Авторские работы Урвачевой Е.С.
статья по биологии (11 класс) по теме
1. СОХРАНЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ГОРНЫХ РЕК ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА–КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК, ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИЛЕЖАЩИХ К НИМ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ
2. Разработка траектории индивидуального образовательного маршрута учащегося
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.С.Урвачёва
СОХРАНЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ГОРНЫХ РЕК ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА–КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК, ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИЛЕЖАЩИХ К НИМ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12, с. Дивноморское, муниципальное образование
город–курорт Геленджик
Уникален рекреационный район России с чистейшим воздухом, живописными красотами, благотворно влияющими на здоровье человека. Звенящая синева небес, тёплое южное солнце, освежающий морской бриз, горы–красавицы, хрустальная вода горных рек в окаймлении зелени лесов– всё это город-курорт Геленджик. Каждый из отдыхающих, конечно, купался в море, загорал на берегу. Но мало кто посещал в знойный день побережье горных рек окрестностей Геленджика, воды которых впадают в море. Немногие посещали и практически нетронутые красоты горных лесов. Вот о них будет идти речь.
Проблема: необходимость сохранения экологического состояния горных рек и прилежащих к ним лесных массивов, воспроизводство рекреационных ресурсов. Долина рек, горная местность с уклоном в сторону Чёрного моря, сложена в основном делювиально-пролювиальными отложениями. Климат района морской, умеренно-тёплый и влажный, с жарким летом и тёплой зимой. Ветровой режим характеризуется чередованием влажных морских и сухих континентальных ветров. В долинах рек Адерба и Мезыбь режим подземных вод связан с сезонными изменениями климата, под реками – гравийно-галечная толща. Формирование потоков грунтовых вод происходит в верхнем и среднем течении рек за счёт фильтрации атмосферных осадков и фильтрации речных вод. Во время засухи наблюдается попадание морских вод в водоносный горизонт. Химический состав подземных вод – гидрокарбонатно-кальциевый, минерализация – 0,2-0,4г./л., рH=7-8.5. Под действием разных источников загрязнения в подземных водах обнаруживают в небольших количествах нефтепродукты, ядохимикаты, металлы.
Группа учащихся школы №12 с руководителем занимаются изучением экологического состояния побережья рек Мезыбь и Адерба, воды в реках, геоботанического описания лесных массивов. Учащиеся принимают активное участие в очищении русла рек, лесных массивов, привлекают своих родителей, одноклассников, знакомых.
По органолептическим показателям проводились исследования состояния воды в реках в течение двух лет. В результате был сделан вывод, что в основном вода в реках пригодна для хозяйственно-бытовых нужд человека, но в ряде случаев, где наблюдалась деятельность человека на побережье рек, имеются отклонения от нормы по химическому составу воды.
Таблица №1
Практическая работа № 1 «Исследование пробы воды из реки Мезыбь»
Цель: рассмотреть нормативные характеристики проб воды из реки Мезыбь. 26.10.07г.
Нормативные показатели | Характеристики |
1. запах при 20 градусах С | отсутствует |
2. запах при60 градусах С | отсутствует |
3. цветность | без цвета |
4. мутность | небольшая |
5.окраска | есть водные организмы и небольшая плёнка |
6. кислотность | 7 |
7. привкус | не имеет |
Вывод: рассмотренная проба соответствует нормативным уровням. Мы обнаружили в водной среде мелкие водные организмы и небольшую пленку, так как эта проба была взята в открытом естественном водоеме.
Скважины городского водозабора находятся вдоль русла рек Адерба и Мезыбь, их глубина 29-35 м. Естественным источником подпитки водозабора являются отфильтрованные почвой воды горных рек. Почему и важно сохранить экологически важные для жителей города и посёлков объекты: побережья горных рек Адерба и Мезыбь, лесные массивы вдоль этих рек. Очень важны чистота воды и воздуха для приезжающих сюда круглый год россиян. На сегодня город-курорт Геленджик один из самых востребованных, здесь могут поправить своё здоровье люди любого возраста, так как санатории, пансионаты, дома отдыха, детские лагеря в нашем городе и пригороде функционируют круглый год.
Геленджик гордится чистотой воздуха. «Городок Геленджик, весь в садах утопая, лежит», – эти строки из песни знакомы каждому геленджичанину.
