Программы элективных курсов
методическая разработка по биологии по теме

Миланич Елена Юрьевна

Хочу поделиться опытом. Предлагаю вашему вниманию разработанные мной программы элективных курсов по биологии:

1  "Физиология растений"  9 класс

2  "Микробиология" 10 класс

3  "Гистология с основами эмбриологии" 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

“Физиология растений”                9 класс

Автор программы:  Миланич Е.Ю., учитель биологии  первой категории,

                                  МБОУ «Средняя школа № 6» г.Обнинск

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Элективный курс « Физиология растений» рассчитан на 33 часа в 9 классе МБОУ «Средняя школа № 6».

Программа включает разделы о механизмах главных физиологических функций – энергообмене, ассимиляции веществ,  росте, развитии и размножении, предполагая рассмотрение их молекулярных и физико-химических основ, а также общих принципов  организации и механизмов действия регуляторных систем в клетке и в растении в целом. Значительное место отводится процессам фотосинтеза  и дыхания, составляющим основу  энергетического и пластического обмена растений. Большое внимание уделяется вопросам физиологии растительной клетки и проблемам растениеводства.

   В программе учитывается, что физиология растений – наука, связанная с другими биологическими дисциплинами – молекулярной биологией,  биохимией, биофизикой и др., представляющими различные аспекты в изучении целостной системы живых организмов.

  Помимо теоретических занятий, в курсе значительное место отводится проведению лабораторных работ по физиологии растений.


ЦЕЛЬ КУРСА

Формирование научного мировоззрения о природе физиологических процессов зелёного растения, о механизмах их  регуляции, об основных закономерностях взаимодействий  растительного организма  с внешней средой, а также о роли растений в биосфере и хозяйственной деятельности человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

Расширить и углубить знания учащихся об основных физиологических процессах  в растительном организме.

Познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических процессов.

Показать значение знаний о физиологии растений в растениеводстве.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

Основные законы и механизмы в физиологии растений,

Современные представления о целостности растительного организма и взаимосвязи с окружающей средой

Особенности физиологических механизмов у растений различных экологических групп.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в основных направлениях физиологии растений,
  2. Использовать полученные знания и методики изучения растительного организма в повседневной жизни.

Критерии оценки знаний учащихся.

Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный ответ, с правильным использованием терминологии.

Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой ответ.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за ответ, содержащий две – три существенные ошибки.

Оценка «2» - «неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

  1. Устные и письменные ответы.
  2. Тестирование.
  3. Написание и защита рефератов.
  4. Составление таблиц, схем, планов.
  5. Выполнение лабораторных работ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                (Общее количество часов – 32)

ВВЕДЕНИЕ  ( 1 ч )

Физиология растений – наука об общих закономерностях жизнедеятельности организма. Особенности растительного организма. Предмет, методы, задачи физиологии растений. Проблемы современной науки. Сочетание различных уровней исследования (молекулярного, клеточного, организменного, биоценотического) как необходимое условие прогресса физиологии растений.

РАЗДЕЛ 1.

Физиология растительной клетки ( 7 ч)

Специфические особенности структурной организации растительной клетки. Микроскопическое и субмикроскопическое строение клетки и её отдельных компонентов.

Ядро, его организация и функционирование. Генетический аппарат растительной клетки. Митохондрии и пластиды.

Основные физико-химические свойства протоплазмы и их изменения в жизненном цикле клетки. Структура и функции органелл клетки ( аппарат Гольджи, ЭПС, вакуоли, рибосомы, микротела: пероксисомы, лизосомы ) .

Строение клеточной стенки, её химический состав и основные функции.

Структура и функции мембран клетки.

Осмос. Осмотическое давление клеточного сока растительной клетки и его

Значение для поступления воды в клетку. Растительная клетка как осмотическая система. Поступление солей в растительную клетку. Этапы поступления.

Пассивный и активный транспорт ионов через мембрану клетки. Явление пиноцитоза.

Демонстрация : схема строения  растительной клетки, микрофотографии отдельных органоидов растительной клетки

Лабораторные работы

№ 1.  Строение растительной  клетки под микроскопом. Приготовление и изучение микропрепаратов.

№ 2.  Опыты с осмометром. Коллодиевый мешочек.

№ 3.  Явление плазмолиза и деплазмолиза.

РАЗДЕЛ 2.

Водный режим растений ( 4 ч )

Структура и свойства воды. Значение воды в жизни растений. Распределение воды в клетке и организме. Формы воды в почве: доступная и недоступная вода.

Корневая система как орган поглощения воды. Корневое давление, его величина, механизм. Передвижение воды по растению. Верхний и нижний концевые двигатели водного тока. Гуттация и « плач .» растений.

