Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Разработка по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6.

Предмет: биология.

Тема урока: Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Место урока в теме: 1-й урок в теме классификация растений

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: Изучить основные понятия систематики, выявить по каким признакам покрытосеменные делятся на классы и семейства.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами  растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, с основными признаками покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных растений.

развивающие: учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

 Оборудование: презентация, пачки из под семян, макет дерева с рожицами.

 Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  1.  Основные систематические группы растений.
  2. Признаки покрытосеменных растений
  3. биологическую роль классификации растений
  4. значение покрытосеменных растений.
  1. Организационный момент

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о роли классификации в жизни растений по группам .

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Обучающиеся  быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

III. Изучение нового материала.

        Учитель: В результате исследований, проведенных ботаниками всего мира, уже известно более 350 тыс.в мире , а у нас в России-,  в республике Башкортостан-  разных растений, и все же специалисты-ботаники находят все новые и новые, еще не известные науке.

 И ученые – систематики изучая, описывают их, устанавливают их родство и родство с другими растениями, дают им названия, составляют  своего рода «шэжэрэ» (родословное) по общим признакам.

 В первые в развитие науки систематики свой вклад вложил  шведский учёный  К. Линней

·         Он впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

Основные единицы классификации растений от царства до вида.

·         От меньшего к большему (заучить наизусть):

вид – род – семейство – (порядок) – класс – отдел – царство

Вид- Основа систематики растений. Название каждого растения состоит из двух слов- названия рода, к которому данный вид относиться и видового эпитета, например: ива ломкая, береза кудрявая итд. И эти названия обязательно пишутся на латинском языке, для того чтобы ученые других стран могли понять друг - друга.

Латинские названия помогают установить родств о растений и их принадлежность к определенной систематической группе, например осина по латыни Populus tremula.

( учитель раздает несколько названий растений известных обучающимся на латинском и на русском языках, которых они должны на слух проговаривать).( Идет разминочная минутка).

Учитель: Ребята, никогда не путайте понятия «сорт» и «вид».

Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определенным условиям.

Сорт- это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определенными хозяйственными признаками и свойствами.

Другие систематические группы (можно показать слайды)

Тополь белый, тополь пирамидный, тополь дрожащий – относят к одному роду – Тополь. Роды тополей, ива объединяют в семейство. Ивовые, которое относиться к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.

Отдел – наиболее крупная систематическая единица. Растения одного отдела имеют общий план строения и внешние признаки.

 Игра « Юный систематик»

(обучающимся раздаются пачки из под семян разных растений, которых они должны сортировать по систематике, и объяснить по каким признакам они это делали).

Молодцы, вы справились с этим заданием, а теперь немножко отдохнем и дальше пойдем по грани науки.

Физкультминутка.

(Ветер дует нам в лицо, покачалось деревцо. Ветер все тише, тише – а деревцо все выше, выше).

Отдел покрытосеменных, или цветковых растений- самый многочисленный в растительном царстве.  Он насчитывает около 250 тыс. видов. (учитель так же напоминает о количестве растущих видов растений в местности, которой живут).

Учитель давайте еще раз повторим, что же включает систематика (вид – род – семейство – (порядок) – класс – отдел – царство).

Молодцы, запомнили.

Фронтальная работа. (самостоятельно прочитать стр 22-23 и заполнить таблицу)

Признаки

Класс двудольных

Класс однодольных

 ( проверка таблицы)

Учитель: ученые среди покрытосеменных растений смогли выделить 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя несколько видов или даже состоящие из одного – единственного вида. Но есть семейства, насчитывающие тысячи видов, например семейство сложноцветных из класса двудольных.

В дальнейшем мы рассмотрим семейства крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных из двудольных и семейства лилейных и злаков из однодольных.

III. Закрепление знаний.

Фронтальная обобщающая беседа с обучащимися о систематике.

IV. Оценка знаний учащихся.

·         Отметки выставляются за активную работу, правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.

V. Домашнее задание.

·         Домашнее задание записывается на доске.

Прочитать параграфы 45-46. Выучить определения. Написать названия покрытосеменных растений местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...

Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс

Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К  ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...

Модуль 1. Основы систематики растений.

Цель: изучить понятие классификация, познакомиться с основными систематическими группами растений, научиться распознавать растения классов двудольные и однодольные....

Основы систематики растений

Проверочная работа по систематике растений в 6 классе...

Технологическая карта урока "Основы систематики растений"

Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений...

Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений

Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....