Авторские работы Урвачевой Е.С.
статья по биологии (11 класс) по теме

1. СОХРАНЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ГОРНЫХ РЕК ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА–КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК, ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИЛЕЖАЩИХ К НИМ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ

2. Разработка траектории индивидуального образовательного маршрута учащегося

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.С.Урвачёва

СОХРАНЕНИЕ ЖИВОПИСНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ГОРНЫХ РЕК ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА–КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК, ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРИЛЕЖАЩИХ К НИМ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12, с. Дивноморское, муниципальное образование

город–курорт Геленджик

Уникален рекреационный район России с чистейшим воздухом, живописными красотами, благотворно влияющими на здоровье человека. Звенящая синева небес, тёплое южное солнце, освежающий морской бриз, горы–красавицы, хрустальная вода горных рек в окаймлении зелени лесов– всё это город-курорт Геленджик. Каждый из отдыхающих, конечно, купался в море, загорал на берегу. Но мало кто посещал в знойный день побережье горных рек окрестностей Геленджика, воды которых впадают в море. Немногие посещали и практически нетронутые красоты горных лесов. Вот о них будет идти речь.

Проблема: необходимость сохранения экологического состояния горных рек и прилежащих к ним лесных массивов, воспроизводство рекреационных ресурсов. Долина рек, горная местность с уклоном в сторону Чёрного моря, сложена в основном делювиально-пролювиальными отложениями. Климат района морской, умеренно-тёплый и влажный, с жарким летом и тёплой зимой. Ветровой режим характеризуется чередованием влажных морских и сухих континентальных ветров. В долинах рек Адерба и Мезыбь режим подземных вод связан с сезонными изменениями климата, под реками – гравийно-галечная толща. Формирование потоков грунтовых вод происходит в верхнем и среднем течении рек за счёт фильтрации атмосферных осадков и фильтрации речных вод. Во время засухи наблюдается попадание морских вод в водоносный горизонт. Химический состав подземных вод – гидрокарбонатно-кальциевый, минерализация – 0,2-0,4г./л., рH=7-8.5. Под действием разных источников загрязнения в подземных водах обнаруживают в небольших количествах нефтепродукты, ядохимикаты, металлы.

Группа учащихся школы №12 с руководителем занимаются изучением экологического состояния побережья рек Мезыбь и Адерба, воды в реках, геоботанического описания лесных массивов. Учащиеся принимают активное участие в очищении русла рек, лесных массивов, привлекают своих родителей, одноклассников, знакомых.

По органолептическим показателям проводились исследования состояния воды в реках в течение двух лет. В результате был сделан вывод, что в основном вода в реках пригодна для хозяйственно-бытовых нужд человека, но в ряде случаев, где наблюдалась деятельность человека на побережье рек, имеются отклонения от нормы по химическому составу воды.

Таблица №1

Практическая работа № 1 «Исследование пробы воды из реки Мезыбь»

Цель: рассмотреть нормативные характеристики проб воды из реки Мезыбь. 26.10.07г.

Нормативные показатели

Характеристики

1. запах при 20 градусах С

отсутствует

2. запах при60 градусах С

отсутствует

3. цветность

без цвета

4. мутность

небольшая

5.окраска

есть водные организмы и небольшая плёнка

6. кислотность

7

7. привкус

не имеет

Вывод: рассмотренная проба соответствует нормативным уровням. Мы обнаружили в водной среде мелкие водные организмы и небольшую пленку, так как эта проба была взята в открытом естественном водоеме.

Скважины городского водозабора находятся вдоль русла рек Адерба и Мезыбь, их глубина 29-35 м. Естественным источником подпитки водозабора являются отфильтрованные почвой  воды горных рек. Почему и важно сохранить экологически важные для жителей города и посёлков объекты: побережья горных рек Адерба и Мезыбь, лесные массивы вдоль этих рек. Очень важны чистота воды и воздуха для приезжающих сюда круглый год россиян. На сегодня город-курорт  Геленджик один из самых востребованных, здесь могут поправить своё здоровье люди любого возраста, так как санатории, пансионаты, дома отдыха, детские лагеря в нашем городе и пригороде функционируют круглый год.

