Презентация к уроку "Приспособленность организмов и ее относительность"
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

Урок-лекция в рамках темы "Эволюционное учение" раскрывает механизмы действия различных видов приспособительных окрасок у животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon презентация к уроку1.6 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока42 КБ

Подписи к слайдам:

Приспособленность организмов и ее относительность Урок биологии в 11 классеУчитель: Иванова О. В. Борьба за существо-вание
Естественный отбор
Многообразиевидов
Приспособ-ленность
следствие
результат
Защитные окраски у животных
Как выжить мелкому организму в природном сообществе, где обитают хищники?Можно пойти разными путями:
спрятаться
на время дезориентировать
обмануть
1. Покрови-тельственная2. Расчленяющая
Мимикрия
1. Предостерегающая2. Угрожающая 3. Размобилизующая
Покровительственная (криптическая) окраска
Такая окраска позволяет организму «слиться» с фоном, стать незаметным, спрятаться. Присуща незащищенным организмам.
Покровительственная (криптическая) окраска
Частным случаем криптической окраски является окраска по принципу противотени. Принцип противотени предполагает более темную окраску верхней части тела и более светлую - нижней.
Расчленяющая окраска В этом случае на теле имеются яркие, контрастные полосы или пятна. Издалека хищнику очень трудно различить границы тела потенциальной жертвы Расчленяющая окраска Предостерегающая окраска Присуща защищенным животным. Яд, жало или другие способы защиты делают животное несъедобным для хищника, а окраска служит для того, чтобы вид объекта сохранился в памяти хищника в сочетании с теми неприятными ощущениями, которые тот испытал при попытке съесть животное. Примеры предостерегающей окраски Угрожающая окраска Угрожающая окраска присуща незащищенным, съедобным с точки зрения хищника организмам. Эта окраска не видна все время, в отличие от предостерегающей, она внезапно демонстрируется атакующему хищнику с целью дезориентировать его. Считается, что «глаза» на крыльях многих бабочек служат именно для этой цели. Угрожающая окраска Часто угрожающая окраска дополняется особыми позами, в которых она может «произвести наибольший эффект» на хищника. Мимикрия Под термином «мимикрия» объединяется целый ряд разных форм защитных окрасок, общим для которых является сходство, организмов, подражание по окраске одних существ другим. Виды мимикрии:Классическая мимикрия, или мимикрия Бейтса - подражание незащищенного организма защищенному;Мимикрия Мюллера - сходная окраска («реклама») у ряда видов защищенных организмов;Мимезия (маскировка) - подражание неживым предметам;Коллективная мимикрия - создание общего образа группой организмов;Агрессивная мимикрия - элементы подражания у хищника с целью привлечения жертвы. Классическая мимикрия Незащищенный организм подражает по окраске защищенному. Таким образом имитатором эксплуатируется стереотип, сформированный в памяти хищника контактом с моделью (защищенным организмом). Мимикрия Мюллера В этом случае ряд защищенных, несъедобных видов имеют сходную окраску («одна реклама на всех»). Пример - сходная окраска ряда видов Отряда перепончатокрылых. Мимезия - подражание неживым предметам Коллективная мимикрия При коллективной мимикрии большая группа небольших по размерам организмов сбивается в плотное скопление, чтобы создать образ крупного животного. Особенно эффективна такая стратегия для обитателей моря. Агрессивная мимикрия При агрессивной мимикрии хищник имеет приспособления, позволяющие ему привлекать потенциальную жертву. Примером может служить рыба-клоун, у которой на голове имеются выросты, напоминающие червячков, и к тому же способные шевелиться. Относительный характер приспособленности Каждая из приведенных защитных окрасок адаптивна, т.е. полезна для организмов лишь в определенных условиях среды обитания. При изменении этих условий она может стать даже дезадаптивной, вредной. Относительный характер приспособленности Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективными от другихПроявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразнымПолезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой средеВозможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания Рассмотрите животных, изображенных на фотографиях, и определите вид защитной окраски в каждом из случаев Лабораторная работа № 3. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.Цель работы: выявить признаки приспособленности организмов к среде обитания, установить ее относительный характер. Ход работы: Определить среду обитания организма.Выявить черты приспособленности к среде обитания.Выявить относительный характер приспособленности.На основании знаний о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений. Вывод: Какие преимущества получил организм в связи с приобретением определенных вами признаков приспособленности? Почему приспособленность относительна? Объясните механизм возникновения защитных окрасок Среди особей, не имевших предостерегающей окраски, в результате ______________________ появились _______________________В ходе борьбы за существование ________________________________В результате шел естественный отбор, и особи с предостерегающей окраской ______________ , а без нее ________________Возник новый вид, имеющий предостерегающую окраску. Подумайте, в каких ситуациях проявится относительный характер приспособленности при: Покровительственной окраскеПредостерегающей окраскеМимикрии Бейтса Домашнее задание: § 1.4.6


Предварительный просмотр:

Биология, 11 класс

Тема: Основы эволюционного учения

Конспект урока  «Приспособленность организмов и ее относительность»

Автор: учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 1»

Иванова Ольга Валентиновна

Тема урока: Приспособленность организмов и ее относительность.

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результате эволюционного процесса.

Задачи: формировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, рассмотреть факты разнообразных приспособлений (на примере защитных окрасок у животных), раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений (с использованием учения о движущих силах эволюции).

Ход урока.

I. Повторение  изученного материала (вводная беседа с заполнением схемы), (слайд 2).

II.Изучение нового материала

 1.Возникновение приспособлений (эвристическая беседа с заполнением схемы), (слайд 3).

2. Виды приспособлений (на примере защитных окрасок)

   (электронная лекция: слайды 4-20).

Как выжить мелкому организму в природном сообществе, где обитают хищники? Можно пойти разными путями:

    1.Спрятаться: а) покровительственная окраска;

                              б) расчленяющая окраска.

    2. На время дезориентировать: а) угрожающая окраска;

                                                            б) предостерегающая окраска;  

                                                            в) размобилизующая окраска.

    3. Подражать (мимикрия): а) мимикрия Бейтса (классическая);

                                                    б) мимикрия Мюллера;

                                                    в) мимезия (маскировка);

                                                    г) коллективная мимикрия;

                                                    д) агрессивная мимикрия.

3. Относительный характер приспособленности (рассказ с элементами беседы, слайды презентации 21-22).

 Каждая из приведенных защитных окрасок адаптивна, т. е. полезна для организмов лишь в определенных условиях среды обитания. При изменении этих условий (например, цвета фона для покровительственной окраски) она может стать даже дезадаптивной, вредной.

  1. Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективными от других (ядовитых змей поедают мангусты, ежи, свиньи).
  2. Проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным (ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом).
  3. Полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не опускаются на воду).
  4. Возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания (некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах Земли, куда были случайно или намеренно завезены человеком).

III. Лабораторная работа.

IV. Обобщение и закрепление.

  1. Рассмотрите животных. Определите вид защитной окраски (слайд 23).
  2. Объясните механизм возникновения защитных окрасок (на примере предостерегающей окраски), (слайд 24):

Среди особей, не имевших предостерегающей окраски, в результате____________________ появились __________________.

В ходе борьбы за существование ____________________________.

В результате шел естественный отбор, и особи с предостерегающей окраской ___________________, а без нее _____________________.

Возник новый вид, имеющий предостерегающую окраску.

  1. Подумайте, в каких ситуациях проявится относительный характер приспособленности при:
  1. покровительственной окраске;
  2. предостерегающей окраске;
  3. мимикрии Бейтса
  1. Какое соотношение численности модели и имитатора позволяет системе работать? Почему?

.

     

V. Вывод по уроку.

Дом.задание: § 8.

многообра-зие видов

результат

следствие

естествен-ный отбор

борьба за существо-вание

приспособ-ленность

организ-

мов

по Дарвину

по Линнею

по Ламарку

Возникновение приспособлений

мод.

имита-торы

  им.

модели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тайная мудрость организма"

В мультимедийной презентации "Тайная мудрость организма" собран материал о группах крови, их классификации, особенностях личности с учетом наличия определенной группы крови  у человека.Этот матер...

презентация "Внутренняя среда организма"

презентация к уроку биологии в 8 классе "Внутренняя среда организма". Содержит материал о составе крови, строении и функции форменных элементов....

Презентация.Внутренняя среда организма.8 класс.Биология.

Лимфа.Тканевая жидкость.Кровь.Состав и функции....

Урок – зачет по теме «Приспособленность организмов и ее относительность». 9 класс

Урок - зачет по данной теме проходит в виде Креатив - боя. Это одно из направлений ТРИЗ технологий. Урок включает несколько этапов. Происходит предварительное деление участников зачета на группы. Посл...

Приспособленность организмов и её относительный характер

Презентация "Приспособленность организмов и её относительный характер" может быть использована как на уроках биологии в 9, так и в 11 класах....

Адаптация организмов и её относительный характер

презентация к уроку : "Адаптация организмов и её относительный характер" в 11 классе...

Инструктивная карточка к лабораторной работе в 9 классе "Приспособленность организмов и её относительность"

Раздаточный материал для девятиклассников при выполнении лабораторной работы....