Тематические тесты по ботанике для подготовки к ЕГЭ.
тест по биологии (11 класс) по теме

Ермакова Наталья Николаевна

Тесты имеют структуру КИМ по ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.docx30.18 КБ
Файл tema_2.docx22.75 КБ
Файл tema_3.docx30.97 КБ
Файл tema_4.docx75.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. Ткани растительного организма. Вегетативные органы.

Ткани.

Часть А

1. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определенную функцию

1) орган        2) часть растения        3) организм        4) ткань

2. В состав органов цветкового растения входят:

1) только покровные ткани        3) разнообразные ткани

2) только проводящие ткани        4) только механические ткани

3. Роль механической ткани в растении.

1) обеспечивает передвижение веществ

2) придает ему прочность и упругость

3) защищает его от повреждений

4) обеспечивает его рост

4. Покровная ткань

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает растение от повреждений

3) служит местом синтеза веществ

4) придает растению прочность и упругость

5. Проводящие ткани в растении

1) защищают его от повреждения

2) обеспечивают передвижение веществ по нему

3) придают ему прочность и упругость

4) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

6. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость

4) обеспечивает его рост

7. Ткань, выполняющая в листе функцию образования органических веществ

1) запасающая        3) основная

2) покровная        4) проводящая

8. Особенности строения ситовидных трубок, способствующие передвижению по стеблю органических веществ

1) удлиненные клетки без содержимого с толстыми одревесневшими оболочками

2) длинные клетки с толстыми боковыми стенками, поперечные перегородки между которыми разрушились

3) живые клетки удлиненной формы с поперечными перегородками и отверстиями в них

4) молодые узкие клетки с тонкими оболочками

9. Ткань, к которой относится пробка

1) покровная ткань, ее клетки с толстыми оболочками плотно прилегают друг к другу

2) образовательная ткань, клетки ее молодые, способны делиться

3) механическая ткань, одревесневши оболочки ее клеток придают растению прочность и упругость

4) проводящая ткань, клетки ее удлиненные, по ним передвигаются вещества

10. Каковы функции основных тканей?

1) обеспечение роста растения за счет постоянного деления клеток

2) защита растения от перегрева и пересыхания, обеспечение газообмена

3) создание и накопление питательных веществ

4) обеспечение передвижения веществ в организме

11. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры?

1) покровная        3) механическая

2) образовательная        4) проводящая

12. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию?

1) вытянутая форма, отсутствие ядра

2) наличие ядра, тонкая оболочка

3) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

4) плотное расположение клеток, тонкие оболочки

13. Какой признак НЕ характерен для проводящей ткани?

1) живые клетки        3) крупное ядро

2) мертвые клетки        4) вытянутая форма

14. Какие ткани обеспечивают прочность органов растения за счет наличия утолщенных клеточных стенок?

1) покровные        3) механические

2) проводящие        4) основные

15. Какие ткани составляют большую часть всех органов растений и заполняют пространство между другими тканями?

1) покровные        3) механические

2) проводящие        4) основные

Часть С

1. В чем проявляется приспособленность покровной ткани к выполняемой ею функции?

Корень.

Часть А

1. Роль корня в жизни растения

1) образует органические вещества из неорганических

2) укрепляет растение в почве, поглощает воду и минеральные вещества

3) поглощает органические вещества из почвы

4) обеспечивает растения энергией

2. Вещества, поглощаемые корнем из почвы, - это:

1) вода и минеральные соли        3) органические вещества

2) углекислый газ        4) перегной

3. Процесс, обеспечивающий передвижение воды и минеральных веществ из корня в стебель

1) корневое давление и испарение воды листьями

2) процесс дыхания

3) образование органических веществ в клетке

4) деление и рост клеток

4. В процессе дыхания корни, как и другие органы растения:

1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

3) поглощают воду и выделяют кислород

4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ

5. Корень – это

1) видоизмененный побег

2) корневище с почками

3) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

4) клубень с почками

6. Корни, отрастающие от главного корня

1) боковые        3) придаточные

2) воздушные        4) дыхательные

7. Зона корня, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

1) зона проведения        3) зона деления

2) зона роста        4) зона всасывания

8. Образованию боковых корней способствует

1) обрезка верхушки побега        3) пасынкование

2) окучивание        4) пикировка

9. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как

1) она бедна минеральными веществами

2) в ней мало органических веществ

3) содержащаяся в ней вода недоступна растениям

4) в ней мало воздуха, необходимого для дыхания корней

10. Корневой волосок – это

1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток

2) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ

3) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4) небольшие боковые корни

11. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые (развитый)

1) клубни        3) главный корень

2) придаточные корни        4) корневище

12. Зона корня, в которой за счет размножения клеток осуществляется рост корня в длину

1) зона проведения        3) зона деления

2) корневой чехлик        4) зона всасывания

13. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня

1) пасынкование        3) прививка

2) черенкование        4) пикировка

14. Минеральные удобрения необходимо вносить в почву

1) для улучшения дыхания растений

2) с целью повышения устойчивости растений к заболеваниям

3) для улучшения водного обмена

4) чтобы улучшить азотное, фосфорное и калийное питание растений

15. Для снабжения корней воздухом необходимо

1) вносить в почву удобрения

2) пропалывать посевы

3) рыхлить почву

4) поливать растения

16. При пересадке растений важно не повредить корневые волоски, так как они

1) укрепляют растение в почве

2) защищают корень от повреждения

3) поглощают воду и минеральные соли из почвы

4) препятствуют проникновению в корень возбудителей болезней

17. Функция, которую выполняют корнеплоды моркови

1) отложение в запас питательных веществ

2) образование органических веществ

3) поглощение воды и минеральных веществ

4) поглощение воздуха из почвы

18. При прополке культурных растений необходимо удалять с корнями многие сорняки, например осот, так как

1) они занимают место в почве

2) с помощью корней эти растения размножаются

3) корни сорняков выделяют вредные для культурных растений вещества

4) они поглощают много воды и минеральных солей и составляют конкуренцию культурным растениям

19. Особенности клеточного строения корня, способствующие передвижению воды в листья

