Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "Знатоки органического мира Черного моря"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Куба Ирина Анатольевна

Интеллектуальная игра разработана на основе материалов Шкатулки Черного моря, расчитана на учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnicy.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ  г.СОЧИ

ЛАЗАРЕВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 99 г.СОЧИ

Имени  Героя России Д.Д. Тормахова

Методическая разработка

интеллектуальной игры «Умники и умницы»

(по материалам  «Шкатулки Чёрного моря»)

 

Куба Ирина Анатольевна

учитель биологии, географии и кубановедения

педагогический стаж  25 лет 

СОЧИ

2013

«Этот удивительный живой мир Черного моря»

(интеллектуальная игра «Умники и умницы»)

Цели и задачи: 

  1. Выявление и поддержка одаренных юных знатоков биологии, краеведения, создания условий для их развития и самореализации.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, интерес к краеведению, биологии.
  3. Расширение кругозора.

Форма проведения: интеллектуальная игра, на основе методических материалов «Шкатулка Черного моря»

 Оборудование:

  1. Шкатулка Черного моря.
  2. Набор карточек «Живой мир Черного моря».
  3. Ордена  в виде дельфинов, изготовленные по схеме из методических рекомендаций шкатулки (красный – «5» баллов, желтый – «4» балла, голубой – «3» балла).
  4. Карточки-головоломки из материалов шкатулки Черного моря.
  5. Мультимедийная презентация.
  6. Дорожки с соответствующим числом клеток  (дорожки могут быть выполнены из бумаги или на пол можно наклеить изоляционную ленту красного, желтого и зеленого цветов)
  7. Призы, грамоты.

Оформление:

  • Экспозиция  книг о живом мире Черного мира.
  • Фотографии и рисунки  Черного моря, его живого мира.
  • Музыка для начала и завершения игры

Возраст участников 10-13 лет.

Ход игры

Здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы – живой мир  Черного моря». Это игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники. Только трое из всех участников набравшие по итогам отборочного тура максимальное количество Орденов, выходят в финальную часть игры.

 

Чтобы получить орден умника, вы должны отвечать на вопросы отборочного тура.

Получив орден, вы становитесь «теоретиками». Это слово обозначает исследование, рассмотрение.

Те из участников, кто наберет большее количество орденов с наибольшим количеством баллов, станет на «дорожку практики». Максимальное количество баллов за ответ – «5», минимальное – «3».

Если «практик» справится с заданиями на своем пути, то он выходит в финал. Зрители также могут отвечать на вопросы, на которые не смогли дать ответ «практики», получая орден с соответствующими баллами. Кто из  «теоретиков» набрал максимальное количество баллов тот выходит также в финал.

Финальный тур определит победителя – «Умника».

 Игру обслуживает техническая группа, оценивает наше уважаемое жюри. Представление жюри…

Вопросы для отборочного тура:

  1. В моем названии два слова, и первое из них очень обыкновенное. Догадайся, кто я?  (5 баллов)
  2. Я подхватываю объедки, которые мне бросают люди с лодок. Догадайся, кто я?   (4 балла)
  3. Леом я мигрирую на север. Зимой из всех видов чаек – наиболее многочисленный вид. Но когда наступает лето, моя голова чернеет, и меня уже не встретишь. Догадайся, кто я?  

(Обыкновенная чайка)

  1. Вторая буква моего названия «О»  Догадайся, кто я? (5 баллов)
  2. Жизнь в озерах и реках мне по вкусу. Я крепко цепляюсь за песок своим корневищем и тем самым предотвращаю эрозию песчаного дна. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Я могу дорасти до 150 см. В местах моего обитания жизнь процветает. Догадайся, кто я? (3 балла)

(Зостера)

  1. С помощью нитевидных образований на краях моей раковины я могу прикрепляться к субстрату. Догадайся, кто я? (5 баллов)
  2. Мое мясо считается деликатесом. Меня вылавливают в большом количестве и употребляют в пищу. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Я питаюсь фильтруя воду. Моя пища – фитопланктон и органическое вещество. Я двустворчатый моллюск. Догадайся, кто я? (3 балла)

(Средиземноморская мидия)

  1. В моем названии два слова, второе также означает священнослужителя. Догадайся, кто я? (5 баллов)
  2. Я не выношу звуков, производимых человеком. Я могу жить только в спокойной и тихой обстановке.  Мои усы помогают находить рыбу даже в мутной воде. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Я охочусь в море, а сплю на суше. Я люблю подводные пещеры. Я – одно из редких морских млекопитающих в мире. Догадайся, кто я?