Геленджик гордится чистотой воздуха. «Городок Геленджик, весь в садах утопая, лежит», – эти строки  из песни знакомы каждому геленджичанину.

В скверах, садах, лесах воздух изобилует фитонцидами, вырабатываемыми соснами, липами и, конечно, можжевельником. Три вида можжевельника произрастает на склонах гор. Именно можжевельник, вечнозелёное растение, выделяет в атмосферу фитонциды, с помощью которых даже у хронически больных людей повышается иммунитет. Доказано, что в шишко-ягодах можжевельника запас микроэлементов позволяет употребляющим отвар восстановить функционирование иммунной системы за короткий период времени.

В результате геоботанического исследования двух участков леса вдоль рек были сделаны снимки удивительной красоты. Методика геоботанических исследований включает в себя комплексное изучение растений, среды их обитания. Характеристика фитоценоза учитывает видовой состав, количественные и качественные отношения растений, структуру, характер местообитания. В стандартном бланке геоботанического описания указывался рельеф, почва, окружение, влияние деятельности человека, ярусы, древостой, возобновление (всходы и подрост), подлесок (кустарничковый ярус), задернованность (истинное покрытие), мохово-лишайниковый покров, внеярусная растительность. В августе и в мае рассматривались два участка, обнаружено небольшое изменение в видовом составе. Данные изменения произошли в результате деятельности человека или природных аномальных явлений

Таблица № 2. 

Практическая работа № 2 «Составление стандартного бланка геоботанического описания участка леса»

Цель: исследование видового состава растительных объектов участков леса»                                                   Ярусы

название яруса

высота, м

господствующие виды

1

дубово-грабниково-можжевеловый

17,5

можжевельник

2

жасмино-держидерево-скумпийный

4

скумпия

3

терново-шиповниковый

2,5

шиповник обыкновен.

4

шафрано-астрогало-зверобоя-чабречный

0,4

чабрец геленджикский

Древостой

Степень сомкнутости крон: 0,3

Формула состава древостоя: 19 мож., 8 держ., 7 д., 7 гр., 4 кизил, 3 жас.

порода

ярус

возраст

высота

диаметр стволов

кол-во

высота крон

преоблад.

максим

1

дуб

1

50-60лет

17,5м

0,35м

0,4м

7

7,5м

2

грабник

1

40-50

16

0,3-0,4

0,4

7

10м

3

мож.вон.

2

45

12

0,2-0,3

0,35

11

1,3м

4

мож.выс.

2

50

15

0,5-0,6

0,17

8

2,4м

5

жасмин

3

2-3

1,5

0,15-0,2

0,17

3

0,7м

6

держидер.

3

25-30

4-5

0,15-0,2

0,15

8

0,6м

7

скумпия

3

10-15

2-3

0,08-0,12

0,12

4

0,4м

8

кизил

3

20-30

7-9

0,08-0,1

0,1

4

0,8м

Вывод: в результате исследования видового состава на двух участках леса в августе 2007года и в мае 2008 года были отмечены небольшие изменения:  уменьшение количества некоторых видов растительных организмов, в том числе и краснокнижных.

Ученики школы совершали рейды по очистке русла рек и лесных массивов, находящихся рядом. Также вместе с работниками лесхоза дети участвовали в работе голубого и зелёного патрулей. Были выявлены следующие нарушения: выброс бытового и строительного мусора, мытьё машин в реках, вывод сточных труб из систем канализации частного сектора. Службы города были информированы инициативной группой учащихся. Очень важно сохранить чистоту вод в реках и незамусоренное побережье, так как воды рек попадают, проходя через естественный фильтр - почву в скважины, откуда ведётся забор питьевой воды для жителей  города и посёлков, а также для отдыхающих.

Вывод: в результате исследований, проведённых группой учащихся школы №12 относительно экологического состояния побережья горных рек, воды в реках, лесных массивов были выявлены небольшие отклонения по состоянию воды, состоянию лесных массивов.  

Думаем, что необходимо сохранять экологическое равновесие и проводить воспроизводство рекреационных ресурсов РФ с помощью служб города, в частности лесхоза и ребят из зелёного и голубого патруля.

