Презентация к уроку биологии в 5 классах (ФГОС ООО) по теме: "Как питаются паразиты?"
учебно-методический материал (биология, 5 класс) на тему

Назаренко Ирина Анатольевна

1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).
    
     Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).
    
     2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.
    
     3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.
    
     Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.
    
     4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.
    

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» Урок биологии 5 класс Назаренко Ирина Анатольевна ГБОУ ЦО №1409 г.Москва

Слайд 2

Задание для работы в группе : Объедините в группу животных по типу питания. Определите «лишнее» животное. Запишите выводы: Группа по типу питания : животные ……………….. Другой тип питания у ……………………………

Слайд 3

Питание организмов

Слайд 4

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» Урок биологии: «Как питаются паразиты?» 5 класс Назаренко Ирина Анатольевна ГБОУ ЦО №1409 г.Москва

Слайд 5

Паразиты

Слайд 6

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Слайд 7

Паразитизм От греческого « паразитос » - нахлебник. Это способ питания за счёт другого организма.

Слайд 8

Паразиты («пара» - от греческого слова около, «ситос» - пища) — это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

Слайд 9

Разнообразие паразитов Паразиты

Слайд 10

Паразиты - грибы Гриб - трутовик

Слайд 11

Паразиты - грибы

Слайд 12

Паразиты - грибы

Слайд 13

Паразиты - растения Петров крест

Слайд 14

Раффлезия Арнольди Паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Слайд 15

Чесоточный зудень - клещ

Слайд 16

Паразиты - животные Свиной цепень

Слайд 17

Паразиты – бактерии (туберкулёзная бактерия)

Слайд 18

Разновидности паразитов Паразиты Бактерии Растения Грибы Животные

Слайд 19

Каковы пути заражения паразитами?

Слайд 21

Нужны ли паразиты?

Слайд 22

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений . В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле

Слайд 23

Практическая работа: «Посев спор микроорганизмов на питательную среду»

Слайд 24

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Слайд 25

Защитим себя от паразитов!

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Слайд 27

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» Урок биологии: «Как питаются паразиты?» 5 класс Назаренко Ирина Анатольевна ГБОУ ЦО №1409 г.Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 5 класс ФГОС по теме «Ткани»

Понятие Ткань, основные виды тканей растения....

Презентация к уроку биология 5 кл. фгос

Тема " Значение живых организмов в природе и жизни человека "....

Презентация к уроку биология 6 кл. фгос

Тема " Рост и развитие растений "....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?"...

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку  биологии  5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...