разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Нестерова Елена Ходжагельдыевна

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitoz.docx17.04 КБ
Файл mitoticheskiy_cikl_kletki.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

      Тема   урока: " Митоз ".

       Цель:

    1.  Углубить знания в митотическом делении клетки, дать представление о

      биологическом значении митоза.

    2. Совершенствовать умение работать с микроскопом и учебником;

     3.  Развивать умение анализировать и делать выводы при решении поставленной

      проблемы;

      4. Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать друг друга,

      умение выражать свою точку зрения, умение использовать разные источники

      информации.

      Оборудование:

       микроскопы, микропрепараты “Митоз в корешке лука”, таблицы

      “Митоз”, “Репликация ДНК”, демонстрационный телевизор с видеомагнитофоном,

      фрагменты видеофильмов “Инфузория туфелька”, “деление клетки

      многоклеточного организма”, компьютер, компьютерная программа “Общая

      биология” раздел “митоз”, набор инструктивных карточек, набор терминов,

      магниты, микроскоп с видеокамерой.

       

      ХОД УРОКА

       

      I. Оргмомент

      II. Изучение нового материала.

Демонстрация интерактивной мультипликации «Деление клетки».

2.1. Учитель ставит проблему:

Какой процесс продемонстрирован на экране?

О чем будет идти речь на уроке?

2.2.Демонстрация митотического цикла клетки.

Вопрос: Что демонстрирует данная схема?

                Почему разделение окружности, обозначающей фазы митоза, неравномерно?

                Дайте понятие «интерфаза» и «митоз».

                Какими процессами характеризуется каждая фаза митотического цикла? Ответы учащихся (интерфаза: пре-, пост-, синтетический период  - у экрана; митоз: профаза, метафаза, анафаза, телофаза – рисунок на доске и подбор соответствующего изображения на магнитах).

Вопрос: Сравним процессы митоза, изображенные вами на доске и озвученные, с теми,           которые предлагаю вам я?

Демонстрация на экране схемы «Митоз»

     

      2.1 Вопрос: какая проблема в биологии обсуждается сейчас наиболее широко в

      прессе, телевидении даже людьми, далёкими от биологии? (Клонирование

      организмов).

      Учитель: Какую проблему в данной области мы можем с вами решить на данном

      уроке? (Как происходит процесс клонирования в природе у одноклеточных и

      многоклеточных организмов.)

      Проблема может быть заранее написана на доске и закрыта, если учащиеся

      затрудняются с постановкой или формулировкой проблемы, то учитель

      открывает доску и предлагает проблему детям.

      Учитель:  Что вы понимаете под клонированием? Что или кто такой клон?

      Какую гипотезу вы можете предложить для решения поставленной проблемы?

      Учащиеся предлагают свои гипотезы, затем демонстрируется фрагмент фильма

      “Инфузория туфелька”, где показан процесс деления.

      Учитель: Можно ли сказать, что мы получаем клон? Почему?

       

      III. Изучение митотического деления клетки

      Митотический цикл изучается при помощи компьютерной программы, где каждый

      период жизни клетки представлен в видеоролике. Учащиеся просматривают

      ролик и предлагают свою версию происходящего. После этого, на экран

      выводится информация о реально происходящем процессе, и ученики сравнивают

      свою версию с фактами.

      Одновременно с этим, составляется схема митотического цикла из терминов,

      напечатанных на бумаге, и прикрепляется к доске магнитами. Учащиеся

      записывают схему в тетрадь.

      При изучении синтетического периода, идёт опора на изученный ранее

      материал о репликации ДНК с использованием таблицы. Рассматривается

      строение хромосомы (хромосома зарисовывается в тетрадь, её части

      подписываются)

      В итоге на доске появляется следующая схема:

       

      IV. Закрепление

      В качестве закрепления проводится работа с микроскопом по инструктивной

      карточке.

