разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                                                                                                                                                                                                РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ  В  11  КЛАССЕ                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakonomernosti_evolyucii_11_kl._biologiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

муниципального образования Темрюкский район

                                  ст. Тамань Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ                   БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.                           ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                                                                                                                                                                                                                                                                                      РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ                                                                   В  11  КЛАССЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Работа выполнена                                                                                Фрайтах Ингой Рудольфовной                                                                учителем биологии, химии                                                                         МБОУ СОШ № 9 ст.Тамань                                                                        Темрюкского района                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Тамань, 2011 г.                                                                                                                                                                        УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:                                                                                                                                ОБУЧАЮЩИЕ:                                                                                                  1)раскрыть общие закономерности эволюционного                                          процесса; на основе знаний об эволюционной значимости                                    ароморфозов и  идиоадаптаций углубить представление о                                     результатах эволюции;2)проанализировать явление дивер        -                             генции и конвергенции на макроэволюционном уровне;                                   3)познакомить учащихся с основными  правилами                                          эволюции                                                РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                                                  1)развивать умение выбирать правильный ответ в работе                                   с тестами; 2)анализировать;3) эмоционально откликаться                                   на полученную информацию.                                                                                                                                ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                           углубляя знания о развитии и взаимосвязи природных                                   явле        ний, формировать научное мировоззрение учащихся.                                                                                                                         МЕТОДЫ: словесные.                                                                                                                                                                                        МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:                                                                                  рассказ учителя; беседа на повторение опорных                                         понятий из курса биологии; организация индивидуальной                          работы учащихся по разноуровневым тестам.                                                                                                                                        ТИП УРОКА:  комбинированный.                                                                                                                                                                        ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ  МИНИМУМ  СОДЕРЖАНИЯ:                                                 эволюция, дивергенция, конвергенция, параллелизм.                                                                                                                                                     ОБОРУДОВАНИЕ:                                                        ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:                                                                  таблица «Развитие органического мира», таблицы с изобра-                        жением водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и                           покрытосеменных растений, животных разных отрядов и                               типов.                                                                                                                                                                                     РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:                                                                                карточки с разноуровневыми тестами для индивидуальной                                работы учащихся.                                                                                                                                                                        УЧЕБНИК:                                                                                                         Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология                                10-11 классы. М.: «Дрофа»,2002.                                                                                                                                        ПОСОБИЯ:                                                                                                        1. Зверев И.Д., Мягкова А.Н.Общая методика преподавания                             биологии. М.: Просвещение, 1985.                                                        2. Иванова Т.В., Козлова Т.А., Мягкова А.Н. Итоговая                                     проверка знаний учащихся по общей биологии X-XI кл.                                    М.: «Школа-Пресс»,1997.                                                                        3. Козлова Т.А., Сонин Н.И.Общая биология 10-11 классы.                                    Методическое пособие. М.: «Дрофа», 2006.                                                4. Сонин Н.И., Козлова Т.А. Рабочая тетрадь для учителя.                                    Общая биология 10-11 классы, часть II.М.: «Дрофа»,2006.                        5. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов.                            М.: Просвещение, 1995.                                                                        6. Центр тестирования Министерства образования России.                                    Варианты и ответы централизованного тестирования.                                     Биология 11 кл. Пособие для подготовки к тестированию.                            М.,2006.                                                                                                                                                                                                                             ПЛАН УРОКА:                                                                                                                                                                1. Формы эволюции групп живых организмов: дивергенция, кон-                     вергенция, параллелизм.                                                                        