Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Зарыпова Ольга Николаевна

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prokarioticheskaya_kletka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приморская СОШ»

Урок биологии в 9 классе

по теме "Прокариотическая клетка"

Подготовила: Зарыпова

Ольга Николаевна – учитель

биологии первой квалификационной

 категории МБОУ «Приморская СОШ»

п. Приморский

Тема урока: "Прокариотическая клетка"

Полна, полна чудес могучая природа.

А.С.Пушкин

        Цели урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. образовательная – рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль;
  2. развивающая – формировать умения и навыки самостоятельной работы, умение выделять главное, сравнивать, анализировать;
  3. воспитательная – развивать  интерес к познанию живой природы.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: частично-поисковый

Требования согласно программе:

Ученик должен

  1. иметь представление о многообразии различных форм бактерий;
  2. знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;
  3. уметь объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра,

строение прокариот на примере бактериальной клетки.

Междисциплинарные связи: химия, экология, география.

Внутридисциплинарные связи: цитология.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

II. Основной этап урока.

Ребята, как вы понимаете слово чудо? (Ученики высказывают свои ответы). А теперь обратимся к источникам и узнаем, как они объясняют слово чудо.

«Чудо – всякое явление, кое мы не умеем объяснить. Диво, необычайная вещь или явленье. В переносном значении нечто поразительное, выдающееся» (Словарь В.И.Даля).

«Чудо – нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью» (Большая Советская энциклопедия).

Из истории вы хорошо знаете о 7 чудесах света. (На слайде картинки всех чудес света) Но на Земле существует еще чудо, которое очень сильно отличается от семи чудес света. Давайте все вместе подумаем, какое чудо может быть восьмым и почему? Чтобы помочь вам, я прочитаю синквейн. Внимательно слушайте и постарайтесь найти правильный ответ.

Диво

Маленькое, удивительное

Живет, растет, размножается

Структурная и функциональная единица живого

Наше чудо.

- О чем идет здесь речь?

Ответы учащихся - клетка

 - Правильно, ребята. Это клетка.

Мы начнем изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле.

Показ слайдов с изображением различных клеток

- Все эти клетки можно разделить на две группы. Какие?

Ответы учащихся

- Все это многообразие клеток можно разделить на две группы по наличию оформленного ядра. Прокариоты – не имеют оформленного ядра. Эукариоты – имеют оформленное ядро. Откроем тетради и запишем тему занятия «Прокариотическая клетка» запишем определения в тетради. К прокариотам относятся все бактерии и сине-зеленые водоросли, а к эукариотам – грибы, растения, животные Сегодня на уроке остановимся на группе прокариотических организмов. Рассмотрите рисунок на слайде. Что вы можете сказать о прокариотической клетке? О ее форме?

Ответы учащихся

- Размеры бактериальных клеток колеблются от 1 до 10-15 мкм. По форме выделяют шаровидные клетки (кокки), вытянутые (палочки, или бациллы) и извитые (спириллы). Некоторые микроорганизмы живут по отдельности, другие образуют скопления.

 - Основная особенность прокариот - отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация заключена в одной хромосоме (нуклеоиде), состоящей из одной молекулы ДНК и имеющей форму кольца. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку (белкового происхождения) и цитоплазматическую мембрану (выполняет транспортную, барьерную и энергетическую функции), окружающую цитоплазму с нуклеоидом и рибосомами.

Бактерии по строению клеточной стенки бывают:

  1. Грамположительные: стафилококки, стрептококки
  2. Грамотрицательные: менингококки, кишечная палочка

Такое название бактерии получили по имени бактериолога Грама, открывшего особенности окраски клеток бактерий. Грамположительные окрашиваются по методу Грама в фиолетовый цвет, а грамотрицательные не окрашиваются. (Слайд 8)

Для передвижения в водной среде некоторые бактерии имеют один, два или много жгутиков, а также могут иметь ворсинки.

По способу питания бактерии можно разделить на две группы. Какие?

Ответы учащихся

По способу питания бактерии делят на автотрофы и гетеротрофы

Автотрофы – фотосинтетики (зеленые, пурпурные, серобактерии), хемосинтетики (железобактерии, серобактерии)

Гетеротрофы – паразиты (холерный вибрион, столбнячная палочка), сапрофиты (бактерии гниения, бактерии брожения).

А сейчас давайте определим значение бактерий для человека и их роль в природе, используя материал нашего занятия и листы путеводители

III. Формирование умений и навыков

1-я команда готовит сообщение о значении бактерий для человека, отрицательную роль.

2-я команда готовит сообщение о значении бактерий для человека, положительную роль

3-я группа готовит сообщение о роли бактерий в природе (особое внимание обращают на цианобактерии).

4 –я группа – готовит дополнительную информацию о бактериях.

Сообщения учащихся.

Учитель: размножаются путем деления, которое наступает после удвоения бактериальной хромосомы – кольцевидной ДНК или при помощи полового процесса в форме обмена генетическим материалом между особями. При неблагоприятных условиях образуют споры. Отшнуровывание части цитоплазмы от материнской клетки. Отшнуровавшаяся часть содержит хромосому и окружена мембраной и толстой клеточной стенкой. В сухом состоянии бактерии сохраняют свою жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет.

