Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Рукавицина Марина Валентиновна

разработка внеклассного мероприятия с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx25.48 КБ
Файл prezentaciya_k_meropriyatiyu.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии

«Ботанический турнир»

(6 класс)

Цель: закрепление знаний по теме «Побег»

 

Задачи:

- развивать интерес к изучаемому предмету, творческие способности детей;

- глубже познакомиться с жизнью, работами и вкладом в науку К.А.Тимирязева;

- закрепить знания по темам: «Побег», «Лист. Стебель» через игровую технологию.

План:

1) Представление команд

2) «Портрет ученого»

3) «Заморочки из бочки»

4) «Дальше, дальше»

5) Листья простые и сложные

6) Видоизменение побега

7) Подведение итогов

Содержание мероприятия

  1. Представление команд.

Визитная карточка команды «Зелёненькие»

(На мотив песни «За розовым морем»)

Мы зелененьких команда собрались здесь на турнир.

Наши знанья и уменья в деле подтвердим!

Испаренье, фотосинтез мы учили хорошо.

И строенье клетки лука знаем заодно.

Припев: Мы вам заявляем сегодня всей командой,

               Что знанье природы поможет в жизни нам.

               Деревья посадим и сделаем прививки,

               По правилам точно мы клумбы разобьем.

Формы листьев изучили мы,  гербарии собрав,

Возраст дерева узнали, кольца сосчитав,

Про сосуды и волокна говорить не устаем,

Про дыхание растения тоже пропоем.

Представление команды «Вершки»

Девиз: «Не собираем мы вершки!

              Мы в нужном деле – корешки!»

(На мотив песни «Где-то на белом свете»)

Мы учились, старались про листы и побег,

Знать ботанику важно в наш научный век.

Эксперимент заложим, гербарий разберем,

Стебли обозначим и листочек найдем

Припев: Ла-ла-ла-ла-ла, мы с ботаникой друзья!

              Ла-ла-ла-ла-ла, жить нам без нее нельзя!

Дружно наша команда сегодня пришла на турнир,

Верим мы конечно, что в игре победим.

Ну а если случится, не улыбнется она,

Огорчаться не станем, дружба важней всегда!

  1. Портрет ученого

Образ Тимирязева, человека большого сердца, прожившего сложную, отданную науке и народу жизнь, человека никогда не шедшего на компромисс. Настоящий ученый и гражданин, всей своей жизнью, наполненной непрерывного труда, К.А.Тимирязев учит нас принципиальности, честности, выполнению высокого общественного долга – служению интересам народа.

Вопросы:

- Какое образование К.А.Тимирязев получил в детстве? (К.А.Тимирязев от природы богато одаренный человек получил домашнее образование, вместе с братом .Василием прошел гимназический курс и подготовился к поступлению в университет; занимался музыкой со своей мамой Аделаидой Клементьевной, а также с ней и языками);

- Где обучался К.А.Тимирязев, чтобы стать профессором? (В 1865 году окончил вольнослушателем Петербургский университет. В формировании его мировоззрения большую роль сыграли философские взгляды Герцена, труды Менделеева, Мечникова и особенно Сеченова и Ч.Дарвина. В 1861 году командирован Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Наибольшее значение имела работа с Ж.Буссенго, которого он считал своим учителем. В 1871 году защитил магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла». В 1875 году после защиты докторской диссертации «Об усвоении света растением» стал ординарным профессором);

- Какие опыты по физиологии растений принесли Тимирязеву мировую известность? (Основные исследования Тимирязева по физиологии растения посвящены изучению процесса фотосинтеза; сконструировал прибор для исследования воздушного питания растений);

- О роли какого вещества в фотосинтезе впервые высказался К.А.Тимирязев? (Тимирязев впервые высказал мнение, что хлорофилл физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза. Он освятил значение фотосинтеза, осуществляемого зелеными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимой для жизнедеятельности всех организмов);

- Почему Тимирязева К.А. считают эволюционистом и дарвинистом? (Эволюционное учение Ч.Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки 19 века. Тимирязев считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод, то есть последовательный, эволюционный подход к изучению организмов);

- Какой вклад внес Тимирязев в развитие науки?(Книга Тимирязева «Жизнь растений» (1838г.) выдержала десятки изданий на русском и иностранном языках. Сочетания глубокого анализа современных проблем естествознания с доступным и увлекательным их изложением характерно для многих трудов Тимирязева.

Был членом Лондонского Королевского общества (1911г.); почетным доктором университета в Глазго (1901г.); Кембридже (1909г.); Женеве (1909г.); членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911г.).

Имя Тимирязева присвоено Московской С/х Академии, Институту физиологии растений России. В Москве есть памятник К.А.Тимирязеву).

