Презентация к уроку по зоологии: "Среды жизни и места обитания животных". (7 класс)
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Фомичева Наталья Петровна

Данная презентация используется при проведении урока в 7 классе на тему: "Среды жизни и места обитания животных". (учебник под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель биологии МБОУ СОШ № 5 ст Бриньковская , Приморско – Ахтарского района, Краснодарского края. Фомичева Наталья Петровна. Среды жизни и места обитания животных. (7 класс)

Слайд 2

Среда жизни (среда обитания) – это сумма условий живой и неживой природы, в которых обитает данный организм.Животные , растения, грибы, бактерии заселили на Земле все возможные для существования и достаточно разнообразные среды жизни.Существует четыре среды обитания, каждая из которых отличается своими условиями и особенностями.

Слайд 3

Основные среды обитания животных: -водная, - наземно - воздушная, -почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Слайд 5

Различные губки, кишечнополостные (кораллы и актинии), плоские и кольчатые черви. Среди других животных там встречаются креветки, раки и крабы, а также множество двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морских звезд и морских ежей. Из крупных животных можно встретить скатов. Донных животных в целом называют бентосом (от греч. Бентос – глубина). Плотность тела многих животных практически не отличается от плотности воды, поэтому они способны, не затрачивая усилий, «висеть» в ее толще. Этим животным помогают «парить» в воде и многочисленные выросты тела, которые выполняют роль своеобразных водных парашютов. Такие животные хотя и могут плавать, но обычно не способны сопротивляться даже слабому течению. Называется эта группа животных – планктоном (от греч. Планктос – блуждающие). Обычно планктонные животные очень мелкие (это одно из приспособлений, позволяющих им «висеть» в воде), однако есть и довольно крупные. Среди планктонных животных встречаются представители различных типов и классов. Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и гребневики), и множество ракообразных (в том числе мелкие рачки, которыми питаются усатые киты), и плавающие в толще воды, утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы. Кроме планктона в толще воды обитают прекрасно плавающие крупные животные, которые легко справляются с самыми сильными течениями и способны развивать большую скорость. Эта группа водных обитателей называется нектоном (от греч. нектос – плывущий). Наиболее типичные нектонные животные – это рыбы, киты, дельфины, кальмары. У этих животных в процессе эволюции в водной среде обитания выработалась сходная « торпедообразная » форма тела, позволяющая им развивать очень большую скорость (дельфин – 55 км/ч, меч-рыба – 130 км/ч, кальмар – 70 км/ч)

Слайд 6

Наземно-воздушная среда

Слайд 7

Наземно-воздушная среда представляет для нас особый интерес, поскольку именно здесь — на границе двух оболочек Земли — обитает подавляющее большинство животных и растений. Нетрудно заметить, что эта среда качественно отличается от водной по своим физическим параметрам. С какими же проблемами столкнулись организмы при освоении суши и как научились их преодолевать?

Слайд 8

Приспособленность организмов к среде обитания. Снег, например, значительно уменьшает колебания температуры на глубине от 25 см. Глубокий снег защищает почки растений. Для тетеревов, рябчиков и тундровых куропаток сугробы — место ночевки, так как при 20–30 градусах мороза на глубине около 40 см температура сохраняется близкой к 0 °С. Для копытных и хищников глубина рыхлого снега — ограничивающий фактор при расселении, появление же корки в гололед обрекает многих травоядных на бескормицу. Поэтому благородный и пятнистый олени, лани и косули не проникают на север дальше тех мест, где глубина снега больше 40 см.

Слайд 9

Многие виды животных, обитающих в районах, где зимы снежные, осенью линяют, меняя цвет шерсти или перьев на белый. Возможно, такая сезонная линька птиц и зверей также является адаптацией — маскирующей окраской, что характерно для зайца-беляка ласки, песца, тундряной куропатки и других.

Слайд 10

Почва — это среда обитания множества организмов. Существа, обитающие в почве, называются педобионтами . Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ может обитать до 10¹⁴ организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них — крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой. Почвенная среда обитания

Слайд 11

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая , червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Слайд 12

Передние лапы кротов - настоящие лопаты. Они вывернуты ладонями наружу так, чтобы было удобнее рыть перед собой землю и отбрасывать её назад. Пальцы лап крота покрыты общим кожным покровом и заканчиваются мощными уплощёнными когтями. Мех у крота короткий, мягкий, одинаково легко ложащийся и вперед, и назад. Передвижения по тесным тоннелям приводят к его быстрому вытиранию, поэтому крот линяет не 1—2, как большинство зверей, а 3 или 4 раза в году.

Слайд 13

Живой организм может также служить средой обитания - для паразитов и симбионтов. Например, человеческий организм является средой обитания для огромного числа различных симбионтов (прежде всего, нормальной микрофлоры кишечника), а не редко - и паразитов (разнообразных плоских и круглых червей, простейших). Организм как среда обитания характеризуется определенным постоянством (гомеостазом). В то же время некоторые виды паразитов вынуждены противостоять агрессивной среде организма (например, агрессивной среде желудочно-кишечного тракта) и иммунной системе организма. Организм, как правило, обеспечивает паразитов и симбионтов питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими дальнейшего пищеварения и переработки. Поэтому у большинства паразитов наблюдается упрощение строения (редукция) органов пищеварения. Стратегия их выживания направлена на оставление как можно большего числа потомков, формирование защитных механизмов и приспособлений к распространению. Организм как среда обитания

Слайд 14

Организмы – паразиты.

Слайд 15

Животные в любой среде обитания живут не везде. А занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания. С оловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек.

Слайд 16

Места обитания животных в водной среде .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к нему по теме "Места обитания животных" для 5 класса

Работа содержит конспект урока и презентацию по теме "Места обитания животных" для 5 класса....

презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных" Биология 7 класс.

Презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных".  Биология 7класс...

презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных" Биология 7 класс.

Презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных".  Биология 7класс...

Презентация "Среды жизни и места обитания животных"7 кл.

Презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных". Биология 7 класс....

Презентация "Среды жизни и места обитания животных"7 кл.

Презентация к уроку "Среды жизни и места обитания животных". Биология 7 класс....

Презентация к уроку "Роль права в жизни человека, общества и государства". 9 класс. Обществознание.

Определение права.Основные черты и признаки права.Виды правонарушений.Виды юридической ответственности....