А чтобы больше узнать о прокариотах, подготовьте сообщения о заболеваниях, которые вызывают бактерии. Известны бактерии: молочнокислого брожения, уксуснокислого брожения, гнилостные, клубеньковые.

IV. Домашнее задание. Подготовить сообщения, презентации о заболеваниях,

которые вызывают бактерии (дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, холера, бактериальная дизентерия, сальмонеллез).

        V. Подведение итогов

Так давайте же ответим на вопрос, поставленный в начале урока «Почему

прокариотическая  клетка является  чудом света?».

Ответы учащихся.

1.        Из одной единственной клетки может возникнуть новая клетка.

2.        Если памятники культуры подвергаются разрушениям и исчезнут со временем, а клетка будет жить вечно, пока не исчезнет все живое на Земле.

3.        Клетку можно сравнить с целым заводом.

4. Процесс фотосинтеза и др.

Учитель: Насколько важную для себя информацию вы получили сегодня на уроке? О чем вы хотели бы узнать более подробно? Пригодится ли вам информация, новый материал в вашей жизни?

Выставление оценок.

Лист путеводитель к занятию

«Прокариотичекская клетка»

Бактерии являются самыми древними организмами, появившимися около 3,5 млрд. лет назад в архее. Около 2,5 млрд. лет они доминировали на Земле, формируя биосферу, участвовали в образовании кислородной атмосферы.

После появления многоклеточных организмов между ними и бактериями образовались многочисленные связи, включая преобразование органических веществ органотрофами, и разного рода симбиотические отношения, паразитизм, иногда внутриклеточный (риккетсии), и патогенез. Наличие бактерий и др. микроорганизмов в естественных местах обитания является важнейшим фактором, определяющим целостность экологических систем. В экстремальных условиях, непригодных для существования других организмов, бактерии могут представлять единственную форму жизни.

Бактерии активно участвуют в биогеохимических циклах на нашей планете (в т. ч. в круговороте большинства химических элементов). Деятельность бактерий имеет также глобальный характер. Например, из 4,3-1010 т (гигатонн) органического углерода, фиксированного в процессе фотосинтеза в мировом океане, около 4,0-1010 т минерализуется в водной толще, причём 70-75% из них - бактериями и некоторыми другими микроорганизмами, а суммарная продукция восстановленной серы в осадках океана достигает 4,92-108 т в год, что почти в три раза превышает суммарную годовую добычу всех видов серосодержащего сырья, используемого человечеством. Основная часть парникового газа - метана, поступающего в атмосферу, образуется бактерииями (метаногепами).

Бактерии являются ключевым фактором почвообразования, зон окисления сульфидных и серных месторождений, образования железных и марганцевых осадочных пород и т.д.

Некоторые бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека, животных и растений. Нередко они становятся причиной порчи селхоз. продукции, разрушения подземных частей зданий, трубопроводов, металлических конструкций шахт, подводных сооружений и т.д. Изучение особенностей жизнедеятельности этих бактерии позволяет разработать эффективные способы защиты от вызываемых ими повреждений. В то же время положительную роль бактерий для человека невозможно переоценить. С помощью бактерий получают вино, молочные продукты, закваски и др. продукты, ацетон и бутанол, уксусную и лимонную кислоты, некоторые витамины, ряд ферментов, антибиотики и каротиноиды. Бактерии участвуют в трансформации стероидных гормонов и др. соединений. Их используют для получения белка (в т. ч. ферментов) и ряда аминокислот. Применение бактерий для переработки с.-х. отходов в биогаз или этанол даёт возможность создания принципиально новых возобновляемых энергетических ресурсов. Бактерии используют для извлечения металлов (в т.ч. золота), увеличения нефтеотдачи пластов. Благодаря бактериям и плазмидам стало возможным развитие генетической инженерии. Изучение бактерий сыграло огромную роль в становлении многих направлений биологии, в медицине, агрономии и др. Велико их значение в развитии генетики, т.к. они стали классическом объектом для изучения природы генов и механизмов их действия. С бактериями связано установление путей метаболизма различных соединений и др.

Потенциал бактерий в практическом отношении неисчерпаем. Углубление знаний об их жизнедеятельности открывает новые направления эффективного использования бактерий в биотехнологии и других отраслях промышленности.

«Голливудская улыбка»

Предложен способ предохранения зубов от разрушения. Зубы покрывают слоем определенных белков, который засевают специальными видами бактерий. Авторы изобретений считают, что это предохранит от разрушения даже корни зубов.

«Точу ножи булатные»

Задача из Центра «Микрохирургия глаза» С.Н. Федорова. После разреза скальпелем сетчатки глаза последняя наволакивается на скальпель и делает из 30 микрон радиуса заострения 300. (1 микрон равен 0,001 мм). Как заточить скальпель к следующей операции? Инженеры предложили особо заточный станок, физики – плазу. Биолги предложили свое – скальпель с микрослоем сетчатки помещается в культуру бактерий, которые съедают органику.

«Полезные закопаемые»

В последнее время в печати стало появляться много сообщений об использовании для добычи и/или обогащения руд бактерий. Первое место (по количеству публикаций) занимает железобактерия, которая использует в своем метаболизме железо. В США с помощью литотрофных бактерий (питающихся неорганикой) получают около 10 % от общего количества добываемой меди.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс

Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........