     

            Инструктивная карточка:

  1.  Найдите на микропрепарате фазы митоза.
  2. Подсчитайте количество клеток, находящихся в объективе микроскопа, в :

А) профазе;

Б) метафазе;

В) анафазе;

Г) телофазе;

Д) интерфазе.

          3. В какой зоне корешка лука располагаются делящиеся клетки?

          4.

                     

       

      Работа с учащимися по инструктивной карточке. После этого учащимся

      предлагается назвать фазы митоза, видимые на экране телевизора и

      обосновать свой ответ.

      Демонстрация видеофрагмента “Деление клетки многоклеточного организма”.

      Предварительно учащимся задаётся вопрос: “Как вы думаете, деление какой

      клетки растительной или животной запечатлено на плёнке? Ответ обоснуйте”

      Помощь можно найти в учебнике на стр.172. (Изображено деление животной

      клетки, т.к. цитоплазма делится путём перетяжки тела клетки на две).

       

      V. Итог урока

      Возврат к проблеме. Учащиеся должны сформулировать вывод-решение проблемы

      (Клонирование идёт путём митотического деления клетки, причём у

      одноклеточных организмов этот процесс идёт сразу на организменном уровне,

      т.к получаются идентичные организмы , а у многоклеточных – на клеточном, а

      затем на организменном уровне).

      Вывод учащиеся записывают в тетрадь.

      Учитель: Как вы думаете в чём биологическое значение митоза? (Размножение

      и рост организмов, восстановление утраченных органов, регенерация тканей

      при повреждениях.)

       

      VI. Домашнее задание: §53, отработать задание по терминологии после

      параграфа (Домашнее задание заранее выписывается на доску).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Митотический цикл клетки. Интерфаза.

Слайд 2

Интерфаза

Слайд 3

ИНТЕРФАЗА 1.Подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы: образование рибосом, синтез рРНК , иРНК , тРНК ; синтез АТФ; деление митохондрий; у растений деление пластид; синтез ферментов; рост клетки. 2.Построение второй хроматиды и формирование двуххроматидных хромосом: удвоение (редупликация) ДНК; синтез белков; сборка второй хроматиды из ДНК и белков. 3.Подготовка клетки к делению: синтез белка; синтез АТФ; удвоение массы цитоплазмы; синтез РНК; увеличение объема ядра.

Слайд 4

Митотический цикл клетки. Профаза. Двуххроматидные хромосомы спирализуются , ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.

Слайд 5

Митотический цикл клетки. Метафаза. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом

Слайд 6

Митотический цикл клетки. Анафаза. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки с помощью нитей веретена деления.

Слайд 7

Митотический цикл клетки. Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуется две дочерние клетки

Слайд 8

Работа у доски. 1. Зарисовать на доске фазы митоза. 2.Расставить в определенной последовательности, согласно рисункам, магнитные изображения фаз митоза.

Слайд 9

Лабораторная работа. Исследование митоза в корешке лука . 1.На подготовленном микропрепарате корешка лука найдите клетки, находящиеся на разных стадиях митотического деления 2.Подсчитать увиденные в объективе микроскопа клетки в: -профазе………………… -метафазе……………… -анафазе……………….. -телофазе……………… -интерфазе………….. 3.Зарисовать стадии митоза. 4.Вывод:……………………………………………………………………..

Слайд 10

Тема урока: Интерфаза и митоз

Слайд 11

Урок по теме: «Интерфаза и митоз» 11 класс (профильный) по программе И.Н.Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология». Разработала учитель биологии МОУ СОШ №39 х.Галицына Славянского района Нестерова Е.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........

Проверочная работа по биологии 11 класс "Жизненный цикл клетки" по УМК Пономаревой Н.И.

Проверочная работа сформирована по материалам сайта "СДАМ ГИА", рассчитана на 10 мин., позволяет быстро проверить усвоение темы и навыки работы с КИМами  ЕГЭ по биологии....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Деление клетки. Митоз.

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Деление клетки. Митоз.Тип: урок изучение нового материала.Цель: к концу урока у учащихся должны сформироваться знания о процессе деления клетки...