1) наличие покровной ткани

2) наличие корневого чехлика, который покрывает верхушку корня

3) наличие сосудов (удлиненных клеток без поперечных перегородок)

4) наличие запасающей ткани

20. Мочковатая корневая система имеет

1) хорошо развитый главный корень

2) хорошо развитые придаточные корни, а главный отсутствует

3) хорошо развитый главный корень и придаточные корни

4) одинаково развитые главный и боковые корни

21. Зона корня, в которой осуществляется передвижение воды и минеральных веществ

1) зона проведения        3) зона деления

2) зона роста        4) зона всасывания

22. Рыхление почвы способствует

1) поглощению корнями органических веществ

2) усилению испарения

3) улучшению дыхания корней и уменьшению испарения воды из почвы

4) передвижению органических веществ

23. Ткань, отсутствующая в корне

1) покровная        3) фотосинтезирующая

2) образовательная        4) проводящая

24. Видоизмененные корни (корнеплоды, корнеклубни) можно определить по наличию в них

1) листьев        3) придаточных корней

2) большого запаса органических веществ        4) почек

25. Как называется корень, растущий от стебля или листа

1) главный        3) боковой

2) придаточный        4) дополнительный

26. Как называется явление, при котором корни растения всегда направляются вниз?

1) геотропизм        3) конъюгация

2) хемотропизм        4) симбиоз

27. Какими бывают корневые системы?

1) стержневой и придаточной

2) мочковатой и придаточной

3) придаточной и боковой

4) стержневой и мочковатой

28. Что такое зона всасывания?

1) самая длинная и прочная зона, по клеткам которой передвигаются вещества

2) зона, в которой клетки не растут, а имеется много корневых волосков

3) покрытая корневым чехликом зона, клетки которой активно делятся

4) зона, в которой клетки сильно вытягиваются и удлиняются

29. Какие корни у орхидеи?

1) ходульные        3) дыхательные

2) воздушные        4) втягивающие

30. Первым при прорастании семени появляется (-ются)

1) главный корень

2) боковые корни

3) придаточные корни

4) у однодольных растений – придаточные, а у двудольных – главный корень

31. Воздушные корни монстеры являются

1) главными корнями        3) придаточными корнями

2) боковыми корнями        4) видоизменениями стебля

32. Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?

1) запас питательных веществ

2) выделение ненужных растению веществ

3) фиксация азота воздуха

4) поглощение органических веществ

33. Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться

1) главный корень        3) придаточные корни

2) боковые корни        4) главный и боковые корни

34. Главный корень развивается у растений

1) двулетних        3) двудольных

2) однолетних        4) однодольных

Часть В

1. Укажите соответствие между типом корневой системы и растением

РАСТЕНИЕ         ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

1) пшеница        А) стержневая

2) редис        Б) мочковатая

3) лук        

4) яблоня        

2. Укажите соответствие между зонами корня и их особенностями

ОСОБЕННОСТИ                                           ЗОНА КОРНЯ

1) имеются корневые волоски                                     А) всасывания

2) происходит всасывание воды и минеральных веществ            Б) корневой чехлик

3) выполняет защитную функцию        

4) выделяет органические кислоты        

Часть С

1. Как узнать, какой частью корень растет в длину?

2. В чем проявляется приспособленность корня к поглощению воды и минеральных солей?

3. Почему культурные растения плохо растут на заболоченной почве?

Стебель.

Часть А.

1. Ветвлению наземных частей растения способствует

1) пасынкование        3) удаление части побегов

2) обрезка верхушки стеблей        4) окучивание растения

2. Побег – это

1) часть листа        3) верхушка стебля

2) стебель с листьями и почками        4) часть корня

3. Значение вегетативной почки в жизни растения состоит в том, что

1) из нее развивается новое растение

2) в ней откладываются в запас питательные вещества

3) из нее развивается побег

4) из нее развиваются листья

4. Значение стебля в жизни растения состоит в том, что:

1) в нем образуются органические вещества

2) он поглощает воду

3) он поглощает минеральные вещества

4) по нему передвигаются питательные вещества

5. Чечевички в стебле древесного растения

1) защищают от проникновения пыли

2) обеспечивают обмен газами с окружающей  средой

3) замедляют испарение воды растениями

4) затрудняют проникновение микробов

6. Функция, которую луб выполняет в стебле древесного растения

1) образование органических веществ

2) передвижение воды и минеральных веществ

3) отложение органических веществ в запас

4) передвижения органических веществ, опоры

7. Клетки, в результате деления которых стебель дерева растет в толщину

1) клетки камбия        3) клетки луба

2) клетки сердцевины        4) клетки древесины

8. Возраст дерева можно определить

1) по толщине стебля

2) по высоте стебля

3) по числу годичных колец в древесине

4) по числу ветвей

9. Почка – это

1) часть стебля        3) завязь с семязачатками

2) зачаточный побег        4) листовая пластинка и черешок

10. Жилки представляют собой

1) запасающую ткань        3) проводящую ткань

2) покровную ткань        4) основную ткань

11. Место на стебле двудольного растения, где происходит его рост в длину

1) верхушка стебля        3) клетки камбия

2) основание стебля        4) генеративные почки

12. Часть стебля, по которой передвигаются вода и минеральные вещества

1) сердцевина        3) ситовидные трубки

2) камбий        4) сосуды

13. Об условиях жизни растений в разные годы можно узнать

1) по толщине сердцевины        3) по толщине годичных колец

2) по толщине пробки        4) по толщине коры

14. Составная часть луба – это:

1) ситовидные трубки и волокна

2) сосуды и клетки разной формы

3) узкие молодые клетки, способные делиться

4) плотно прилегающие друг к другу клетки, среди которых располагаются устьица

15. Клетки стебля, в которых откладываются запасные органические вещества

1) клетки камбия        3) клетки древесины

2) клетки сердцевины        4) клетки луба

16. Функция лубяных волокон

1) осуществляется обмен газами

2) защищает внутренние ткани от испарения, попадания пыли и микробов

3) обеспечивают рост стебля в толщину

4) обеспечивают прочность и упругость стебля

17. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1) окисление органических веществ

2) поглощение минеральных веществ корневыми волосками

3) корневое давление

4) испарение воды

18. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами?