Понятие и значение транспирации ( испарения воды растением). Строение листа как органа транспирации. Устьица. Строение и механизм движения устьиц. Влияние внешних условий на транспирацию: влажности воздуха, температуры, света, влажности почвы и других факторов. Методы устьичного контроля.

Водный обмен растений различных экологических групп : гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Физиологические особенности различных групп ксерофитов. Засухоустойчивость растений. Правило В.Р. Зеленского. Влияние на растение недостатка воды.

Демонстрация :  опыты, показывающие передвижение воды по растению, схемы – таблицы  по строению листа, устьиц, механизму движения устьиц, гербарные образцы растений разных экогрупп.

Лабораторные работы

№ 4. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.

№ 5. Движение устьиц.

РАЗДЕЛ 3.

        Фотосинтез ( углеродное питание растений) ( 6 ч )

Общее понятие о фотосинтезе. История открытия и изучения фотосинтеза. Роль отечественных учёных в разработке теории фотосинтеза. Работы К. А. Тимирязева. Космическая роль фотосинтеза, масштабность этого процесса.

Хлоропласты листа, их структура, химический состав и роль в процессе фотосинтеза.

Основные группы пигментов зелёного листа. Химические и оптические свойства хлорофиллов.

Фотофизический этап фотосинтеза. Характеристика различных участков солнечного спектра. Фотохимический этап фотосинтеза. Первая и вторая фотосистемы.

Продукты фотосинтеза. Методы изучения фотосинтеза. Единицы измерения фотосинтеза. Влияние на фотосинтез внешних условий : температуры, влажности, кислорода, света. Фотосинтез и урожай. Продуктивность процесса.

Демонстрация : портрет К.А.Тимирязева, схемы – таблицы по фотосинтезу, микрофотографии хлоропластов листа, таблица « Строение листа как органа фотосинтеза»

Лабораторные работы

№ 6. Получение спиртовой вытяжки пигментов листа

№ 7. Разделение пигментов листа по методу Крауса.

РАЗДЕЛ 4.

Корневое питание растений ( 4 ч )

Химические элементы, необходимые для жизни растений. Химический состав золы. Физиологическая роль элементов: фосфора (макроэргические соединения фосфора, их роль в энергетическом процессе ), серы ( роль соединений серы в структурной организации клетки), калия ( поддержание ионного баланса, процессы осморегуляции ), кальция ( поддержание структурной целостности мембран и регуляция их проницаемости), магния  ( участие в метаболизме, в составе хлорофилла,  в формировании функционально- активных клеточных структур).  Физиологическая роль микроэлементов ( участие их в метаболизме растений).

Типы азотного питания растений. Усвоение связанного минерального азота и его превращения в растении. Усвоение свободного азота. Значение азота в жизни растений.

Основные пути поступления солей в корневую систему. Восходящий и нисходящий ток питательных веществ в растении.

Демонстрация: схема – таблица, демонстрирующая передвижение питательных веществ по растению, решение биологических задач по разделу.

Лабораторные работы

№ 8. Микрохимический анализ кислотной вытяжки древесной золы

РАЗДЕЛ 5.

Дыхание растений ( 3 ч )

Общее понятие о дыхании и его биологическое значение. Особенности дыхания у растений. Работы А.Н. Баха и В.И. Палладина по созданию теории биологического окисления. Пути дыхательного обмена. Ознакомление с анаэробной фазой дыхания ( гликолиз) и аэробной фазой дыхания ( цикл Кребса). Ферментные системы дыхания. Методы измерения интенсивности дыхания. Влияние на дыхание внешних факторов : температуры, кислорода, углекислого газа, света и др.

Демонстрация : портреты учёных ( А. Баха, В. Палладина ), решение  биологических задач по теме

Лабораторные работы

№ 9. Определение интенсивности дыхания по методу Бойсен – Йенсена.

РАЗДЕЛ 6.

Рост и развитие растений ( 7 ч )

Общее понятие роста и индивидуального развития растения. Взаимосвязь роста и развития растения. Влияние внешних условий на рост растений. Внутренние факторы роста. Явления корреляции роста. Способность растений к регенерации, раституция растений.

Движения растений. Классификация движений. Сходство и различия с движением животных. Механизм и значение для растений тропизмов ( геотропизма, фототропизма, хемотропизма, гидротропизма). Настии (фотонастии, термонастии и  др. ). Роль сократительных белков.

Роль физиологически активных веществ в развитии растений. Понятие о фитогормонах. Периодические явления в жизни растений. Покой как необходимая фаза роста. Этапы покоя . Физиологическая природа покоя у растений. Покой семян. Покой почек. Морозоустойчивость растений. Зимостойкость растений. Повреждения  и гибель растений от выпревания, вымокания, ледяной корки, зимней засухи.

Развитие растений. Физиологические и морфологические изменения в процессе развития растения.

