Использование активных методов обучения в развитии мышления
статья по биологии (10 класс) на тему

 

                                      Статья  предназначена для учителей биологии. В ней рассмотрены способы активизации познавательной деятельности средствами технологии творческих мастерских. В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения  нового знания, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инновационного образования учащихся и традиционными способами применения знаний. Это противоречие определяет главную задачу: развитие творческих и нравственных возможностей школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.                                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Разволяева Наталья Васильевна

                                                                                                учитель биологии

                                                                                         МБОУ СОШ № 22, г. Южно- Сахалинск

                                      Статья  предназначена для учителей биологии. В ней рассмотрены способы активизации познавательной деятельности средствами технологии творческих мастерских. В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения  нового знания, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инновационного образования учащихся и традиционными способами применения знаний. Это противоречие определяет главную задачу: развитие творческих и нравственных возможностей школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.                                                                                

Использование активных методов обучения в развитии  мышления

на уроках биологии.

                                                                                                 

 

Хороший урок - это тот  урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять - бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических  концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.

«Знание – сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, а  действительно давали ему силу и радость – в течение всей жизни? Учащиеся в школе  станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать  от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как  «своя» реальность, - полученное знание уже никогда не забудется.           Более того, «переоткрытие» гениального решения может привести к принципиально новому результату – столь же неожиданному и не менее гениальному. И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем – исследователем в подлинном смысле этого слова!

   Такой подход к образованию, к знаниям близок настоящим ученым, в своей деятельности и в своем собственном образовательном движении они обязательно пользуется этим принципом  переоткрытий.

  Превратить это тайное искусство работы со знаниями отдельных выдающихся ученых  во всем доступную технологию это великое дело!

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование таких методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Здесь выстраивается своеобразная «машина», которая нацелена на формирование у учащихся ряда способностей, без которых невозможно делать новые открытия и вообще получать какие-либо знания – именно знания, а не информацию.

 Для того чтобы организовать процесс  мыследеятельности  в построении нового знания приходится искать такие технологии, которые бы способствовали развитию у школьников базовых способностей (мышление, воображение, различительная способность и т.д.).                  Формирование способностей идет через определенные способы деятельности. Вовлечение учащихся  в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Уроки мастерские помогают организовать работу с деятельностью учащегося, где происходит передача непросто знаний, а именно деятельностных способов работы со знанием.

Открытие совершенное самостоятельно в ходе мастерской, помогает поверить в собственные возможности, ощутить  потребность в сотворчестве, развивает диалогичность. Наибольший интерес представляют мастерские, «запускающие» ассоциативное мышление.  Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей в понимании важных процессов происходящих на разных уровнях организации живого. Рефлексивный характер мастерской развивает способность к аналитической деятельности, к анализу, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия.

Использование активных методов обучения при проведении мастерских позволяет значительно активизировать процесс обучения.

Работа мастерской  имеет определенные этапы, на каждом из которых усложняется изучение темы и действий в создании творческого продукта. Действие в мастерской организуется средствами малой группы (7-8 учеников) при  участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности. Состав групп меняется, это могут быть группы, ориентированные по интересам (мастерская художников, певцов, писателей), и группы с разными интересами и уровнем творческой активности; в результате каждый приобретает «живой» опыт принятия любого партнёра, навыки  толерантности и взаимопомощи.

В ходе мастерской предпочтительны  разноуровневые индивидуальные задания, ориентированные на учащихся в той сфере, которая востребована на данном этапе деятельности.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача учителя – создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

Основные этапы мастерской:

Индукция. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учащиеся знакомятся с интереснейшим текстом К. А. Тимирязева. На основе прослушанного текста, учитель предлагает записать личные ассоциации, создать ассоциативный рисунок. Деятельность основана на сопоставлении эмоционального восприятия образов: от ассоциативности фрагмента данного текста к восприятию и ассоциативности научного знания. 

Этап деконструкции  направлен на создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы. При подборе заданий следует сохранять смысловое пространство урока, и учитывать возможность каждого прийти к вершинам смыслов «своим путём».

На этапе социализации происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других и представление всем результатов труда, для того чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо преодолевают их, выбирая близкую им позицию другого  ученика или ученого. В любом случае  происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

  Резкое приращение к знаниям и новое видение предмета приводит к креативности мышления, возникает «разрыв». Особенно тщательно следует продумать этот этап мастерской. Для того чтобы привести к качественно новому знанию, в задании должна быть заложена интрига. Например, в мастерской «Баллада о зеленом головастике» учитель предлагает рассмотреть  модель опыта  М.С. Цвета «Радуга под лезвием ножа» с окраской растительными пигментами порошка сорбента и ответить на вопрос: «Что вы думаете  о последовательности операций проведения опыта, позволяющих создать эту радугу?», таким образом, рождается «новое знание».

 Заключительный этап работы  сопряжён  с собственными раздумьями учащихся по теме урока, с обретёнными наблюдениями и переживаниями. В зависимости от уровня подготовки класса и других факторов формулировки заданий этого этапа могут варьироваться, но в любом случае они сопряжены с созданием собственного текста учащимися (например, создание  баллады о зеленом головастике).

При проведении мастерских происходит восхождение ученика к новым знаниям, формируется мировоззрение, а вместе с ним происходит становление личности.

Мастерские «дают» образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действия в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику, открывать знания самостоятельно. А уже после открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами - достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но через сопоставление со своим продуктом и пониманием.

 

                                      Список использованной литературы

1. Л.Н.Алексеева, Ассуирова Л.В. Способы работы с пониманием текста, его анализм и интерпретацией:Учебное пособие для педагогов и учащихся. - М.: Пушкинский институт, 2001. – Серия: Мыследеятельностная педагогика.

2. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание»: Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт, 2001.-544 с., ил. – Серия: Мыследеятельностная педагогика.

3. Н.И. Белова. Я знание построю в мастерской. Санкт-Петербург,1994

4. М.В. Баширова. Технология творческих мастерских //Региональный опыт.2012. № 3

5.И.Г. Бойко. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме мастерских //Я – исследователь.2012.№ 3


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения при изучении химии

Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

теоретические аспекты использования активных методов обучения

теоретические аспекты использования активных методов обучения...

Использование активных методов обучения в образовательном процессе

Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенн...

Использование Активных методов обучения на уроках и во внеаудиторной работе в СПО

Системное и целенаправленное использование АМО обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах; в первую очередь, формирует положительную учебную мотивацию обучающихся, позволяют достичь ...

Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения

Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...