Авторская программа факультативного курса «Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Ермакова Наталья Николаевна

 

Факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Перед современной биологической наукой стоит задача колоссальной значимости - найти условия равновесия в природе, при котором природа могла бы развиваться в соответствии с запросами человеческой культуры и возможностями планеты. Поэтому усиление экологического подхода в изучении биологии является важнейшей задачей современной школы.

Предлагаемая программа направлена на решение вышеуказанной задачи. Она рассчитана на учеников 7-го класса, изучающих биологию углубленно. Данный курс может служить начальной ступенью в изучении экологии как науки в школе.

Ученики 7-го класса только что закончили изучение растительного организма в курсе ботаники. Факультативный курс "Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции" дает возможность повторить, обобщить знания школьников по ботанике и одновременно на примере изученных растений познакомиться с первоначальными понятиями экологии.

Программой предусмотрено овладение детьми научных основ взаимоотношений организма с окружающей средой, изучение структуры и функционирования растительных популяций и фитоценозов. Программа предполагает выполнение школьниками лабораторного практикума.

Обучение школьников экологии растений опирается не только на полученные ими знания по ботанике, но и на знания по географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fakultativ_7_klass.zip22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа факультативного курса

«Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции»

разработана Ермаковой Натальей Николаевной учителем биологии муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.Новокубанска Краснодарского края

Пояснительная записка

Факультативный курс предназначен для учащихся 7 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Перед современной биологической наукой стоит задача колоссальной значимости - найти условия равновесия в природе, при котором природа могла бы развиваться в соответствии с запросами человеческой культуры и возможностями планеты. Поэтому усиление экологического подхода в изучении биологии является важнейшей задачей современной школы.

Предлагаемая программа направлена на решение вышеуказанной задачи. Она рассчитана на учеников 7-го класса, изучающих биологию углубленно. Данный курс может служить начальной ступенью в изучении экологии как науки в школе.

Ученики 7-го класса только что закончили изучение растительного организма в курсе ботаники. Факультативный курс "Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции" дает возможность повторить, обобщить знания школьников по ботанике и одновременно на примере изученных растений познакомиться с первоначальными понятиями экологии.

Программой предусмотрено овладение детьми научных основ взаимоотношений организма с окружающей средой, изучение структуры и функционирования растительных популяций и фитоценозов. Программа предполагает выполнение школьниками лабораторного практикума.

Обучение школьников экологии растений опирается не только на полученные ими знания по ботанике, но и на знания по географии.

Цель курса: концентрация внимания учащихся на современных проблемах рационального использования и охране природных ресурсов.

Задачи курса:

  1. обобщить и систематизировать знания по ботанике;
  2. познакомиться с основными экологическими понятиями;
  3. изучить особенности взаимоотношений растительного организма со средой;
  4. развивать у учащихся самостоятельность, творчество при изучении курса;
  5. формировать экологоприродоохранное мышление и готовить учащихся к практической деятельности.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Растения и окружающая среда

16

16

2

Растительные популяции

5

5

3

Фитоценозы и их характеристика

7

7

4

Лабораторный практикум

5

5

5

Заключение

1

1

ИТОГО:

34

34

                           

Содержание программы

Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительной популяции.

  1. Растения и окружающая среда (16 часов).

Предмет, задачи и методы экологии растений.

Типы сред жизни. Среда обитания растений. Экологические факторы и их классификация. Габитус, экологическая группа и жизненная форма растений.

Наземная среда жизни. Световой режим наземных растений. Значение света в жизни растений. Экологические группы растений по требованиям к условиям освещения(гелиофиты, сциофиты, факультативные гелиофиты). Морфологические, анатомические и физиологические адаптации растений к световому режиму. Фотопериодизм. Типы фотопериодичных реакций.

Температурный режим растений. Температурные адаптации наземных растений. Экологические группы растений по отношению к дефициту тепла (нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые растения). Пирофиты.

Растения и влага. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Экстенсивная и интенсивная корневая системы. Пойкилогидрические и гомойогидрические растения. Экологические группы растений по отношению к воде (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты).