Лабораторные работы

№ 10.  Фототропизм, геотропизм, гидротропизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ( 1 ч )

 

Защита проектов по курсу « Физиология растений»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ.

  1. Якушкина Н.А. Физиология растений. М.: Просвещение, 1993.
  2. БЭС. М., Большая российская энциклопедия, 1999.
  3. Физиология растений на службе Продовольственной программы: Сборник . Сост. К.П. Летягин. – М.: Знание,1988. – 64 с. –Новое в жизни, науке, технике. Сер. « Биология», № 12.

4.        Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. М., « Владос», 2004.

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ:

1.         Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта плюс, 2000

2.         Батурицкая А.Н., Фенчук В.И. Удивительные опыты с растениями, Минск, 1991.

3.        Б.Э.С.М.       Большая российская энциклопедия, 1999.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  БИОЛОГИИ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Физиология растений» 9 класс

ВВЕДЕНИЕ  (1 ч )

Урок 1.        Физиология растений как наука. Предмет, методы, задачи и проблемы современной физиологии растений.

РАЗДЕЛ 1  Физиология растительной клетки  (7ч )

Урок 2.                 Особенности микроскопической структуры растительной клетки. Ядро. Организация и функционирование. Митохондрии, пластиды.

Урок 3.                 Основные физико-химические свойства протоплазмы. Структура и функции органелл клетки ( комплекс Гольджи,ЭПС).

Урок 4.                 Строение и значение вакуолей, рибосом, микротел растительной клетки. Лабораторная работа № 1.

Урок 5.                 Клеточная стенка, строение, химический состав, основные функции. Мембранный принцип организации органелл клетки.

Урок 6.                 Растительная клетка как осмотическая система. Лабораторная  работа № 2.

Урок 7.                 Поступление солей в растительную клетку. Лабораторная работа № 3.

Урок 8.                  Пассивный  и активный транспорт ионов через мембрану клетки. Пиноцитоз.

РАЗДЕЛ 2.  Водный режим растений ( 4 ч )

Урок  9.                Структура, свойства, значение воды в жизни растений. Лаб.работа № 4.

Урок 10.                Корневая система как орган поглощения воды. Корневое давление.

Урок 11.                Строение листа как органа транспирации. Устьица. Лаб. работа № 5.

Урок 12.                Водный обмен  растений различных экологических групп. Засухоустойчивость растений.

РАЗДЕЛ 3.  Фотосинтез ( 6 ч )

Урок 13.                Фотосинтез. Работы К. А. Тимирязева.

Урок 14.                Лист как орган фотосинтеза. Хлоропласты. Лабораторная работа № 6.

Урок 15.                Пигменты зелёного листа. Лабораторная работа № 7.

Урок 16.                Фотофизический этап фотосинтеза.

Урок 17.                Фотохимический этап фотосинтеза.

Урок 18.                Продукты фотосинтеза.  Фотосинтез и урожай.

РАЗДЕЛ 4.  Корневое питание растений ( 4 ч )

Урок 19.                Физиологическая роль макроэлементов в жизни растений. Лабораторная работа № 8.

Урок 20.        Физиологическая роль микроэлементов в жизни растений.

Урок 21.        Типы азотного питания растений. Значение азота в жизни растений.

Урок 22.        Основные пути поступления солей в корневую систему.

РАЗДЕЛ 5.  Дыхание растений ( 3 ч )

Урок 23.                Особенности дыхания у растений. Теория биологического окисления.

Урок 24.        Фазы дыхания растений: анаэробная и аэробная.

Урок 25.        Ферментные системы дыхания. Лабораторная работа № 9.

РАЗДЕЛ 6.  Рост и развитие растений ( 7 ч )

Урок 26.        Понятие роста и развития растения, взаимосвязь этих процессов.

Урок 27.        Внутренние факторы роста. Регенерация  и  раституция  растений.

Урок 28.        Движения растений, классификация.

Урок 29.        Значение фитогормонов в развитии растений.

Урок 30.        Физиологическая природа покоя у растений.

Урок 31.                Физиологические и морфологические изменения в процессе развития растения. Лабораторная работа № 10.

Урок 32.        Периодические явления в жизни растений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ( 1 ч )

Защита проектов по курсу : « Физиология растений «.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« МИКРОБИОЛОГИЯ»                10 класс

Автор программы:  Миланич Е.Ю., учитель биологии  первой категории,

                                  МБОУ «Средняя школа № 6» г.Обнинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа  охватывает основные разделы общей микробиологии, которые знакомят учащихся  с разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, обменом веществ и особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни человека. В курсе подробно изучаются прокариотические организмы – бактерии и археи. Охарактеризовано строение их клеток, отмечены метаболические процессы, свойственные только прокариотам: азотфиксация, хемосинтез, бактериальный фотосинтез, образование метана и др.

