Рабочая программа по биологии 10-11 классы
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Есаян Нарине Амиковна

Рабочая программа по биологии 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Биология

Базовый уровень

10-11 классы

Пояснительная записка

             Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.В. Пасечника, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.  Учебник: Биология. Общая биология 10-11 класс под редакцией А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечник

Программа В.В. Пасечника и созданные на ее основе учебники соблюдают строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации. Согласно действующему базисному  учебному плану ГБОУ лицей № 82 программа по биологии для 11-го класса предусматривает обучение биологии  в объёме 1 часа в неделю,  в год – 34 часа.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение  которых  направлено на сохранение природы и здоровья человека. 11б – естественнонаучный класс, где профилирующими предметами являются: физика, информатика, математика. Основной целью в изучении биологии ставиться воспитание здорового, социально адаптированного, интеллектуально развитого  выпускника.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии (базовый  уровень):

Цели и задачи:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

Межпредметные связи:

Биология растений:  основные группы растений; принципы организации растительных организмов и микроорганизмов.

Биология животных: основные группы животных; отличия животных от растительных организмов.

Неорганическая химия: кислород, водород, углерод, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И. Менделеева, их основные свойства; свойства растворов; теория электролитической диссоциации; химические связи; окислительно – восстановительные реакции; охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия:  основные группы органических соединений; получение и основные свойства предельных углеводородов; принципы организации органических соединений; углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.

Физика: ионизирующее излучение; понятие о дозе получения и биологической защите; свойства жидкостей; тепловые явления; законы термодинамики; электромагнитное поле; дискретность электростатического заряда; основы молекулярно – кинетической теории; рентгеновское излучение.

Астрономия: организация планетных систем; Солнечная система, ее структура; место планеты Земля в Солнечной системе. 

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  1. устные ответы,
  2. тематические сообщения,
  3. самостоятельные работы,
  4. контрольные работы,
  5. тесты,
  6. зачётно-обобщающие уроки,
  7. презентации уроков

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  1. основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  2. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  3. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  4. современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  2. устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  3. решать задачи разной сложности по биологии;
  4. составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  5. описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  6. выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  7. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  8. сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  9. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  10. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. грамотного оформления результатов биологических исследований;
  2. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  4. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  5. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
  1. за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  2. за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
  3. за подготовку и защиту рефератов, сообщений, докладов используя ИКТ.

Итоговая оценка выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система. В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Учебно-тематическое планирование

по биологии 11 класс 1 час в неделю, всего 34 ч.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные   и практические работы

Контрольные работы

1.Основы  генетики и селекции

3

2.Основы учения об эволюции

10

 Л.Р.№1. «Морфологические особенности растений различных видов»

Л.Р.№ 2 «Изменчивость организмов»

Л.Р №3«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Л.Р. №4 «Ароморфозы у растений»

Контрольная работа №1 «Эволюция»

3.Возникновение и развитие жизни на Земле

11

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

контрольная работа №2


Антропогенез

П.Р.№2«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Контрольная работа №3 «Антропогенез»

4.Основы экологии

 

6

П.Р №3 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»

Контрольная работа №4 «Основы Экологии»

5. Биосфера

4

П.Р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Итоговая контрольная работа №4

Итого:

34

Лабораторные: 4

Практические: 4

4



Перечень практических работ 11 класс

1. «Морфологические особенности растений различных видов»

2. «Изменчивость организмов»

3. «Приспособленность организмов к среде обитания»

4. «Ароморфозы у растений» 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

11 класс (34 часа,1час в неделю )

Основы генетики селекции (3 часов)

       Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Учащиеся должны знать:

  1. методы генетики и селекции;

Учащиеся должны уметь:

  1. Выявлять: особенности методов селекции растений и животных, явлений гетерозиса, полиплоидии;
  2.  сравнивать: методы селекции растений и животных;
  3. приводить примеры: видов, сортов растений и пород животных;

 Эволюционное учение ( 10часов)

           История развития эволюционных идей. Ч. Дарвин  и основные положения его теории. Вид, его критерии.  Популяции. Генетический состав популяции. Изменения генофонда популяций. Движущие силы эволюции. Наследственность и изменчивость.