Литература:

  1. Алексеев И.А., Груздева Н Л. «Экологический практикум» Самара 2005г.
  2. «Водный кодекс РФ»1997г.
  3. СанПиН 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения»
  4. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. «Охрана растительного мира на северо-западном Кавказе» Краснодар 1989г.
  5. Егорова Н.А. «Учебная практика по ботанической географии» методическое пособие Москва изд. МГУ 1984г.
  6. Нагалевский В.Я. «Красная книга Краснодарского края» Краснодар 1994г.  



Предварительный просмотр:

Научно-практическая тьюторская  конференция

 «Изучение и распространение опыта деятельности тьютора»

Разработка траектории

индивидуального образовательного

 маршрута учащегося

                                                     автор: Урвачёва Елена Станиславовна

                                    учитель биологии МОУ СОШ №12

г.Геленджик

2012 год

Разработка траектории индивидуального образовательного

маршрута учащегося.

                                                           Автор: учитель биологии высшей категории

Урвачёва Елена Станиславовна

город-курорт Геленджик МОУ СОШ №12

  Школа сегодня – это возможность передачи информационно-культурных достижений человечества и взаимооношения учитель- ребёнок - родители. Научить всех и всему невозможно. Значит, должны быть индивидуальные образовательные программы. В школе должна появиться новая педагогическая позиция – учитель, владеющий технологией совместного с ребёнком поиска индивидуального личностного смысла учения, выстраивания индивидуального образовательного маршрута и его рефлексии. Это и есть  тьютор.

  Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником выбора образовательных действий. Тьютор ценит и поддерживает самостоятельность ребёнка. В рамках индивидуальных образовательных программ, маршрутов ученик вправе выбирать себе задание, подходить к его решению творчески. У ребёнка вырабатывается умение организовывать самостоятельный поиск знаний.

  Данная позиция, позиция тьютора мне близка, так как подобная работа  хорошо знакома. В рамках курсов «Тьюторское сопровождение в образовании»  успешно защитила тьюторский проект. Элементы технологии ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности учащегося) по Н.Л.Галеевой используемые мною ранее, созвучны с тьюторством. Основная задача технологии ИСУД – обеспечение условий развития учащегося, возможно создание карты индивидуального развития ученика средствами учебного предмета.

  С тьюторской позиции интересно отслеживать этапы, шаги деятельности, фиксировать их. Любой ребёнок индивидуален, задача тьютора умело, ненавязчиво сопроводить его к желаемой цели. Разработка индивидуального   образовательного маршрута учащегося состоит из последовательных шагов, этапов, но для каждого ребёнка эти шаги индивидуальны. На примере двух учащихся  рассмотрим  шаги траектории ИОМ.

  Первый шаг – обнаружение интереса. На факультативных занятиях, при изучении темы «Значение воды в жизни человека» ученица 8 класса Клюкина Виктория самостоятельно предложила презентацию о посещении её семьёй музея воды в Санкт- Петербурге. При индивидуальной беседе с девочкой был отмечен интерес  и желание развивать познания в области биологии и экологии по теме «Водные ресурсы». Ученица 6 класса Дугина Полина посещает факультатив по биологии, увлеклась ботаникой. Получила летнее задание, как и все ученики 6-ых классов, индивидуально изъявила желание проследить за произрастанием настурции. Интерес был зафиксирован,  и уже после окончания 7-ого класса девочка выбрала тему научно-практической работы по ботанике «Лабораторное выращивание картофеля трёхъярусным методом».

  Второй шаг – работа с ресурсами, составление ресурсной карты. Здесь учитывается социальное расширение имеющихся знаний – максимальное количество социальных возможностей под уникальный интерес ученицы, культурно-предметное расширение – работа с книгами, научными статьями, выход в Интернет, антропологическое расширение – психофизиологические возможности полростка. Ресурсная карта составляется совместно - ученица и тьютор, были учтены и возможности родителей. С согласия Виктории тьюторская поддержка заключалась в организации встреч:

-с главным инженером городского водоканала, изучение состояния водных ресурсов города, история водоканала;

-встреча с работниками СЭС города – изучение санитарного состояния воды скважин водоканала, воды в реках вдоль которых находятся скважины и воды в водопроводных трубах жилых домов города;

-организация в проведении практических работ,  изучение органолептических показателей воды.