Большое внимание уделено представлениям о роли бактерий в эволюции живого и их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических элементов, а также традиционным вопросам экологии с позиций охраны окружающей среды. Рассмотрены взаимодействия между организмами, некоторые примеры симбиозов, дано представление о микробном сообществе. Кратко охарактеризованы патогенные и санитарно-показательные организмы. Рассмотрены примеры использования микроорганизмов в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и других областях биотехнологии, а также примеры негативной деятельности бактерий и грибов.

Значительное место отведено вопросам истории микробиологии и описанию отдельных открытий.

Помимо теоретических занятий, в  курсе предполагается проведение лабораторных работ с непатогенными микроорганизмами. Описанию задач практикума предшествует изложение правил техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории.

Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего биологических дисциплинах, химии и др.

Элективный курс « Микробиология» рассчитан на 34 часа в 10 классе средней школы.

ЦЕЛЬ КУРСА

Формирование научного мировоззрения, современных взглядов о месте микроорганизмов в системе живого и роли в окружающей среды.

ЗАДАЧИ КУРСА

Расширить и углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строении их клеток, физиологии, генетике, обмене веществ.

Дать представление о взаимодействиях между организмами и организации микробного общества.

Обосновать представления об участии микроорганизмов в природных процессах как важнейшей геологической силе.

Расширить знания о роли микроорганизмов в жизнедеятельности человека, об  использовании человеком микроорганизмов и вреде, наносимом микроорганизмами.

Познакомить учащихся с основными методами микробиологии (микроскопия, культивирование, физиолого-биохимические  и молекулярно-биологические методы исследования).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

  1. строение клеток прокариотических и эукариотических организмов
  2. основные способы получения микроорганизмами энергии и вещества, используемые для биосинтеза клеток,
  3. важнейшие процессы, осуществляемые только прокариотами
  4. возможные взаимоотношения между микроорганизмами, а также между микро- и макроорганизмами, примеры симбиозов
  5. роль микроорганизмов в природных процессах и основных круговоротах элементов на Земле,
  6. основные области использования микроорганизмов человеком,
  7. важнейшие подходы к изучению микроорганизмов.

Учащиеся должны уметь:

  1. охарактеризовать основные группы микроорганизмов,
  2. объяснить значение микроорганизмов в природе и жизни человека,
  3. выявить (при микроскопировании) и описать микроорганизмы в природной среде или культуре.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                (Общее количество часов – 34)

ВВЕДЕНИЕ  ( 2 ч )

         Микробиология как наука.    Предмет, задачи. Основные области микробиологии (общая, медицинская, промышленная, геологическая и т.д.), связь с другими науками, значение.  Объекты и методы микробиологии.

Положение микроорганизмов  в общей системе живого мира. Роль микроорганизмов в природе и народном хозяйстве. Основные направления биотехнологии. Возникновение микробиологии и  важнейшие моменты её истории.

Демонстрация схемы, иллюстрирующей взаимосвязь с другими науками, портретов А.Левенгука, Л.Пастера, Р.Коха, С.Н.Виноградского и других крупных микробиологов, рисунков или моделей старинных микроскопов

Мир микроорганизмов. Основные группы прокариотических (бактерии, археи) и эукариотических (дрожжи, мицелиальные грибы, микроскопические водоросли, простейшие) микроорганизмов.

Демонстрация филогенетического древа и схемы классификации живого мира.

РАЗДЕЛ 1.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОКАРИОТ ( 12 часов)

Структурная организация прокариотической клетки. Форма и размеры прокариот( кокки, бациллы, вибрионы). Одноклеточные и многоклеточные прокариоты. Структуры прокариотной клетки (нуклеоид, цитоплазма, клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана и её производные, включения, капсула, жгутики, фимбрии и др.)  Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Эндоспоры бактерий.  Принципиальные особенности клеточной организации прокариот( некоторые различия клеточной организации прокариот и эукариот). Генетика прокариот (фенотипическая и генотипическая изменчивость прокариот, значение мутаций, перспективы генной инженерии).Классификация прокариот по Определителю Берги ( бактерии, цианобактерии, фототрофные бактерии, скользящие бактерии, хламидобактерии, стебельковые бактерии, спирохеты,спиралевидные бактерии, грамотрицательные аэробные палочки и кокки, грамотрицательные анаэробные кокки и др.)

Демонстрация схем строения прокариотической и эукариотической клеток, электронно-микроскопических фотографий микроорганизмов

Лабораторная работа

 Посмотреть под микроскопом и зарисовать микроорганизмы с различной морфологией, отметить характерные особенности.

РАЗДЕЛ 2.