Воздух как экологический фактор для растений. Анемохория и адаптации к расселению при помощи ветра (мелкие размеры, выросты, придатки и др.).

Почва и растения. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв (кислотность, валовый состав и др.). Водная среда жизни. Световой режим водоемов. Биотические факторы среды. Экологическая классификация растений. Жизненные формы растений (фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терофиты). Разнообразие жизненных форм растений. Экологические группы растений Кубани.

  1. Растительные популяции (5 часов).

Понятие о популяции. Биологическая структура популяции (половая, возрастная, пространственная). Динамика популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Гомеостаз популяций. Естественные и искусственные растительные  популяции. Охрана популяций редких и исчезающий видов растений на Кубани.

Экскурсия № 1.Растительные популяции в окрестностях школы.

  1. Фитоценозы и их характеристика (7 часов).

Понятие фитоценоза. Границы, пространственная, экологическая структуры растительных сообществ. Отношения организмов в сообществах. Влияние растений на растения, животных на растения, человека на растения. Целостность сообщества. Продуктивность фитоценозов. Смена одного сообщества другим. Причины смены. Устойчивые сообщества и их признаки. Агроценозы и пути повышения их продуктивности. Охрана сообществ.

4. Лабораторный практикум (5 часов).

JI.P.№1 «Изучение морфологических и анатомических особенностей растений различных экологических групп по отношению к свету»

JI.P. № 2 «Изучение морфологических и анатомических особенностей растений различных экологических групп по отношению к влаге»

JI.P. № 3 «Определение жизненных форм растений»

JI.P. № 4 «Описание природного фитоценоза»

JI.P. № 5 «Составление плана работы на пришкольном участке»

5. Заключение (1 час).

Обобщение знаний курса. Итоговое тестирование.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся  должны знать:

  1. о типах сред жизни на Земле, средах обитания растений, экологических факторах и их классификации,
  2. о значении света в жизни растений, основных экологических группах растений по отношению к свету, адаптациях растений к разным условиям освещения,
  3. о значении воды в жизни растений, основных экологических группах растений по отношению к влаге, адаптациях наземных растений по отношению к разным условиям увлажнения,
  4. о температурном режиме наземных растений и приспособленностях растений к дефициту тепла,
  5. о значении воздуха и почвы в жизни растений,
  6. о жизненных формах растений,
  7. о популяции и ее биологической структуре, динамике популяций, гомеостазе популяций и мерах охраны популяций редких и исчезающих растений,
  8. о фитоценозе, его границах, структуре, отношениях организмов в сообществах, целостности сообществ и мерах, направленных на их охрану,
  9. о причинах смены одного сообщества другим, признаках устойчивых сообществ,
  10. о значении агроценозов и мерах по повышению их продуктивности,
  11. определения основных понятий экологии растений (среда жизни, среда обитания, экологические факторы, габитус, экологическая группа, жизненная форма, нехолодостойкие растения, неморозостойкие растения, морозоустойчивые растения, пирофиты, пойкилогидрические растения, гомойогидрические растения, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты, эфемеры, эфемероиды, популяция, фитоценоз, ярусность, заповедник, заказник и др.).

Учащиеся должны уметь:

  1. определять принадлежность растения к той или иной экологической группе,    исходя из его морфологических и анатомических особенностей,
  2. определять жизненную форму растения,
  3. объяснять причины изменения численности популяций растений,
  4. описывать популяции растений,
  5. объяснять механизмы поддержания гомеостаза популяций растений,
  6. описывать природный фитоценоз,
  7. объяснять механизмы смены одного растительного сообщества другим,
  8. составлять план работы на пришкольном участке,
  9. решать экологические задачи,
  10. работать с тестовыми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса по ОБЖ "Займёмся собой".

В структурном соотношении программа факультатива "Займемся собой" состоит из 4 разделов. Каждый раздел учит понимать важность здоровья людей. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья, ...

Авторская программа факультативного курса "Лексика и фразеология русского языка"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Факультатив спланирован для уч-ся 7-8 классов....

Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....

Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"

Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение.  Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...

Авторская программа факультативного курса по географии «География Костромской области»

Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы «География» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования РФ.Цель...