практические занятия по зоологии (энтомологии)
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

 

 В результате проведенной лабораторных и практических  работ изучено внешнее строение насекомых на примере бронзовки золотистой, собраны и определены насекомые различных отрядов, а так же оформлен коллекционный материал. На занятиях учащиеся познакомились с интересными сведениями об образе жизни, питании и роли членистоногих в природе и жизни человека. К отчету о проделанной работе, были составлены полевые маршрутные листы, на которых рассказано о конкретных насекомых, многоножках, клещах, обитающих на территории СЮН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye_na_syun.doc723 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа №85» им. Н.Д. Пахотищева

города Тайшета Иркутской области

Конспект занятий по зоологии
в 7 классе

«Животные, встречающиеся на территории СЮН. Многообразие представителей Типа Членистоногих. Систематика Класса Насекомых. Особенности внешнего строения членистоногих, образ жизни некоторых из них.  Роль членистоногих в природе и жизни человека»

подготовила

учитель биологии

Куденко Светлана Анатольевна

г. Тайшет

 2013

Исследовательская работа проводилась на базе станции юных натуралистов с группой одаренных детей.

Тема: «Животные, встречающиеся на территории СЮН. Многообразие представителей Типа Членистоногих. Систематика Класса Насекомых. Особенности внешнего строения членистоногих, образ жизни некоторых из них.  Роль членистоногих в природе и жизни человека»

Цель и задачи: в процессе практических и полевых работ познакомить ребят с многообразием животного мира на территории СЮН. Кратко познакомить с систематикой насекомых, их образом жизни и ролью в природе и жизни человека.

Оборудование: карточки с заданиями полевых работ, практических и лабораторных работ, таблицы, определители насекомых, препаровальные иглы, лупы, клей, морилки, вата.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

1. знакомство с ребятами. Сообщение темы, цели и задач занятий. Правила техники безопасности при работе с острыми предметами, отравляющими веществами, поведения ребят во время полевых работ.

1. ВВОДНОЕ ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Кого называют животными? Чем животные отличаются от растений?
  2. Многообразие животных. Представители Типа Членистоногих. Их характеристика. Многоножки (костянка, геофил), паукообразные, клещи (смородиновый клещ, паутинный клещ). Насекомые.
  3. Систематика Класса Насекомых. Отряды: жесткокрылые, чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые, равнокрылые, прямокрылые, признаки отрядов. Представители отрядов.
  4. Особенности развития насекомых. Развитие с полным метаморфозом. Развитие с неполным метаморфозом. Значение стадии куколки.
  5. Экологические группы насекомых: насекомые – гидробионты, почвенные насекомые, ночные насекомые, насекомые – мицетобионты (живущие в грибах), насекомые – копро - и некробионты, насекомые – мирмикофиллы (сожители муравьев, тля), насекомые – хищники и паразиты, насекомые – фитобионты и насекомые – опылители.
  6. Роль насекомых в природе и жизни человека.

2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: внешнее строение насекомых на примере бронзовки золотистой.

   

Ход лабораторной работы.

- Рассмотрите насекомое, определите размеры, окраску тела. Определите чем покрыто тело насекомого?

- Выясните, сколько отделов можно различить на теле жука? Как называются отделы?

- Рассмотрите голову жука. Найдите усики. Каково их значение? Найдите глаза, ротовые органы. Рассмотрите их строение. Назовите тип ротового аппарата к способам питания.

Карточка №1

ВГ – верхняя губа, НГ – нижняя губа, ВЧ – верхние челюсти, НЧ –нижние челюсти.

- Выясните, какие органы расположены на груди. Сколько пар ног и крыльев у бронзовки золотистой? Из каких члеников состоит нога жука? Установите, чем первая пара крыльев отличается от второй? Какое значение имеет полет в жизни насекомых.

Карточка №2

- Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки. Сосчитайте, сколько члеников образуют брюшко жука? Найдите с помощью лупы по бокам отверстия – дыхальца.

Карточка №3

- Сравните жука с кузнечиком или бабочкой. Выясните черты сходства и различия.

- Запишите выводы.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОЛЕ

Тема: «Животные, встречающиеся на территории СЮН. Многообразие представителей Типа Членистоногих. Сбор коллекционного материала с соблюдением правил по охране редких насекомых.»

  1. Беседа по технике безопасности и правилам поведения в природе во время полевых работ.
  2. Беседа о правилах сбора насекомых. Методы и приемы сбора насекомых ( кошение, ловля сачком, просеивание почвенных образцов и листового опада через энтомологическое сито т.д.) оформление коллекционного материала. Этикетки.
  3.  Сбор коллекций и оформление хода полевой работы в виде рисунков и записей.

- сделать зарисовку данного объекта. Определить тип ротового аппарата, способ питания.

- определить отряд, к которому относится данный объект. Определить экологическую группу данного объекта.

- оформить этикетку (указать место, дату сбора,)

4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЯМИ

Тема: « Определение насекомых по определителю»

  1. Знакомство учащихся со специальной литературой по определению насекомых.
  2. Подготовка собранного коллекционного материала к работе
  3. Определение насекомых по определителю.
  4. Оформление коллекции с указанием названия насекомого  и краткого описания его образа жизни, питания и роли его в природе и жизни человека.

ИТОГИ ЗАНЯТИЙ:

Оформление работ на научно-практическую конференцию.

 

 В результате проведенной лабораторных и практических  работ изучено внешнее строение насекомых на примере бронзовки золотистой, собраны и определены насекомые различных отрядов, а так же оформлен коллекционный материал. На занятиях учащиеся познакомились с интересными сведениями об образе жизни, питании и роли членистоногих в природе и жизни человека. К отчету о проделанной работе, были составлены полевые маршрутные листы, на которых рассказано о конкретных насекомых, многоножках, клещах, обитающих на территории СЮН.

Список литературы:

1. Бей-Биенко Г. Я., Определитель насекомых европейской части СССР. Т. II.   Жесткокрылые и веерокрылые. / под общ. ред. чл.-корр. Г. Я. Бей-Биенко. — М.-Л.: «Наука», 1965. — 622 с.

2. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — 3-е издание., доп.— М.: Высшая школа, 1980. — 416 с., ил.

3. Белошапкин С. П., Гончарова Н. Г., Словарь-справочник энтомолога / Сост. Ю. А. Захваткин, В. В. Исаичев. — Москва: Нива России, 1992. — 334 с.

4. Тыщенко В. П. Физиология насекомых. — М.: Высшая шк., 1986. — 303 с.

5. Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. — М.Л. Советская наука. 1949.—900 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Практическая работа по зоологии "Строение пера птицы"

Практическую работу можно выполнить, использовав тот материал, который есть на листе. Также можно добавить свои комментарии, схемы или рисунки...

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках

практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности  44.02. 01 "Дошкольное образование", являяетс...

Занятие по ПДД. Программа "Дорожная азбука" Тема: Пешеходные переходы. Практическое занятие.

Конспект занятия по ПДД и раздаточный материал к занятию. Тема "Пешеходные переходы. Практическое занятие". Программа "Дорожная азбука", 1 год обучения....

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...