 На втором этапе Дугиной Полине тьюторская поддержка была оказана в качестве рекомендации найти информацию о методах выращивания картофеля агрономами-инноваторами.

  Третий шаг маршрута - формирование способностей к планированию результатов своей деятельности. Составляется сценарное планирование образовательного или социального результата тьютором, учеником и отчасти родителями. Составляется сценарий из последовательных  шагов продвижения по маршруту с трёх сторон. Например, для Дугиной Полины:

1.Чтение научно-популярной литературы об известных и инновационных методах выращивания овощей, в частности картофеля.

2.Беседа с дедушкой Полины – агрономом об агротехнике возделывания картофеля в нашем районе, с учётом дефицита сельскохозяйственных земель.

3.Выбор метода лабораторного выращивания картофеля.

4.Беседа с преподавателем биологии  о предстоящей практической работе.

5.Выполнение работы с  фиксацией промежуточных и конечных результатов.

6.Оформление результатов, написание научно-практической работы.

7.Представление результатов работы на научно-практической конференции.

 Ученицы добавляли в сценарий ИОМ пункты, которые считали важными для себя. Например, помощь родителей в организации поездок, съёмок.

  Четвёртый шаг – проектирование образовательного пространства, построение индивидуальной образовательной программы. На основании трёх сценариев строится проект социального становления учащегося, индивидуальная образовательная программа, состоящая из прописанных шагов, которая в дальнейшем может быть скорректирована. Заверяется маршрут самим учеником, тьютором и родителями. Разрабатываются этапы с учётом индивидуальных возможностей, потребностей, желания для создания условий успешного выполнения этапов  индивидуальной программы.

  Пятый шаг маршрута – осуществление индивидуального образовательного движения ученика.  Тьютор организует продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Двигаясь, ученики фиксируют промежуточные и конечные  результаты, записывая, фотографируя, заполняя дневник наблюдения. Тьютор при беседах фиксирует результаты продвижения по маршруту, корректирует. Промежуточный результат образовательного или социального события – написание работы, выступление на конференции, написание статьи, тезисов.

 Достижения Виктории – 3 место в городской научно-практической конференции школьников, 2 место в краевом конкурсе водных проектов старшеклассников, 2 место в городской олимпиаде по экологии, занятия в краевой эколого-биологической школе и сдача экзамена на «отлично», далее подготовка в медицинский ВУЗ.

 Достижения Дугиной Полины – 1 место городского этапа конкурса «Эврика. Юниор», 3 место зонального этапа конкурса «Эврика. Юниор», дипломант Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского, выступление с защитой в Москве, также она дипломант Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды.

  Шестой шаг –корректировка в траектории ИОМ, обеспечение успешности ученика. Умение учащихся рефлексировать: анкетирование, просмотр табеля, беседа с учителями – предметниками, сбор портфолио.

  Вывод: таким образом,  разработка траектории индивидуального маршрута учащегося предполагает индивидуальную образовательную деятельность учащегося и очень обширное обсуждение этой деятельности с тьютором, тьютора с учеником и родителями.  Работа тьютора незаметная на первый взгляд и только сквозь годы виден  результат.  

Литература:

1.Организация пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе. Тьюторство : идеология, проекты, образовательная практика. 2004 год Г.М.Беспалова

 2.Школа эффективного взросления. Т.М.Ковалёва Томск 2005 год    

 

3..Тьюторское сопровождение самообразования подростка. Е.А. Суханова  Томск 1996-2005 год.

4.Тьюторское сопровождение школьника, организационные формы и образовательные эффекты Г.М.Беспалова

5.Школа индивидуализации образования. Концепция школы «Эврика – развития» Томск Т.М.Ковалёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа по теме: Мировая художественная культура в контексте культурологического образования”

Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ра...

Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...

Сценарий Новогоднего представления. Авторская работа."Новогоднее чудо доброты"

Поэтический спектакль для младших школьников на новый год....

АВторская работа "Энҗе җыям"

Программа «Энҗе җыям» является программой гуманитарной направленности. Данная программа предназначена для учащихся 2– 5 классов. Наполняемость группы в соответствии с требованиями СанПиНа 15 чел...

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Опыт работы в рамках Всероссийского педагогического конкурса с авторской работой

Опыт работы в рамках Всероссийского педагогического конкурса с авторской работой...