2. Форма группового отбора – дивергенция, особенности и усло-                            вия ее проявления; единая основа дивергенции – генофонд                               родственных форм. Гомология, примеры ее проявления.                         3. Конвергенция как проявление сходства признаков в строении                       органов, непосредственно  связанных со сходными условиями                          среды обитания.                                                                                4. Параллелизм –  форма  конвергентного  развития  генетически                      близких групп организмов.                                                                        5. Правило необратимости эволюции, его проявление.                                6. Правило чередования направлений эволюции и их взаимосвязь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ХОД  УРОКА:                                                                                                                                                                I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.                                                                1. Приветствие.                                                                                        2. Отметка отсутствующих.                                                                        3. Объявление плана урока, целей и задач урока.                                                                                                                                        II. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ                                                              «Пути достижения биологического прогресса.                                      Главные направления эволюции ».                                                                                  (индивидуальная работа учащихся по                                                           карточкам с разноуровневыми тестами)                Уровень 1                                                                                                (Задания «А», максимальная оценка «4»).                                                                                                                                                        1. Определите среди названных эволюционных изменений ароморфоз:                          А – возникновение покровительственной окраски у кузнечика                        Б – формирование плоской формы тела у ската                                                В – появление фотосинтеза                                                                        Г – видоизменения листьев в колючки у кактуса                                2. Определите идиоадаптацию:                                                                        А – появление четырехкамерного сердца и теплокровности                        Б – возникновение покровительственной окраски у кузнечика                        В – появление легочного дыхания                                                                Г – появление многоклеточности                                                        3. Какой из ароморфозов привел к появлению млекопитающих?                                А – появление легочного дыхания                                                                Б – появление четырехкамерного сердца и теплокровности                         В – появление жаберного дыхания                                                                Г – появление пятипалой конечности                                                4. Какие ароморфозы обусловили появление покрытосеменных                             растений?                                                                                                А – появление семени                                                                                Б – появление цветка и плода                                                                        В – появление спор                                                                                Г – появление стебля                                                                        5. Изменения, связанные с сокращением численности особей вида,                     уменьшением ареала, сокращением числа видов, называются…                        А – ароморфозами                                                                                Б – биологическим прогрессом                                                                В – идиоадаптациями                                                                                Г – биологическим регрессом                                                        6. Какой ароморфоз обусловил возникновение голосеменных?                                А – появление семени                                                                                Б – возникновение корневой системы                                                        В – формирование стебля                                                                        Г – появление спор                                                                        7. Проявлением дегенерации в органическом мире является…                                А – образование хобота у слона                                                                Б – сходство головастика лягушки с рыбой                                                В – утрата листьев у кактуса                                                                        Г – зачатки тазовых костей в толще мышц у кита                                8. Идиоадаптация птиц проявилась в…                                                                А – появлении центра терморегуляции                                                        Б – формировании губчатых легких                                                        В – появлении птенцовых и выводковых птиц                                                Г – сильном развитии мозжечка                                                        Правильные ответы: 1-В, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Г, 6-А, 7-В, 8-В.                                                                                                                                Уровень 2                                                                                                (Задания «В», максимальная оценка «5»).                                                                                                                                                        9. Определите главные направления эволюционного процесса:                                А – аллогенез                                                                                        Б – дегенерация                                                                                        В – конвергенция                                                                                        Г – онтогенез                                                                                        Д – арогенез                                                                                        Е – филогенез                                                                                10. Установите соответствие между понятием и примером.                                        1. Ароморфоз                А – атрофирование корней и                                                                                листьев у растений-паразитов                                2. Идиоадаптация          Б - появление челюстей у позвоночных                        3. Дегенерация               В – образование усиков у гороха