1) узел        2) междоузлие        3) почка        4) цветок

19. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят три листа и более?

1) мутовчатое        3) внеочередное

2) очередное        4) супротивное

20. Как называются следы в узлах стебля от опавших листьев у листопадных растений?

1) листовые места        3) листовые раны

2) листовые рубцы        4) листовые следы

21. Как называется увеличение размеров побега за счет клеток, находящихся в основании междоузлий?

1) верхушечный рост        3) вставочный рост

2) средний рост         4) боковой рост

22. Что применяют для усиления ветвления побега?

1) пасынкование        3) прищипку

2) кущение        4) окучивание

23. Как называется растущая часть побега на верхушке зачаточного стебля?

1) росток        3) синус нарастания

2) конус нарастания        4) стебелек

24. По каким клеткам происходит передвижение органических веществ?

1) по ситовидным трубкам        3) по трахеидам

2) по сосудам        4) по волокнам

25. По каким клеткам стебля идет восходящий ток?

1) по сосудам и трахеидам        3) по лубяным волокнам

2) по ситовидным трубкам        4) по камбию

26. Что относится к суккулентам?

1) хмель        2) подорожник        3) горох        4) алоэ

27. Корневища имеют

1) лук, чеснок, тюльпан        3) картофель, цикламен, хохлатка

2) крапива, ветреница, ландыш        4) лилия, нарцисс, гиацинт

28. Минеральные вещества и вода передвигаются в растении по

1) ксилеме        2) флоэме        3) камбию        4) вторичной коре

29. Место прикрепления листьев и почек к стеблю называют

1) междоузлие        2) пазуха листа        3) побег        4) узел

30. К видоизмененным побегам цветковых растений не относят

1) луковицу тюльпана        3) клубень картофеля

2) корнеплод свеклы        4) коневище ландыша

Часть В

1. Какие растительные ткани есть в древесине дуба?

1) образовательная        4) проводящая

2) покровная        5) механическая

3) запасающая        6) фотосинтезирующая

2. Установите правильную последовательность слоев стебля трехлетней липы, начиная снаружи

А) древесина        Д) первичная кора

Б) кожица        Е) пробка

В) камбий        Е) сердцевина

Г) луб        

Лист.

1. Значение листьев в жизни растений состоит в том, что

1) они создают тень для стебля и корней

2) они служат пищей для животных

3) в хлоропластах, расположенных в клетках листа, происходит фотосинтез

4) они поглощают влагу из воздуха

2. Ткань, из которой состоит мякоть листа

1) образовательная        3) основная и проводящая

2) покровная        4) запасающая

3. Фотосинтез – это

1) процесс образования органических веществ на свету из углекислого газа и воды

2) процесс расходования органических веществ с освобождением энергии

3) процесс превращения крахмала в сахар при прорастании семян

4) процесс использования органических веществ растением

4. Превращение некоторых листьев барбариса в колючки

1) повышает устойчивость растения к болезням

2) защищает растения от вредителей

3) влияет на дыхание растений

4) защищает растения от чрезмерного испарения, поедания животными

5. Поступление углекислого газа в клетки листа обеспечивает такая особенность его строения, как

1) прозрачность клеток кожицы

2) наличие в клетках хлоропластов

3) наличие устьиц и межклетников

4) наличие жилок

6. Испарение воды растением

1) ускоряет рост побега

2) защищает его от перегрева

3) ускоряет рост корня

4) повышает интенсивность фотосинтеза

7. Роль кожицы листа в растении

1) придает растению форму

2) защищает от механических повреждений

3) обеспечивает рост растения

4) выполняет запасающую функцию

8. Проникновение света в клетки листа к хлоропластам обеспечивает

1) наличие жилок

2) наличие устьиц и межклетников

3) прозрачность клеток кожицы

4) наличие крупных клеток основной ткани

9. Особенности строения растения, уменьшающие испарение воды

1) простые листья

2) видоизмененные листья – колючки

3) большие листья

4) сложные листья

10. Роль фотосинтеза в природе

1) обеспечивает живые организмы минеральными веществами

2) продукты фотосинтеза человек использует в практической деятельности

3) повышает влажность воздуха

4) обеспечивает живые организмы веществами и энергией

11. Кислород поступает в клетки листа

1) через устьица и межклетники

2) через прозрачные клетки кожицы

3) через проводящие пучки

4) через хлоропласты

12. Растения влажных мест обитания имеют

1) глубинные корни

2) крупные листья

3) листья, видоизмененные в колючки

4) на листьях восковой налет, опушенность

13. Какое растение имеет сложные листья?

1) яблоня        2) сирень        3) тополь        4) земляника

14. У сидячих листьев отсутствует

1) листовая пластинка        3) черешок

2) проводящие ткани        4) основание листа

15. Среди перечисленных листьев простыми листьями являются

1) березы, дуба и клена        3) липы, гороха и ясеня

2) клена, рябины и кукурузы        4) березы, земляники, шиповника

16. Среди перечисленных листьев сложными являются листья

1) черники, бузины и пшеницы        3) сирени, клена и ясеня

2) акации, березы и тополя        4) шиповника, рябины и земляники

17. Хлорофилл не присутствует в клетках

1) эпидермы        3) губчатой ткани

2) столбчатой ткани        4) замыкающих клеток устьиц

18. Каждый простой лист имеет

1) листовую пластинку и черешок

2) черешок и несколько листовых пластинок

3) листовую пластинку, черешок, основание и прилистники

4) листовую пластинку и основание

Часть В

1. Какие из нижеперечисленных элементов входят в состав жилки листа

1) столбчатая паренхима        4) губчатая паренхима

2) ситовидные трубки        5) устьица

3) сосуды        6) волокна

Часть С

1. К. А. Тимирязев назвал испарение воды растением необходимым «физиологическим злом». Объясните это высказывание ученого.

2. Весна была сухая, и у плодовых деревьев выросли мелкие листья. Почему это огорчало садоводов? Каким будет урожай плодов и почему?



Предварительный просмотр:

Тема 2. Генеративные органы. Размножение цветковых растений.

Часть А.