      Искусственный отбор. Факторы эволюции пород и сортов. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор. Результаты микроэволюции. Приспособленности организмов  и механизм их возникновения. Видообразование. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

Лабораторная работа

  1. «Изучение морфологического критерия вида»
  2. «Изменчивость организмов».
  3. «Приспособленность организмов к среде обитания».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Учащиеся должны знать:

  1. основные положения учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира: движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, естественный отбор),
  2. результаты эволюции (приспособленность организмов, многообразие видов), процессы формирования приспособлений, видообразование;
  3. критерии вида, определение понятия популяции, факторы, вызывающие изменение численности популяций, мероприятия по охране видов;

Учащиеся должны уметь:

  1. называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, критерии вида, формы борьбы за существование,
  2. характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции; критерии вида; приспособленность организмов; процесс возникновения приспособлений, видообразования; основные направления эволюции; понятия сорта, породы;
  3. обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции;
  4. выявлять: относительный характер приспособленности организмов;
  5. сравнивать: особей одного и разных видов, растения разных отделов, животных разных типов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Доказательства единства происхождения органического мира.

        Сравнительно-морфологические доказательства эволюции. Палеонтологические доказательства эволюции. Эмбриологические доказательства эволюции. Биогеографические доказательства эволюции.

  1.  «Изучение гомологичных органов как доказательство эволюции»

Учащиеся должны знать:

  1. сравнительно-морфологические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические доказательства эволюции.
  2. гомологи,  аналоги,  филогенетические ряды.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры: гомологов, аналогов частей растений и животных;
  2. обосновывать: происхождение человека от животных, используя эмбриологические, сравнительно-анатомические и палеонтологические доказательства; значение социальных и биологических факторов в эволюции человека;
  3. выявлять: гомологи и  аналоги частей растений и животных;
  4. сравнивать: гомологи и  аналоги частей растений и животных и делать выводы.

Закономерности макроэволюции

   

     Направления эволюции и пути достижения биологического прогресса. Основные пути эволюции групп организмов. Необратимость эволюционного процесса. Классификация органического мира.

Лабораторная работа

  1. «Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых».

Учащиеся должны знать:

  1. основные ароморфозы в эволюции растений и позвоночных, идиоадаптации в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений;

Учащиеся должны уметь:

  1. называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных;
  2. характеризовать движущие силы эволюции, основные направления эволюции;
  3. приводить примеры: основных ароморфозов в мире растений и животных, идиоадаптации цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса;
  4. выявлять: относительный характер приспособленности организмов, основные ароморфозы в мире растений и животных, идиоадаптации насекомых, птиц и млекопитающих животных, цветковых растений,
  5. сравнивать растения разных отделов, животных разных типов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Происхождение жизни на Земле (11 часов)

         Определение жизни. Критерии живого. Возраст Земли и сроки зарождения жизни на нашей планете. Развитие представлений о возникновении жизни. Идеи биогенеза и абиогенеза. Плюрализм научных концепций происхождения жизни. Теория происхождения жизни на Земле академика А.И. Опарина. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни на Земле в мезозое. Развитие органического мира в кайнозое.

учащиеся должны знать:

  1. основные ароморфозы в эволюции растений и позвоночных, идиоадаптации в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений;

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. работать с учебной и научно – популярной литературой;
  4. составлять план, конспект, реферат;
  5. владеть языком предмета.
  6.  называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;
  7. приводить примеры: основных ароморфозов в мире растений и животных, идиоадаптации цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса;
  8. обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции; происхождение человека от животных, используя эмбриологические, сравнительно-анатомические и палеонтологические доказательства; значение социальных и биологических факторов в эволюции человека; роль организмов — производителей, потребителей и разрушителей в биогеоценозе; роль солнечной энергии и растений
  9. выявлять: относительный характер приспособленности организмов, основные ароморфозы в мире растений и животных, идиоадаптации насекомых, птиц и млекопитающих животных, цветковых растении; последствия деятельности человека на биосферу;
  10. сравнивать: особей одного и разных видов,  растения разных отделов, животных разных типов, классы позвоночных животных и делать выводы.

