Программа "Зеленый мир"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Васильева Наталья Викторовна

Программа  "Зеленый мир" разработана для реализации государственной программы по экологическому образованию и воспитанию школьников . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zel._mir.docx174.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1

Апшеронский район г. Апшеронск

Программа:

 Смешанная модель  экологического обучения и воспитания школьников в системе дополнительного образования

«Зеленый мир».

Выполнила:

       учитель биологии

 МАОУЛ № 1

г. Апшеронск

                             Васильева

                                                 Наталья

Викторовна

2013 год


Система работы

по

экологическому образованию

и воспитанию учащихся

МАОУЛ № 1

Тема:

Экологическое обучение через систему занятий во внеурочное время и интеграцию экологии и школьных дисциплин,

научно – исследовательскую деятельность.

Экологическое воспитание через формирование экологического сознания, толерантности.

Цель:

  • Экологическое обучения через систему научных экологических знаний во внеурочное время и интеграцию с другими дисциплинами, научно – исследовательских  и практических работ.
  • Экологическое воспитание через формирование толерантности

к человеку и природе.

Задачи:

  • -экологическое образование через систему научно-исследовательской и практической деятельности учащихся;
  • экологическое воспитание через формирование толерантного отношения к человеку и природе;
  • экологизация образования через введение вопросов экологии в школьные предметы;
  • экологическое обучение учащихся на занятиях – практикумах

во внеурочное время;

  • приобретение учащимися экологических и природоохранных навыков;
  • воспитание экологической культуры, этики, толерантности;
  • ориентация на профессии,связанные с изучением природы.

Ответственный за экологическую работу в школе – учитель биологии

 Васильева Н.В.

Пояснительная записка.

Экологическое образование  в системе обучения  должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которогосделать каждого человека экологически грамотным.

Наша школа  уникальное учебное учреждение, т.к. в ней  обучаются дети более 30 национальностей. Понятно, что в таком многоликом и разноязычном коллективе обучение и воспитание в духе толерантности, взаимопонимания и терпимости приобретает особое значение.

На первый план выходит приобщение школьников к основам

социально-экологических знаний, комплексу научных отраслей, изучающих связь общественных структур и человека с природой и социальной средой обитания. В результате экологическое образование и воспитание приобретает социальные аспекты, а не общепринятые природоохранные.

 Исходя из этого, экологию природной среды можно рассматривать как проявление генезиса и становление межкультурных взаимоотношений.

Экологическое обучение имеет междисциплинарный характер и  рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии, истории, обществознания, русского языка и литературы и т.д., а также опирается на работу школьного научного экологического общества « Галантус». Программа НЭО  включает в себя курс занятий по экологическому обучению.

Эколого-валеологическое направление  рассматривается с точки зрения соотношения таких дисциплин  как валеология – гигиена – экология человека. Они являются смежными науками и у них общий «фундамент» - здоровье человека, что особо актуально в свете внедряемых в образование здоровье сберегающих технологий.

 Таким образом, содержание экологического образования комплексно, оно включает:        

  • научные,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • правовые,
  • личностные,
  • мировоззренческие,
  • практические аспекты.

Программа по экологическому обучению и воспитанию школьниковреализуется через работу научного экологического общества « Галантус».

Обучаются учащиеся 6-11 классов. В общество входит 30 постоянных членов и постоянно привлекаются заинтересованные учащиеся.

         

Программа по экологическому обучению и воспитанию школьников «Зеленый мир».

Цель:

  • Экологическое обучения через систему научных экологических знаний во внеурочное время и интеграцию с другими дисциплинами, научно – исследовательских  и практических работ.
  • Экологическое воспитание через формирование толерантности

к человеку и природе.

Задачи:

  • -экологическое образование через систему научно-исследовательской и практической деятельности учащихся;
  • экологическое воспитание через формирование толерантного отношения к человеку и природе;
  • экологизация образования через введение вопросов экологии в школьные предметы;
  • экологическое обучение учащихсяна занятиях – практикумах

во внеурочное время;

  • приобретение учащимися экологических и природоохранных навыков;
  • воспитание экологической культуры, этики, толерантности;
  • ориентация на профессии,связанные с изучением природы.

Направления работы

     экологическое                                  экологическое

     образование                                    воспитание

               Формы работы по направлениям:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • интеграционное экологическое обучение;
  • слеты, конференции;
  • олимпиадное движение;
  • конкурсная деятельность;
  • лектории;
  • экскурсии;
  • экологический мониторинг;
  • пропаганда и агитация;
  • открытые мероприятия;
  • тематические классные часы и родительские собрания;
  • разработка и внедрение экологических проектов.

Ожидаемый  результат по каждому направлению:

  • Эколого-валеологическое
  • сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста
    информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса;
  • Осуществить экологический мониторинг состояния учебного учреждения по выбранным критериям;
  • Проанализировать полученные результаты исследований и выработать ряд рекомендаций, на основе которых будут внедряться элементы здоровье сберегающих технологий;
  • Создать комфортные условия в общеобразовательном учреждении для максимальной реализации учащимися своих умственных, физических и творческих способностей;
  • Пропагандировать здоровый образ жизни под девизом «Быть здоровым – это модно!».
  • Социальная экология
  • На основе анкетирования учащихся школы и психолого-педагогических исследований выявить наиболее проблемные аспекты во взаимоотношениях школьников;
  • Разработать эффективные меры по снижению конфликтных ситуаций и правонарушений через воспитание определенного типа взаимоотношений – толерантность: межличностную, национальную, этническую
  • Природоохранное
  • Пропагандирование экологического образования и воспитания;
  • Развитие научного мышления и мировоззрения, навыков  учащихся через систему исследовательских работ и проектов,  направленных на решение экономических, экологических и социальных проблем;
  • Формирование познавательного интереса учащихся, так как экология – это область знаний, возникшая на стыке многих дисциплин.

Этапы программы:

Учебный год

Этапы программы

Состояние программы

2011-2012

I

Разработка

2012-2013

II

Внедрение и корректировка

2013-2014

2014-2015

III

Реализация

2015-2016

IV

Подведение итогов и анализ

  • 2011-2012 год: в разработке программы « Зеленый мир»  принимает участие коллектив единомышленников:

                - учитель биологии МАОУЛ №1                Васильева Н.В.

                - учитель биологии МАОУЛ №1                Дроздова Л.И.

                - зам. директора по УВР МАОУЛ №          Иноземцева М.В.

                - зам. директора по ВР МАОУЛ                Лытня Н.Э.

                - педагог-психолог МАОУЛ №1

                - медицинский работник

                - учитель физики и  информатики          Русяева А.В.  

                   МАОУЛ №1    

2011-2012 год: в  разработке программы « Зеленый мир» принимали участие члены школьного экологического научного  общества «Галантус» и педагоги школы.