1. Размножение – это:

1) способность организма воспринимать воздействие внешней среды

2) воспроизведение новых особей, способствующее увеличению численности вида

3) состояние организма, при котором почти полностью прекращается жизнедеятельность

4) увеличение размеров и массы тела растений

2. Признак, по которому огурец считают плодом

1) его едят

2) он растет на стебле

3) внутри него находятся семена

4) он содержит питательные вещества

3. Функция плодов

1) защита семян от поедания животными

2) распространение семян

3) защита семян от болезней

4) защита семян от испарения

4. Из семязачатков развиваются

1) яйцеклетка        3) спермии

2) семена        4) пыльцевые зерна

5. Приспособления яблони к опылению насекомыми

1) цветки образуют много пыльцы

2) пыльца очень легкая

3) цветки имеют нектар

4) цветки рано зацветают

6. Опыление – это:

1) процесс слияния женской и мужской половых клеток

2) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

3) образование из материнской клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

7. Сроки посева семян зависят

1) от теневыносливости растения

2) от светолюбивости растения

3) от теплолюбивости растения

4) от размера семян и запаса питательных веществ в них

8. Условия, необходимые для прорастания семян

1) тепло, вода, воздух

2) тепло, свет, вода

3) тепло, воздух, свет

4) холод, воздух, свет

9. Самоопылению способствует

1) одновременное созревание пыльцы и яйцеклетки

2) перенос пыльцы насекомыми

3) созревание пыльцы и яйцеклетки в разное время

4) образование большого числа пыльцевых зерен

10. Оплодотворение – это:

1) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

2) процесс слияния мужской и женской половых клеток

3) образование из материнской  клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

11. Перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого

1) оплодотворение        3) опыление

2) размножение        4) развитие зародыша

12. Глубина заделки семян при посеве зависит

1) от формы семян

2) от температуры окружающей среды

3) от устойчивости семян к вредителям

4) от размера семян и запаса в них питательных веществ

13. Воздух необходим прорастающим семенам

1) для осуществления процесса фотосинтеза

2) для поглощения питательных веществ

3) для дыхания

4) для защиты от потери воды

14. Всхожесть семян зависит

1) от запаса питательных веществ в семени

2) от размеров семян

3) от наличия здорового зародыша

4) от глубины их посева в почву

15. Самоопыление – это процесс переноса пыльцы

1) с тычинок на рыльце пестика ветром

2) с тычинок на рыльце пестика насекомыми

3) с тычинок на рыльце пестика того же цветка

4) при участии человека

16. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается

1) околоплодник        3) эндосперм

2) зародыш        4) семенная кожура

17. Семена подсолнечника содержат большой запас жира, который необходим

1) для защиты зародыша от мороза

2) для защиты зародыша от засухи

3) для питания зародыша

4) для дыхания зародыша

18. Семена свёклы и огурцов сеют глубже, чем семена моркови и укропа, так как

1) семена свёклы и огурцов крупнее семян моркови и укропа

2) семена свёклы и огурцов меньше нуждаются в освещении

3) семена свёклы и огурцов требуют меньше кислорода для прорастания

4) семена свёклы и огурцов требуют больше тепла

19. Приспособленность к опылению ветром у растений

1) яркие крупные цветки

2) цветки с резким запахом

3) цветки с нектарниками

4) цветки с пыльниками на длинных свисающих нитях

20. Растение, семена которого сеют неглубоко

1) дуб        3) мак

2) лещина        4) груша

21. Из стенок завязи развивается

1) семенная кожура        3) околоплодник

2) зародыш нового растения        4) эндосперм

22. У растений, опыляемых ветром

1) яркие цветки

2) цветение до появления листьев

3) цветки с запахом

4) крупные белые цветки

23. Какая часть цветка привлекает опылителя?

1) цветоножка        3) цветоложе

2) околоцветник        4) чашелистик

24. У какого растения образуется многосемянный плод

1) вишня        2) тюльпан        3) слива        4) абрикос

25. Что содержит завязь пестика?

1) семязачатки        2) пыльцу        3) тельца        4) спермии

26. Назовите ветроопыляемое растение

1) яблоня        2) ольха        3) вишня        4) абрикос

27. Что защищает пестик и тычинки

1) эпидерма        2) чешуи        3) кожура        4) околоцветник

28. Что находится внутри пыльника тычинки

1) семязачатки        2) семядоли        3) пыльца        4) тельца

29. Какое растение является двудомным

1) огурец        2) крапива        3) тыква         4) кукуруза

30. Какому растению свойственно саморазбрасывание семян?

1) недотроге        2) лопуху        3) череде        4) шалфею

31. Из чего развиваются плоды

1) из завязи пестика        3) из семязачатков пестика

2) из пыльцы пыльника        4) из венчика

32. Из чего развиваются семена

1) из пыльцы пыльника        3) из спермия

2) из семязачатков пестика        4) из венчика

33. Для чего цветки растения объединяются в соцветия?

1) для улучшения аромата        3) для привлечения опылителей

2) для красоты        4) для привлечения человека

34. Плоды, имеющие острые зубчики, распространяются с помощью

1) животных        3) ветра

2) воды        4) саморазбрасыванием

35. Плод дуба (желудь) относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

36. Плод состоит из

1) семян        3) околоплодника

2) околоплодника и завязи        4) околоплодника и семян

37. Плод томата относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

38. Однополые цветки характерны для

1) тыквы        2) капусты        3) ржи        4) редиса

39. Соцветие кисть характерно для

1) кукурузы        3) ландыша

2) пшеницы        4) клевера

40. К сложным соцветиям относится

1) кисть        3) корзинка

2) метелка        4) головка

41. Многосемянные плоды у

1) одуванчика        3) кукурузы

2) пшеницы        4) фасоли

42. Сочные плоды у

1) хлопчатника        2) репы        3) редьки             4) барбариса

43. У мака плод

1) зерновка        3) коробочка

2) семянка        4) стручочек

44. Венчик у цветка яблони состоит из

1) пестика        3) чашелистиков

2) лепестков        4) пестика и тычинок

45. Двойной околоцветник состоит из

1) венчика и тычинок        3) венчика и чашечки

2) чашечки и пестика        4) пестика и тычинок

46. Плоды клевера, фасоли и гороха называют

1) стручком        2) коробочкой        3) семянкой        4) бобом

47. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл

1) Г. И. Мендель 2) И. И. Шмальгаузен 3) А. И. Опарин   4) С. Г. Навашин

48. Двойным оплодотворением у растений называют слияние

1) спермиев сначала между собой, а потом с яйцеклеткой

2) яйцеклетки с одним, а затем с другим спермием

3) яйцеклетки с первым спермием, а центральной клетки со вторым

4) одного сперматозоида с яйцеклеткой, а второго сперматозоида с центральной диплоидной клеткой

49. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется

1) триплоидный эндосперм        3) зародыш семени

2) диплоидный эндосперм        4) семя

50. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы

1) на пестик своего же цветка

2) с тычинок одного цветка на тычинки другого цветка

3) с тычинок одного цветка на пестики как в пределах одного растения, так и на цветки других растений того же вида

4) с пестика на тычинки

51. Как называется сухой раскрывающийся плод, семена которого прикрепляются к центральной перегородке?

1) боб        3) семянка

2) зерновка        4) стручок

52. Плоды какого растения распространяют птицы

1) лопуха        3) пырея

2) рябины        4) березы

53. Какая часть семени возникла без участия яйцеклетки

1) семядоля        3) почечка

2) эндосперм        4) зародышевый корешок

54. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений из генеративной клетки пыльцевого зерна образуется

1) зародышевый мешок        3) спермий

2) центральная клетка        4) яйцеклетка

55. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений яйцеклетка располагается в

1) завязи пестика        3) рыльце пестика

2) пыльцевом зерне        4) цветоложе

56. Плодами цветковых растений не являются

1) ягода смородины        3) стручок капусты

2) тыквина дыни        4) клубень картофеля

57. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений эндосперм семени образуется из

1) яйцеклетки

2) центрального ядра

3) клеток – спутниц яйцеклетки

4) вегетативной клетки пылинки

58. Цветок покрытосеменных растений, который продуцирует мужские и женские половые клетки, называют

1) тычиночным        3) вегетативным

2) обоеполым        4) пестичным

59. К многосемянным плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы        3) тыквину арбуза

2) ягоду смородины        4) коробочку мака

60. В процессе двойного оплодотворения в семенах цветковых растений триплоидный набор хромосом присущ

1) семядолям        3) зародышевой почке

2) эндосперму        4) оболочкам семени

61. К сухим плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы        3) стручок капусты

2) тыквину арбуза        4) коробочку мака

Часть В

1. Установите соответствие между некоторыми  частями цветка и тем, что из них образуется после оплодотворения

Структуры цветка        В результате оплодотворения

                                                                             преобразуются в

1. покровы семязачатка        А. эндосперм

2. стенки завязи        Б. оболочка плода

3. оплодотворенная яйцеклетка        В. зародыш

4. диплоидное ядро        Г. кожура семени

2. Установите соответствие между видами соцветий и представителями растений

Соцветия        Представители

1. головка        А. черемуха

2. кисть        Б. клевер

3. сложный зонтик        В. незабудка

4. завиток        Г. морковь

3. У каких растений цветки собраны в сложные соцветия?

1) овес        4) капуста

2) лук        5) пшеница

3) укроп        6) подорожник

4. Какие из элементов цветка участвуют в образовании семени?

1) стенка завязи        4) покровы семязачатка

2) рыльце пестика        5) семязачаток

3) яйцеклетка        6) чашечка

5. Укажите правильное соответствие между типами плодов и конкретными растениями

Примеры растений        Типы плодов

1) горох        А) стручок

2) фасоль        Б) боб

3) редис        

4) сурепка        

5) соя        

6. Установите правильную последовательность двойного оплодотворения у цветковых растений

А) из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш

Б) два спермия по пыльцевходу проникают в семязачаток

В) пыльца попадает на рыльце пестика

Г) один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а другой – центральную клетку

Д) прорастание пыльцевой трубки

Часть С

1. Во время цветения яблони стояла дождливая и прохладная погода. Почему это огорчало садоводов?

2. Почему многие растения в лесном сообществе опыляются с помощью ветра?

3. Какое значение имеет белая окраска цветков у травянистых растений елового леса?

4. В чем проявляется приспособленность семян к распространению животными?



Предварительный просмотр:

Тема 3. Многообразие растений.

Часть А.

1. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология        2) систематика        3) экология   4) физиология

2. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами        3) наличие вегетативных органов

2) автотрофное питание        4) отсутствие цветка и плода

3. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству

1) крестоцветных        3) лилейных

2) сложноцветных        4) злаков

4. Укажите признак, характерный только для царства Растений

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) питаются готовыми органическими веществами

5. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство Розоцветных, так как у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) сходное строение побегов

3) цветки имеют сходное строение

4) стержневая корневая система

6. Отличительный признак растений отдела Покрытосеменные –

1) перекрестное опыление

2) образование плодов

3) наличие проводящей ткани

4) способность к фотосинтезу

7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

8. Растения семейства бобовых

1) имеют плоды ягоды или коробочки

2) существуют только в виде травянистых форм

3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

9. Растения семейства лилейных можно узнать по строению

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня

3) цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных подземных побегов

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

10. Большинство лилейных –

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

11. Правильная схема классификации растений:

1) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел

2) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел

3) вид → род → класс → порядок → отдел → семейство

4) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство

12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1) розоцветных        3) капустных

2) бобовых        4) лилейных

13. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) размножаются спорами

2) имеют листья, стебель, ризоиды

3) в процессе развития происходит чередование поколений

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

14. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

1) лилейных        3) злаков

2) сложноцветных        4) пасленовых

15. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

1) клеточное строение        3) стебель с листьями

2) ткани        4) проводящую систему

16. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате

1) их поедания животными

2) чрезмерного использования папоротников человеком

3) понижения температуры и влажности воздуха

4) повышения температуры и влажности воздуха

17. Растения, у которых две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, относят к отделу

1) голосеменных, классу хвойных

2) голосеменных, классу саговниковых

3) покрытосеменных, классу однодольных

4) покрытосемнных, классу двудольных

18. Морскую капусту (ламинарию) относят к

1) многоклеточным водорослям

2) одноклеточным водорослям

3) колониальным золотистым водорослям

4) псилофитам

19. Почему хламидомонаду и улотрикс относят к водорослям?

