Формирование исследовательской компетенции
статья по биологии по теме

Трубенкова Татьяна Ивановна

 Формирование исследовательской компетенции по биологии и экологии как средство достижения успешности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskoy_kompetencii.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской компетенции по биологии и экологии

как средство достижения успешности ученика.

Автор: Трубенкова Татьяна Ивановна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ биотехнологический лицей-интернат № 21 р.п. Кольцово

От успеха в школе - к успеху в жизни

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Важнейшими факторами устойчивого и успешного развития страны становится способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Следовательно,  в настоящее время «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение своей жизни» - отмечено в документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

В связи с этим система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект "Образование". В условиях модернизации образования происходит вполне ожидаемая и естественная переориентация на компетентностный подход, процесс формирования новой модели выпускника, который не только обладает определенным объемом знаний, умений и навыков в разных областях, полученных от учителя, а умеет сам получать и применять необходимые знания в соответствии с требованиями современной жизни. Основная задача современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого компетентного человека, самореализации личности и самоопределения.

Всем известно, что человек по сути своей исследователь. Любопытность, любознательность проявляется у человека с самого рождения – это один из способов познания окружающего мира. Замечали ли вы, сколько радости приносит ребенку любое, даже самое маленькое его «открытие», как он гордиться и дорожит тем, что сделал или узнал что-то сам? С возрастом, как показывает опыт, большинство ребят теряют способность к открытиям, становятся пассивными потребителями необходимого объема знаний, который даёт им учитель. Как вернуть ребенку интерес  к учебе, к открытиям? Как зажечь искорку любознательности в его глазах? Как сделать так, чтобы ребенок почувствовал радость успеха от своих маленьких и больших побед в учебе? Решение, казалось бы все знают, – нужно научить ребенка получать свои знания самостоятельно, только тогда они становятся наиболее ценными. «Знания только тогда знания, - писал Л.Н. Толстой, - когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью».

Готовы ли наши дети к самостоятельности? В октябре 2012 года я решила выяснить уровень сформированности исследовательских умений у учащихся 5 классов. Анализ результатов диагностики показал, что  высоким уровнем мотивация к самостоятельной деятельности обладают только 28%  учащихся (рисунок 1), а высокий уровень познавательной активности характерен только для   12% учеников  (рисунок 2).  

Рисунок 1. Мотивация к самостоятельной деятельности по биологии в 2012 году. (Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» Т.И.Шамовой)

Рисунок 2. Познавательная самостоятельность учащихся в 2012 году

(Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д. Спилберга, А.К. Осницкого)

Передо мной, как учителем, встала проблема: как развить способности ребенка,  научить его самостоятельно думать и  принимать решения? Решение проблемы подсказал опыт работы и сама жизнь. Биология - одна из наиболее практико-направленных дисциплин. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования самостоятельности ученика. Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому – я пойму». Из существующего арсенала педагогических методов и технологий я выбрала исследовательскую деятельность, так как именно она служит примером метапредметной компетенции и напрямую связана с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Расставляя приоритеты в своей работе, основной задачей я ставлю формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания биологии. Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:

  1. поэтапное, последовательное и комплексное включение учащихся в исследовательскую деятельность;
  2. создание условий для постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным;
  1. использование наряду с традиционными формами организации учебных занятий нетрадиционных с целью формирования исследовательской компетенции;
  1. применение способов и приемов развития мотивационной и рефлексивной сферы для включения учащихся в активную и продуктивную деятельность.

А. В. Хуторский рассматривает исследовательскую компетенцию, как сложную систему (совокупность) разных составляющих ключевых компетенций. Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

В работе по формированию исследовательской компетентности учащихся я опираюсь на методические рекомендации Феськовой Е. В. «Составляющие элементы исследовательской компетентности».

Четыре основных компонента исследовательской компетентности: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи с такими компетенциями, как социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования (рисунок 3).

Мотивационный компонент определяет содержание формируемых ценностно-смысловой, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования. Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной компетенции. Когнитивный компонент определяет содержание общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенций. На базе действенно-операционного  компонента формируются учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.

 Рисунок 3. Модель формирования исследовательской компетентности обучающихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...