В скверах, садах, лесах воздух изобилует фитонцидами, вырабатываемыми соснами, липами и, конечно, можжевельником. Три вида можжевельника произрастает на склонах гор. Именно можжевельник, вечнозелёное растение, выделяет в атмосферу фитонциды, с помощью которых даже у хронически больных людей повышается иммунитет. Доказано, что в шишко-ягодах можжевельника запас микроэлементов позволяет употребляющим отвар восстановить функционирование иммунной системы за короткий период времени.
В результате геоботанического исследования двух участков леса вдоль рек были сделаны снимки удивительной красоты. Методика геоботанических исследований включает в себя комплексное изучение растений, среды их обитания. Характеристика фитоценоза учитывает видовой состав, количественные и качественные отношения растений, структуру, характер местообитания. В стандартном бланке геоботанического описания указывался рельеф, почва, окружение, влияние деятельности человека, ярусы, древостой, возобновление (всходы и подрост), подлесок (кустарничковый ярус), задернованность (истинное покрытие), мохово-лишайниковый покров, внеярусная растительность. В августе и в мае рассматривались два участка, обнаружено небольшое изменение в видовом составе. Данные изменения произошли в результате деятельности человека или природных аномальных явлений
Таблица № 2.
Практическая работа № 2 «Составление стандартного бланка геоботанического описания участка леса»
Цель: исследование видового состава растительных объектов участков леса» Ярусы
№ | название яруса | высота, м | господствующие виды |
1 | дубово-грабниково-можжевеловый | 17,5 | можжевельник |
2 | жасмино-держидерево-скумпийный | 4 | скумпия |
3 | терново-шиповниковый | 2,5 | шиповник обыкновен. |
4 | шафрано-астрогало-зверобоя-чабречный | 0,4 | чабрец геленджикский |
Древостой
Степень сомкнутости крон: 0,3
Формула состава древостоя: 19 мож., 8 держ., 7 д., 7 гр., 4 кизил, 3 жас.
№ | порода | ярус | возраст | высота | диаметр стволов | кол-во | высота крон | |
преоблад. | максим | |||||||
1 | дуб | 1 | 50-60лет | 17,5м | 0,35м | 0,4м | 7 | 7,5м |
2 | грабник | 1 | 40-50 | 16 | 0,3-0,4 | 0,4 | 7 | 10м |
3 | мож.вон. | 2 | 45 | 12 | 0,2-0,3 | 0,35 | 11 | 1,3м |
4 | мож.выс. | 2 | 50 | 15 | 0,5-0,6 | 0,17 | 8 | 2,4м |
5 | жасмин | 3 | 2-3 | 1,5 | 0,15-0,2 | 0,17 | 3 | 0,7м |
6 | держидер. | 3 | 25-30 | 4-5 | 0,15-0,2 | 0,15 | 8 | 0,6м |
7 | скумпия | 3 | 10-15 | 2-3 | 0,08-0,12 | 0,12 | 4 | 0,4м |
8 | кизил | 3 | 20-30 | 7-9 | 0,08-0,1 | 0,1 | 4 | 0,8м |
Вывод: в результате исследования видового состава на двух участках леса в августе 2007года и в мае 2008 года были отмечены небольшие изменения: уменьшение количества некоторых видов растительных организмов, в том числе и краснокнижных.
Ученики школы совершали рейды по очистке русла рек и лесных массивов, находящихся рядом. Также вместе с работниками лесхоза дети участвовали в работе голубого и зелёного патрулей. Были выявлены следующие нарушения: выброс бытового и строительного мусора, мытьё машин в реках, вывод сточных труб из систем канализации частного сектора. Службы города были информированы инициативной группой учащихся. Очень важно сохранить чистоту вод в реках и незамусоренное побережье, так как воды рек попадают, проходя через естественный фильтр - почву в скважины, откуда ведётся забор питьевой воды для жителей города и посёлков, а также для отдыхающих.
Вывод: в результате исследований, проведённых группой учащихся школы №12 относительно экологического состояния побережья горных рек, воды в реках, лесных массивов были выявлены небольшие отклонения по состоянию воды, состоянию лесных массивов.
Думаем, что необходимо сохранять экологическое равновесие и проводить воспроизводство рекреационных ресурсов РФ с помощью служб города, в частности лесхоза и ребят из зелёного и голубого патруля.
