Уроки биологии
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Неясова Нелли Александровна

 Методическая разработка и презинтация к уроку :"Пищеварение в ротовой полости.(Урок-экперимент) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Пищеварение в ротовой полости    Урок - эксперимент                                                                                                                                                                                                                

Задачи урока :Разъяснить значение вкусовых  рецепторов; познакомить со

                        строением ротовой  полости и топографией основных слюнных желез,

                        рассказать о зубах разного типа и их  внутреннем строение ;

                        повторить правила гигиены ротовой полости;

                        раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику.

Оборудование: модель черепа человека; таблицы органов пищеварительной системы человека,

строение зубов и расположение парных околоушных и поднижнечелюстных слюнных желез,

 и непарной подъязычной железы.

                                                         Ход урока.

I.  Проверка пройденного материала.

Фронтальный опрос.

1.Что такое пищеварение? Какую роль оно играет в питании?

2.Какие функции пищеварительной системы вы знаете?

А)Моторная(механическая)

    1.Механическое измельчение пищи.

     2.Передвежение пищи вдоль пищеварительного тракта.

     3.Выделение обработанных продуктов.

Б)Секреторная (химическая)

   Выработка ферментов пищеварительных соков(желудочного ,кишечного, слюны и желчи)

В)Всасывающая.

  Всасывание белков ,жиров и углеводов.

3.Что происходит в организме благодаря пластическому и энергетическому обмену?

4.Почему необходимо расщепление белков жиров и сложных углеводов на их составные части?

5.Какие железы называются пищеварительными?

 Индивидуальный опрос

1.Показать на слайде №3 и рассказать о последовательности пищи по пищеварительному каналу?

 2.Продукты питания и питательные вещества :можно ли сказать, что это одно и то-же?

3.Охарактеризовать роль кулинарной обработки пищевых продуктов.

 Работа с карточками.

1.Даны продукты: мясо, молоко ,морковь ,лук, хлеб ,соль. Назовите ,какие из них питательные ,а какие балластные вещества?

2.Подписать на карточке органы пищеварения.(Приложение №1)

                              II. Объяснение  нового материала.

1.Органы ротовой полости и их функции        

Рецепторы вкуса.

А теперь ребята мы с вами совершим небольшую экскурсию в ротовую полость, загляните  в первое учреждение нашего завода- ротовую полость, Именно здесь начинается пищеварение.

Руководствуясь опорной схемой  на ваших столах и слайде №4  на экране, изучите ротовую полость.

1.Что ограничивает ротовую полость снаружи?(Губы)  

2.Что мы видим за губами когда улыбаемся?(Зубы).

3.Каке еще органы в ротовой полости видите вы на опорной карте или на слайде?

(Язык, твердое небо, мягкое небо, язычок , зев, миндалины).

4.Как вы думаете, все ли эти органы выполняют одинаковые функции?

Записать в тетрадь .

Губы ,язык ,зубы – органы речи.

Язык- орган чувств.

Зубы ,язык выполняют механическую функцию дробления и перемешивания пищи.

Итак: зная функции органов ротовой полости, скажите, что происходит с  пищей в ротовой  полости?

(В ротовой полости происходит анализ пригодности пищи ,ее апробирование  , дробление и смачивание слюной)

Поднося хлеб ко рту, мы откусываем такой кусок, который может быть измельчен зубами

Сильный и подвижный язык перебрасывает пищевой комок .Ни одно зернышко не минует

этой мельницы :язык перелопачивает зубы измельчают. Самые сильные в нашем организме жевательные мышцы развивают усилия до 400 кг .Цирковой гимнаст на трамплине удерживает партнершу в зубах  которой мундштук и совершает  вращения.

Ну, а первым органом или работником при переваривании пищи- это зубы.

Работа с учебником.

/Рис.73.А учебника: Все смотрят ,а один ученик читает вслух статью «Строение зубов»    Слайд № 5

Запишем зубную формулу:

 

        3 2 1 2

2 1 2 3

        З 2 1 2

2 1 2 3

.

                

                                                                                                        

1.Где находится коронка, шейка,   и корень зуба.?

2.Каково внутреннее строение зуба?

3.Все ли зубы сохраняются в течении всей жизни?