(Тюлень - монах)

  1. Иногда я вырастаю больше 1м в длину. У меня длинный хвост, а на теле множество шипов. Догадайся, кто я? (5 баллов)
  2. Мое тело очень сильно уплощено в спинно-брюшном направлении. Мои грудные плавники напоминают крылья. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Я отношусь к хрящевым рыбам. Обычно я зарываюсь в песок. Догадайся, кто я? (3 балла)

(Колючий скат)

  1. В мое название состоит из единственного слова из шести букв, начинается на букву «Т». Если на меня нападают, я сбрасываю чешую, чтобы сбить с толку преследователя. Догадайся, кто я? (5 баллов)
  2. Я плаваю вместе со стаями хамсы, отличаясь от нее зазубренным. Как пила, килем внизу брюшка и более плоским телом. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Внешне я очень похожа на сардину. Я зеленовато-синего цвета, вырастаю до 12см и держусь стаями. Догадайся, кто я? (3 балла)

(Тюлька)

  1. Мое название состоит из двух слов, второе их которых начинается на букву «С». Догадайся, кто я?  (5 баллов)
  2. Я обитаю на скалистом дне на глубине до 30 м. Чтобы уберечь меня от вымирания, нужно сократить поступление фосфатов и нитратов в море. Догадайся, кто я? (4 балла)
  3. Внешним видом я напоминаю листовой салат. Я зеленого цвета. Догадайся, кто я? (3  балла)

(Ульва салатная)

  1. Мое название состоит из единственного слова, начинающегося на букву «Х». Меня используют в пищу не только люди, но и  крупные рыбы. Догадайся, кто я?  (5 баллов)
  2. Моя спинка и бока серебристого цвета, а брюшко почти белое. Зимой я мигрирую в поисках пищи на юг Черного моря. Догадайся, кто я?  (4 балла)
  3. Мое мясо великолепно на вкус. Меня используют при приготовлении множества блюд и даже десерта! Догадайся, кто я?   (3 балла)

(Хамса)

  1. Мое название состоит из двух слов, третья буква второго слова «Р». За мою 4-5 летнюю жизнь я вырастаю до 15 см. Догадайся, кто я?   (5 баллов)
  2. У меня нет зубов, потому что я питаюсь планктоном. Догадайся, кто я?   (4 балла)
  3. Меня легко узнать по ряду черных пятен на боку. Моя спинка зеленоватого цвета, а бока серебристые. Я легко теряю чешую. Догадайся, кто я?   (3 балла)

(Европейская сардина)

  1. Мое название состоит из двух слов, первое из них связано с расцветкой. На берег я не выхожу, потому что у меня короткие ноги. Догадайся, кто я?   (5 баллов)
  2. У меня хриплый и пронзительный крик «Крьяк»! Догадайся, кто я?  (4 балла)
  3. У меня изящное стройное тело, внешним видом  я похожа на чайку. Но мои крылья длиннее, а хвост раздвоен. Я падаю в море с большой высоты, пропадаю под водой на несколько секунд и вылавливаю рыбку. Догадайся, кто я?  (3 балла)

(Пестроносая крачка)

Первый тур завершен. Пора подвести итоги и определить игроков, которые продолжат борьбу за звание самого Умного. Итак, трое лучших «теоретиков» выходят на «дорожку практиков».

 Узнаем их имена….Слово жюри.

Выбирают трех игроков, которые набрали самое большое количество орденов.

Пора игрокам выбрать дорожку, которая должна привести одного к победе. В зависимости от количества набранных орденов, участники выбирают «Дорожку практики». 

 Напоминаем правила игры:

Перед вами три дорожки. Самая короткая дорожка к победе — красная. Чтобы по ней прийти к победе, необходимо правильно ответить на 3 вопроса, но без права ошибки. Первая ошибка и вы покидаете игру.