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ ( 10 часов)

 Рост бактериальной клетки. Размножение бактерий.( равновеликое бинарное поперечное деление клетки,почкование как разновидность бинарного деления).  Прокариоты и окружающая среда: влияние физических и химических факторов  на бактерии (влажности, лучистой энергии, ультразвука, кислорода, реакции среды). Понятие об антисептиках. Питание прокариот. Химический состав прокариотной клетки( содержание основных органических и неорганических соединений). Пищевые потребности( источники биогенных элементов, факторы роста). Механизм поступления питательных веществ в клетку прокариот (пассивная диффузия, облегчённая диффузия, активный транспорт). Типы питания прокариот: фотолитоавтотрофы, фотоорганоавтотрофы, хемолитоавтотрофы, хемоорганогетеротрофы. Метаболизм прокариот. Процессы катаболизма и анаболизма. Ферменты прокариотной клетки. Катаболизм прокариот( общая характеристика процессов брожения). Работы Л.Пастера. Биография учёного. Заслуги в области микробиологии. Молочнокислое брожение (суть процесса, значение) Спиртовое брожение.( суть процесса, значение)  Масляно-кислое брожение Анаэробное окисление. Анаболизм прокариот (биосинтез углеводов, биосинтез аминокислот, биосинтез нуклеотидов, биосинтез липидов Открытие хемосинтеза С.Н.Виноградским.

Итоговое занятие

 по разделу: « Физиология микроорганизмов»

Демонстрация схем, фотографий бактерий разных физиологических групп.

РАЗДЕЛ 3.

МИКРООРГАНИЗМЫ В ПРИРОДЕ ( 9 часов)

 Взаимоотношения организмов друг с другом. Примеры симбиозов.( конкурентные и ассоциативные взаимоотношения). Антибиотики. Взаимоотношения микроорганизмов с растениями.( микрофлора ризосферы,эпифитная микрофлора растений, фитопатогенные микроорганизмы). Взаимоотношения прокариот с животными и человеком.(нормальная микрофлора человека и животных, патогенные микробы, иммунитет,профилактика инфекционных заболеваний). Участие микроорганизмов в процессах трансформации основных биогенных элементов. Роль микроорганизмов  в круговороте веществ. Процессы трансформации углеродсодержащих веществ. Процессы трансформации азотсодержащих веществ. Процессы трансформации соединений фосфора. Процессы трансформации соединений серы. Процессы трансформации соединений железа. Микрофлора воздуха.( микроорганизмы атмосферы, санитарное состояние воздуха помещений) Микрофлора воды.( вода природных источников, санитарные показатели питьевой воды) Микрофлора почвы.( почва как среда обитания микроорганизмов, динамика численности микроорганизмов различных типов почв).

Демонстрация схем, объясняющих взаимодействие микроорганизмов и сопряжение круговоротов элементов в природе, рисунков или образцов симбиотических отношений    (например, корней бобовых растений с клубеньками).

Лабораторная работа.

Посмотреть под микроскопом препараты пищевых продуктов (рассол кислой капусты, молочнокислые продукты, «чайный гриб», дрожжевое тесто), проанализировать и зарисовать микроорганизмы, отметить их роль в приготовлении этих продуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( 1 час)

Итоговая конференция «Микроорганизмы и биосфера»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Лукомская К.А. Микробиология с основами вирусологии. М.: Просвещение,1987.
  2. БМЭ т.3. М.: Медицина,1983

3        Б.Э.С. М. Большая российская энциклопедия, 1999.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.         Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта плюс, 2000

2.         М. Аспиз.    Разные секреты. М., Дет. Литература,1988

3.        Б.Э.С.М.       Большая российская энциклопедия, 1999.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  БИОЛОГИИ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС « МИКРОБИОЛОГИЯ»                      10 класс

ВВЕДЕНИЕ  ( 2 часа)

Урок 1.         Микробиология как наука. Предмет, методы, задачи.

Урок 2.         Положение микроорганизмов в общей системе живого мира. Основные исторические даты развития микробиологии.

РАЗДЕЛ 1.    МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОКАРИОТ (12 часов)

Урок 3.                 Форма и размеры прокариот.

Урок 4.                 Структуры прокариотной клетки ( нуклеоид, цитоплазма)

Урок 5.                 Структуры прокариотной клетки ( клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана и её производные)

Урок 6.                 Структуры прокариотной клетки ( капсула, жгутики, фимбрии др.)

Урок 7.                 Эндоспоры бактерий.

Урок 8.                  Принципиальные особенности клеточной организации прокариот

Урок 9.                  Генетика прокариот

Урок 10.                Классификация прокариот

Урок 11.                Классификация прокариот

Урок 12.                Классификация прокариот

Урок 13.                Грамположительные и грамотрицательные бактерии

Урок 14.                Лабораторная работа.

