнейшее управление процессом сканирования осуществляется с клавиатуры компьютера - при работе с одной из специальных программ, поставляемых вместе с таким сканером.

Работа рулонных сканеров чем-то напоминает работу обыкновенной факс-машины. Отдельные листы документов протягиваются через такое устройство, при этом и осуществляется их сканирование. Таким образом, в данном случае сканирующая головка остается на месте, а уже относительно нее перемещается бумага.

Третья разновидность настольных сканеров - проекционные сканеры, которые больше всего напоминают своеобразный проекционный аппарат (или фотоувеличитель). Вводимый документ кладется на поверхность сканирования изображением вверх, блок сканирования находится при этом также сверху. Перемещается только сканирующее устройство. Основной особенностью данных сканеров является возможность сканирования проекций трехмерных проекций.

1.1.7.  Веб-камера

Веб-камера - цифровая фотокамера, способная в режиме реального времени производить съемку для ее дальнейшей передачи по Интернету. Веб-камеры передают изображения на веб-сервер или по запросу, или непрерывно, или через регулярные промежутки времени.

Некоторое время назад не существовало технологий, позволяющих обеспечить настоящие видеоконференции в домашних условиях. С развитием Интернета и с распространением его в России, такие конференции становятся все более обыденным явлением. Их берут на вооружение и учителя, предлагающие своим ученикам настоящую конференцию с использованием новейших коммуникационных технологий.

Это очень удобно как для желающих получить дополнительное образование, так и для тех школьников, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать в данный момент в учебном классе. Так, в случае болезни ученика, он не будет отставать, поскольку сможет присутствовать на уроке виртуально. Вы думаете, что это - что-то из сферы научной фантастики? Отнюдь. Компьютер на столе учителя, в котором он видит ученика, находящегося на расстоянии нескольких десятков, а порой и тысяч километров, прекрасно слышит его и может полноценно работать и заниматься с ним? Это уже реалии наших дней.

Во многих престижных европейских и российских школах, в различных ВУЗах сейчас доступна дистанционная форма обучения. Она вовсе не ограничивается сдачей письменных экзаменов в режиме реального времени и получением учебных материалов по электронной почте, теперь у каждого слушателя лекций есть возможность сразу задать вопрос и получить мгновенный ответ от преподавателя.

Большинство  использует веб-камеру именно для общения с друзьями и коллегами из других стран или регионов. Это дает возможность обмена опытом, проведению совместных проектов и обсуждению их результатов и др.

Для того чтобы воспользоваться всеми описанным выше возможностями, надо всего лишь подключить Интернет к домашнему компьютеру, оснастить ПК веб-камерой и согласовать со школой или вузом (в общем, с противоположной стороной) вопросы программного обеспечения.

При выборе веб-камеры определяющее значение имеют:

  1. разрешение
  2. качество изображение
  3. качество звука
  4. удобство в работе
  5. дополнительные возможности.

Что же кается использования непосредственно на уроках биологии то интернет предлагает очень много сайтов, где в режиме реального времени можно понаблюдать с помощью веб-камеры за поведением различных животных.

        

  1. Информационное   обеспечение

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

 Дитя требует деятельности беспрестанно,

 а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой). [3]

1.2.1. Презентации

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации.

Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

1.2.2. Электронные энциклопедии

Они – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

  1. содержат удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  2. система навигации на основе гиперссылок;
  3. возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

1.2.3. Дидактические материалы.

Сборники  задач, и упражнений, а также примеров рефератов, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

1.2.4.Программы-тренажеры.

Эти программы выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

1.2.5. Системы виртуального эксперимента.

Эти  программные комплексы позволяют обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”.

По характеру использования их на уроке виртуальные лабораторные можно разделить на следующие группы:

  1. Демонстрационное (перед реальной работой) использование: показать фронтально, с большого экрана или через мультимедийный проектор последовательность действий реальной работы.
  2. Обобщающее (после реальной работы) использование: фронтальный режим (демонстрация, уточнение вопросов, формулирование выводов и закрепление рассмотренного) или индивидуальный (математическая сторона экспериментов, анализ графиков и цифровых значений, изучение модели как способа отражения и представления реальности).
  3. Экспериментальное (вместо реальной работы) использование: индивидуальное (в малых группах) выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы. Может выполняться как с реалистичными полуколичественными 3D-моделями, так и с параметрическими.

Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

1.2.6. Программные системы контроля знаний. 

К  ним  относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

1.2.7. Электронные учебники и учебные курсы.

Они объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

1.2.8. Обучающие игры и развивающие программы.

Это  интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Дополнительно к выше описанным ресурсам можно еще прибавить:

 1.2.9.Интернет-ресурсы

Вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. При  посещении Интернета необходимо четко определить задачи для учащихся. Иначе этот ресурс  не будет эффективным.

