Развёрнутый конспект урока на тему "Двустворчатые моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Пашкова Екатерина Викторовна

Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_biologii_7_kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок

Развернутый конспект урока на тему:

«Класс Двустворчатые моллюски»

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Задачи:

– обучения: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

– воспитания: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

– развития: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.

Средства обучения: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.

Основные новые понятия: «двустворчатая раковина», «биссус», «сифоны», « мускулы-замыкатели».

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин)

Взаимное приветствие учащихся и учителя.


2. Актуализация знаний (10 мин)

На прошлом уроке мы изучали тему: «Класс Брюхоногие моллюски». Сейчас мы повторим изученный материал:

1. Рассказать: Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.

2. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.

3. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека.

3. Изучение нового материала (26 мин)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующий Класс – Класс Двустворчатые моллюски.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Класс Двустворчатые моллюски».



Раздача раковин моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски насчитывает приблизительно 20 тысяч видов.

Представителей, которых мы сегодня с вами рассмотрим – это Беззубка и мидия.

Среда обитания: моря, пруды, озёра, реки.

Внешнее строение: туловище, нога. В отличии от брюхоногих, у двустворчатых отсутствует голова. Тело двусторонне симметричное. Раковина состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.

Давайте запишем в тетрадях:

Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.

Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса -- киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.

Пищеварительная система: Т. к. отсутствует голова, то  исчезают слюнные железы, радула, глотка (у Брюхоногих они имеются). Т.о. отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

Давайте запишем: сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

Кровеносная система: также как и у брюхоногих  незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Органы выделения: парные почки

Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)

Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.










Закрепление изученного материала (7 мин).

Заполнеиие таблицы: «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»

Сравниваемые признаки

Классы


Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Двусторонне-симметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Туловище, нога

Раковина

Спирально закрученная

Две створки

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Пластинчатые жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Парные почки

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые.Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости


5. Домашнее задание (2 мин).

На дом §22, повторить  § 20, 21. Заполнить таблицу. Запишите задание в дневники.



6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, на этом уроке мы изучили с вами новый класс моллюсков – Класс Двустворчатые моллюски. Рассмотрели среду обитания, изучили системы органов, образ жизни, размножение. Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!

Литература:

1. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., переплет: твёрдый, 304 стр., М. -  ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.

2. http://www.floranimal.ru/classes/6363.html - Класс Двустворчатые моллюски

 

Запись темы  на доске и в тетрадях

Фронтальный опрос

Запись в тетрадях и на доске

Рассказ

Запись в тетрадях

демонстрация

Рассказ, беседа, объяснение

Запись на доске и в  тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый план-конспект урока английского языка "Мир животных"

Урок "Мир животных" предназначен для учащихся третьего года обучения. Урок проводится в нетрадиционной игровой форме и направлен на усиление мотивации учащихся к изучению языка, развитие их познавател...

Развёрнутый конспект урока на тему"Масленица"

Разработан развёрнутый конспект урока в 5 классе по изо, а также презентация по данной теме....

Развёрнутый конспект урока по теме "Спорт", 6 класс

Урок создан для 6 класса (углублённое изучение). Основной учебник - "Мозаика" 6 класс Гальскова Н.Д. , дополнительный материал - учебник "Немецкий язык"6 класс Е.И. Пассов. На уроке...

Развёрнутый конспект урока

Урок музыки в 3 классе...

Развёрнутый конспект урока по английскому языку во 2 классе.Тема: Знакомство с английским языком. Приветствие. Имя

Материал содержит  развёрнутый конспект урока по английскому языку  во 2 классе.Тема данного урока: Знакомство с английским языком. Приветствие. ИмяОсновными задачами данного урока явля...

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс...