Урок "Формула здоровья"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

 

Предлагаемый урок обобщения и применения полученных знаний "Формула здоровья" проводится в конце учебного года как итоговый по курсу «Человек и его здоровье». Данный урок вполне может быть проведен и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_olga_valentinovna_tekst_2.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы.

Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. Этим целям служит курс «Человек и его здоровье». Задача курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды.

Предлагаемый урок обобщения и применения полученных знаний проводится в конце учебного года как итоговый по курсу «Человек и его здоровье». Данный урок вполне может быть проведен и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена.

Сценарий урока биологии в 8 классе.

Тема урока: Формула здоровья.

Задачи: обобщить знания о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, об условиях их сохранения и укрепления; стимулировать учащихся к размышлению о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни; выявить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Ход урока.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я  всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?  (обсуждение с детьми)

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества.

Здоровье – это главная ценность жизни, его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровье (по определению ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это процесс сохранения и развития его психических  и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека зависит от генетических факторов – на 15-20%, от состояния окружающей среды – на 20-25%; от медицинского обеспечения – на 8-10%. Остальные 50-55% в руках самого человека.  Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению, от образа жизни.

Итак, здоровье и долголетие во многом зависит от нас самих. Существует краткое понятие, что здоровье зиждется на трех «китах»:

- физической активности;

- рациональном питании;

- психическом комфорте.

Это общие понятия, которые неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.

Физическая активность как условие сохранения здоровья.

В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм?

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай». Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся высказывают свои мысли, учитель маркером на листе бумаги (или мелом на доске) кратко записывает основные положения.

Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам приникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

 Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы, Поэтому, будут иметь достаточную опору. Учитель обобщает и делает дополнение.

Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями? Дети работают в группах, записывают ответы:

- Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости.

- Возрастает мышечная масса, повышается сила.

- Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

-  В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему
активизируется их кровоснабжение и использование кислорода.

- Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

- Жизненная емкость легких возрастает.

- Тренируется сердечная мышца.

- В организме быстрее протекают обменные процессы.

- Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной
  нервной системы.

- Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить
напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры. (Избыток гормонов лишает человека сна,
поддерживает его беспокойное состояние.)

  1. Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т. е. кровь не застаивается, постоянно обновляется).
  2. Улучшается настроение.

Обоснуйте следующие правила гигиены опорно-двигательной системы (игровой момент, группы отвечают по очереди или кто быстрее):

Необходимо систематически заниматься физическими упражнениями.

При однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения.

В возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками.

Необходимо вырабатывать правильную посадку за рабочим столом.

Вредно поднимать большие тяжести.

Нельзя прыгать с высоты на твердую опору.

В любом возрасте вредно носить тесную обувь, обувь на высоком каблуке.

Во всяком возрасте полезна утренняя зарядка.

Сформулируйте гигиенические правила утренней зарядки (работа в группах, кто составит и объяснит больше правил).

Зарядку следует делать ежедневно.

Зарядкой надо заниматься в хорошо проветренном помещении.

Продолжительность зарядки не должна превышать 10-20 минут.

Нагрузку следует увеличивать постепенно.

На протяжении зарядки надо следить за пульсом и дыханием.

Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыхания.

Рациональное питание как условие сохранения здоровья (миниконференция).

Ведущий. Уважаемые коллеги и зрители. Тема нашей конференции «Есть или не есть, пить или не пить» посвящена гигиене питания.

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. Для обсуждения этой проблемы приглашен эксперт-диетолог (представляет его).

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает  выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы же секреты правильного питания? Думается, что слово для выступления надо предоставить врачу-диетологу.