Использовать его можно как непосредственно на уроке, так и во внеклассной работе для того, что бы:

  1. найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
  2. проводить  конференции с другими школами в режиме         on-line
  3. участвовать в дистанционных интернет - олимпиадах
  4. возможности общения в чатах, форумах и блогах

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.

 Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Интернет имеет большое значение и для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

1.2.10. Электронный журнал

Ведение  мониторинга степени обученности учащихся предполагает разработку автоматизированной системы учёта текущей успеваемости учащихся.

Использование в практике компьютера, а в частности, программы   MS Excel, даёт возможность отслеживать результаты многообразной деятельности учеников более целенаправленно и объективно.

При этом программа является незаменимым помощником учителя в расширении возможностей пятибалльной системы, так как существующая система оценивания несовершенна и негативно влияет на ученика.

Дети в возрасте  9 -13 лет боятся получить двойку, особенно единицу. Поэтому в школьной практике существует только три отметки. А как катастрофически их мало («5», «4», «3»), реально работающих сегодня в школе.

Программа даёт возможность:

1. Автоматически  просчитывать среднее арифметическое. Ученик, получивший за четверть официальную «четвёрку» в классном журнале, а в электронном журнале 3.6 , понимает, сколько реально стоит его «четверка» и сколько десятых балла дал ему учитель в виде аванса. Сравнив все четвертные оценки (3.4, 3.6, 3.8, 4.1), ученик видит свой прогресс или регресс. Данный подход к выставлению четвертной отметки влияет на развитие рефлексивной деятельности учащихся.

2. Сгруппировать  все отметки по видам деятельности, поэтому они не являются безликими, как в классном журнале. Например, все оценки ставятся в отдельные графы таблицы: умение писать терминологические диктанты,; умение работать с тестами; знание законов и закономерностей; оценки, полученные за индивидуальные устные ответы; умение найти нужное решение и т.д.

При таком подходе к фиксации и накоплению отметок видна динамика продвижения обучения учащихся. Ребёнок и родитель смогут определить причину неуспешности (не умеет работать с тестами, не знает терминов или не отвечает на уроках).

Доступ ученика и его родителей к получению данной информации расширяет возможности отметки для формирования умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Выставлять текущие оценки за работу на уроке ежедневно в электронную таблицу. В классный журнал можно поставить итоговую отметку за активность при изучении целой темы, посчитанное с помощью формулы как среднее арифметическое.

Ежедневная информация о продвижении ученика по формированию определённого умения расширяет возможности оценки влиять на повышение качества обучения.

4. Дает право ученику исправить нежелательную оценку. Отрицательные отметки за проверочные работы и тренировочные упражнения (кроме контрольных административных работ) выставляются другим цветом и учащийся до определённого срока имеет право их исправить.

Такой подход даёт следующее преимущество: каждую нежелательную отметку не закрыть другой положительной («двойку» за тест по теме «Моллюски» нельзя закрыть «пятёркой» за тест по теме «Членистоногие»), а нужно исправить, только выучив материал той темы, по которой получил неудовлетворительную оценку.

Признавая за ребёнком право на ошибку, и предоставляя возможность её исправить, мы снижаем негативный «фактор школьного риска» на отрицательную отметку.

Высокую школьную мотивацию помогает поддерживать таблица «Дополнительные отметки». В ней ставятся отметки за выполнение заданий повышенного уровня сложности на контрольной работе, за сообщения, творческие задания, решение олимпиадных заданий, творческих заданий. Дополнительные оценки бывают только положительные.

Математическая формула итоговых результатов дополнительных отметок может быть разной: среднее арифметическое отметок; суммирование; логическая функция «Если наберёшь соответствующее количество баллов, то...».

Главное для педагога - найти сферу применения этих таблиц для оценивания результативности процесса обучения каждого ученика. Тогда учебный процесс приобретёт неоспоримое преимущество по сравнению с традиционной системой.

        

1.3.Анализ цифровых ресурсов

Учителями в работе часто используются уже готовые цифровые ресурсы, которые выпускаются либо как самостоятельное издание, либо вместе с конкретным учебником. Рассмотрим некоторые из них.

“Биология: 6 класс. Живой организм”.

  Компакт-диск не дублирует традиционные издания, а дополняет их, логично сочетается с содержательными аспектами изданий на бумажных носителях, расширяет возможности получения разнообразной справочной информации. Одним из важнейших функциональных модулей является многоуровневая система интерактивных обучающих заданий. Значительное число оригинальных фотографий и видеофрагментов использовано для иллюстрации гипертекста учебника.

«1С: Экология»

 Диск насыщен мультимедиа объектами: короткие анимации, видеофрагменты и  слайд-шоу со звуковым сопровождением; фотографии и  цветные рисунки, а так же  содержит обширный материал для введения и закрепления понятий, как общей экологии, так и социальной экологии.