Теория антропогенеза      

Доказательства животного происхождения человека. Движущие силы антропосоциогенеза. Стадии эволюции человека. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Учащиеся должны знать:

  1. биологические и социальные факторы антропогенеза, основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, генетическое единство человеческих рас;

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. работать с учебной и научно – популярной литературой;
  3. составлять план, конспект, реферат;
  4. владеть языком предмета.
  5.  называть: движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;
  6. характеризовать: движущие силы антропогенеза; древнейших, древних и ископаемых людей современного типа; биоценоз,
  7. обосновывать: происхождение человека от животных, используя эмбриологические, сравнительно-анатомические и палеонтологические доказательства; значение социальных и биологических факторов в эволюции человека;
  8. выявлять: последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас;

Основы экологии (6 часов)

      Предмет, задачи и методы экологии. Среда жизни, среда обитания, экологические факторы их классификация. Закономерности действия факторов среды на живые организмы. Фотопериодизм. Биотические факторы среды. Типы межвидовых отношений в природе. Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы, ее аспекты, правила, принципы и меры. Понятие популяции в экологии. Характеристика популяций. Динамика популяций. Современные представления о механизмах регуляции численности популяций. Биоценозы и их характеристика. Экосистемы и их компоненты. Биогеоценозы. Поток энергии в экосистемах. Цепи питания. Экологические пирамиды. Динамика сообществ. Экологические сукцессии. Агроценозы как экологические системы.

Учащиеся должны знать:

  1. характеристику биогеоценоза, агроценоза, цепи питания, правила экологической пирамиды.

Учащиеся должны уметь:

  1. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  2. работать с учебной и научно – популярной литературой;
  3. составлять план, конспект, реферат;
  4. характеризовать: биоценоз, биогеоценоз, агроценоз; численность популяции и причины ее изменения; экологические факторы; пищевые и генетические связи; правило экологической пирамиды;
  5. приводить примеры биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ;
  6. обосновывать: роль организмов — производителей, потребителей и разрушителей в биогеоценозе; роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ; значение популяций разных видов в биогеоценозе;
  7. составлять: схемы цепей питания, круговорота веществ;
  1. сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы и делать выводы.

Учение о биосфере (4 часа)

       Учение о биосфере. Элементы биосферы. Функции живого вещества биосферы. Биогеохимический круговорот веществ в биосфере. Человек и биосфера. Ноосфера.

Учащиеся должны знать:

  1. значение популяций разных видов в биогеоценозе;
  2. границы биосферы;
  3. круговорот веществ;

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с учебной и научно – популярной литературой;
  2. составлять план, конспект, реферат;
  3. называть: вклад В. И. Вернадского в разработку учения о биосфере; понятия биосферы, живого вещества; круговорот веществ;
  4. приводить примеры: роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ; значение популяций разных видов в биогеоценозе; роль живого вещества в биосфере; влияния хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны; границы биосферы; мероприятия по охране популяций, видов, биогеоценозов, биосферы;
  5. выявлять: последствия деятельности человека на биосферу;
  6. составлять: схемы цепей питания, круговорота веществ.

Календарно-тематическое планирование

Учебник -    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая  биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2009

Тема программы и количество часов


               № и  Тема урока

Тип урока

Лабораторные работы,

экскурсии

Домашнее

задание


 Сроки

Основы генетики и селекции          

         (3 ч)            

   

Генетика и селекция   (3 ч)

1.  Повторение по теме «закономерности

     наследственности и изменчивости».

     Селекция


комбин

   37, 38

2.  Селекция растений и животных


комбин

   38, 39

3.  Селекция микроорганизмов. Успехи

     селекции


комбин

   40

Эволюция      

      (21 ч)

                       Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции  (4 ч)

4.   Развитие взглядов на происхождение  

      видов


комбин

     41

5.   Возникновение и развитие дарвинизма


комбин

     42  (ч.1)

6.  Доказательства эволюции


К.Р.

     43

7.  Вид. Критерии вида. Популяция


комбин

Л.р. № 1

     44

                        Механизмы  эволюционного процесса  (6 ч)

8.  Роль изменчивости в эволюционном

       процессе


комбин

     45

9. Естественный отбор – направляющий

      фактор эволюции. Формы естественного

      отбора.


комбин

     46, 47

10.  Факторы эволюции


комбин

Л.р. №  2

      48, 49

11.  Приспособленность – результат действия  

       факторов эволюции. Видообразование


комбин

Л.р. № 3

      50, 51

12.  Основные направления эволюционного

       процесса


Л.р. № 4

       52

13.  Основные положения синтетической

       теории эволюции


.


