Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по биологии и экологии
олимпиадные задания (биология) на тему

Коровина Наталия Александровна

Тесты для подготовки обучающихся 7-11 классов к олимпиадам по биологии и экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_dlya_olimpiadnikov.rar135.88 КБ

Предварительный просмотр:

Анатомия и физиология человека

I. Выберите один верный ответ:

1. Группа клеток в организме человека, которая выстилает внутреннюю поверхность пищевода, артерий и сердца, - это ткань:

1) соединительная;             3) соединительная;  

2) гладкая мускулатура;     4) скелетная мускулатура.

2. Группа клеток в организме человека, образующая слюнные и поджелудочные железы,  - это ткань:

1) эпителиальная;                   3) гладкие мышцы;

2) плотная соединительная;  4) рыхлая соединительная.

3. Группа клеток с сильно развитым межклеточным веществом, выполняющая транспортную функцию в организме человека, -  это ткань:

1) соединительная;   2) нервная; 3) соединительная;  4) скелетная мускулатура.

4. Группа клеток, образующих стенки кровеносных сосудов и желудка тела человека, состоящая из веретеновидных клеток, способных сокращаться,- это ткань:

1) гладкая мышечная;             3) скелетная мускулатура;

2) многослойный эпителий;  4) рыхлая соединительная.

5. Группа клеток, обеспечивающих произвольные движения тела человека, состоящая из веретеновидных клеток, - это ткань:

1) гладкая мышечная;             3) скелетная мускулатура;

2) многослойный эпителий;  4) рыхлая соединительная.

6. Запасают питательные  вещества (жир) в организме человека клетки ткани:

1) соединительная;       3) многослойный эпителий;

2) гладкая мышечная;   4) скелетная мускулатура.

7. Спинной мозг человека образован  клетками ткани:

1) гладкой мышечной;            3) нервной;

2) многослойного эпителия;    4)  рыхлой соединительной.

8. Клетки с многочисленными отростками, способные реагировать на раздражители, образуют в организме человека ткань:

1) гладкую  мышечную;    3) скелетную мускулатуру;

2) железистый эпителий;   4) нервную.

9. Орган пищеварительной системы человека, участвующий в переваривании пищи, но в которой пища не попадает,  - это:

1) двенадцатиперстная кишка;  3) глотка;

2) печень с желчным пузырем;   4) тонкий кишечник.

10. Слюна, выделяемая железами ротовой полости, не выполняет функцию:

1) бактерицидную;                        3) первичного расщепления углеводов;

2) смачивания пищевого комка;   4) измельчения пищи.

11. Осевой скелет в организме человека образует:

1) позвоночник; 2) грудная клетка; 3) череп; 4) конечность.

12. Мозговой отдел черепа человека слагают кости:

1) длинные; 2) плоские; 3) короткие; 4) трубчатые.

13. Кость, которую не относят к мозговому отделу черепа человека:

1) лобная; 2) височная; 3) теменная; 4) скуловая.        

14. Кость, которую  не относят к лицевому отделу черепа человека:

1) лобная; 2) носовая; 3) слезная; 4) скуловая.        

15. Позвоночник человека состоит из костей:

1) плоских; 2) длинных; 3) трубчатых; 4) коротких.

16. В позвоночнике человека отсутствует отдел:

1) поясничный; 2) крестцовый; 3) туловищный; 4) копчиковый.

17. Позвонки грудного отдела позвоночника человека соединены:

1) костными швами;               3) суставными поверхностями;

2) хрящевыми прокладками; 4) неподвижно.

18. Грудную клетку в теле человека не образуют:

1) позвонки; 2) ребра; 3) ключицы; 4) грудина.

19. В скелете верхних конечностей человека отсутствует кость:

1) ключица; 2) плечевая; 3) фаланга пальца; 4) лучевая.

20. В скелете человека подвижно соединены между собой кости:

1) носа; 2) грудной клетки; 3) таза; 4) бедра и голени.

21. К внутренней среде организма человека не относят:

1) кровь; 2) лимфу; 3) цитоплазму клеток; 4) межклеточную тканевую жидкость.

22. Жидкость, составляющая внутреннюю среду организма человека, характеризуется:

1) постоянным составом;

2) значительным изменением концентрации кислорода;

3) ритмическим увеличением полисахаридов;

4) изменением кислотно-щелочного равновесия ионов.

23. Тканевая жидкость в организме человека образуется из:

1) лимфы;             3) форменных элементов крови;

2) плазмы крови; 4) коллоидного раствора белков пищи.

24. Живые клетки тела организма человека омывает:

1) артериальная кровь;  2) тканевая жидкость; 3) венозная кровь; 4) лимфа.

25. Клетки крови человека, участвующие в транспорте газов по организму, - это:

1) тромбоциты; 2) лейкоциты; 3) эритроциты; 4) лимфоциты.