Основу теоретического материала составляет текст с гиперссылками в словарь терминов, содержащий справочные материалы с информацией об экологических терминах и понятиях. Имеется обширный дополнительный материал со сведениями сведения по истории развития экологической науки, биографиями учёных-экологов. Каждый параграф сопровожден дополнительным текстовым файлом «Это интересно», составленным из интересных фактов.

Текст параграфов иллюстрирован рисунками, фотографиями, графиками и схемами. Динамические объекты, относящиеся к данной теме, собраны в опции «Демонстрация» или «Виртуальная экскурсия». Каждый из 51 параграфов содержит 5 тестовых заданий базового и углубленного уровня. Имеется также около 10 экологических задач и контрольные работы с автоматическим контролем результатов ее выполнения в конце каждой главы курса.

Навигация по диску удобная, переход от одного раздела к другому не вызывает сложностей.

Таким образом, на CD имеется материал для всех этапов обучения.

Поскольку курс построен по модульному принципу, каждый модуль завершен и включает как элементы для объяснения, так и для его закрепления, представленный на диске материал можно адаптировать к любой программе по экологии.

Потенциал  диска «1С:Экология» гораздо шире чем урок экологии. Фотографии, рисунки, видеофрагменты можно применять и при объяснении многих тем в курсах ботаники и зоологии. Например, при объяснении нового материала на уроках ботаники будет интересна модель «Цветочные часы», видеофрагмент «Суточные ритмы у растений» и т.д. Многие видеофрагменты можно использовать для изучения различных курсов биологии («Обустройство гнезда ласточкой», «Приспособления птиц к водной среде»).

Привлекательно, что диск «1С:Экология» является открытым цифровым ресурсом. Тексты, рисунки, фотографии, таблицы легко могут быть скопированы из оболочки на жёсткий диск в стандартных форматах, проиграны стандартными средствами Windows и экспортированы в другие оболочки. Это может оказаться полезным, например, при подготовке выступлений учителей и учащихся с докладами с использованием такой популярной программы Windows как Power Point.

«Ботаника 6 – 7 классы»

Диск был выпущен в 2004 году. Очень простой в навигации.

  Из иллюстративного материала только рисунки. Они хорошего качества, можно вывести на весь экран, что позволяет использовать их при наличии проектора как таблицы. К тому же изображения легко копируются. Это дает возможность использовать рисунки  для  создания школьниками  презентаций.

Информация, с которой знакомит данный диск, является в основном базовой, а в некоторых случаях она соответствует уровню начальной школы. Использовать на уроке информацию можно фрагментарно.

Этот диск, возможно, применять и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.

«Репетитор по биологии» Кирилла и Мефодия (2004 года выпуска)

Этот цифровой ресурс предназначен для проверки знаний учащихся и готовит  их к сдаче единого государственного экзамена. Ученик может входить в программу под своим именем с использованием личного пароля. Имеется журнал, где должна оцениваться каждая его работа. К сожалению, этот диск работает со сбоями, зачастую правильный ответ  не засчитывается, оценка за выполненный тест не выставляется и не всегда можно выбрать уровень высокой сложности, соответствующих частям В и С в ЕГЭ.

В работе этот диск практически не использовали.

ЭУИ «Биология 5 – 9 класс»  в 5 частях «Дрофа»

Комплект состоит из 5 дисков, для каждого класса свой диск. Материалы данного мультимедийного издания могут быть использованы при работе с любым УМК по биологии. Для удобства использования материалы объединены в презентации по темам. Презентация представляет из себя набор анимационных фрагментов, видео, схем и фотографий. В конце почти каждой темы имеется тест, а так же виртуальные демонстрационные лабораторные работы. Хорошо, что на этих дисках много анимации и видеофрагментов которые можно использовать для подготовки  материалов к уроку

Целиком презентацию на уроке использовать нельзя. Некоторые материалы выходят за рамки школьной программы. Например, природоведение 5 класс тема «Звезды» и «Созвездия». Даны материалы, которые соответствуют курсу «Астрономия» 11 класса. Часто текст за кадром спешит или  отстает от происходящего на экране, что нарушает целостное восприятие информации.  

В  целом же материалы, имеющиеся на диске, значительно облегчают учителю подготовку к уроку, если к их содержанию подходить «не как к догме, а как к руководству к действию».

Диск к учебнику- навигатору В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Биология. Общая биология 10 класс» (базовый уровень)

Диск с простой и удобной навигацией. Содержит много интересной и самое главное полезной дополнительной информации. Особенно это касается раздела «Онтогенез человека».