       42 (ч.2)

Возникновение и развитие жизни на Земле  (6 ч)

14.   Развитие представлений о возникновении  жизни на Земле


комбин

     53

15.  Современные взгляды на возникновение

       жизни . Развитие жизни в криптозое


комбин

    54, 55

16.  Развитие жизни в палеозое


комбин

    56, 57

17.  Развитие жизни в мезозое


    58

18.  Развитие жизни в кайнозое


    59

19.  Принципы систематики. Классификация

       организмов

К.Р.

    60, 61

                          Происхождение человека   (5 ч)

20.  Доказательства происхождения человека от животных


комбин


     62

21.  Предшественники человека


комбин

     63

22.  Первые представители рода Homo

комбин


     64

23.  Появление человека разумного


комбин

     65

24.  Факторы эволюции человека


Контр.

     66

  Основы   экологии

       (6 ч)








Биосфера

     (4ч)

Экосистемы   (6 ч)

25.  Предмет экологии. Экологические факторы среды


комбин


     67

26.   Взаимодействие популяций разных видов


комбин

     68

27.  Сообщества. Экосистемы.


комбин

     69

28.  Поток энергии и цепи питания.


     70

29.  Свойства экосистем.   Смена экосистем


     71, 72

30. Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека


комбин


     73, 74

Биосфера. Охрана биосферы   (4 ч)

31.  Состав и функции биосферы.


комбин

     75

32.  Круговорот химических элементов.

       Биогеохимические процессы в биосфере


комбин


     76, 77

33.  Глобальные экологические проблемы


комбин

К.Р.

     78

34.  Общество и окружающая среда


комбин

     79

Итого

34 часа

4

Лабораторные работы

  №

                      Тема лабораторной работы

 № урока

 Сроки

 1.  

Фенотипы местных сортов растений

       7

 2.

Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой

       10

 3.  

Приспособленность организмов к среде обитания

       11

 4.  

Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)

       12

   .

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.        АА Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа : 2008

  1. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен : 2009.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
  4. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.
  5. Каминова Г.С. ЕГЭ. Биология . 2005. М.: 2005
  6. Каменский А.А. ЕГЭ. Биология.2010.
  7. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009
  8. ЕГЭ 2004-20 Юг.
  9. Лернер Г.И.. Общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс. Киров.: Аквариум. 2000.
  10. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2001.
  11. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы 11 класс. М.: Дрофа,2000.
  12. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
  13. Гусарева Н.Б. Теоретические основы биологии. Библиотечка. Биология. М. Первое сентября, 2005.
  14. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Просвещение, 1981.
  15. Лопина О.Д. Строение клеток прокариотов и эукариотов. Первое сентября. Биология. №17\2005 с2-9.
  16. Шумова Л.П. Обобщающий урок по теме: Основы цитологии. Первое сентября. Биология.№17\2005 с 12-17.
  17. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология. № 15,16,17,18,19,20,23,24\2005, 2,3\2006.
  1. Что необходимо знать о СПИДе. Первое сентября. Биология. №6\2006.
  2. Бельков В.В. И вновь актуальный вопрос: что же такое ген? Биология в школе №2.2005.
  3. Захарова Е.Е. Дети из пробирки. Биология в школе № 6, 2005.
  4. Смелова В.Г. Почему не бывает трехцветных котов? Урок по генетике пола. Биология в школе №4\2005.
  5. Боринская С.А.. Генетическое разнообразие народов. Первое сентября. Биология №13\2005 с 2-7.
  6. Пашутин СБ. О происхождении человека. Первое сентября. Биология №3\2005 с 40-48.
  7. Юрьева С.А. Доказательства происхождения человека от животных. Первое сентября. Биология №7\2005 с 12-19.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

  1. А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2006
  2. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курссредней школы 11 класс. М.: Дрофа,2000.
  3. ЕГЭ 2006-2012 гг

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

       

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издание)
  2. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа
  3. Мультимедийное пособие « Общая биология  11 класс» приложение к учебнику, ООО  «Дрофа», 2010
  4. http://window.edu.ru
  5. http://mmc.berdsk-edu.ru
  6. http://edu.of.ru
  7. www.alleng.ru/d/bio/bio
  8. mml.3dn.ru/load/33-1-0-320
  9. bio.fizteh.ru
  10. www.chgaki.ru
  11. ege09.ru/biology.php
  12. basiceducation.ru
  13. www.baseeducation.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...