Строение семян двудольных и однодольных растений. 6 класс.(системно-деятельностный подход)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Пелипенко Ирина Владимировна

 

Тема:  Строение семян двудольных и однодольных растений.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. 
Тип урока: открытия новых знаний
Задачи:
Формирование общеобразовательных компетенций: 
раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; 
развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; 
формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; 
развивать умение работать с учебником. 
Формирование коммуникативных компетенций:
развивать умение работать в  парах;
формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;
развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.
 
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
 
Этапы урока:
1. Актуализация знаний учащихся 
Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.
 
2. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Проблемный вопрос
Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?»  Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы  сможете  ответить. 
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
                                                                     Будущий побег и могучий корень.
Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос   и  предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)
Ученики: С семени.
Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?
Ученик: Так как из семян появляется новое растение.
 – тема урока
3. Выявление места и причин затруднения
Цель этапа: Выявить место и причины затруднения. 
 Ребята, а что вы знаете о семенах? 
Молодцы! Интересная информация. Что вы бы хотели узнать о семенах?
Зачем мы изучаем строение семян?
(Ответ учащихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.)
Какие блюда вы знаете, приготовленные из семян?
(Различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)
Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». 
– цели урока (раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником). 
А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу). 
Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)). 
Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)
Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?
Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу. 
На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы. 
4. Выполнение практической работы
Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации
Правила техники безопасности.
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».
Инструктивная карта
Изучение строения семени фасоли.
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле. Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Выполните в рабочей тетради задание № 58 стр. 32.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
Изучение строения зерновки пшеницы.
Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Ножом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
3. Рассмотрите в микроскоп микропрепарат зерновки. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша
4. Выполните в рабочей тетради задание № 59 стр. 32.
 
5. Реализация проекта
      Цель этапа: Построение и фиксация нового знания
Выступление ребят:
– строение семени фасоли – индивидуальная работа
 – строение зерновки пшеницы – групповая работа
Обсуждение: 
- Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений
А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена.  Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). 
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). 
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат .
Итак, мы с вами выяснили, что: 
1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.
4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 
Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях
1. Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки.
Название растения Количество семядолей в зародыше семени. К какому классу относится растение
1. Фасоль 2 ?
2. Пшеница ? ?
3. Горох. ? ?
4. Фиалка 2 ?
5. Кукуруза. 1 ?
6. Подсолнечник 2 ?
 
2. Работа по электронной таблице.
3. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).
 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Цель этапа: Самопроверка (взаимопроверка) умений применять новое знание в типовых условиях.
Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой.
8. Включение в систему знаний и повторение. 
Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Учитель обращает внимание на раздаточный материал - семена различных растений. 
1. Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 
Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, сомооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Заполнение анкеты «Оцените урок». 
1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5. Что нужно сделать ещё?
6. Где можно применить новые знания?
7. Что на уроке у вас хорошо получалось?
8. Над чем ещё надо работать?
2. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.  Решите кроссворд или составьте кроссворд по теме урока самостоятельно.
Дополнит. материал (Метопредметная связь)
 Твёрдую пшеницу выращивают главным образом в южных и юго-восточных районах нашей страны, например на Кубани и в Поволжье. Мягкую пшеницу менее требовательную к почве и теплу, выращивают почти во всех районах нашей страны.
Овёс (овсяная крупа, геркулес) выращивают в средней полосе и северных районах нашей страны. Каждый год во всем мире выращивают более 1,7 млрд. т зерна. Самые популярные культуры - это кукуруза и пшеница.
В 2010/2011 году мир вырастил 1,75 млрд. т зерновых культур. К ним относятся пшеница, кукуруза, рожь, овес, ячмень, гречиха, сорго и тритикале - помесь пшеницы и ржи. Самая выращиваемая зерновая культура в мире - кукуруза. В 2010/2011 году ее вырастили в количестве 820,6 млн. т. Лидер по выращиванию кукурузы - США, там выращивается чуть менее 40% всей кукурузы мира. Производитель №2 - Китай с показателем 20%. На третьем месте - 27 стран Евросоюза с долей около 7%. Бразилия, Аргентина и Мексика вместе взятые выращивают еще 12% кукурузы в мире.
Рис выращивают в южных районах на поливных землях. В 2010 году в мире вырастили 448 млн. т риса. Основные страны-производители - Китай (137 млн. т), Индия (89 млн. т), Индонезия (37 млн. т), Бангладеш (30,5 млн. т) и Таиланд (2 млн. т).
Подсолнечник для получения масла, возделывают главным образом в степной полосе на чернозёмных почвах.
 
 
Список литературы:
1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.
7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока30.96 КБ
Файл презентация к уроку923.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская СОШ»

Конспект урока по биологии
в 6 классе

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

подготовила

учитель биологии

Пелипенко Ирина Владимировна

с. Красный Яр

 2013

Тема:  Строение семян двудольных и однодольных растений.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: открытия новых знаний

Задачи:

Формирование общеобразовательных компетенций: 

  1. раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
  2. развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
  3. формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян;
  4. развивать умение работать с учебником.

Формирование коммуникативных компетенций:

  1. развивать умение работать в  парах;
  1. формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;
  2. развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

 

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

  1. способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Этапы урока:

  1. Актуализация знаний учащихся

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями и органами.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проблемный вопрос

Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?»  Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы  сможете  ответить.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

                                                                     Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос   и  предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени. О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)

Ученики: С семени.

Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

 – тема урока

  1. Выявление места и причин затруднения

Цель этапа: Выявить место и причины затруднения.

 Ребята, а что вы знаете о семенах?

Молодцы! Интересная информация. Что вы бы хотели узнать о семенах?

Зачем мы изучаем строение семян?

(Ответ учащихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.)

Какие блюда вы знаете, приготовленные из семян?

(Различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».

– цели урока (раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником).

А как мы можем с вами познакомиться со строением семени? (учащиеся - Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу).

Все ли семена одинаковы по внешнему виду? (учащиеся - Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян)).

Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.

На столах у вас есть всё необходимое для выполнения работы.

  1. Выполнение практической работы

Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Правила техники безопасности.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Инструктивная карта

Изучение строения семени фасоли.

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле. Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
  5. Выполните в рабочей тетради задание № 58 стр. 32.
  6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Изучение строения зерновки пшеницы.

Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
  2. Ножом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
  3. Рассмотрите в микроскоп микропрепарат зерновки. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша
  4. Выполните в рабочей тетради задание № 59 стр. 32.

  1. Реализация проекта

      Цель этапа: Построение и фиксация нового знания

Выступление ребят:

– строение семени фасоли – индивидуальная работа

 – строение зерновки пшеницы групповая работа

Обсуждение: 

- Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена.  Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат .

Итак, мы с вами выяснили, что:

  1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
  2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
  3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.
  4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
  5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.
  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 

Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях

  1. Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки.

Название растения

Количество семядолей в зародыше семени.

К какому классу относится растение

1. Фасоль

2

?

2. Пшеница

?

?

3. Горох.

?

?

4. Фиалка

2

?

5. Кукуруза.

1

?

6. Подсолнечник

2

?

  1. Работа по электронной таблице.
  2. Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Цель этапа: Самопроверка (взаимопроверка) умений применять новое знание в типовых условиях.

Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой.

  1. Включение в систему знаний и повторение. 

Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель обращает внимание на раздаточный материал - семена различных растений.

  1. Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений.
  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, сомооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

  1. Заполнение анкеты «Оцените урок».

1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Что нужно сделать ещё?

6. Где можно применить новые знания?

7. Что на уроке у вас хорошо получалось?

8. Над чем ещё надо работать?

2. Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.  Решите кроссворд или составьте кроссворд по теме урока самостоятельно.

Дополнит. материал (Метопредметная связь)

 Твёрдую пшеницу выращивают главным образом в южных и юго-восточных районах нашей страны, например на Кубани и в Поволжье. Мягкую пшеницу менее требовательную к почве и теплу, выращивают почти во всех районах нашей страны.

Овёс (овсяная крупа, геркулес) выращивают в средней полосе и северных районах нашей страны. Каждый год во всем мире выращивают более 1,7 млрд. т зерна. Самые популярные культуры - это кукуруза и пшеница.

В 2010/2011 году мир вырастил 1,75 млрд. т зерновых культур. К ним относятся пшеница, кукуруза, рожь, овес, ячмень, гречиха, сорго и тритикале - помесь пшеницы и ржи. Самая выращиваемая зерновая культура в мире - кукуруза. В 2010/2011 году ее вырастили в количестве 820,6 млн. т. Лидер по выращиванию кукурузы - США, там выращивается чуть менее 40% всей кукурузы мира. Производитель №2 - Китай с показателем 20%. На третьем месте - 27 стран Евросоюза с долей около 7%. Бразилия, Аргентина и Мексика вместе взятые выращивают еще 12% кукурузы в мире.

Рис выращивают в южных районах на поливных землях. В 2010 году в мире вырастили 448 млн. т риса. Основные страны-производители - Китай (137 млн. т), Индия (89 млн. т), Индонезия (37 млн. т), Бангладеш (30,5 млн. т) и Таиланд (2 млн. т).

Подсолнечник для получения масла, возделывают главным образом в степной полосе на чернозёмных почвах.

Список литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.
  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела: учитель биологии Пелипенко Ирина Владимировна

Слайд 2

У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень Дружно прорастут в глубину и ввысь Лишь вода дождей землю всю напоит А пока гостит осень на дворе А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в руке Будущий побег и могучий корень СЕМЯ

Слайд 3

Строение семян двудольных и однодольных растений

Слайд 4

Цели урока: Познакомиться со строением семени. Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Слайд 5

Самые крупные семена

Слайд 6

Самые долговечные семена

Слайд 7

Семена - эталон веса

Слайд 8

Лабораторная работа «Изучение строения семян растений»

Слайд 9

Семена фасоли Строение семян двудольных растений

Слайд 10

Строение семени фасоли

Слайд 11

Строение семян однодольных растений

Слайд 12

Строение зерновки пшеницы

Слайд 13

Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

Слайд 14

Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

Слайд 15

Сравнение:

Слайд 17

Выводы: 1.Семя состоит из: 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: 3.Семядоли – 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. это первые листья зародыша растения. однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

Слайд 20

Тест «Верю - не верю» Фамилия, имя: "+" ИЛИ "-" 1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. 3. Через семявход в семя проникает вода. 4. Снаружи семя покрыто корой. 5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. 6. В семени двудольных растений две семядоли. 7. Семядоли - это часть зародыша. 8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке 9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. 10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Задание проверил (а): Оценка: Фамилия, имя: "+" или "-" 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. 3. Семенная кожура- это часть зародыша 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. 10. Семя - зачаток растения. Задание проверил(а): Оценка: Прочитав предложения, определите, правильное утверждение или нет. Если правильное, то поставьте "+", если не верно, то поставьте "-" I вариант II вариант _ _ + _ + + + + + _ _ _ _ _ + + + + + +

Слайд 21

Оценка: «5» – нет ошибок «4» - 1-3 ошибки «3» – 3-5 ошибок

Слайд 22

Анкета «Оцените урок» 1. Какую задачу ставили? 2. Удалось решить поставленную задачу? 3. Каким способом? 4. Какие получили результаты? 5. Что нужно сделать ещё? 6. Где можно применить новые знания? 7. Что на уроке у вас хорошо получалось? 8. Над чем ещё надо работать?

Слайд 23

Задание на дом Изучить §18 Выполнить задания и ответить на вопрос после параграфа

Слайд 24

Спасибо! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение семян двудольных и однодольных растений

урок биологии в 6 классе посвящён изучению семян двудольных и однодольных растений.  во время урока учащиеся работают с натуральными объектами, цветной бумагой, выполняют лабораторную работу. в к...

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

Конспект и презентация к уроку "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Конспект и презентация к уроку в 6 классе "Строение семян двудольных и однодольных растений", учебник В.В. Пасечника. Урок включает познавательный материал о семенах, лабораторная работа выполняется п...

Экспериментальная работа. Опытное наблюдение за прорастанием семян двудольных и однодольных растений с использованием измерительной аппаратуры фирмы Philip Harris.

Работа выполнена по заказу института новых технологий СПб. В работе используется температурный датчики -Temperature SensorMeter и PH SensorMeter.Данная работа используется вкурсе биологии 6ого класса ...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Лабораторная работа "Строение семян двудольных и однодольных растений".

Лабораторная работа по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"....