Непонятно на первый взгляд ,как могли развиться два ряда красивых ровных зубов у человека?

Сообщение ученика Какова история развития зубов? 

 Сообщение ученика о заболевании зубов 

Проведем валеологический  самоанализ.

По карточкам  ответе на вопросы .

Учитель :Зубами-этими живыми органами ротовой полости пища размельчается. Но первый этап обработки пищи включает в себя и смачивание слюной.

 Обращаем свое внимание на рис72.

Запись в тетради.

Слюнные железы: Слайд  № 9

Околоушные – парные- жидкая слюна        

Подчелюстные –парные – вязкая слюна

Подъязычная – непарная- густая слюна, лежит глубоко ,прощупать нельзя

Эксперимент №1.

Показать расположение слюнных желез.

Слюнные железы за сутки выделяют от 0,5 до 2 л слюны. Но слюны выделяется больше во время еды. Давайте посмотрим,  действительно ли это так.

Эксперимент №2.

Эксперимент с хлебом.

Опишите свои ощущения. Сначала ротовая полость наполняется слюной .Хлеб смочился и мы почувствовали его вкус. Но в процессе жевания вкус   хлеба изменился, он стал сладким.

Наша пища многокомпонентная .В организм одновременно поступают белки, жиры и углеводы, витамины, микроэлементы .Раньше считалось, фермент слюны амилаза ,только расщепляет крахмал на более простые вещества(вот почему хлеб стал сладким) .

Докажем эту функцию с помощью эксперимента.

Эксперимент №3.

1вариант.Выполнить работу со слюной.

Стерильную палочку смочить слюной и написать первую букву своего имени на на крахмаленном бинте и подержать бинт в ладошке около минуты. Расправить бинт опустить его в блюдце с йодной водой .Что вы видите?

На синем фоне появилась белая буква        

2 вариант. Выполняют работу с водой.

В воде нет ферментов , поэтому крахмал оказался на всей поверхности бинта.

 1.Почему ,когда мы обработали накрахмаленный бинт слюной, появилась белая буква, а когда нанесли воду, буквы не было.

(В слюне содержались ферменты ,которые расщепили крахмал .В местах , куда попала слюна крахмала не осталось ,поэтому эти места не посинели и мы увидели букву .В воде ферментов не было ,поэтому  крахмал оказался на всей поверхности бинта.

2.Почему опыты получились не у всех одинаково?

(У разных людей активность фермента разная . Слюна курильщиков содержит мало ферментов и окрашивание может быть менее заметным).

Запись в тетрадь:

Ферменты слюны -.амилаза

                                  лизоцим.

Лизоцим обладает бактерицидными  свойствами  , и предупреждает кариес зубов.

 

Проведем валеологический  самоанализ.

По карточкам  ответе на вопросы .Проведи анализ результата.

 

Подведем итог сегодняшнего урока и сделаем вывод.

Какую   роль в пищеварении играет ротовая полость.

1.В ротовой полости пища  подвергается механической и химической обработке. Происходит расщепление крахмала под действием слюны.

2.При правильном питании и ухаживании за зубами ,зубы вырастают крепкими, хорошо сохраняются и служат человеку очень долго.

3.Ротовая полость совместно с губами, языком и зубами участвует в образовании голоса и процесса речи.

                                           III.Закрепление.

1.Какие органы находятся в ротовой полости и из функции?.

 2.Назвать зубы.(по слайду)

 3.Что такое амилаза и лизоцим.

 4.Кариес,пульпит,пародонтит,остиомиелит-что это такое.

                                         

         IY.Домашнее задание

1.Заполните таблицу «Мои зубы»(заполнение начинайте с резцов)Наличие зуба обозначьте цифрой.

Какая челюсть

Левая сторона

Правая сторона

Резцы

клыки

Мал.

корен.

зубы

Больш.

корен.

зубы

Резцы

клыки

Мал.

корен.

зубы

Больш.

корен.

зубы

верхняя

нижняя

Поврежденные зубы обозначьте *(звездочкой),запломбированные зубы .(точкой),удаленные знаком тире(-)

2..Сделайте вывод о состоянии своих зубов .Дайте рекомендации по улучшению состояния вашей

зубной системы.

3.Обоснуйте как правильно чистить зубы.

 

4.параграф  стр  ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...