26. Клетки крови человека, участвующие в процессе свертывания:

1) лимфоциты; 2) лейкоциты; 3) эритроциты; 4) тромбоциты.

27. Избыток тканевой жидкости из органов тела человека собирается в:

1) лимфатические сосуды;    3) кровеносные сосуды;

2) мочевой пузырь;                4) клетках печени.

28. Плазма крови человека не содержит:

1) минеральные соли;       3) растворенную глюкозу;

2) специфические белки; 4) клетки крови.

29. В процессе свертывания крови принимает участие:

1) моносахарид глюкоза;  3) гормон инсулин;

2) белок фибриноген;        4) фермент пепсин.

30. Транспортный белок гемоглобин в организме человека содержат:

1) эритроциты; 2) лейкоциты; 3) лимфоциты; 4) тромбоциты.

31. Железы эндокринной системы организма человека продуцируют:

1) ферменты; 2) гормоны; 3) водорастворимые витамины;4) жирорастворимые витамины.

32. Секрет желез эндокринной системы организма человека поступает:

1) в лимфатические сосуды;              3) в полости живота;

2) в полости внутренних органов;    4) непосредственно в кровь.

33. К железам внутренней секреции организма человека относят:

1) надпочечники; 2) печень; 3) слюнные железы; 4) желудок.

34. К железам смешанной секреции организма человека относят:

1) надпочечники;                    3)поджелудочную железу;

2)печень и желчный пузырь; 4)щитовидную железу.

35. К железам внешней секреции организма человека относят:

1) надпочечники; 2) печень; 3) поджелудочную железу; 4) печень.

36. К ЦНС человека принято относить:

1) спинной мозг;                   3) красный костный мозг;

2) желтый костный мозг;      4) позвоночный столб.

37. К периферической нервной системе человека принято относить:

1) спинной мозг; 2) головной мозг; 3) нервные узлы; 4) позвоночный столб.

38. Длинные отростки тел нейронов в организме человека, покрытые соединительно-тканными оболочками, принято называть:

1) дендритами; 2) нервными  узлами; 3) рецепторами; 4) нервами.

39. Соматический отдел нервной системы человека непосредственно регулирует работу:

1) скелетных мышц;  3) выделительной системы;

2) органов чувств;      4)  пищеварительного тракта.

40. Вегетативный отдел нервной системы человека непосредственно регулирует работу:

1) зрительного анализатора;       3) мышц голени;

2) пищеварительной системы;    4) органа слуха.

41. В работе сердца отсутствует фаза:

1) сокращение предсердий;  3) сокращения желудочков;

2) возбуждения клапанов;    4) общего расслабления.

42. Кровь по сосудам тела человека течет в направлении:

1) клеток, имеющих питательные вещества;

2) тканей, обогащенных кислородом;

3) зоны наименьшего давления;

4) сосудов с наименьшей скоростью  тока крови.

43. Наибольшая скорость тока крови в организме человека регистрируется в:

1) артериях малого круга; 3) аорте большого круга;

2) венах большого круга;   4) капиллярной сети тканей.

44. В правом желудочке  сердца человека находится:

1) лимфа; 2) артериальная кровь; 3) смешанная кровь; 4) венозная кровь.

45. В сердце человека полулунные клапаны расположены между:

1) левым и правым предсердием;  3) желудочками и артериями;

2) левым и правым желудочком;   4) предсердиями и желудочками.

46. Между желудочками и предсердиями в сердце человека расположены:

1) вены; 2) артерии; 3) полулунные клапаны; 4) створчатые клапаны.

47. Информация, поступающая в анализаторы человека, обобщается в:

1) проводящих путях; 3) зонах коры больших полушарий;

2) рецепторах;              4) органах чувств.

48. Снаружи глазное яблоко человека покрыто:

1) стекловидным телом;  3) сосудистой оболочкой;

2) радужной оболочкой;  4) белочной оболочкой – склерой.

49. Поступление света на заднюю поверхность глаза человека регулирует:

1) сетчатка; 2) зрачок; 3) колбочки; 4) зрительный нерв.

50. Фиксирует лучи света на сетчатке в глазе человека:

1) зрительный нерв; 2) палочки; 3) радужка;4) хрусталик.

II. Дайте определение следующим терминам:

хондроциты, миоциты, фибробласт, фиброцит, гуморальная регуляция, таламус, анэнцефаны, кретинизм, акромегалия, дисплазия, адепсия, синовиальная жидкость, фасция,саркомер, лигалобласты, аневризма, плевра, ЖЕЛ, лизоцим, птиалин, амилаза, дефекация, авитаминоз, фистула.

III. «Верные и неверные утверждения». Ответ поясните (неверные утверждения).

1. Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков (цвет кожи, цвет и форма волос, глаз, форма носа и губ), но сохраняют главные общевидовые особенности.

