Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.
статья по биологии по теме

Степанько Елена Николаевна

Статья посвящена вопросу формирования ключевых компетенций у учащихся .Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы.Необходимо в своей работе каждому учителю использовать личностные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Степанько Е.Н.учитель биологии                         МБОУСОШ№7г.Сальска,Ростовской обл.

Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.                                                      

Одна из последних новаций в нашем образовании -этоФГОС.Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.  Общество выдвигает системе образования целый ряд требований, среди которых есть и требование «формирования общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира».

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологий, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций.

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Научиться учиться -ученик должен уметь добывать знания, уметь учиться по любым учебникам, добывать знания из любых источников.
  2. Учиться делать-уметь применять знания на практике.
  3. «Учится жить»-вместе с другими людьми, быть толерантным, заботиться о других, т.е. социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  4. Учиться быть-быть самим собой, понимать «кто я», «что я собой представляю».

 Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы.

личностные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. Но ,главное в работе учителя, остается прежним –работа с каждым учеником, признание ученика активным участником процесса обучения, соратником и коллегой учителя по учебному процессу. Ребенок активно развивается и сознательно потребляет знания.

Современный ученик должен уметь учиться по любому учебнику,  добывать знания из любого источника, значит, учитель обязан научить его этому. Что я оцениваю по достоинству у своих учеников? Умение самостоятельно мыслить. И сама учусь этому от них.

Cчитаю, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.Урок дожжен быть таким, где было бы интересно ученику, и, где было бы интересно учителю. Это то место, где создаются возможности научиться мыслить нестандартно, креативно, не боясь совершить ошибку, а может даже через пробы и ошибки. На уроке ребёнку должна быть предоставлена возможность высказать своё понимание проблемы, своё отношение к её решению, а наша учительская задача научить их понимать и принимать не только свою, но и чужую точку зрения.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)..

Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров). ИКТ активизируют самостоятельную поисковую работу учащихся.

Презентации Power Point являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих текст, цифры, графику, анимацию, видео, звук. Презентации использую на уроках  во время лекции или защиты проектов учащихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учащимся ярко и доступно  излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Использование ЭОР на уроке, позволяет перевести ребенка с позиции стороннего наблюдателя в позицию активного деятеля, исследователя, творца. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных.ЭОР нового поколения имеет модульную архитектуру и представляет собой совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ) одного из трех типов: информационные (И-типа), практические (П-типа) и контрольные (К-типа).Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Биология». Различные типы уроков биологии предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе. Следует констатировать, что появление ЭОР нового поколения, цели использования которых помимо традиционно – образовательных, определяются задачами информатизации современного общества, а также необходимостью интенсификации процессов интеллектуального развития обучаемых, позволяет расширить спектр видов учебной деятельности и организовать: разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности; информационно-учебнуюдеятельность;экспериментальноисследовательскую деятельность; деятельность по обработке информации; деятельность по представлению и извлечению знаний. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов на основе работы с модулями ЭОР нового поколения: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п.Использование возможностей ЭОР позволяет разнообразить все виды учебной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала ученика, на формирование информационной культуры, т.е. в создаваемых ЭОР заложен внутренний потенциал развития, который инициирует и поддерживает развитие креативности субъектов образовательного процесса, в том числе, инициацию их профессионального саморазвития. Т.к. ЭОР позволяют преподавателям строить авторские учебные курсы и создавать индивидуальную образовательную траекторию учащегося — благодаря различным вариантам исполнения электронных учебных модулей в ОМС можно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию. Электронные образовательные ресурсы призваны интенсифицировать процесс обучения, создать дополнительные возможности для реализации принципа личностного обучения и формирования ключевых компетенций. Наряду с перечисленными инновациями, существуют и другие. Выбор за учителем и школой. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. 

Кейс-метод.Понятие кейса и кейс-метода.

  1. Метод case study, или «Метод ситуационного обучения» (обучение на примере разбора конкретной ситуации). Дословно «case study» переводится с английского как «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации», его суть в следующем: описывается конкретная ситуация,
  2. обучающиеся самостоятельно детально изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в создаваемых рабочих группах
  3. проводятся презентации 
  1. Метод проектов в формировании ключевых компетенций учащихся.

Я считаю, что к числу наиболее эффективных средств формирования ключевых компетенций учащихся относится метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...

«Формирование ключевых компетенций у учащихся через активные формы и методы обучения».

Выбор мною методической темы обусловлен  в первую  очередь основными целями химического и биологического  образования:- ознакомить учащихся  с многообразием и единством веществ и х...

Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...