Литература:
- Алексеев И.А., Груздева Н Л. «Экологический практикум» Самара 2005г.
- «Водный кодекс РФ»1997г.
- СанПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения»
- Алтухов М.Д., Литвинская С.А. «Охрана растительного мира на северо-западном Кавказе» Краснодар 1989г.
- Егорова Н.А. «Учебная практика по ботанической географии» методическое пособие Москва изд. МГУ 1984г.
- Нагалевский В.Я. «Красная книга Краснодарского края» Краснодар 1994г.
Предварительный просмотр:
Научно-практическая тьюторская конференция
«Изучение и распространение опыта деятельности тьютора»
Разработка траектории
индивидуального образовательного
маршрута учащегося
автор: Урвачёва Елена Станиславовна
учитель биологии МОУ СОШ №12
г.Геленджик
2012 год
Разработка траектории индивидуального образовательного
маршрута учащегося.
Автор: учитель биологии высшей категории
Урвачёва Елена Станиславовна
город-курорт Геленджик МОУ СОШ №12
Школа сегодня – это возможность передачи информационно-культурных достижений человечества и взаимооношения учитель- ребёнок - родители. Научить всех и всему невозможно. Значит, должны быть индивидуальные образовательные программы. В школе должна появиться новая педагогическая позиция – учитель, владеющий технологией совместного с ребёнком поиска индивидуального личностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного маршрута и его рефлексии. Это и есть тьютор.
Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником выбора образовательных действий. Тьютор ценит и поддерживает самостоятельность ребёнка. В рамках индивидуальных образовательных программ, маршрутов ученик вправе выбирать себе задание, подходить к его решению творчески. У ребёнка вырабатывается умение организовывать самостоятельный поиск знаний.
Данная позиция, позиция тьютора мне близка, так как подобная работа хорошо знакома. В рамках курсов «Тьюторское сопровождение в образовании» успешно защитила тьюторский проект. Элементы технологии ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности учащегося) по Н.Л.Галеевой используемые мною ранее, созвучны с тьюторством. Основная задача технологии ИСУД – обеспечение условий развития учащегося, возможно создание карты индивидуального развития ученика средствами учебного предмета.
С тьюторской позиции интересно отслеживать этапы, шаги деятельности, фиксировать их. Любой ребёнок индивидуален, задача тьютора умело, ненавязчиво сопроводить его к желаемой цели. Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося состоит из последовательных шагов, этапов, но для каждого ребёнка эти шаги индивидуальны. На примере двух учащихся рассмотрим шаги траектории ИОМ.
Первый шаг – обнаружение интереса. На факультативных занятиях, при изучении темы «Значение воды в жизни человека» ученица 8 класса Клюкина Виктория самостоятельно предложила презентацию о посещении её семьёй музея воды в Санкт- Петербурге. При индивидуальной беседе с девочкой был отмечен интерес и желание развивать познания в области биологии и экологии по теме «Водные ресурсы». Ученица 6 класса Дугина Полина посещает факультатив по биологии, увлеклась ботаникой. Получила летнее задание, как и все ученики 6-ых классов, индивидуально изъявила желание проследить за произрастанием настурции. Интерес был зафиксирован, и уже после окончания 7-ого класса девочка выбрала тему научно-практической работы по ботанике «Лабораторное выращивание картофеля трёхъярусным методом».
Второй шаг – работа с ресурсами, составление ресурсной карты. Здесь учитывается социальное расширение имеющихся знаний – максимальное количество социальных возможностей под уникальный интерес ученицы, культурно-предметное расширение – работа с книгами, научными статьями, выход в Интернет, антропологическое расширение – психофизиологические возможности полростка. Ресурсная карта составляется совместно - ученица и тьютор, были учтены и возможности родителей. С согласия Виктории тьюторская поддержка заключалась в организации встреч:
-с главным инженером городского водоканала, изучение состояния водных ресурсов города, история водоканала;
-встреча с работниками СЭС города – изучение санитарного состояния воды скважин водоканала, воды в реках вдоль которых находятся скважины и воды в водопроводных трубах жилых домов города;
-организация в проведении практических работ, изучение органолептических показателей воды.
На втором этапе Дугиной Полине тьюторская поддержка была оказана в качестве рекомендации найти информацию о методах выращивания картофеля агрономами-инноваторами.