РАЗДЕЛ 2.    ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (10 часов)

Урок 15.                 Рост бактериальной клетки . Размножение бактерий

Урок 16.                 Влияние физических и химических факторов на бактерии

Урок 17.                 Понятие об антисептиках

Урок 18.                 Питание прокариот. Химический состав прокариотной клетки. Пищевые потребности

Урок 19.                 Механизм поступления питательных веществ в клетку прокариот

Урок 20.                Типы питания прокариот

Урок 21.                 Метаболизм прокариот. Ферменты прокариотной клетки

Урок 22.                 Катаболизм прокариот. Характеристика процессов

Урок 23.                 Анаболизм прокариот. Характеристика процессов

Урок 24.                 Итоговое занятие по разделу: «Физиология микроорганизмов»

РАЗДЕЛ 3.   МИКРООРГАНИЗМЫ В ПРИРОДЕ ( 9 часов)

Урок 25.                 Взаимоотношения микробов друг с другом. Симбиоз. Антибиотики.

Урок 26.                 Взаимоотношения микроорганизмов с растениями

Урок 27.                 Взаимоотношения прокариот с животными и человеком

Урок 28.                 Участие и роль микроорганизмов в процессах трансформации основных биогенных элементов: углеродсодержащих  и азотсодержащих веществ.

Урок 29.                 Процессы трансформации соединений фосфора, серы, железа.

Урок 30.                 Микрофлора воздуха

Урок 31.                 Микрофлора воды

Урок 32.                 Микрофлора почвы

Урок 33.                 Лабораторная работа

Урок 34.                 Итоговая конференция « Микроорганизмы и биосфера»



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

        «Гистология с основами эмбриологии»        11 класс

Автор программы:  Миланич Е.Ю., учитель биологии  первой категории,

                                  МБОУ «Средняя школа № 6» г.Обнинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс « Гистология с основами эмбриологии» рассчитан на 32 часа в 11 классе  МБОУ «Средняя школа № 6».Предлагаемая программа охватывает основные разделы гистологии и основы эмбриологии .  Курс предполагает подробное изучение тканей животного организма, их строение, классификацию, функции.  В процессе изучения тканей учитывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения, так как гистология – наука, связанная с другими биологическими дисциплинами – цитологией, эмбриологией, микроскопической анатомией, систематикой, генетикой, анатомией, биохимией, биофизикой, молекулярной биологией  - науками, изучающими растительный и животный мир, закономерности его развития, строение и функции на всех уровнях – от организменного до молекулярного. Эта связь базируется на общности исследования многоклеточных организмов,  на общности методов исследования и их взаимопроникновении.

Большое внимание уделяется проведению лабораторных работ.

Значительное место отводится вопросам истории гистологии и эмбриологии, формированию гистологии и эмбриологии в качестве самостоятельных наук.  Программа предусматривает изучение основ эмбриологии, в частности, вопросов размножения организмов, эмбриогенеза, развития организмов.   При изучении предмета подчёркивается интернациональный характер наук, и пропагандируются достижения отечественных учёных, многие из которых внесли большой вклад в развитие биологии.  Предполагается  широкое использование иллюстративного материала ( схемы, микрофотографии, изучение готовых микропрепаратов тканей животных ( человека), портретов  учёных.).

Курс, базируясь на обязательных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах, химии , физике не только рассматривает и объясняет процессы, происходящие на клеточном и тканевом уровне, но и  раскрывает методы направленных изменений клеток и тканей многоклеточных организмов в интересах биологии, медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Гистология и эмбриология имеют большое значение для преподавания дисциплин биологического профиля  для учащихся старших классов.  

ЦЕЛЬ КУРСА

Формирование научного мировоззрения, современных взглядов на возникновение, эволюцию органического мира и происхождение человека путём  изучения основных принципов развития, строения и функции клеток и тканей органов многоклеточных организмов, а также закономерностей развития клеток, тканей и органов зародышей.

ЗАДАЧИ КУРСА

Расширить и углубить знания учащихся  об эволюции тканей, становления  и развития  их в организме

Изучить строение и функции клеток, тканей, органов и межклеточного вещества

Выяснить взаимодействие клеток в пределах  одной ткани и окружающих тканей

Рассмотреть вопросы о регенерации тканей и регуляторных механизмов, обеспечивающих структурную и функциональную целостность тканей

Изучить основные закономерности  эмбриологии

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

- Определение и классификацию тканей

- Происхождение тканей в эволюции многоклеточных

- Строение основных типов тканей многоклеточных животных

- Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в тканях  нашего организма, например ренерации

- Основные этапы развития гистологии и эмбриологии

- Основные аспекты размножения организмов, эмбрионального развития, - организмов

- Значение изучения гистологии и эмбриологии для решения современных проблем в биологии и медицине

Учащиеся должны уметь:

- Ориентироваться в основных направлениях  гистологии и эмбриологии

- Работать с микроскопом и микропрепаратами

- Определять тип ткани по препарату или фотографии , тип развития данного организма 

- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

- Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками тканевых структур, эмбрионального развития  данного организма

- Работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами)

- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам

- Использовать знания  по гистологии и эмбриологии для  ведения здорового образа жизни

Критерии оценки знаний учащихся.

Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный ответ, с правильным использованием терминологии.

Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой ответ.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за ответ, содержащий две – три существенные ошибки.

Оценка «2» - «неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

  1. Устные и письменные ответы.
  2. Тестирование.
  3. Написание и защита рефератов.
  4. Составление таблиц, схем, планов.
  5. Выполнение лабораторных работ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                (Общее количество часов – 32)

ВВЕДЕНИЕ  ( 2 ч )

Введение в гистологию и эмбриологию. Предмет и задачи гистологии и эмбриологии.  Основные направления современной гистологии: гистофизиология, гистохимия,  сравнительная гистология, эволюционная гистология, экспериментальная гистология. Научные разделы эмбриологии: сравнительная эмбриология, экспериментальная эмбриология. Основные этапы развития гистологии и эмбриологии. Ранние представления о развитии и микроскопическом строении организмов, Формирование самостоятельных наук: гистологии и эмбриологии. Методы гистологического и эмбриологического исследования  ( микроскопический,  метод изготовления окрашенных постоянных препаратов, авторадиографии и др.)

Демонстрация :   портреты учёных, схема изготовления постоянных гистологических препаратов

РАЗДЕЛ 1.         Учение о тканях  ( 21 ч )

Общая характеристика тканей. Специализация клеток в процессе развития. Классификация тканей.

Эпителиальная ткань. Общая характеристика и классификация эпителиальной ткани. Физиологическая и генетическая  классификация эпителия. Однослойный эпителий. Многослойный эпителий. Эпителий желёз.  Развитие и регенерация эпителиальной ткани.

Соединительная, или опорно-трофическая, ткань. Общая характеристика и классификация соединительной ткани. Мезенхима. Кровь и лимфа. Общая характеристика и классификация  форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Гемограмма и лейкоцитарная формула. Плазма крови. Кроветворение. Эндотелий.  Ретикулярная ткань. Собственно соединительная ткань ( общая характеристика, разновидности: рыхлая неоформленная соединительная ткань, жировая ткань, плотная соединительная ткань). Воспаление как единство процессов постоянного обмена клеточными элементами между рыхлой соединительной тканью и кровью.  Хрящевая ткань (гиалиновая, эластическая, волокнистая). Костная  ткань ( виды, строение, функции). Развитие костной ткани (остеогенез). Регенерация костной ткани и её значение при травмах.

Мышечная ткань.  Общая характеристика и классификация мышечной ткани (морфологическая , физиологическая, генетическая).Гладкая мышечная ткань. Поперечнополосатая мышечная ткань ( структура, особенности,  разновидности, функции). Механизм мышечного сокращения. Теория скользящих нитей. Развитие и регенерация мышечной ткани.

Нервная ткань. Общая характеристика и классификация нервной ткани. Нервные клетки, или нейроны. Нейрофибриллярная теория проведения нервного возбуждения. Нейроглия  ( виды, понятие, функции). Нервные волокна. Проведение нервных импульсов по нервным волокнам. Нервные стволы, или нервы. Синапсы ( понятие, структура и локализация синапсов: межнейронные, рецепторно-нейрональные и нейроэффекторные). Рефлекторная дуга ( понятие, состав рефлекторной дуги), рефлекс. Развитие и регенерация нервной ткани.

Демонстрация:

  микрофотографии однослойного эпителия,  миофибрилл  поперечнополосатой скелетной мышечной ткани земноводного, безмякотного нервного волокна, аксомышечного синапса, схемы -  рисунки :  мезотелий млекопитающего,  однослойный однорядный кубический эпителий извитых канальцев почки млекопитающего, однослойный призматический микроворсинчатый эпителий кишечника человека,  однослойный многорядный призматический ресничный эпителий трахеи млекопитающего, многослойный эпителий роговицы глаза млекопитающего, мезенхима зародыша курицы,  схема кроветворения, типы соединительной ткани, гиалиновый хрящ млекопитающего, эластический хрящ млекопитающего, пластинчатая костная ткань, типы мышечной ткани млекопитающего, различные виды нейроглии, поперечный разрез нерва, схемы – таблицы:  Форменные элементы крови человека, Развитие кости на месте хряща, Типы тканей человека , Схема рефлекторной дуги.  

Лабораторные работы

№ 1.  Изучение под микроскопом  однослойного эпителия млекопитающего.

№ 2.  Приготовление и изучение под микроскопом микропрепарата щёчного эпителия.