Желтая дорожка — это средняя, Чтобы стать победителем, участнику необходимо пройти 4 ступени — четыре вопроса, можно ошибиться один раз. При второй ошибке вы покидаете игру.

Зеленая дорожка — самая длинная. Игроку на ней придется ответить на 5 вопросов. На этой дорожке участник имеет право на 2 ошибки. Если участник допускает 3 ошибку - покидает игру.

Право очередности выбора дорожки принадлежит тому, кто набрал больше орденов.

Вопросы  задаются по очереди:    вначале игроку на красной дорожке, затем на желтой, потом игроку на зеленой дорожке.

Вопросы для «теоретика» на красной дорожке.

  1. Мое название начинается на букву «Б» Я все время ныряю и выныриваю из воды. Находясь в воде, я медленно намокаю. Промокнув насквозь, я выхожу на берег, раскрывая крылья и обсыхаю. В холодный зимний день я могу съесть 1 кг рыбы. В полете мы выстраиваем стаю в клин или в линию. Догадайся, кто я?  (Баклан)
  2. Мое название состоит из одного слова, начинающегося на букву «С». На боку у меня от жаберной щели до хвоста тянется ряд крупных изогнутых костных пластинок. У меня два спинных плавника. Догадайся, кто я?  (Ставрида)
  3. Я живу около 8 лет и вырастаю до 35 см. Я питаюсь мелкими рыбами и беспозвоночными животными. Моя защита – ядовитые шипы в плавниках. Я живу на морском дне среди камней. Цвет моего тела – от темно-красного до розового. Догадайся, кто я?  (Черноморская скорпена-ерш)

Вопросы для «теоретика» на желтой дорожке.

  1. Один мой бок коричневый, а другой – беловатый. У меня на коже много костных выступов. Оба глаза у меня расположены на одной стороне тела. Я живу на глубине. Мое тело плоское, как тарелка. Догадайся, кто я?   (Камбала-тюрбо)
  2. Я люблю плавать в стаях. Днем наши стаи держатся у дна, а ночью мы поднимаемся на поверхность. На моей спине видны узоры в виде изогнутых полосок. Я питаюсь, размножаюсь и зимую в разных местах, мигрируя из одного в другое.  Тело мое напоминает торпеду. Я достигаю длины до 50 см. Догадайся, кто я?  (Скумбрия)
  3. Мое название состоит из двух слов, второе из которых начинается на букву «А». Мое тело на 95% состоит из воды.   Догадайся, кто я? (Ушастая аурелия)
  4. Мое название состоит из двух слов, второе содержит намек на мою расцветку. Я люблю плыть в кильватере кораблей вместе со своими друзьями.  Догадайся, кто я? (Дельфин белобочка)

Вопросы для «теоретика» на зеленой дорожке.

  1. Благодаря моему цепкому и длинному хвосту я могу держаться за водоросли, чтобы меня не унесло течением. Возможно, я похож на лошадь, но на самом деле я – рыба, с настоящими жабрами и плавниками. В отличие от многих других рыб, детенышей у нас вынашивают самцы в специальной выводковой камере на животе. Во многих странах я являюсь охраняемым видом. Догадайся, кто я? (Коротконосый морской конек)
  2. Мое название начинается на букву «Б». Я  окрашена в красноватые, иногда в коричневатые тона. На нижней челюсти у меня два чувствительных усика. Я живу на глубине. Догадайся, кто я? (Барабулька)
  3. Первая буква моего названия «К» Я могу двигаться очень быстро, и всегда боком. У меня есть клешни. Догадайся, кто я? (Краб)
  4. В моем названии два слова. Я ненасытная. Я питаюсь всеми видами мелких двустворчатых моллюсков. Черное море не является моей родиной. Догадайся, кто я? (Рапана жилковатая)
  5. Мое название состоит из одного слова, в котором три буквы «А». Я  - самое умное существо, обитающее в Черном море. Догадайся, кто я? (Афалина)

Итак, у нас определился финалист – самый Умный Практик. 

Теперь проведем испытание среди теоретиков, получивших в ходе игры  наибольшее количество  Орденов. Выдаются головоломки. Кто быстрее и более правильно ответит на вопросы головоломки, также признается самым Умным Теоретиком.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...