III. «Заморочки из бочки»

1)  В чем проявляется приспособленность сосудов растений к передвижению воды и минеральных солей? (Сосуды – часть древесины, являющееся проводящей тканью, состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками);

2) К.А.Тимирязев назвал хлорофилл «едва ли не самым интересным веществом на земле. На чем по вашему мнению основано такое утверждение ученого? (Только зеленые растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом заключается космическая роль зеленых растений);

3) В чем выражается подготовка деревьев к перезимовке? (Период покоя у растений сопровождается листопадом – явлением биологическим. Ему предшествует длительная подготовка: а) замедляется образование хлорофилла, в листьях становятся видны другие пигменты – ксантофилл, каротин; б) по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющегося слоя, замедляется и совсем прекращается образование хлорофилла);

4) Поверхность листьев во много раз превосходит поверхность стеблей, какое это имеет значение для растений? (Основная ткань листа – фотосинтезирующая, поэтому, чем больше листьев и больше их размер, тем интенсивнее идет процесс фотосинтеза);

5) Как происходит рост побега? (1. Побег растет своей верхушкой, клетки конуса нарастания делятся, образуя маленькие бугорки – зачатки листьев; 2. У многих травянистых растений, особенно у злаков, вставочный рост происходит за счет деления и роста клеток, расположенных у основания всех междоузлий, благодаря этому растения способны расти очень быстро);

6) Какие побеги называют генеративными, а какие вегетативными? (Если на стебле размещаются цветки и в последствии плоды, то есть генеративные органы – побег генеративный; если на побеге нет генеративных органов, он –вегетативный);

7) Назовите ткани, составляющие внутреннее строение стебля?

  1. Покровная –

Кора:

А) кожица, образованная одним слоем клеток с плотными оболочками;

Б) пробка – несколько слоев мертвых клеток;

  1. Проводящая –

Древесина и луб:

А) ситовидные трубки – передвигаются органические вещества;

Б) сосуды – проводят воду и минеральные соли;

  1. Механическая – клетки с толстыми оболочками;
  2. Запасающая – запасание питательных веществ; (сердцевина)
  3. Образовательная–один слой живых узких длинных клеток (камбий).

8) При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (В процессе фотосинтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы и кислород).Углекислый газ растения получают из атмосферы, а вода поступает из почвы через корни в стебель и листья);

9) Как по безлистному побегу древесного растения можно определить тип его листорасположения? (Если листья уже опали, то почки находятся над листовым рубцом, местом, где раньше был лист, и по расположению почек можно определить листорасположение).

10) Каково внутренне строение почки растения? (Почка – это зачаточный побег. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточного стебля, зачаточного листа. Если почка генеративная, то она имеет зачаточный цветок или соцветие).

IV. Конкурс «Дальше-дальше».

  1. Образование крахмала в листьях на свету (фотосинтез);
  2. Органические вещества движутся в растении по (ситовидным трубкам);
  3. Покровная ткань стебля – это (кожица и пробка);
  4. Корневая система, в которой одинаково развиты главный и боковые корни (мочковатая);
  5. Расщепление органических веществ с освобождением энергии происходит при (дыхании);
  6. Группа клеток, имеющая одинаковое строение и выполняющая одну и ту же функцию называется (тканью);
  7. Корни, отрастающие от главного корня называются (боковыми);
  8. Замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними (устьице);
  9. Об условиях жизни растений в разные годы можно узнать по толщине (годичных колец);
  10. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется (побегом);
  11. Хорошо развитый главный корень имеет корневая система (стержневая);
  12. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется (пикировкой);
  13. К какой ткани относится зона роста корня (к образовательной);
  14. Орган растения, который служит опорой и обеспечивает передвижение веществ (стебель);
  15. Из генеративной почки развивается (побег с цветком);
  16. Выделение воды из устьиц в виде пара (испарение);
  17. Орган семенного размножения растений (цветок);
  18. Подземные побеги можно отличить от корней по наличию у них (почек);
  19. Вода и минеральные вещества в стебле передвигаются по клеткам (древесины);
  20. Какая зона корня участвует в поглощении воды и минеральных солей (всасывания);
  21. Клетки листа в процессе дыхания выделяют (углекислый газ);
  22. Расходование органических веществ и освобождение энергии происходит при (дыхании);
  23. Минеральные вещества движутся в растении по (сосудам);
  24. К какой ткани относится камбий? (к образовательной);
  25. Покровная ткань корня – это (корневой чехлик);
  26. Часть побега, в которой происходит фотосинтез называется (лист);
  27. Почка, состоящая из зачаточного стебля, листьев, называется (вегетативной);
  28. Проводящие пучки листа – это (жилки);
  29. Фотосинтез в клетке происходит в (хлоропластах);
  30. Органические вещества откладываются в стебле в запас в клетках (сердцевины);
  31. К какой ткани относится пробка? (к покровной);
  32. Пересадка небольшой части побега одного растения на другое – это (прививка);
  33. Участки стебля, на которых развиваются листья называются (узлами);
  34. Лист, состоящий из нескольких пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками называют (сложным);
  35. Пространства между клетками называют (межклетниками);
  36. Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой (листопад);
  37. Маленькие бугорки с отверстиями в кожице стебля, через которые происходит газообмен – это (чечевички);
  38. Рост побега, при котором активно растут междоузлия называется (вставочным);
  39. Длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания – это (корневой волосок);
  40. Что растение выделяет при дыхании? (углекислый газ);
  41. Что защищает внутренние части листа? (эпидерма);

