Проблемно-эвристический урок.
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Савоста Наталья Владимировна

Сценарий проблемно-эвристического  урока. 

 

По теме "Генетика пола" проводимый в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evrist_urok.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического  урока.

Автор : Савоста Наталья Владимировна

Образовательное учреждение : МБОУ Октябрьская СОШ

Предмет: биология.

Класс  9

Тема « Генетика пола»

Тип урокаурок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

     Цель:

- Показать, что признак пола наследуется так же, как любой другой.

- Указать на материальную основу признака, пола, выраженного в виде половых хромосом.

- Развивать навыки решения генетических задач

Задачи:

  1. образовательные: расширить знания о биологии человека, продолжить усвоение учащимися системы знаний о наследственности и изменчивости организмов.
  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений о необходимости сохранения своего здоровья; способствовать развитию профессиональной ориентации учащихся;
  3. развивающие продолжить формирование умений учащихся: анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять; осуществлять обработку полученной информации; работать с учебником, формировать культуру использования информационных технологий в индивидуальной, коллективной учебной и познавательной деятельности;  владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника.
  4. Развитие эмоциональной сферы: повышение интереса к предмету, активизация познавательной деятельности.

Проблемные опросы:

1.В каком соотношении происходит расщепление по полу у раздельнополых животных?

2. Каковы хромосомные типы определения пола?

3. Каково вторичное  соотношение полов  у человека?

4. Каким образом происходит  наследование признаков сцепленных с полом?

5. Как определяется пол?

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Время урока -45 мин.

Ход урока:

I. Организация начала урока: оргмомент, приветствие.

II. Введение в тему урока:

Учитель:  Тема сегодняшнего урока: «Генетика пола».

Актуальность темы:

 Большинство доказательств в пользу хромосомной теории наследственности, обоснованной Т.Морганом, получено на основе опытов с дрозофилой. Цитологическое изучение клеток этой мушки помогло обнаружить различия между хромосомами самцов и самок. Это открытие дало основание для решения важного вопроса,: какие механизмы определяют пол особей?

Проблемная задача-1. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу (презентация):

 «Количественное расщепление новорожденных по полу в % у раздельнополых организмов»:

Организм

Женский пол

Мужской пол

человек

49

51

лошадь

48

52

собака

44

56

мышь

50

50

голубь

50

50

Вопрос: - В каком отношении происходит расщепление по полу у всех раздельнополых организмов? (1:1)

Признак пола наследуется так же, как и другие признаки.

Вопрос:  Тогда при каком условии мы можем получить расщепление 1:1?  (При скрещивании одного гомозиготного родителя с гетерозиготным).

Такая догадка была высказана еще Менделем, но причины этого стали ясны в результате достижения генетики и цитологии.

Учитель:  Вы знаете, что для каждого вида организмов характерен свой кариотип (т.е. форма, размеры и число хромосом). Хромосомы, по которым не существует различий, называются аутосомами, хромосомы по которым существуют различия половыми хромосомами.

Вспомните:  При каком процессе и как образуются гаметы? (процесс мейоза, из каждой пары по одной хромосоме идет  на образование гамет)

Проблемная задача  -2.

Учитель: Поскольку половые хромосомы негомологичны друг другу по своему строению, то они различаются и по наличию генов в них. Х-хромосома содержит несколько тысяч генов, тогда как Y – хромосома всего лишь около сотни генов и это количество постепенно уменьшается, т.к. из поколение в поколение она теряет свои гены.

Наличие в кариотипе двух хромосом - ХХ определяет развитие организма женского пола, а наличие двух разных хромосом Х и Y – организма мужского пола. Такой тип хромосомного определения пола встречается у человека, дрозофилы и растения дремы, у других организмов наблюдаются иные пути формирования противоположных полов. Выделяют три основных типа хромосомного определения пола, названных по тем видам организмов, у которых они были описаны впервые.

Обратите внимание на схему.

Учитель: Итак, проанализировав данную таблицу, ответьте на вопросы:

  1. Сколько типов гамет образуют организмы мужского и женского пола в каждом из рассмотренных типов определения пола?
  2. Какой пол образует гаметы одинаковые по половым хромосомам? (гомогаметный пол)
  3. Какой пол образует гаметы, различающиеся по половым хромосомам? (гетерогаметный)

Делаем вывод – что именно эта  особенность кариотипов живых организмов обеспечивает одинаковое соотношение особей мужского  и женского пола в популяциях.( 1:1.)