2. У. Кеннон в 1929г. предложил термин «гомеостаз».

3. К железам внутренней секреции относят  гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, вилочковая железа, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы.

4. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.

5. Отростки клеток нервной  ткани покрыты миелиновой оболочкой.

6. Деятельность нервной системы основывается на двух противоположных процессах: возбуждении и торможении.

7. Торможение было открыто великим русским физиологом И. П. Павловым.

8. Мышцы потребляют кислород в 15-20 раз больше, чем головной мозг.

9. Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками.

10. Длина продолговатого мозга около 28мм.

11. Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста.

12. Гипоталамус-  отдел промежуточного мозга, в котором находятся многочисленные ядра, регулирующие вегетативные функции (сердечный ритм, кровяное давление, дыхание, перистальтика).

13. Гипоталамус участвует в регуляции сна и бодрствования, в регуляции температуры тела.

14. Черепно-мозговых нервов – 31 пара, спинно-мозговых – 12 пар.

15. Симпатическая нервная система  расширяет сосуды в коже лица.

16. Поджелудочная железа, представленная клетками островков Лангерсана,  вырабатывает гормоны инсулин и глюкагон.

17. Надпочечники вырабатывают гормон тироксин.

18. Гипофиз состоит из трех долей: передней, средней и задней, окруженных общей капсулой из соединительной ткани.

19. Гормон соматотропин  вырабатывается средней долей гипофиза.

20. Женские половые гормоны увеличивают способность печени и тканей синтезировать гликоген.

21. Гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы.

22. Больной сахарным диабетом выделяет в сутки от 2 до 3л мочи.

23. Оссеиновые волокна состоят из тонких фибрилл, образованных из волокнистого белка – коллагена.

24. Костные пластинки – это межклеточное вещество костной ткани.

25. Кости плюсны относятся к губчатым костям.

26. Локтевой и коленный сустав относятся к простым суставам.

27. Клиновидная кость лицевого отдела черепа относится к парным костям.

28. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его увеличивается.

29. Миофибриллы под микроскопом имеют поперечную исчерченность.

30. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая.

31. Круговые мышцы называют сфинктерами.

32. В мышцах накапливается молочная кислота – продукт полного окисления глюкозы.

33. Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом.

34. Эритроциты живут в крови около 80-120 дней, а затем разрушаются, главным образом в селезенке и печени.

35. Недостаток витамина B12 приводит к малокровию.

36. Кровь III группы можно переливать людям с кровью III, II, IV групп.

37. У 15% людей резус-фактор на эритроцитах отсутствует.

38. Базофилы составляют 15% популяции лейкоцитов.

39.  Движение крови в венах обеспечивается высоким давлением, деятельностью скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.

40. Систолическое давление – это артериальное давление в момент расслабления желудочков.

41. Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всем сердце.

42. Коронарные артерии снабжают кровью сердечную мышцу.

43. Вегетативная нервная система регулирует деятельность сердца.

44. При вдохе диафрагма поднимается.

45. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4с в дыхательном центре промежуточного отдела мозга.

46. Химическая связь гемоглобина с кислородом очень прочная.

47. Липаза расщепляет эмульгированные жиры.

48. Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.

49. Условные рефлексы возникают и исчезают в течение жизни.

50. К  врожденным формам поведения относят безусловные рефлексы, инстинкты, импринтинг (запечатление).

ОТВЕТЫ «Анатомия и физиология человека»

I. Тест:

1

3

6

1

11

1

16

3

21

3

26

4

31

2

36

1

41

2

46

4

2

1

7

3

12

2

17

2

22

1

27

1

32

4

37

3

42

3

47

3

3

1

8

4

13

4

18

3

23

2

28

4

33

1

38

4

43

3

48

4

4

1

9

2

14

1

19

1

24

2

29

2

34

3

39

1

44

4

49

2

5

3

10

4

15

4

20

4

25

3

30

1

35

4

40

2

45

3

50

4

III. «Верные и неверные утверждения».

7) И. М. Сеченов (1863г.)

8) наоборот;

14) наоборот;

15) парасимпатическая;

17) щитовидная железа;

19) передней;

25) трубчатые;

26) сложные;

27) мозговой, непарные;

28) уменьшается;

32) неполного;

37) II;

38) 0, 5%;

39) низким;

40) сокращается;

41) нет;

44) опускается (3-4см);

45) продолговатый;

46) не прозрачная;

48) во внутреннем ухе (улитке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

"Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии, географии, экологии"

Проектно – исследовательская технологияВ современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократиза...

Система подготовки к олимпиадам по биологии и экологии.

В этой статье обобщается мой опыт по подготовке школьников к олимпиадам и творческим конкурсам по биологии и экологии....

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.

Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью  которой является образовательный  результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них  исследов...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....