Третий шаг маршрута - формирование способностей к планированию результатов своей деятельности. Составляется сценарное планирование образовательного или социального результата тьютором, учеником и отчасти родителями. Составляется сценарий из последовательных шагов продвижения по маршруту с трёх сторон. Например, для Дугиной Полины:
1.Чтение научно-популярной литературы об известных и инновационных методах выращивания овощей, в частности картофеля.
2.Беседа с дедушкой Полины – агрономом об агротехнике возделывания картофеля в нашем районе, с учётом дефицита сельскохозяйственных земель.
3.Выбор метода лабораторного выращивания картофеля.
4.Беседа с преподавателем биологии о предстоящей практической работе.
5.Выполнение работы с фиксацией промежуточных и конечных результатов.
6.Оформление результатов, написание научно-практической работы.
7.Представление результатов работы на научно-практической конференции.
Ученицы добавляли в сценарий ИОМ пункты, которые считали важными для себя. Например, помощь родителей в организации поездок, съёмок.
Четвёртый шаг – проектирование образовательного пространства, построение индивидуальной образовательной программы. На основании трёх сценариев строится проект социального становления учащегося, индивидуальная образовательная программа, состоящая из прописанных шагов, которая в дальнейшем может быть скорректирована. Заверяется маршрут самим учеником, тьютором и родителями. Разрабатываются этапы с учётом индивидуальных возможностей, потребностей, желания для создания условий успешного выполнения этапов индивидуальной программы.
Пятый шаг маршрута – осуществление индивидуального образовательного движения ученика. Тьютор организует продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Двигаясь, ученики фиксируют промежуточные и конечные результаты, записывая, фотографируя, заполняя дневник наблюдения. Тьютор при беседах фиксирует результаты продвижения по маршруту, корректирует. Промежуточный результат образовательного или социального события – написание работы, выступление на конференции, написание статьи, тезисов.
Достижения Виктории – 3 место в городской научно-практической конференции школьников, 2 место в краевом конкурсе водных проектов старшеклассников, 2 место в городской олимпиаде по экологии, занятия в краевой эколого-биологической школе и сдача экзамена на «отлично», далее подготовка в медицинский ВУЗ.
Достижения Дугиной Полины – 1 место городского этапа конкурса «Эврика. Юниор», 3 место зонального этапа конкурса «Эврика. Юниор», дипломант Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского, выступление с защитой в Москве, также она дипломант Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды.
Шестой шаг –корректировка в траектории ИОМ, обеспечение успешности ученика. Умение учащихся рефлексировать: анкетирование, просмотр табеля, беседа с учителями – предметниками, сбор портфолио.
Вывод: таким образом, разработка траектории индивидуального маршрута учащегося предполагает индивидуальную образовательную деятельность учащегося и очень обширное обсуждение этой деятельности с тьютором, тьютора с учеником и родителями. Работа тьютора незаметная на первый взгляд и только сквозь годы виден результат.
Литература:
1.Организация пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе. Тьюторство : идеология, проекты, образовательная практика. 2004 год Г.М.Беспалова
2.Школа эффективного взросления. Т.М.Ковалёва Томск 2005 год
3..Тьюторское сопровождение самообразования подростка. Е.А. Суханова Томск 1996-2005 год.
4.Тьюторское сопровождение школьника, организационные формы и образовательные эффекты Г.М.Беспалова
5.Школа индивидуализации образования. Концепция школы «Эврика – развития» Томск Т.М.Ковалёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41376.jpg)
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Авторская работа по теме: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования”
Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-276603-1387558099.jpg)
Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"
В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-282762-1377806934.jpg)
Сценарий Новогоднего представления. Авторская работа."Новогоднее чудо доброты"
Поэтический спектакль для младших школьников на новый год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-300295-1380735798.jpg)
АВторская работа "Энҗе җыям"
Программа «Энҗе җыям» является программой гуманитарной направленности. Данная программа предназначена для учащихся 2– 5 классов. Наполняемость группы в соответствии с требованиями СанПиНа 15 чел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-478854-1411322555.jpg)
Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/04/picture-1319601-1614854078.jpg)
Опыт работы в рамках Всероссийского педагогического конкурса с авторской работой
Опыт работы в рамках Всероссийского педагогического конкурса с авторской работой...