№ 3.  Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

№ 4.  Изучение микропрепарата рыхлой соединительной ткани.

`        № 5.  Изучение под микроскопом готового микропрепарата  хрящевой ткани, гиалинового хряща.

№ 6.  Изучение под микроскопом готового микропрепарата костной ткани

№ 7.  Изучение микропрепарата мышечной ткани ( гладкая мышечная ткань)

№ 8.  Микроскопическое строение нейрона млекопитающего.

№ 9.  Нерв – поперечный срез.

РАЗДЕЛ 2.                Основы эмбриологии ( 8 ч )

Размножение организмов.  Типы размножения организмов ( бесполое, половое ). Виды бесполого размножения, примеры. Значение полового размножения, его формы ( например, партеногенез). Строение половых желёз.

Строение половых клеток. Развитие половых клеток ( гаметогенез: сперматогенез и овогенез).

Эмбриональное развитие, или эмбриогенез, Дробление. Типы дробления. Бластулы, или однослойный зародыш. Гаструляция. Нейруляция, Теория зародышевых листков. Производные зародышевых листков ( эктодермы, мезодермы, энтодермы). Эмбриогенез хордовых.    Общая   характеристика анамний и амниот.  Эмбриогенез хордовых на примере   плацентарных

млекопитающих. Особенности эмбриогенеза человека и приматов .

Развитие организмов. Онтогенез и филогенез. Периоды развития. Типы: прямое и непрямое.

Демонстрация  :  портрет К.Ф. Вольфа, схемы: Типы гаструляции, схема – рисунок  Эмбриогенез человека

Лабораторные работы

№  10.  Микроскопическое строение половых клеток млекопитающих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ( 1 час )

Итоговая конференция по курсу « Гистология с основами эмбриологии»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ.

 .

1. Антипчук Ю.П. Гистология с основами эмбриологии, М., Просвещение,1983.

2. БМЭ, Большая медицинская энциклопедия,  том 6, 28, 1985.

3. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии, М., Медицина, 1978

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ:

1.  Михайлов  А.В. Тайны крови, Ташкент, медицина, 1987.

2.  БЭС., Большая российская энциклопедия,  1999.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ  БИОЛОГИИ  ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС

« Гистология  с основами эмбриологии»   11 класс

ВВЕДЕНИЕ  (2 ч )

Урок 1.                Предмет, задачи и методы гистологии и эмбриологии.

Урок 2.                Основные этапы развития гистологии и эмбриологии.

РАЗДЕЛ 1                 Учение о тканях ( 21 ч )

Урок 1.                Общая характеристика тканей, их классификация.

Урок 2.                Общая характеристика и классификация эпителиальной ткани.

Урок 3.                Однослойный эпителий. Лабораторная работа № 1

Урок 4.                 Лабораторная работа № 2.

Урок 5.                 Многослойный эпителий.

Урок 6.                 Эпителий желёз. Развитие и регенерация  эпителиальной ткани.

Урок 7.                Общая характеристика и классификация соединительной ткани. Мезенхима.

Урок 8.                Кровь и лимфа. Лабораторная работа № 3.

Урок 9.                Эндотелий. Ретикулярная ткань.

Урок 10.                Собственно соединительная ткань. Рыхлая соединительная ткань. Лабораторная работа № 4.

Урок 11.                Плотная соединительная ткань.

Урок 12.                Хрящевая ткань. Лабораторная работа № 5.

Урок 13.                Костная ткань.   Лабораторная работа № 6.

Урок 14.                Общая характеристика и классификация мышечной ткани. Гладкая мышечная ткань. Лабораторная работа № 7.

Урок 15.                Поперечнополосатая  мышечная ткань.

Урок 16.                Развитие и регенерация мышечной ткани.

Урок 17.                Общая характеристика и классификация нервной ткани.

Урок 18.                Нервные клетки. Нейроглия. Лабораторная работа № 8.

Урок 19.                Нервные волокна. Нервы. Лабораторная работа № 9.

Урок 20.                Синапсы.  

Урок 21.                Развитие и регенерация нервной ткани.

РАЗДЕЛ 2.        Основы эмбриологии ( 8 ч )

Урок 22                Размножение организмов ( обзорная лекция ).  Лабораторная работа № 9..      

Урок 23                Основы эмбриогенеза. Дробление. Бластула.

Урок 24.                Гаструляция.

Урок 25.                Нейруляция.

Урок 26.                Теория зародышевых листков. Производные зародышевых листков.

Урок 27.                Эмбриогенез хордовых ( на примере плацентарных млекопитающих )

Урок 28.                Особенности эмбриогенеза человека и приматов  

Урок 29.                Развитие организмов ( обзорная лекция).

Заключение  ( 1 ч )

Урок  30.        Итоговая конференция по курсу « Гистология с основами эмбриологии».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...