1) они обитают в водной среде

2) в их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез

3) их тело состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей и органов

4) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

20. У сосны отсутствуют

1) плоды        3) пыльцевые зерна

2) семена        4) семязачатки

21. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

1) не имеют корней

2) не имеют хлоропластов

3) образуют органические вещества из неорганических

4) имеют воздухоносные клетки

22. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе

1) строения корневой системы

2) жилкования листьев

3) строения цветка и плода

4) внутреннего строения стебля

23. Самую низкую ступень в эволюции растительного мира занимают

1) одноклеточные водоросли        3) голосеменные

2) псилофиты        4) мхи

24. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, листья с сетчатым жилкованием

3) корень, побег, цветок и плоды

4) соцветие метелку, сложное строение листьев

25. Главный признак деления покрытосеменных на классы – строение

1) цветка        2) плода        3) семени        4) стебля

26. Растения семейства розоцветных имеют цветки

1) напоминающие мотылька

2) трехчленного типа с простым околоцветником

3) пятичленного типа с двойным околоцветником

4) собранные в соцветие колос

27. Почему голосеменные считают более высокоорганизованными растениями, чем папоротники?

1) у них появился фотосинтез

2) у них сформировались половые клетки и половой процесс

3) они размножаются семенами

4) они размножаются спорами

28. Хвощи являются биоиндикаторами, указывающими на реакцию почвы

1) кислую        3) засоленную

2) щелочную        4) нейтральную

29. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразия тканей свидетельствует

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре

30. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в

1) наличии клеточного строения папоротников

2) наличии в клетках папоротников хлоропластов

3) появлении у папоротников тканей и органов

4) возникновении фотосинтеза

31. У каких водорослей наблюдается конъюгация?

1) хламидомонада        2) спирогира        3) ламинария        4) порфира

32. Что общего у водорослей и большинства высших растений?

1) размножение спорами        3) наличие хлорофилла

2) строение клетки        4) талломное строение тела

33. Какие водоросли самые глубоководные?

1) багрянки        2) бурые        3) зеленые       4) золотистые

34. Как называется зеленое растение мохообразных, развившееся из споры?

1) спорофит        2) гаметофит        3) гидатофит        4) ксерофит

35. Как называются невысокие жесткие травы с чешуевидными листьями и пропитанными кремнеземом стеблями?

1) папоротники        2) плауны        3) мхи        4) хвощи

36. Что отличает папоротниковидные от моховидных?

1) наличие побега

2) споровое размножение

3) наличие фотосинтезирующей ткани

4) наличие корня и тканей (проводящей, механической, покровной)

37. Как называется орган моховидных растений, развивающийся после оплодотворения из зиготы?

1) гаметофит        2) спорофит        3) ксерофит       4) гидатофит

38. Среди представителей какого отдела отсутствуют травянистые растения?

1) покрытосеменные        3) моховидные

2) голосеменные        4) папоротниковидные

39. Как называется хвойное листопадное растение с мягкими хвоинками, собранными пучками?

1) ель        3) пихта

2) лиственница        4) можжевельник

40. Где находятся семена у цветковых растений?

1) в коробочке        3) в плодах

2) в спорангиях        4) на чешуе шишки

41. К какой группе растений относится можжевельник?

1) хвойные        3) плауновидные

2) цветковые        4) хвощевидные

42. Что отличает однодольные растения от двудольных?

1) запасные вещества находятся в эндосперме

2) травянистая жизненная форма

3) влагалищное основание листа

4) зародыш с одной семядолей

43. У каких растений опыление происходит только ветром?

1) папоротниковидные        3) покрытосеменные

2) моховидные        4) голосеменные

44. К какому семейству относится малина?

1) пасленовые        3) мотыльковые

2) розоцветные        4) крестоцветные

45. Какой плод у растений семейства мотыльковых?

1) стручок        2) боб        3) коробочка        4) семянка

46. Плод какого растения является ягодой?

1) картофеля        2) фасоли        3) лопуха        4) петунии

47. Назовите лекарственное растение семейства сложноцветных

1) шиповник        2) белена        3) солодка               4) календула

48. Представителем какого семейства является томат?

1) мотыльковые        3) крестоцветные

2) сложноцветные        4) пасленовые

49. Как называется плод у растений семейства крестоцветных?

1) ягода        2) коробочка        3) стручок        4) семянка

50. Что является исключительной особенностью растений семейства сложноцветных?

1) наличие двойного околоцветника

2) повсеместное распространение

3) большая численность видов

4) мелкие цветки, собранные в соцветия – корзинки

51. Назовите культурное растение семейства мотыльковых

1) картофель        2) томат        3) соя                 4) подсолнечник

52. Какая наиболее распространенная в России жизненная форма однодольных растений?

1) деревья        3) кустарнички

2) кустарники        4) травы

53. Какое растение относится к злакам?

1) чеснок        2) лук репчатый        3) бамбук        4) лилия

54. Как называются однодольные растения с яркими крупными цветками и плодами – коробочками или ягодами?

1) луковые        3) мятликовые

2) лилейные        4) злаки

55. Как называется однодольное растение, живущее в кронах деревьев, как эпифит?

1) тюльпан        2) аир        3) орхидея        4) овес

56. Листья папоротника называются

1) вайи        2) сорусы        3) стробилы        4) конидии

57. Споры у мхов созревают в

1) сорусах на нижней стороне листа              2) коробочках

3) шишках                                                         4) спороносных колосках

58. Низшие растения в отличие от высших

1) способны к фотосинтезу                         2) состоят из одной клетки

3) имеют корень, стебель и листья            4) не имеют органов и тканей

59. Из перечисленных групп растений наибольшей является

1) отдел        2) семейство        3) класс        4) род

60. Низшими растениями являются

1) мхи        3) водоросли

2) плауны        4) папоротники

61. К низшим растениям относят

1) ламинария        3) мох сфагнум

2) мухомор        4) папоротник

62. В отличие от водорослей мхи

1) являются многоклеточными организмами

2) не нуждаются в воде при размножении

3) имеют ткани и органы

4) размножаются семенами

63. К голосеменным растениям относят

1) сосну, ель, березу

2) осину, кедр, пихту

3) секвойю, кипарис, можжевельник

4) тисс, иву, магнолию

64. Главный корень развивается у растений

1) двулетних        3) двудольных

2) однолетних        4) однодольных

65. У двудольных растений корневая система

1) стержневая        3) главная

2) мочковатая        4) придаточная

66. Жилкование листьев у двудольных растений

1) параллельное и перистое        3) перистое и пальчатое

2) дуговое и параллельное        4) дуговое и сетчатое

67. Жилкование  листьев у однодольных растений

1) параллельное и перистое        3) перистое и пальчатое

2) дуговое и параллельное        4) дуговое и сетчатое

68. Картофель является представителем семейства

1) бобовых        3) пасленовых

2) сложноцветных        4) крестоцветных

69. Формула цветка *О3+3Т3+3П1 – признак семейства

1) розоцветные        2) лилейные        3) злаки             4) пасленовые

Часть В.

1. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

2. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырехчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб

3. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции

А) Голосеменные

Б) Водоросли

В) Псилофиты

Г) Покрытосеменные

Д) Папоротники

4. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ                                             СЕМЕЙСТВО

                 1) Крестоцветные

                 2) Пасленовые

А) число частей цветка кратно пяти        

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества

В)  плоды – ягода или коробочка        

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно        

Д) плоды – стручки или стручочки        

5. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                         ОТДЕЛ

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

А) листостебельные растения, не имеющие корней                        

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему          

В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода         

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен        

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)        

Е) спорофит преобладает над гаметофитом        

6. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные

7. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

8. Папоротники относят к царству Растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

9. К однодольным растениям относятся

1) рожь

2) яблоня

3) рис

4) подсолнечник

5) чеснок

6) картофель

10. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

А) развитие заростка

Б) оплодотворение

В) развитие спорофита

Г) образование архегониев и антеридиев

Д) образование спорангиев

Е) прорастание споры

11. Соотнесите признаки растений с их представителями.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ        ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) корней нет        1) кукушкин лен

Б) мохообразное        2) рожь

В) покрытосеменное        

Г) размножается спорами        

Д) размножение семенное        

Е) однодольное растение

12. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ                               ПРЕДСТАВИТЕЛИ

                                                                                                     1) Мхи

                                                                                                     2)Папоротники

А) в почве закрепляются ризоидами                                                  

Б) в цикле развития преобладает спорофит (бесполое поколение)              

В) споры образуются в коробочках        

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев        

Д) из споры развивается заросток        

Е) из споры развивается зеленая нить

13. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями

А) малина        1) злаки

Б) акация        2) бобовые

В) слива        3) розоцветные

Г) тростник        

Д) лапчатка        

Е) бамбук        

14. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями

А) шиповник        1) розоцветные

Б) дурман        2) сложноцветные

В) василек        3) пасленовые

Г) белладонна        

Д) астра        

Е) хризантема        

        

15. Установите последовательность, в которой происходит развитие папоротника, начиная со споры

А) зигота

Б) спорофит

В) спора

Г) оплодотворение

Д) гаметофит

Е) образование гамет

16. Многоклеточной водорослью является

А) хламидомонада         Б) хлорелла

В) спирогира                  Г) вольвокс

Д) кладофора                 Е) ламинария

17. Установите последовательность этапов в цикле развития кукушкина льна, начиная с появления листостебельного растения мха:

А) прорастание спор с образованием тонких нитей

Б) оплодотворение с образованием зиготы

В) листостебельное растение с архегониями и антеридиями

Г) созревание спор

Д) созревание яйцеклеток и сперматозоидов

Е) развитие коробочки на верхушке женского растения

18. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

ПРИЗНАК        ЦАРСТВО

А) гетеротрофный тип питания        1) Растения

Б) наличие целлюлозы в клеточной стенке        2) Животные

В) способность к фотосинтезу        

Г) автотрофный тип питания        

Д) способность к росту в течение всей жизни        

Е) отсутствие клеточной стенки

19. В растительной клетке в отличие от животной имеются

1) хромосомы

2) целлюлозная клеточная стенка

3) запасающий углевод – крахмал

4) ядерная мембрана

5) хлоропласты

6) запасающий углевод – гликоген

20. К двудольным растениям относятся

1) тюльпан        4) береза

2) роза        5) гиацинт

3) горох        6) лилия

21. Установите соответствие между признаком растений и отделами Покрытосеменные и Папоротникообразные.

ПРИЗНАК        ОТДЕЛ

А) размножаются семенами        1) Покрытосеменные

Б) для размножения необходима вода        2) Папоротникообразные

В) двойное оплодотворение        

Г) наличие цветка        

Д) размножаются спорами        

Е) опыляются насекомыми



Предварительный просмотр:

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Часть А.

1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает

1) поглощение атмосферной и почвенной влаги

2) использование света для образования питательных веществ

3) сапротрофное питание

4) защита от механических повреждений

2. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?

1) представлена только одной клеткой

2) выполняет функцию размножения

3) разносится ветром на большое расстояние

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

3. Дрожжи обозначены на рисунке цифрой

1)      2)       3)    4)

4. Гифы гриба в отличие от корневых волосков

1) поглощают из почвы воду и минеральные соли

2) выполняют функцию питания

3) состоят из множества клеток

4) синтезируют в клетках органические вещества

5. Оболочка грибной клетки в отличие от растительной состоит из

1) клетчатки

2) хитиноподобного вещества

3) сократительных белков

4) липидов

6. К запасным питательным веществам грибов относят

1) гликоген        2) белки        3) жиры        4) крахмал

7. Укажите главный признак строения бактерий

1) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

2) отсутствует оболочка

3) имеются митохондрии

4) нет рибосом

8. Какие грибы размножаются почкованием?