Проблемная задача -3.

Учитель: - Обратите внимание на следующую  таблицу (презентация)

«Вторичное соотношение полов у человека».

Возраст

женщины

мужчины

новорожденные

100

106

детство

100

103

юность

100

100

50 лет

100

85

85 лет

100

50

Вопрос:  О чем свидетельствуют эти данные?

- о разной жизнеспособности мужского и женского пола.

- как и у человека, так и у животных  мужской пол  оказывается менее устойчивым к факторам внешней среды, поэтому продолжительность жизни мужских особей короче.

-это наши воины, защитники – жизнь которых подвергается опасности.

Отсюда вывод: необходимо беречь мужской пол.

III. Закрепление  знаний.

Проблемная задача -4. (рассматривается  на примере решения задач).

Учитель:   После того как мы выяснили генетический механизм определения пола у живых организмов, мы можем перейти к решению задач.

Некоторыми  наследственными заболеваниями (гемофилией,  дальтонизмом) страдают мужчины, хотя передают эту болезнь фенотипически здоровые женщины.

Условие:

Решение задачи на доске.

Второй пример:  Почему котов с черепаховой окраской не бывает?

Решение задачи:  А- рыжий цвет, а- черный  цвет.  Аа- черепаховый.

Так почему не бывает котов с черепаховой окраской?

-Чтобы она получилась должны присутствовать 2 гена Аа, а т.к. у самца только одна Х-хромосома, то он может быть или черным или рыжим.

Проблемная задача -5.

Учитель:  Записываем в тетрадях выводы урока:

  1. Признак пола подчиняется тем же закономерностям, как и другие.
  2. Пол определяется в момент оплодотворения, гаметы отца являются решающими.
  3. Признак пола генетически предопределяется набором половых  хромосом.
  4. Расщепление по полу 1:1.
  5.       Наследование  признаков, гены которых находятся в Х или Y – хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом, а сцепление  генов с полом называют локализацией  генов в половых хромосомах

IV. Постановка проблемной задачи к следующему уроку.

Учитель: Условия, в которых живет человек, и все живые существа на Земле оказывают существенное влияние на протекание мутационных процессов. Они же причина многих наследственных заболеваний, которые подразделяются на 2 группы: болезни, связанные с мутацией генов, и болезни, связанные с мутациями хромосом.  Как правило, нарушения кариотипа у человека сопровождаются множественными пороками развития; большинство таких аномалий несовместимо с жизнью. Однако достаточно большое число плодов (~2.5%) с аномальными кариотипами донашивается. Следовательно, запрет применения мутагенных факторов (радиация, химические вещества) и оздоровление среды обитания всего живого на Земле – задача очень большой важности. Об этих проблемах мы будем подробно  говорить на последующих уроках.

Дополнительное задание на следующий урок  : в нашей стране все новорожденные обследуются на выявление следующих болезней: фенилкетонурии, гипотиреоза, галактоземии, адреногенитального синдрома, муковисцидоза. Выясните, к какой группе наследственных болезней относятся фенилкетонурия, гипотиреоз, галактоземия, адреногенитальный синдром.     

                   Рефлексия.

На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке).

Мне урок понравился.                                     Урок не понравился совсем.

 Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти  дополнительный  материал.

Урок был содержательным.                    На уроке я ничего не понял.

     Понравилось решать задачи.        Урок был обычным…

VIII. Домашнее задание §,  

                     

Литература:

  1. Пономарева И.Н.Основы  общей  биология .9 класс: учеб. Для общеобразовательных. учреждений-М.: «Вентана –Граф», 2010.
  2. Бочков Н.П., Асанов А.Ю., Жученко Н.А. и др. Медицинская генетика. - М.: Материнство. Высшая школа, 2001.
  3. 3. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. для внеклассного чтения IX - X кл. М.: "Просвещение", 1978 г.
  4. Инге -Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. Высшая школа, 1989.
  5. Льюин  Б. Гены . Мир; 1987.
  6. 5. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский, 1987.