Интерактивные модули  позволяют не только проверить знания, но и получить дополнительную информацию; дают возможность прорепетировать применение усвоенных знаний на практике. Особенно важно это в том случае если кабинет биологии недостаточно оснащен оборудованием и микропрепаратами.  Правда отдельные модули проработаны не до конца, как например «Решение генетических задач на признаки сцепленные с полом». Непонятно как правильно пользоваться этим модулем и правильный ответ он выдает как неверный. Очень хороши задачи – шутки по генетике. Интерактив можно использовать как для индивидуальной работы на компьютере, так и для работы с классом на интерактивной доске.

Тестовые задания в конце каждого раздела позволяют проверить свои знания. Очень хорошо, что при проверке теста, можно увидеть  на какой вопрос ответ был неверным и тут же узнать правильный ответ. Правда сложность тестов в некоторых разделах («Химический состав клетки», «Строение клетки» и др.) позволяет усомниться в том, что учебник, к которому прилагается данный диск,  имеет базовый уровень.

Много анимационных фрагментов, это дает возможность проиллюстрировать процессы, которые невозможно наблюдать по причине их растянутости во времени или же они происходят в микромире, что невозможно увидеть даже с помощью светового микроскопа. Однако анимация проходит медленно, что приводит к потере  времени на уроке. Если это предусмотрено для того чтобы дать возможность учителю объяснить происходящее, то для этого есть кнопка «пауза», которую можно нажать в любой нужный момент. Некоторые фрагменты анимационных роликов считаем необходимым убрать вообще. Возможно, авторы обладают хорошим чувством юмора, но для урока оно не годится. Например, анимация на тему «Наследственность и изменчивость». Зачем нужно сотрясание лужайку после того как улыбнувшиеся друг ругу свинки удалились за кадр?  Или анимация «Открытость биологических систем», думаю, что показывать как корова опорожняет свой кишечник, совсем не обязательно, хотя бы с эстетической точки зрения. А какую реакцию на уроке могут вызвать описанные фрагменты, говорить не приходится.

Иллюстрации на этом диске великолепные. Много интересных схем. Рисунки и фотографии  очень хорошего качества. Их можно увеличить на весь экран и использовать как таблицы. Много  фотографий  сделанных с помощью современной аппаратуры, которые дают возможность увидеть клетки и  их структуры  в естественном виде.  Это позволяет в очередной раз обратить внимание детей на совершенство окружающего нас мира, не говоря уже о том, что такие фотографии помогают  лучше понять темы: «Клетка», «Ткани», «Размножение» и др., они дают возможность увидеть то, что даже представить себе им было довольно трудно.

К сожалению, навигатор не работает без диска, что не дает возможности использовать его сразу на несколько компьютеров.

Подводя итог можно отметить:

  1. Удобен  в использовании
  2. Содержит много информации и совсем не базового уровня
  3. Хорошо оснащен иллюстративным материалом
  4. Можно использовать те только для уроков общей биологии,       но и в других курсах биологии
  5. Имеет продуманную систему контроля
  6. Необходима доработка некоторых деталей.

 

Глава 2. Использование   цифровых ресурсов на уроках биологии.

Организует учебную деятельность учащегося и управляет ею педагог, владеющий ИКТ – компетенциями. Его основная роль для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели. Применять информационные технологии в рамках школы можно по-разному. Проанализировав работу своих коллег, пришли к следующим выводам.

Когда для ученика биология становится «второстепенным» предметом  у учителя есть два пути повышения уровня мотивации к своему предмету:

  1. Можно интегрировать содержание биологии с интересующими учащихся курсами (часто это бывает именно информатика), насыщая уроки заданиями, требующими знаний и навыков любимого предмета
  2. Можно попытаться поменять психологическую установку ученика: «на уроках биологии я прежде всего развиваю свои познавательные возможности, которые смогу реализовать в любой момент своей жизни».

Использование информационных технологий на уроках позволяет сделать их  нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование биологических процессов, природных явлений на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые невозможно показать в школьной аудитории (недостаточно оборудования, отсутствие времени, нереальность проведения эксперимента) но они могут быть показаны с помощью компьютера. Это повышает  мотивацию обучения на уроке, уровень индивидуализации обучения и возможности развития интеллектуальных, коммуникационных и исследовательских способностей учащихся.
Наша школа оснащена программным обеспечением Windows XP , где учащиеся получают навыки работы в таких программах, как Microsoft Excel, где создаем таблицы и графики; Microsoft Word, где оформляем текстовые документы, Microsoft Publisher, где изготовляются буклеты по различным темам к урокам и на разные конкурсы, в программе Microsoft Power Point, создаем презентации, а также в программе Moovie Maker производим монтаж видео фильмов. Все эти программы могут быть использованы на уроках биологии в течение учебного года.

При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Поскольку использование компьютера в индивидуальном режиме невозможно из-за недостаточности материального обеспечения (1 компьютерный класс).