1) мукор        2) пеницилл        3) дрожжи        4) шампиньоны

9. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, размножаются

3) в клетках есть оформленное ядро

4) в клетках отсутствует оформленное ядро

10. В круговороте веществ бактерии и грибы, как правило, выполняют роль

1) производителей органических веществ

2) разрушителей органических веществ

3) начального звена в цепи питания

4) консументов второго порядка

11. Что свидетельствует о более высокой организации грибов по сравнению с бактериями?

1) способность вступать в симбиоз с растениями

2) наличие в клетках цитоплазмы и оболочки

3) наличие ядра и митохондрий в клетках

4) питание готовыми органическими веществами

12. К какой группе по способу питания относят бактерию дизентерийную палочку?

1) сапротрофам        2) паразитам        3) симбионтам        4) автотрофам

13. Почему лишайники нельзя отнести ни к царству животных, ни к царству растений, ни к царству грибов?

1) Это гетеротрофные организмы, как и грибы

2) Это автотрофные организмы, как и растения

3) Лишайники – симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

4) Лишайники занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов

14. Клетка гриба в отличие от клетки растения не имеет

1) рибосом        2) ядра        3) хлоропластов        4) цитоплазмы

15. Лишайники – пример симбиоза

1) бактерий и вирусов        3) грибов и водорослей

2) вирусов и дрожжей        4) бактерий и дрожжей

16. Что служит средой обитания для бактерий – паразитов?

1) почвенная среда        3) воздушная среда

2) водная среда        4) другой организм

17. Какие условия необходимы для жизни большинства бактерий?

1) высокая влажность, углекислый газ

2) высокая температура, низкая влажность

3) тепло, влага, органические вещества

4) низкая температура, минеральные вещества

18. К трубчатым грибам относится

1) подосиновик        3) летний опенок

2) белый груздь        4) бледная поганка

19. Что представляет собой шляпка и ножка гриба?

1) клетки, содержащие хлоропласты        2) микоризу

3) плодовое тело                                        4) грибницу

20. Для питания грибы – сапротрофы используют

1) азот воздуха

2) углекислый газ и кислород

3) органические вещества отмерших тел

4) органические вещества, которые создают сами в процессе фотосинтеза

21. Что произойдет с лишайником, если из его тела удалить водоросль?

1) лишайник не будет получать органические вещества и погибнет

2) лишайник не будет получать воду и минеральные вещества и погибнет

3) это не отразится на жизни лишайника

4) это незначительно отразится на жизни лишайника

22. Что представляет собой микориза?

1) корневую систему растения

2) грибницу, распространившуюся в почве

3) нити гриба, образующие плодовое тело

4) грибокорень (сожительство грибницы с корнями деревьев)

23. Палочковидная форма бактерий называется

1)  бацилла        2) кокк        3) спирилла        4) вибрион

24. Бактерии как и растения имеют

1) митохондрии        3) ядро

2) хлоропласты        4) клеточную стенку

25. Споры бактерий служат для

1) перенесения неблагоприятных условий

2) размножения

3) расселения на большие расстояния

4) перенесения неблагоприятных условий и размножения

26. По типу питания грибы являются

1) гетеротрофами        3) автотрофами

2) фототрофами        4) хемотрофами

27. Первый антибиотик – пенициллин, был получен из

1) растений        3) бактерий

2) животных        4) грибов

28. Мукор и пеницилл относится к

1) шляпочным грибам        3) плесневым грибам

2) дрожжевым грибам        4) грибам – паразитам

29. Сходство между животными и грибами состоит в способности

1) образовывать микоризу

2) использовать для питания готовые органические вещества

3) синтезировать клеточную стенку из хитина

4) накапливать запасающий углевод - крахмал

30. Симбиоз гриба и корня растения называют

1) ризоидом        3) паразитизмом

2) микоризой        4) сапротрофом

Часть В.

1. Установите соответствие между грибом и характером его питания

ГРИБ        ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

А) пеницилл        1) сапротрофный

Б) фитофтора        2) паразитический

В) спорынья        

Г) дрожжи        

Д) головня        

Е) шампиньон        

2. Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

3. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофный способ питания

2) у них автотрофный способ питания

3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) их тело состоит из тканей

4. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

5. К грибам паразитам относятся

1) бледная поганка                           2) спорынья

3) сатанинский гриб                         4) головня

5) мукор                                             6) фитофтора

6. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной и животной клеток.

ОРГАНОИДЫ        ТИПЫ КЛЕТОК

А) митохондрии        1) клетка печени животного

Б) клеточная стенка        2) бактериальная клетка

В) ядро        

Г) аппарат Гольджи        

Д) нуклеоид        

Е) жгутики        

7. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов.

ПРИЗНАК                                      ЦАРСТВО

А) автотрофный тип питания                                  1) Растения

Б) тело состоит из переплетающихся нитей – гиф                   2) Грибы

В) наличие целлюлозы в клеточной стенке        

Г) гетеротрофный тип питания        

Д) наличие хитина в клеточной стенке        

Е) клетки тела имеют пластиды

8. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

ХАРАКТЕРИСТИКА        ТИП КЛЕТКИ

А) запасающий углевод - гликоген        1) Растительная клетка

Б) хитиновая клеточная стенка        2) Клетка гриба

В) гетеротрофный тип питания        

Г) целлюлозная клеточная стенка        

Д) хлоропласты        

Е) автотрофный тип питания        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по ботанике

Даное планирование составленно по программе И.Н.Пономаревой....

Тематические тесты по алгебре для подготовки к ОГЭ

Итоговая аттестация в виде теста требует предварительной подготовки всех учащихся. Возникает необходимость частого использования тестовых работ в образовательном процессе. Наиболее естественным являет...

Тесты по теме: "Ботаника" для подготовки к ЕГЭ 11 класс

Предлагаю Вашему вниманию тесты по разделу "Ботаника" ( "Водоросли", "Споровые", "Голосеменные", а также "Царство Бактерии и царство Грибы") для подготовки к ЕГЭ. Материал тестов взят из Открытого бан...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....

Задания по ботанике для подготовки к ОГЭ

Задания по ботанике для подготовки к ОГЭ собраны из разных источников в интернете. Они помогут ученикам  подготовиться к экзамену. Их можно использовать для составления итоговой работы для ...