Диетолог. Что такое диета? Этим словом обозначают состав пищи и режим питания. Американский исследователь Ирвинг Фишер, который посвятил многие годы изучению биоритмической системы нашего организма, писал: «...магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение и к нашему организму. И я могу сказать, что афоризмы «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу» в настоящее время устарел. Не созвучно ли «7 раз отмерь, один раз отрежь» другому - «Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться». Поэтому я рекомендую 7-разовое питание...» А вот мнение другого специалиста по биоритмике организма человека Ф.И. Комарова — академика АМН России — «5 разовое питание — это та самая пятерка для нашего желудка...» Хочу предложить присутствующим в зале самим сформулировать одно из «золотых правил» питания.

Выступающий из зала. Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.

Диетолог. Сформулировать следующее правило питания помогут изречения «Обжора роет себе могилу собственными зубами», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел» (Абуль-Фаорадж), «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» (А. Джами).

Обсуждение данных высказываний.

Выступающий из зала. Вторым «золотым правилом» питания является умеренное потребление пищи. Это особенно важно для тех, кто склонен к полноте.

Диетолог. Действительно, переедание, а также малая подвижность предрасполагают к ожирению. Если ваш вес на 20 % и более превышает норму, то это — уже ожирение. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых. Люди, страдающие ожирением, живут в среднем на 6-8 лет меньше людей с нормальным весом. У тучных людей в несколько раз чаще бывают камни в почках и в желчном пузыре, чаще развивается ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет, осложнения после операций. Еще одно из правил питания характеризуют следующие народные мудрости: «Хорошо прожуешь — сладко проглотишь», «Кто долго жует — тот долго живет».

(Обсуждение правил). 

Принимать еду лучше в спокойной обстановке, не спешить. Это поможет полнее ощутить вкус, а также увлажнить пищу слюной. Дай мозг успеет получить соответствующую информацию и должным образом подготовить желудок.

И четвертое правило питания — рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20 % из белков, на 20-30 % - жиров. Оставшиеся 50-55 % должны приходиться на углеводы, содержащиеся во фруктах, овощах, злаках, орехах.

Здоровая диета — это ограничение в жирах и соли, значительное увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Источником полезного белка служат бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.

Ведущий. Как сказал один из известных диетологов «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное». А молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких? Вы сейчас над этим подумаете и составите их список. Работа в группах, затем обсуждение результатов.

Психический комфорт как условие сохранения здоровья.

Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае - «нет».

Опросник

  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
  2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился (лась) спокойно.
  3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).
  4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
  5. В последнее время мне стало труднее учиться.
  6. У меня ровный и спокойный характер.
  7. Меня мучают боли в висках и во лбу.
  8. У меня бывают приступы сердцебиения.
  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
  1. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
  2. У меня часто болит голова.
  3. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
  4. Я постоянно хочу спать днем.        .
  5. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
  6. Мне нравится работать в коллективе.
  7. Я с удовольствием прихожу в школу.
  8. У меня чаще всего беспокойный сон.
  9. Я все время чувствую себя усталым (ой).
    Подсчитай баллы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1000

11

12

13

14

15

16

17

18

+

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

-

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

Если получилось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: «Все, больше не могу!»— нужно открыть кран и... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать их под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное — не зацикливайся на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.

Каждый должен помнить, что его здоровье находится под контролем нервной системы, а ее состояние определяется общим настроением человека. Разные причины могут вызвать плохое настроение. Оно неприятно и тому, кто его переживает, и окружающему, ухудшает работоспособность, мешает жить и вредит здоровью. Умейте владеть собой, регулируйте свое поведение в школе и дома. Радостное, приподнятое состояние духа укрепляет тело.

Вот мы и рассмотрели основные факторы, укрепляющие здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу «Формула здоровья – это…»? (Учащиеся делают выводы).

Здоровье — не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. Будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!

Список литературы:

     Анисимова В. С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

     Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 класса. – М.: НПЦ «Экология и образование», 1992.

     Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.

     Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.

     Пепеляева О. В., Сунцов И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс. – М.: ВАКО, 2005.

     Чумаков Б. Н. Валеология. – М.: Российское педагогическое агентство,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...