        1

           2

          3 

                                                                                                                                       Правильные ответы: 9-А, Б, Д.                                                                                 10-                                                                        

1

2

3

Б

В

А

                                                                                                                                       Учащиеся по выбору выполняют задания. Только задания «А» - на максимальную оценку «4», задания «А» и «В» - на максимальную оценку «5».                                                                                                                                                                                                                                  III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.                                                        Вступление.                                                                                Объявление плана, целей и задач урока.                                                 1. Формы эволюции групп живых организмов: дивергенция,             конвергенция, параллелизм.                                                                                        (рассказ учителя)                                        Несмотря на многообразие частных особенностей строения и приспособлений организмов к внешней среде можно выделить некоторые общие закономерности эволюционного процесса.                         Данные систематики, палеонтологии, сравнительной анатомии и других биологических дисциплин дают возможность с большой точностью восстановить ход эволюционного процесса на надвидовом уровне. Среди форм эволюции групп живых организмов можно выделить: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм.                                2. Форма группового отбора – дивергенция, особенности и условия  ее проявления; единая основа дивергенции – генофонд родственных форм. Гомология, примеры ее проявления.                                                     (рассказ учителя с элементами беседы,                                                      демонстрация таблиц, запись учащимися в                                            рабочую тетрадь новых терминов,                                                    определений)                                        Дивергенцией называется расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции, ведущее к возникновению новых систематических категорий. Этот термин и понятие дивергенции введены Ч. Дарвином. Появление новых форм всегда связано с приспособлением к местным географическим и экологическим условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, т.е. условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, парнокопытные, китообразные и др.). Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые в свою очередь характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и экологическими особенностями (формы плавающие, лазающие, бегающие, роющие и др. Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания  и т.п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергировать могут не только виды, но и роды, семейства, отряды. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме группового отбора (сохраняются или устраняются виды, роды, семейства и т.д.). Групповой отбор также основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счет гибели отдельных особей.                                                                                 Своеобразие морфологических особенностей организмов, приобретаемых в процессе дивергенции, имеет некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих хотя и отличаются друг от друга, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции, называют гомологичными. Примерами гомологичных органов у растений являются усики у гороха, иглы барбариса, колючки кактуса – все это видоизмененные листья. Корневище ландыша, клубни картофеля, донце репчатого лука (подземные побеги) тоже гомологичны.                        3. Конвергенция как проявление сходства признаков в строении органов, непосредственно  связанных со сходными условиями  среды обитания.                                                                                               (рассказ учителя с элементами беседы,                                                 демонстрация таблиц, запись         учащимися в                                         рабочую тетрадь новых терминов,                                                         определений)                                        В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. Появление в результате естественного отбора сходных анатомо –морфологических, физиологических  и (или) поведенческих черт у относительно далеких по происхождению групп организмов называют конвергенцией. Примерами конвергенции являются плавники и обтекаемая форма тела у дельфинов (млекопитающие), акулы (рыбы) и ихтиозавра (ископаемое морское пресмыкающееся); крылья птицы, летучей мыши и бабочки.                                                Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называют аналогичными. Аналогичны жабры рака и рыбы, роющие конечности крота и медведки.                                                                         4. Параллелизм –  форма  конвергентного  развития  генетически  близких групп организмов.                                                                           (рассказ учителя, демонстрация таблиц)        Параллелизм представляет собой форму конвергентного развития, свойственного для генетически близких групп организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели сходные приспособления для передвижения в этой среде.                5. Правило необратимости эволюции, его проявление.                                                   (рассказ учителя)                                        К общим правилам эволюции групп организмов относится правило ее необратимости.Так, если на каком – то этапе эволюции от примитивных амфибий возникли рептилии, то рептилии не могут дать вновь начало амфибиям.                                                                        6. Правило чередования направлений эволюции и их взаимосвязь.                                                                                                                    (рассказ учителя)                                                В филогенезе – историческом развитии практически всех групп происходило регулярное чередование главных направлений эволюции: арогенеза и аллогенеза.                                                                        Таким образом, эволюция представляет собой непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, протекающий в течение длительного времени – сотен и тысяч поколений. Одни из вновь возникающих адаптаций оказываются очень частными, и их значение не выходит за пределы узких условий. Другие дают возможность выхода группы в новую адаптивную зону и непременно ведут к быстрому эволюционному развитию групп в новом направлении, к более высокому уровню организации.                                IV. Закрепление изученного материала.                                                                (устные ответы на вопросы учителя)                1. Что мы сегодня изучали на уроке?                                                        - закономерности   эволюционного   процесса и  правила                             эволюции.                                                                        2. С какими новыми терминами мы познакомились на уроке?                        - дивергенция, конвергенция, параллелизм, гомологичные и                   аналогичные органы.                                                        3. Какие      органы     называют     гомологичными,    а     какие                     аналогичными?                                                                                - гомологичные органы имеют похожее  строение и                                     одинаковое происхождение,  независимо от выполняемой                   функции, а аналогичные – выполняют сходную функцию,                    но имеют разное строение и происхождение.                       V. Запись домашнего задания,  разъяснение.                Читать стр. 423-428 учебника, устно ответить на вопросы на стр.         429.выполнить задания рубрики «Терминология» на стр.430-431 VI. Итог урока.                                                 Акцентирование внимания учащихся на достижении целей и задач урока.                                                                              VII. Объявление  оценок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по теме:"Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции"

Урок изучения и первичного закрепления положений учения Ч. Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

разработка урока биологии «Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков»

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков» предназначен для изучения материала в 11 классе...

Презентация к уроку биологии "Основные закономерности эволюции"

Идея о направленном характере эволюции,идущей по пути совершенствования организмов от простого к сложному,от низших форм жизни к высшим,    общепринята....

План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс

Тема урока  Главные направления эволюции.I.      Организационный момент.II.      Повторение изученного материала.Устный ответ: Что тако...

Разработка урока биологии в 11 классе "Эволюция человека"

Защита проектов в форме открытия музея "Эволюции человека"...