Особенности преподавания биологии детям с ОВЗ
статья по биологии по теме

Миронова Елена Николаевна

В статье рассматирваютсянекоторые аспекты преподавания учебного материала детям с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_biologii_detyam_s_ovz.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Особенности преподавания биологии  детям  с ОВЗ»  Миронова Е.Н.


В Государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга учатся дети, которым рекомендовано индивидуальное надомное обучение по медицинским заключениям лечебно-профилактических учреждений.

   Учебный план ГБОУ школы № 688 предусматривает на изучение биологии меньшее количество часов в неделю и в год, чем в массовой общеобразовательной школе.  Количество часов, отведенных на изучение биологии, сокращено по сравнению с массовой школой до 35 часов по всем курсам  (1 час в неделю).

   Однако содержание программы по биологии, реализующейся в нашей школе, соответствует  Государственному образовательному стандарту. Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала каждого урока, что находит свое отражение в календарно-тематическом планировании, а также за счет тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.

Контингент учащихся ГБОУ школы № 688 можно разделить на несколько групп.

Группа 1.  В нее входят учащиеся, знания,  умения и навыки которых соответствуют минимальному образовательному стандарту. При этом уровень реальной учебной подготовки может быть высоким, средним, низким.

Группа 2. Это учащиеся, уровень знаний, умений и навыков которых ниже требований программы. Имеют недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности предшествующих курсов обучения вследствие нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы.

Группа 3.  Группа часто болеющих и ослабленных учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях некоторых разделов и тем учебных программ с недостаточно сформированными умениями и навыками, испытывающих трудности в изучении новых тем.

Группа 4. В данную группу попадают учащиеся, у которых в целом нормальное состояние психофизического здоровья, в большей степени, имеющие социально-бытовую, педагогическую запущенность. Эти дети имеют негативный предыдущий учебный опыт, большое количество прогулов, длительных перерывов в учебе, низкий уровень познавательной активности.

Группа 5.  Учащиеся группы 5 имеют низкий уровень интеллектуального развития, серьезные недостатки памяти, внимания, мышления, воображения, нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации.

 Учитывая специфику контингента учащихся и возрастные особенности, наиболее приемлемыми технологиями для использования в учебном процессе являются: применение активизирующих методов обучения.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе усиления познавательного интереса и увеличения доли самостоятельной работы.

      В своей педагогической деятельности я использую информационно-установочную модель подачи информации, которая предполагает проблемное изложение учителем основных понятий темы, раскрытие взаимосвязи понятий, демонстрацию способов применения знаний на основе анализа алгоритмов действий.

      Биологические задачи, предлагаемые мной ученикам, имеют обучающий характер. Целью такой самостоятельной работы является не оценка знаний, а формирование общеучебных познавательных умений, овладении определенным умственными                                                                                             операциями, логическими приемами, методами диалектического мышления, т.е. развитие способностей ребенка в деятельности.      

       Мной составлены учебные задания на отбор материала по указанному признаку,  классификацию, сравнение, выявление связей, обоснование причин, доказательство положений и формулирование выводов.

       Особое значение в условиях нашей школы имеет работа с учебником, как с основным и наиболее доступным источником знаний. Чтение не механическая работа, а творческий труд.  Задача преподавателя – научить правильно читать. На первых этапах работы учащиеся получают задания ответить на поставленные вопросы, выделить главную мысль, доказать или объяснить явление. Я предлагаю учащимся задания на заполнение таблиц,  составление конспектов, что способствует систематизации знаний, а следовательно и более успешному усвоению материала. И наконец, появляются опережающие научно-теоретические задания.

Организация систематического контроля усвоения знаний

      Тестирование является наиболее оперативной формой контроля, а потому применяется мной на всех этапах учебной деятельности: закрепление изученного материала, текущий поурочный контроль, контрольная итоговая проверка знаний, промежуточная аттестация.  

      Я составляю и использую тесты на бумажной основе, а также интерактивные тестовые задания, используются современные технические комплексы, включающие в себя техническое оборудование и программное обеспечение, современные почтовые программы, а также используется портал «Центра образования «Технология обучения» (http://iclass.home-edu.ru/).

Использование других средств информатизации (СИ)

Эта технология подразумевает использование различных программно-технологических комплексов по предмету  в качестве электронных мультимедийных пособий; компьютерных обучающих и тестирующих систем, средств наглядного представления информации. Также используется прикладное программное обеспечение для создания учителем собственных обучающих программных продуктов.

.

Корректировка календарно-тематического планирования для длительно-болеющих    детей

      В условиях нашей школы прохождение программы в соответствии с календарно-тематическим планированием часто бывает осложнено отсутствием ученика по болезни  в течение длительного времени. В этом случае необходимо корректировать КТП с учетом количества пропущенных тем, уровнем реальной учебной подготовки, а также психофизических особенностей учащегося.

     При реализации скорректированного КТП для длительно-болеющих детей я использую технологию модульного обучения, предполагающую структурированность элементов внутри крупного блока информации и жесткую алгоритмизацию учебной деятельности. Целью модульной технологии является содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Использование ИКТ

    В своей педагогической деятельности я использую следующие элементы ИКТ:

    - работа с электронными учебниками;

    - демонстрация наглядных пособий;

    - демонстрация собственных презентаций;

    - применение интерактивного тестирования.

Здоровьесберегающие технологии

Под  здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

- учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы;

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

- использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Выделяются 4 основных правила построения урока:

  1. Правильная организация урока. Это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
  2. Использование каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
  3. Учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Учитель должен учитывать эти характеристики при построении урока.
  4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Результативность своей педагогической деятельности я рассматриваю как оптимизацию процесса обучения: выбор наиболее эффективной модели для условий нашей школы на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; применение активизирующих методов; формирование у школьников положительной мотивации и потребностей в знаниях; организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся; создание на уроках благоприятной, доброжелательной атмосферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Особенности преподавания биологии и химии у подростков с девиантным поведением

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе....

Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Статья посвящена актуальной теме инклюзивного образования на уроках биологии. Проанализирован уровень заболеваемости учеников в общеобразовательных учреждениях за последние годы. Установлена роль учит...

Особенности преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО

Особенности преподавания предмета «Биология».Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.   В 2015-2016 учебном году был осущ...

Особенности преподавания биологии для обучающихся с задержкой психического развития.

В этой статье описаны основные особенности детей с задержкой психического развития, общие правила, которые нужно учитывать при работе с детьми с ЗПР, а так же приведены примеры коррекционно-развивающи...