Наиболее известная и применяемая  форма их использования  - это  мультимедийные дидактические фильмы и презентации. Достоинством их является яркая наглядность и интерес детей к этому процессу. К тому же с их помощью может  развиваться система мышления.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

  1. лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
  2. уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; особенно это эффективно при изучении разнообразия тех или иных групп организмов;
  3. уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.  Например, проведение лабораторных и практических работ.
  4. уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний – это уроки, требующие от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
  5. уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. И то и другое может происходить с использованием средств, описанных ранее. Опрос  может проводиться как с помощью индивидуального компьютерного тестирования (на комбинированном уроке оно не должно быть объемным), так и при фронтальной проверке, когда вопрос высвечивается на слайде. Ученик его воспринимает не только на слух, но и визуально. При такой методике можно использовать вопросы на соответствие, выявление взаимосвязей.

 Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование рабочих тетрадей и учебников. Это позволяет ребятам переносить знания в другие условия обучения.

 Презентации готовлю как сама, так и привлекаю для этого учеников. Считаем, что при подготовке материала в форме презентации учащиеся достаточно хорошо прорабатывают материал и эта тема усваивается в полном объеме. Ученику приходится:

  1. выделять главные тезисы темы
  2. отбирать иллюстрационный материал
  3. продумывать логическое построение презентации
  4. набирать текст на слайде
  5. подбирать иллюстрацию, соответствующую тексту
  6. выдерживать единый стиль оформления и т.д.

Вся  эта деятельность не только способствует усвоению биологических знаний благодаря многократному повторению, но и развивает у ребенка множество других компетенций. Например,  умение работать с клавиатурой, развитие художественного вкуса, учит логическому мышлению и умению выбирать главное, в некоторых случаях развивает навыки работы с фото- и кинокамерой, а еще пробуждает фантазию. К тому же выступление с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать.

Ученики создают презентации по разным темам. Это и «Развитие жизни на Земле», «Многообразие насекомых», «Многообразие птиц», «Строение клетки» и др. Электронное приложение к уроку по теме «Развитие жизни в палеозойскую эру» Бакшеевой Валентины получило второе место на районном конкурсе ученических презентаций.

Мы  принимали участие в конкурсе «Информационные технологии в руках учителя». В 2008 г. получила диплом I степени в  районном туре за электронное приложение к уроку по теме «Закономерности изменчивости». (Приложение 2)

В презентациях стараюсь максимально проиллюстрировать тему, показать то, что ребенку трудно представить. Иллюстрации подбираются так, что бы сфокусировать внимание на ключевых моментах и одновременно показать совершенство окружающего мира. Стараюсь  наполнить презентации движением, анимацией насколько это позволяет программа Power Point.

Презентации  используются еще и  как фон для проведения внеклассных мероприятий  по предмету. Наиболее удачными оказались «Безмолвный крик» (о бережном отношении к зародившейся жизни, безнравственности абортов и их вреде здоровью) и  «Слово о Хлебе». (Приложение3) Эти мероприятия прошли на одном дыхании и очень понравились ребятам. Примечательно, что  «Безмолвный крик» проводился дважды. Восприятие  информации при последней постановке, когда использовалось электронное приложение, очень отличалось от первого раза. Ребята не только услышали слова, но и увидели образы на экране. Восприняли то, что мы пытались донести им. Эмоциональное воздействие было настолько сильным, что после  заключительных слов ведущего: «Спасибо за внимание. Наш вечер окончен» все остались на своих местах.

Помимо презентаций, дающих  полностью информацию по теме, на уроках пользуюсь фрагментами с анимацией. Это связанно с изучением таких тем, как «Обмен веществ» и «Деление клеток». Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса.

В своей работе мы часто обращаемся к интернет–ресурсам, которые можно использовать:

  1. как источник дополнительной информации по предмету (справочные материалы, последние достижения науки, интересные факты)
  2. для возможности знакомства с опытом коллег из других регионов.
  3. для подготовки учащихся к экзаменам (знакомство с ДЕМО версиями ЕГЭ  и ГИА)
  4. как источник материалов для проведения внеклассных мероприятий по предмету
  5. для работы как классного руководителя.

Во время урока использовать напрямую выход в интернет, считаем не целесообразным, т.к. несмотря на блокировку страниц по отдельным темам, всплывающие окна могут нести информацию совсем не относящуюся к теме, что отвлекает учащихся от работы.

Видеофильмы используются в основном дополнительно во внеурочное время,  на просмотры приглашаются все желающие. На уроках применяются только фрагменты. Например,  в фильме ВВС «Жизнь в микромире» фрагмент, когда паук ловит кузнечика и обматывает его паутиной. На этом моменте фильм можно остановить, и попросить учеников прокомментировать то, что происходило на экране, и предположить как события будут развиваться дальше. Этот фрагмент можно использовать при опросе. Другой фрагмент из фильма ВВС «Глазами животных» 2 серия о саламандре можно использовать двумя способами. Первый – фрагмент показывается при изучении  образа жизни земноводных с отключением звука. На этих кадрах можно увидеть механизм дыхания, ловли добычи и глотания. Второй раз его можно показать со звуком  на заключительном уроке курса «Животные» и попросить учеников найти ошибку в речи диктора.  К сожалению, приходится перед каждым уроком находить нужные кадры, что занимает много времени, т.к. редактировать видео не представляется возможным.    

Компьютерное тестирование применяется редко. Считаем, что для полноценного использования этих возможностей компьютерных технологий необходимо оснастить хотя бы одним компьютером кабинет биологии. То же самое касается и виртуальных лабораторных работ.

Интерактивную доску только начали осваивать. Проводили несколько уроков с использованием готовых рисунков при изучении тем «Строение клетки», «Пищевые цепи», «Общее строение организма». Ребятам очень понравилось, особенно когда при закреплении материала они сами из отдельных деталей собирали биологические объекты.

В работе на уроках используются CD, DVD – диски, такие как: ЭУИ «Биология 5 – 9 класс»  в 5 частях «Дрофа», «1С: Экология», «Ботаника 6 – 7 классы» и др.

Подводя итог работы за  три года, хочется отметить, что интерес учеников к биологии повысился, а вместе с ним и качество знаний.

То, что  применяется у нас, это только малая доля возможностей информационных технологий. Предстоит еще большая работа в освоении методики компьютерного тестирования, работа с компьютерным журналом, полное освоение интерактивной доски.  А так же  во внеурочной деятельности более полно освоить метод проектов, руководство исследовательской деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.  

И самое главное создание целостной методической системы, органично включающей всю проделанную работу.

Заключение.

В 2001 году на основании Постановления Правительства РФ от 29.08.01г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды». Одной из главной целью программы - это создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

В своё время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь "раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому..."[4]

Информационные технологии позволяют:

  1. построить открытую систему образования, обеспечивающую                     каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  2. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  3. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
  4. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  5. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
  6. представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Интерес ребят к изучению биологии растет,  они стали более активно принимать участие в олимпиадах, проводить исследовательскую работу. Так, например ученики имеют стабильные показатели по результатам II тура Всероссийской олимпиады школьников, входя в первую семерку участников, и занимают призовые места. В 2007 году Бугаева Екатерина учащаяся 11 класса – 3 место; в 2008 году учащийся 9 класса Косенков Тимур – 3 место во II туре, принял участие в областном туре олимпиады по биологии и стал ее призером; в 2009 году – Дерека Анастасия учащаяся10 класса – 3 место .

Думаем, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний. На графике (рис.1), четко прослеживается рост качества знаний в  трехлетний период с 2007 по 2009 год.  Показатели  взяты средние по параллелям. Процент роста не очень большой, но стабильный.

Рисунок 1  Средний процент качества знаний по биологии за период с 2007 по 2009 год

 Считаем, что такого результата, добились с помощью применения технологии – ИКТ. Отмечено, что у учащихся возрос интерес к биологии, у них появилась устойчивая мотивация  к учебной деятельности.

Ребята принимают активное участие в создании электронных приложений к урокам. А Бакшеева Валентина участвовала со своей презентацией «Развитие жизни в Палеозойскую эру» в районном конкурсе ученических работ и получила диплом второй степени (Приложение 4). Ученики стали активнее вести работу над различными проектами. Уже  в этом учебном году ученики приняли участие в водных проектах старшеклассников, в рамках проекта «Отечество» подготовили работу в номинации «Природное наследие» «Лекарственные растения Таганрога и его окрестностей вчера и сегодня» (Приложение 5), которая была отмечена как одна из самых интересных.

Однако, сказав о достоинствах информационных технологий надо отметить и некоторые недостатки. Как  бы то не были, позитивны сами по себе свойства или качества данной технологии, она может обернуться своей противоположностью и стать крайне нежелательной при непомерном, гипертрофированном применении, которое подавит  другие, не менее важные стороны образовательного процесса. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации учебы, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учеников, а также учеников друг с другом.

В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы, общение и обмен опытом с другими регионами. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика.  Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и  новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков - глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации

полученных знаний.
Применение электронных учебных пособий на уроках показало:

  1. повышение интереса к изучаемому предмету;
  2. улучшение дисциплины на уроках;
  3. улучшение успеваемости по другим предметам;
  4. повышение внимания и улучшение памяти;

Творческий потенциал наших учеников огромен. "Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда - то", - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент - Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.

В  дальнейшей педагогической деятельности предполагается  рациональное расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.

Список литературы 

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
  3. Бабайлова Т. В. Использование интерактивной доски в образовательном процессе гимназии http://conf.edu-nt.ru
  4. Волкова С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии http://www.nic-snail.ru/festival
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
  6. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  7. .Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  8. Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.
  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, ACADEMIA,-2005
  10. Постановление правительства Российской федерации от 23 декабря  2005 г. № 803  "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" http://www.lexed.ru
  11. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в  науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002
  12. Стародубцев В.А., Федоров А.Ф. Инновационная роль виртуальных лабораторных работ и компьютерных практикумов // Всероссийская конференция 'ЕОИС-2003'

[1] http://conf.edu-nt.ru/node/179

[2] Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в  науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002

[3] Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Краснодесантская СОШ Неклиновского района Информационные технологии на уроках биологии Работу выполнила учитель биологии I категории Мехова О.А.

Слайд 2

Проанализировать возможности использования информационных технологий как средства обучения Подведение итогов проделанной работы Выявить направления работы на будущее. Целью работы является:

Слайд 3

Успешное решение образовательных задач в школе Не всегда успешная реализация человека в жизни

Слайд 4

Современные методики преподавания должны помочь сократить разрыв между обучением и жизнью

Слайд 5

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении Федеральная программа экономического развития РФ Федеральная программа развития образования РФ Федеральная программа «Развитие единой образовательной среды Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении

Слайд 6

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму. Китайская пословица

Слайд 7

Информатизация образования – это система методов, процессов, и программно – технических средств, интегрированных для сбора, обработки, х ранения, распространения и использования информации.

Слайд 8

Интерактивная доска Проектор Компьютер Цифровой микроскоп Цифровая фото и видеокамера Веб - камера Сканер средства информатизации Принтер

Слайд 9

Информационное обеспечение Электронные энциклопедии П резентации Системы виртуального эксперимента Программные системы контроля Программы -тренажеры Дидактические материалы Электронные учебники Обучающие игры Интернет - ресурсы Электронный журнал

Слайд 10

Цифровые ресурсы по биологии представлены в достаточном количестве. отдельные фрагменты для проведения урока для самостоятельной работы ученика В этом направлении много работы как готовый урок Их можно использовать:

Слайд 11

Информатизация на уроках биологии В МОУ Краснодесантская СОШ

Слайд 12

Интерактивная доска Проектор Компьютер Цифровой микроскоп Цифровая фото - и видеокамера Веб - камера Сканер средства информатизации Принтер

Слайд 13

В условиях нашей школы при внедрении информационных технологий предпочтительными оказались уроки, на которых компьютер использовался в демонстрационном варианте, т.к в школе один компьютерный класс, а в кабинете компьютера не было .

Слайд 14

Типы презентаций, используемых у нас на уроках Урок - лекция Урок - практика Урок - иллюстрация Урок - обобщение Комбинированный урок Тип Членистоногие. Обобщающий урок

Слайд 15

Презентации делают и ученики Это позволяет им не только усвоить биологические знания, но и развить множество других компетенций

Слайд 16

Наши правила создания презентаций: Минимум текста Максимум иллюстраций по теме Анимация только иллюстрирующая тему Оптимальные цветовые решения Наиболее полное раскрытие темы.

Слайд 17

Возможности презентаций мы широко используем и во внеклассной работе. Проведение общешкольных мероприятий Работа кружка

Слайд 18

Анимация может использоваться на уроке при объяснении таких тем как «Деление клетки», «Биосинтез белка» и др.. Это облегчает понимание тем и стимулирует развитие абстрактного мышления посредством образов.

Слайд 19

Интернет – ресурсы используем пока во внеурочное время. Как источник информации Знакомство с опытом коллег Подготовка к ЕГЭ Подготовка к внеклассным мероприятиям

Слайд 20

Интерактивную доску начали осваивать. Пока используем только имеющиеся в программе рисунки и схемы. Но даже это вызывает у ребят повышенный интерес

Слайд 21

Опробовав применение информационных технологий на своих уроках пришли к однозначному выводу, что информатизация в школе не просто нужна, она необходима!

Слайд 22

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. Информационные технологии позволяют:

Слайд 23

коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. Информационные технологии позволяют:

Слайд 24

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. Информационные технологии позволяют:

Слайд 25

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Информационные технологии позволяют:

Слайд 26

изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. Информационные технологии позволяют:

Слайд 27

представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. Информационные технологии позволяют:

Слайд 28

Наши достижения Заметно повысился интерес к предмету

Слайд 29

Стали активнее участвовать в предметной олимпиаде . Наши достижения Стабильно занимаем призовые места во II туре всероссийской олимпиады школьников. 2007 год – Бугаева Екатерина 11 класс 2 место 2008 год – Косенков Тимур 9класс 3 место Ганчуркова Полина 9 класс 4 место Мельник Светлана 10 класс 5 место 2009 год – Дерека Анастасия 10 класс 3 место Щеников Сергей 9 класс 4 место Кузин Евгений 9 класс 4 место

Слайд 30

2008 год – Косенков Тимур 9класс 3 место во II туре всероссийской олимпиады школьников. Стал призером III областного тура олимпиады. Наши достижения

Слайд 31

Наши достижения Повысился процент качества знаний

Слайд 32

Наши достижения Бакшеева Валентина получила диплом II степени на районном конкурсе ученических работ за электронное приложение к уроку «Развитие жизни в Палеозойской Эре»

Слайд 33

Наши достижения Работа Андроновой Оксаны в рамках проекта «Отечество» номинация «Природное наследие» - «Лекарственные растения Таганрога и его окрестностей. Вчера и сегодня» отмечена как одна из наиболее интересных.