V. Определи простые и сложные листья.

1. Простой сердцевидный

2. Простой ланцетный

3. Непарноперистосложный

4. Простой пальчато-лопастной

5. Тройчатосложный

6. Простой рассеченный

7. Тройчатолопастной

8. Непарноперистосложный

VI. Укажи видоизменения стебля.

  1. Прямостоячий (пальма)
  2. Вьющийся (лиана)
  3. Видоизмененный подземный побег – корневище (ландыш)
  4. Ползучий (лапчатка)
  5. Укороченный (одуванчик)

VII. Поведение итогов в форме таблицы. Награждение победителей.

Команда

Представление

«Портрет ученого»

«Заморочки из бочки»

«Дальше-дальше»

«Листья»

«Стебель»

Итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ботанический турнир.

Слайд 2

Портрет учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев.

Слайд 3

Вопросы: 1.Какое образование получил К.А.Тимирязев в детстве? 2.Где обучался К.А.Тимирязев чтобы стать профессором? 3.Какие опыты по физиологии растений принесли мировую известность?

Слайд 4

Ответы: 1 ) К.А.Тимирязев от природы богато одаренный человек получил домашнее образование, вместе с братом .Василием прошел гимназический курс и подготовился к поступлению в университет; занимался музыкой со своей мамой Адела и дой Клементьевной, а также с ней и языками; 2) В 1865 году окончил вольнослушателем Петербургский университет. В формировании его мировоззрения большую роль сыграли философские взгляды Герцена, труды Менделеева, Мечникова и особенно Сеченова и Ч.Дарвина. В 1861 году командирован Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Наибольшее значение имела работа с Ж.Буссенго, которого он считал своим учителем. В 1871 году защитил магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла». В 1875 году после защиты докторской диссертации «Об усвоении светарастением» стал ординарным профессором; 3) Основные исследования Тимирязева по физиологии растения посвящены изучению процесса фотосинтеза; сконструировал прибор для исследования воздушного питания растений

Слайд 5

4.О роли какого вещества в фотосинтезе впервые высказался К.А.Тимирязев? 5.Почему К.А.Тимирязева считают эволюционистом и дарвинистом? 6. Какой вклад внес К.А.Тимирязев в науку?

Слайд 6

4) Тимирязев впервые высказал мнение, что хлорофилл физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза.Он освятил значение фотосинтеза, осуществляемого зелеными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимой для жизнедеятельности всех организмов; 5) Эволюционное учение Ч.Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки 19 века.Тимирязев считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод, то есть последовательный, эволюционный подход к изучению организмов; 6) Книга Тимирязева «Жизнь растений» (1838г.) выдержала десятки изданий на русском и иностранном языках.Сочетания глубокого анализа современных проблем естествознания с доступным и увлекательным их изложением характерно для многих трудов Тимирязева. Был членом Лондонского Королевского общества (1911г.); почетным доктором университета в Гла з го (1901г.); Кембридже (1909г.); Женеве (1909г.); членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911г.). Имя Тимирязева присвоено Московской С/х Академии, Институту физиологии растений России. В Москве есть памятник К.А.Тимирязеву).

Слайд 7

. «Заморочки из бочки»

Слайд 8

Бочка №1

Слайд 9

Бочка №2

Слайд 10

Бочка №3

Слайд 11

Бочка №4

Слайд 12

Бочка №5

Слайд 13

Бочка №6

Слайд 14

Бочка №7

Слайд 15

Бочка №8

Слайд 16

Бочка №9

Слайд 17

Бочка №10

Слайд 18

Простые и сложные листья

Слайд 19

Виды стеблей

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Турнир знатоков естественных наук"

Внеклассное интегрированное мероприятие включаетв в себя метериал по географии, биологии, химии. Проводится в форме игры....

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Внеклассное мероприятие "Турнир пап и сыновей".(1 класс)

Эта разработка поможет другим педагогам при проведении праздника к 23 февраля....

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Внеклассное мероприятие. Турнир юных химиков.

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету "химия", расширить кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества...