Авторская программа по биологии "Исследовательская работа учащихся"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Гончаров Владимир Евгеньевич

Авторская программа по биологии Исследовательская работа учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮКЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАМСКОУСТЬИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПРОГРАММА

по биологии

«Исследовательская работа учащихся»

Автор: учитель биологии Сюкеевской средней школы, кандидат биологических наук

Гончаров Владимир Евгеньевич 

Сюкеево 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная авторская программа составлена на основе традиционной программы по биологии, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта базового общего образования.

Структура документа:

Программа включает в себя три раздела – пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем, требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика предмета:

Биология  - совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Исследовательская деятельность в изучении биологии предполагает активное  получение новой информации о биологических объектах и явлениях путем использования научных методов познания (наблюдение, эксперимент), анализа и обобщения полученных результатов.

Значение научных методов познания в учебной деятельности школьника:

  1. Развитие интеллектуальных способностей, реализация проблемного подхода к обучению.
  2. Осуществление межпредметных связей, интеграция знаний, умений и навыков.
  3. Реализация принципа практического использования полученных знаний и умений, связь с жизнью, участие регионального компонента (все исследования проводятся на местном материале).

Программой предполагается проведение практических работ, задача которых, привить детям основные навыки использования исследовательских методов в биологии. В рамках таких работ дети выполняют соответствующие, представляющие для них интерес проекты, относящиеся к бытовым явлениям, к сфере их персональных интересов.

Цели

Изучение основ исследовательской деятельности в биологии направлено для достижения следующих целей:

  1. Освоение и систематизация знаний об основных методах научного исследования в биологии.
  2. Практическое овладение основами научных методов (постановка наблюдения, организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, оформление проекта).
  3. Повышение общего интеллектуального уровня учащихся, развитие критического мышления, навыков аналитической деятельности, способностей к обобщению.

.Место в учебном плане:

Согласно учебному плану Сюкеевской средней школы и традиционной учебной программе изучения биологии, в 6-9 классах предусмотрено ежегодно 12 часов на проведение лабораторных практических работ. Поскольку материальная база школьного кабинета биологии не позволяет проводить лабораторные работы в полном объёме, есть возможность выделить часть этого времени (7 часов ежегодно) на освоение данной программы.

Общеучебные знания, умения и навыки:

Программа предусматривает формирование у учащихся специальных знаний, умений, навыков и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются – определение цели исследования, постановка задач, выбор метода для их решения, организация и постановка эксперимента, анализ и обобщение полученных данных, создание и защита проекта.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

6 класс «Ботаника»

Тема

Часов

1

Теоретические основы научных методов исследования

1

2

Наблюдение (ботаническое описание)  и эксперимент в ботанике

1

3

Особенности ботанических описаний различных фитоценозов

1

4

Постановка ботанического эксперимента (практикум)

1

5

Анализ и обобщение результатов исследования

1

6

Правила оформления работы

1

7

Защита творческих проектов

1

7 класс «Зоология»

Тема

Часов

1

Теоретические основы научных методов исследования

1

2

Наблюдение и эксперимент в зоологии

1

3

Особенности наблюдения различных групп животных

1

4

Постановка зоологического эксперимента (практикум)

1

5

Анализ и обобщение результатов исследования

1

6

Правила оформления работы

1

7

Защита творческих проектов

1

8 класс «Анатомия, физиология и гигиена человека»

Тема

Часов

1

Теоретические основы научных методов исследования

1

2

Наблюдение и эксперимент. Безопасность эксперимента.

1

3

Выбор и обоснование темы исследования

1

4

Постановка эксперимента (практикум)

1

5

Анализ и обобщение результатов исследования

1

6

Правила оформления работы

1

7

Защита творческих проектов

1

9 класс «Общая биология. Экология»

Тема

Часов

1

Теоретические основы научных методов исследования

1

2

Наблюдение и эксперимент в экологии

1

3

Выбор и обоснование темы исследования

1

4

Постановка экологического эксперимента (практикум)

1

5

Анализ и обобщение результатов исследования

1

6

Правила оформления работы

1

7

Защита творческих проектов

1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ научных методов исследования учащиеся должны:

Знать:

  1. Основные методы научного исследования, их достоинства и недостатки, особенности комбинирования и сочетания методов.
  2. Научную терминологию в пределах темы исследования.
  3. Основные правила организации наблюдения и постановки эксперимента.
  4. Правила обработки полученной информации, определения достоверности исследования, оформления и представления итогов работы.
  5. технику безопасности при проведении эксперимента.

Уметь:

  1. Ставить цели и задачи исследования.
  2. Определять методы исследования, наиболее эффективные, для решения поставленных задач, комбинировать приемы и методы работы в процессе исследования.
  3. Определять достоверность полученных данных и условия для ее достижения.
  4. Анализировать и обобщать полученную информацию, оформлять и представлять результаты работы.
  5. Использовать полученные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебный план Сюкеевской средней общеобразовательной  школы 2004г.
  2. Гончаров В.Е. К методике оценки состояния ценопопуляций растений для целей хозяйственного использования на примере душицы обыкновенной. / Тез. докл. научно-практической конференции памяти И.И. Спрыгина. Пенза, 1998, с 427-428.
  3. Гончаров В.Е. Добрецова Т.Н. Флористические и геоботанические исследования в Европейской России. Тез. докл. Всероссийской научной конференции, посвящённой 100- летию со дня рождения профессора А.Д. Фурсаева. Саратов, 1998, с 275-277.
  4. Василевич В.И.  Статистические методы в геоботанике. – Л., 1969
  5. Доспехов Б.А.  Методика полевого опыта. – М.: Колос, 1973
  6. Зайцев Г.Н.    Математическая статистика в экспериментальной биологии. – М.: Наука, 1984.
  7. Злобин Ю.А. Принципы и методы изучения ценотических популяций растений. Казань, 1989.
  8. Любарский Е.Л. Принципы и методы исследования морфоструктуры ценопопуляций. - Казань: Изд. КГУ, 1975.
  9. Шварц С.С.  Эволюционная экология.  М., 1973, с. 3-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

Авторская программа дополнительного образования для учащихся среднего звена по мировой художественной культуре «Ты – творец!»

Рецензент: В.Г. Максимов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. ЯковлеваВ соответствии с современными тенденциями р...

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Избранные вопросы геометрии. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Курс «Избранные вопросы геометрии» предназначен для изучения в 10-х классах общеобразовательных школ и рассчитан на  34 часа. Тематика курса составлена с таким расчетом, чтобы систематизировать и...

Авторская программа элективного курса для учащихся 9 класса "От фонетики к синтаксису"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование культуры. Этот курс эффективен при организации занятий, ориентированных на по...