Слайд 34

Наши достижения Мехова Ольга Александровна получила диплом I степени на районном конкурсе «Информационные технологии в руках учителя – 2008» за электронное приложение к уроку «Закономерности изменчивости»

Слайд 35

Планы на будущее: Освоить методику компьютерного тестирования. Работа с компьютерным журналом Полное освоение возможностей интерактивной доски Активнее работать над методом проектов Участи в дистанционных олимпиадах и конференциях

Слайд 36

P.S. Информационные технологии нужны в школе. Без них уже просто не обойтись. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Образовательный процесс это не только подача знаний, но и обучение общению людей друг с другом. Гипертрофированное увлечение информатизацией может угрожать человеческому обществу!

Слайд 37

Нельзя забывать и о своем здоровье! При работе с компьютером нас подстерегают: гиподинамия, проблемы со зрением и усталость от большого объема информации. Не забывайте о том, что все хорошо в меру!

Слайд 38

П резентации Урок - лекция Урок - практика Урок - иллюстрация Комбинированный урок Урок - обобщение Тип Членистоногие. Обобщающий урок

Слайд 39

Электронные учебники П резентации Системы виртуального эксперимента Электронные энциклопедии Программные системы контроля Структура учебных пособий

Слайд 40

Электронные энциклопедии Аналогичны бумажным носителям. Имеют следующие отличия: Более удобная система поиска по ключевым словам Навигация на основе гиперссылок Возможность включения аудио- и видео фрагментов

Слайд 41

Программы - тренажеры Отслеживают ход решения поставленных задач и сообщают об ошибках

Слайд 42

Обучающие игры Выполняя задание игры, дети могут получать как знания по предмету, требуемые для прохождения игры, так и дополнительные навыки владения компьютером, развивать моторику рук и др..

Слайд 43

Дидактические материалы Сборники текстовых документов: задач, упражнений, рефератов.

Слайд 44

Дает возможность обучаемому проводить эксперименты и наблюдения в «виртуальной лаборатории», если таковые по какой-то причине невозможно провести на уроке. Системы виртуального эксперимента

Слайд 45

Программные системы контроля Это тесты Недостатки – невозможность проявить творческие способности Преимущество – быстро, удобно, беспристрастно.

Слайд 46

Электронный журнал Позволяет ученику и родителям отслеживать текущие и итоговые оценки по темам в любое удобное для них время

Слайд 47

Интернет - ресурсы Смысл их использования в том, чтобы они стали необходимы для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности информационных ресурсов

Слайд 50

Полиплоидия встречается : У простейших - число хромосом может увеличиваться в несколько сотен раз У растений - часто встречается у высших растений, что увеличивает генетическую надёжность. Применяется в селекции. У животных ( млекопитающие) – характерна только для отдельных видов тканей например клеток печени. 4 n 2n

Слайд 51

Или вот у этой мухи

Слайд 52

Проведем лабораторную работу. Тема: « Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда размеров зерен кукурузы с одного початка »

Слайд 53

Ход работы: Измерять длину зёрен кукурузы. Занести данные в тетрадь. Сделать сводную таблицу используя данные всего класса. 4. По таблице построить график, где на вертикальной оси отметить количество зёрен , а на горизонтальной их размер. 5. Сделать выводы. Размер в см Количество шт.

Слайд 54

Изменение скорости движения цитоплазмы является: А. возрастным изменением клетки Б. сигналом того, что клетка готовится к делению В. следствием недостатка питательных веществ в клетке Г. реакцией на изменение условий окружающей среды

Слайд 55

сердцевина древесина кора луб запасающая проводящая покровная камбий механическая механическая образовательная сосуды Ситовидные трубки

Слайд 56

Ворона серая

Слайд 57

Трахеи насекомых У ракообразных - жабры Органы дыхания у всех разные У паукообразных – легочные мешки Жабры ракообразных Легочные мешки паукообразных У насекомых – трахеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Тема: Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии

Методическая разработка доклада педагогического совещания в школе по педтехнологиям.Автор составитель: учитель биологии Салчак Инга Павловна дата создания 25.03.14г.   Тема: Диалоговые ...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.

Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...

Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...