Генетика
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Антонова Светлана Александровна

Исследование законов Г. Менделя

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon genetika_9-11kl.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

           Средняя общеобразовательная школа п. Арчаглы –Аят.

          Разработка урока по теме: Лаборатория. Генетика.

                                          9-11 классы.

                                                            Выполнила:

  Учитель биологии 1 категории

МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят

  Челябинской обл., Варненского района

Email: archagliayat003@mail.ru

Антонова Светлана Александровна.

2011-2012.

               

                              Лаборатория.  Генетика.

Цель:  сформировать представление учащихся о методах исследования Менделя и Моргана, методах изучения наследственности человека

Задачи:  способствовать  формированию законов наследования :  здоровье,  особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый,  цитогенетический,  биохимический)   на уровнях: 

 «5»  - обосновать,   доказать;   «4» - характеризовать, применить;    «3» - рассказать;

       - способствовать развитию общеучебных  умений:

 а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);  

б) учебно-информационных (работать с опорным конспектом  как источниками новой информации);    

в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку);   

г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);

        - способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.  

Тип  учебного занятия :   урок совершенствования ЗУН.

Форма проведения: урок с включением  коллективных и индивидуальных  форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.  

Использование  педагогических технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при  решении генетических задач); кейс.

                                  Структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация  учебной деятельности.

Приветствие  учителя: эпиграф.

Организационный момент.

Приветствие учителя.

Проверить наличие учебных принадлежностей.

2. Приём технологии

Развития критического

мышления« Мозговой

штурм».

Цели и задачи  урока.

Знакомство с задачей урока, модуля урока, принятие задачи.

« Мозговой  штурм».

Интеллектуальный опрос: работа с понятиями.

Физкультпауза:

        «Мозговой штурм»: 

Работа с понятиями (13).


Физкультпауза:

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.

 

Выполняют  коллективное и  индивидуальные  задания.

-Проведение  исследовательской работы по методике  Г. Менделя.

- решение задач  по законам Г. Менделя.

  1. Моногибридное скрещивание.
  2. Неполное  доминирование.
  3. Дигибридное скрещивание.

Приложение 1

 3.Фронтальный опрос

 Организация репродуктивного повторения знаний о закономерностях наследования признаков в рамках фронтального опроса.

Знакомство с задачей №1-4 модуля урока, принятие задачи.

        Заполнение схем   наследования.

4.  Решение проблемной

Ситуации в ходе решения

 генетической задачи.  Приём технологии развития крити-

ческого  мышления

«Знаю –Узнал»

Организация выполнения индивидуальных  заданий

Выполняют задания проблемного характера, помогающие формировать ценностное отношение к знаниям:

  1. 1 уч-к («5») – готовит ответ у доски о Моногибридное скрещивание.
  2. Неполное  доминирование.
  3. Дигибридное скрещивание.







Организация  учащихся на формулирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам 

Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата, с последующей   самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя. 

Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний по исследовательской работы Г. Менделя.

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.

Выполняют  коллективное и  индивидуальные  задания.

-Проведение  исследовательской работы по методике  Т. Моргана.

- решение задач  по законам  Т. Моргана.

Организация выполнения индивидуальных  заданий.

Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата, с последующей   самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя.

5.

Организация  учащихся на формулирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам 

Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний для сохранения здоровья своего и своих детей.

6.

Организация экспресс-опроса, т.е. первичного закрепления полученной информации

оценка своей деятельности 

Приложение 2

7

Проблема на следующий урок. 

Какие внешние причины вызывают нарушение законов наследственности?

Приложение №1

«Модуль урока» - материал для учеников (альбомный формат)

Эпиграф урока:

              «Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья  и    благополучия    больше, 

                чем    любой      врач,   любая     больница,       любое      лекарство,

               любое    медицинское          средство».                                          (Дж. Калифано)

Задачи  по генетике.

№1: селекция.

Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген черного быка шерсти КРС доминирует над геном красной окраски.

Определите:   F1, F2,  F3.

№2: Селекция.

Растения красноплодного крыжовника при скрещивании между собой дают потомство с красными плодами, а растения белоплодного крыжовника потомство- с белыми плодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые плоды. Определите: г/т родителей, F1, F2.

№3: селекция.

При скрещивании между собой чистопородных белых голубей потомство оказывается белым, а при скрещивании черных голубей- черными. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается « голубым». Определите: г/т родителей, F1, F2.

№4: селекция.

Каким признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? известно, что красный цвет доминирует над желтым, нормальный рост доминирует над карликовым ростом.  Определите :  F1, F2.

№5: человек.

Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Если, известно, что карие глаза доминируют над голубыми глазами, правая рука доминирует над левой. Определите их поколение

№1: медицина.

Может ли от брака голубоглазой ( рецессивный признак) женщина с 1 группой крови и кареглазого мужчины с 4 группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и 1 группой крови? Определите г/т родителей и детей.

№2:медицина.

Единственный ребёнок кареглазых родителей с нормальной свёртываемости крови родился больным гемофилией и с голубыми глазами. Определите: г/т родителей и пол ребенка.

№3: медицина.

Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несет ген гемофилии.

                    2) женщина здорова, но несет ген гемофилии.

                    4) женщина больна гемофилией.

№4: медицина.

Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально. Определите: г/т родителей, их поколений, каким будет зрение у детей.

№5: медицина.

Здоровая женщина вступает в брак со здоровым мужчиной. У них рождаются пять сыновей.

2-дальтоники, но нормальная кровь.

2- гемофилией, но нормальное зрение.

1-дальтонизм, гемофилией.

Определите: г/т матери, почему она имеет сыновей трех типов.

№6: медицина.

Объясните, почему рождаются больные дети фенилкетонурией.

                                                                                                                       Приложение 2.

Тест по генетике

  1. Какой метод использовал Г. Мендель:

  1. Какой из двух генов подавляет действие другого:

  1. Сколько типов гамет образует гетерозигота при моногибридном скрещивании:

  1. Сколько типов гамет образует гомозигота при дигибридном скрещивании:

  1. Если в процессе транскрипции из молекулы матричной РНК выпал один нуклеотид, то такая мутация относится к:

  1. Если набор половых хромосом (гетеросом) у мужского пола ХУ, то такой мужской пол является:

  1. Как называются неполовые хромосомы человека:

  1. Сколько генотипов  образуется в F2 при моногибридном скрещивании:

  1. Сколько фенотипов образуется F 2   при дигибридном скрещивании:

  1. Сколько фенотипов образуется в F 1 при неполном доминировании:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе

Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий  эмбриологии (дают термин),за...